Организация занятий с проблемными методами обучения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 17:05, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения на занятиях. Исходя из объекта и предмета для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования. 2. Провести психолого-педагогический анализ сущности проблемного обучения как основного элемента современной системы образования и воспитания . 3. Выявить особенности создания проблемных ситуаций на уроке. 4. Разработать план-конспект занятия с проблемным методом обучения. 5. Выявить эффективность создания системы проблемных ситуаций в обучении школьников.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………... 1. Теоретические сведенья об организации занятий с проблемными методами обучения………………………………………………………………………… 1.1. Исторические аспекты проблемного обучения…………………….. 1.2.Сущность и структура проблемных методов обучения……........... 1.3 Функции проблемного обучения…………………………………….. 1.4. Роль педагога в организации занятий с проблемными методами обучения………………………………………………………………………... 1.5. Выбор и обоснование форм и методов обучения для реализации целей и содержания выбранного урока……………………………………………… 2. Практическая часть по применению методов проблемного обучения при организации учебных занятий………………………………………………… 2.1. Разработка тематического плана раздела (программы), распределение содержания и количества часов по урокам…………………………………... 2.2. Разработка развернутого плана-конспекта на одно занятие ……… 2.3. Учебно- дидактический материал для проведения выбранного урока 2.4. Учебные-карты задания для организации занятий с проблемными методами обучения……………………………………………………………… 2.5.Материально-техническое обеспечение урока на тему : «Моделирование плечевой одежды. Моделирование халата на цельнокроеной основе.»…………………………………………………………………………… Заключение………………………………………………………………………. Список использованной литературы………………………………………….. Приложение А……………………………………………………………………. Приложение В…………………………………………………………………… Приложение С……………………………………………………………………… Приложение D…………………………………………………………………..
ЕКИБАСТУЗСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА К.САТПАЕВА
Курсовая работа на тему :
«Организация занятий с проблемными
методами обучения»
Выполнила: Студент гр. БПО-31
Герман Э.
Проверила :Ст.преподаватель
Семенова Г.А.
Экибастуз,2015 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………...
1. Теоретические сведенья об
организации занятий с проблемными методами
обучения…………………………………………………………………………
1.1. Исторические
аспекты проблемного обучения……………………..
1.2.Сущность и
структура проблемных методов обучения……...........
1.3 Функции проблемного
обучения……………………………………..
1.4. Роль педагога
в организации занятий с проблемными методами
обучения………………………………………………………………………...
1.5. Выбор и
обоснование форм и методов обучения для
реализации целей и содержания выбранного
урока………………………………………………
2. Практическая часть по применению
методов проблемного обучения при организации
учебных занятий…………………………………………………
2.1. Разработка
тематического плана раздела (программы),
распределение содержания и количества
часов по урокам…………………………………...
2.2. Разработка развернутого
плана-конспекта на одно занятие ………
2.3. Учебно-
дидактический материал для проведения
выбранного урока
2.4. Учебные-карты
задания для организации занятий с
проблемными методами обучения………………………………………………………………
2.5.Материально-техническое
обеспечение урока на тему : «Моделирование
плечевой одежды. Моделирование халата
на цельнокроеной основе.»……………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………..
Приложение А…………………………………………………………………….
Приложение В……………………………………………………………………
Приложение С………………………………………………………………………
Приложение D…………………………………………………………………..
Введение.
Современная наука находится
в процессе постоянного развития: по мере
изменения роли человека в культуре, экономике
и всех сферах общественных отношений,
изменяются и цели, которые ставит перед
собой образование, совершенствуются
педагогические методы, появляются новые
идеи, оживляются старые, ставшие вдруг
актуальными. Вместе с тем, фактическая
система образования обладает достаточной
инертностью к нововведениям, что, с одной
стороны, является определенным сдерживающим
фактором для развития теории педагогики,
с другой же стороны, имеет и положительный
эффект, поскольку такая инертность носит
и системосохраняющий характер. В Казахстане
в условиях системы образования получили
возможность своего развития и воплощения
на практике различные педагогические
технологии, концепции и методы обучения.
Появились возможности для реализации
на практике и проблемного обучения, о
котором и будет говорится в данной курсовой
работе.
В 20-м веке
развитие концепции проблемного обучения
связано, в первую очередь, с американским
психологом и педагогом Дж. Дьюи (1859-1952).
Его педагогическая теория получила название
инструментальной педагогики или «обучения
путем делания» и заключалась в том, что
ребенок должен получать опыт и знания
в процессе самостоятельного исследования,
изготовления различных макетов и схем,
производства опытов, нахождения ответов
на спорные вопросы и так далее. Дьюи считал,
что для полноценного интеллектуального
развития и образования вполне достаточно
изначальной познавательной активности
и любознательности ребенка (исходя из
того, что ее было достаточно человечеству),
поэтому в процессе обучения педагог должен
помогать ребенку в познании только того,
о чем требует сам ребенок.
В России исследования в
области проблемного обучения в полной
мере начались в 60-х годах 20-го века в качестве
альтернативы массовому нормативному
обучению, что объясняется определенным
ослаблением идеологического давления
в тот период. Концепция проблемного обучения,
как и развивающего, изначально основывалась
на тенденции усиления роли ученика в
образовании, понимании необходимости
личностного развития учащихся. Разработкой
тех или иных аспектов проблемного обучения
и проблемного обучения как концепции
в целом занимались с того времени и занимаются
сегодня многие ученые и практики: М.Н.Скаткин,
И.Я.Лернер, В.Оконь, Н.А.Менчинская, М.А.Данилов,
Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин,
А.В.Хуторской и многие другие
В данной
работе рассматриваются особенности
проблемного обучения, его сущность, основные
методы и функции, методика организации
проблемного обучения и требования, которые
к ней предъявляет современная теория
педагогики, с тем, чтобы определить, какую
роль могут и должны играть проблемные
методы обучения в современной системе
образования.
Цель курсовой работы: теоретически обосновать
и практически подтвердить эффективность
применения проблемного обучения на занятиях.
Объектом исследования
данной работы выступает организация
проблемного обучения на занятиях.
Предмет исследования
– проблемная ситуация в обучении как
фактор актуализации возможностей проблемного
обучения .
Исходя
из объекта и предмета для достижения
поставленной цели, были определены следующие задачи:
Изучить и проанализировать
литературу по теме исследования.
Провести психолого-педагогический
анализ сущности проблемного обучения
как основного элемента современной системы
образования и воспитания .
Выявить особенности создания
проблемных ситуаций на уроке.
Разработать план-конспект
занятия с проблемным методом обучения.
Выявить эффективность создания
системы проблемных ситуаций в обучении
школьников.
Курсовая работа состоит,
из введения, двух глав: теоретической
и практической части, подразделов, заключения
и приложений.
Глава 1. Теоретические
сведенья об организации занятий с проблемными
методами обучения.
1.1. Исторические аспекты
проблемного обучения.
Мышление необходимо человеку
прежде всего для того, чтобы
все более глубоко отражать непрерывно
изменяющиеся условия жизни деятельности.
В силу своей постоянной изменчивости
эти условия неизбежно оказываются
новыми, а все новое необходимо является
вначале неизвестным. Таким образом, в
процессе поисков и открытия существенно
нового человек имеет дело с неизвестным.
Как вообще можно познавать неизвестное,
если мы о нем еще ничего не знаем? Уже
философы Древней Греции всерьез осознавали
эту исходную и всеобщую трудность мыслительной
деятельности. Они выразили ее в форме
следующего парадокса мышления: если я
(уже) знаю, что я ищу, то что же мне еще
искать; а если я (еще) не знаю, что я ищу,
то как я могу искать [2]? Такой парадокс
отчасти правильно выражает важнейшее
противоречие всякого мышления – противоречие
между начальными и конечными стадиями
мыслительного процесса.
В качестве одной
из главных психических реальностей
при исследовании творческих
процессов мышления была открыта
проблемная ситуация, которая, как
отмечают психологи, является начальным
моментом мышления, источником творческого
мышления [3]. Именно проблемная ситуация
помогает вызвать определенную познавательную
потребность у учащихся, дать необходимую
направленность их мысли и тем самым создать
внутренние условия для усвоения нового
материала [3].
Проблемное обучение основывается
на теоретических положениях американского
философа, психолога и педагога Дж. Дьюи,
основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу,
в которой учебный план был заменён игровой
и трудовой деятельностью [2]. Занятия чтением,
счетом, письмом проводились только в
связи с потребностями - инстинктами, возникавшими
у детей спонтанно, по мере их физиологического
созревания.
Технология проблемного обучения
получила распространение в 20-30-х годах
в советской и зарубежной школе. Возникновение
дидактической системы проблемного обучения
в советской педагогике связывают с исследованиями
Л.В. Занкова (организация содержания и
построение процесса обучения), М.А. Данилова
(построение процесса обучения), М.Н. Скаткина,
И.Я. Лернера (содержание и методы обучения),
Н.А. Менчинской и Е.Н. Кабановой-Меллер
(построение системы приёмов познавательной
деятельности), Т.В. Кудрявцева и А.М. Матюшкина
(построение процесса научения), В. В. Давыдова
и Д. Брунера (организация содержания)
и М.И. Махмутова (построение процесса
обучения). Выдвинув идею новой дидактической
системы, Л.В. Занков представил её как
сочетание новых дидактических принципов,
построенных с учётом закономерностей
соотношения обучения и развития (младших)
школьников, экспериментально доказал
преимущество новой схемы учебного процесса
над традиционной [3].
Проблемное обучение - это
современный уровень развития дидактики
и передовой педагогической практики.
Оно возникло как результат достижений
передовой практики и теории обучения
и воспитания в сочетании с традиционным
типом обучения является эффективным
средством общего и интеллектуального
развития учащихся. Само название связано
не столько с этимологией слова, сколько
с сущностью понятия [4].
Проблемным называют обучение
потому, что организация учебного процесса
базируется на принципе проблемности,
а систематическое решение учебных
проблем - характерный признак этого
типа обучения. Поскольку вся система
методов при этом направлена на всестороннее
развитие школьника, его познавательных
потребностей, на формирование интеллектуально
активной личности, проблемное обучение
является подлинно развивающим обучением.
На основе обобщения практики и анализа
результатов теоретических исследований
можно дать следующее определение понятия
«проблемное обучение»:
Проблемное обучение - это
тип развивающего обучения, в котором
сочетаются самостоятельная систематическая
поисковая деятельность учащихся с усвоением
ими готовых выводов науки, а система методов
построена с учетом целеполагания и принципа
проблемности; процесс взаимодействия
преподавания и учения ориентирован на
формирование мировоззрения учащихся,
их познавательной самостоятельности,
устойчивых мотивов учения и мыслительных
(включая и творческие) способностей в
ходе усвоения ими научных понятий и способов
деятельности, детерминированного системой
проблемных ситуаций [5].
Проблемная ситуация прежде
всего характеризует определенное психологическое
состояние учащегося, возникающее в процессе
выполнения такого задания, которое требует
открытия (усвоения) новых знании о предмете,
способах или условиях выполнения задания.
Главный элемент проблемной ситуации
- неизвестное, новое, то, что должно быть
открыто для правильного выполнения задания,
для выполнения нужного действия [5].
Проблемное обучение является
ведущим элементом современной системы
развивающего обучения, включающей содержание
учебных курсов, разные типы обучения
и способы организации учебно-воспитательного
процесса в школе.
Проблемное обучение характеризуется
системой не любых методов, а именно, методов
построенных с учетом целеполагания и
принципа проблемности. «Проблемная ситуация»
и «учебная проблема» являются основными
понятиями проблемного обучения, которое
рассматривается не как механическое
сложение деятельностей преподавания
и учения, а как диалектическое взаимодействие
и взаимосвязь этих двух деятельностей,
каждая из которых имеет свою самостоятельную
функциональную структуру [5].
Сущность и структура проблемных методов обучения.
Проблемное обучение – это
такая организация педагогического процесса,
когда ученик систематически включается
учителем в поиск решения новых для него
проблем. Структура процесса проблемного
обучения представляет собой систему
связанных между собой и усложняющихся
проблемных ситуаций. Существенным недостатком
в современной практике и теории проблемного
обучения считается ограниченное понимание
постановки проблем .
Остановимся более подробно
на классификации методов проблемного
обучения, предложенной М.И. Махмутовым,
названных им дидактическими способами
организации процесса проблемного обучения.
За основу своей классификации им, была
принята классификация методов обучения
по характеру познавательной деятельности,
предложенная еще в 1965 году И.Я. Лернером
и М.Н. Скаткиным.
М.И. Махмутов в зависимости
от способа представления учебного материала
(проблемных ситуаций) и степени активности
учащихся выделял шесть дидактических
способов организации процесса проблемного
обучения (то есть общих методов), представляющих
собой три вида изложения учебного материала
учителем и три вида организации им самостоятельной
учебной деятельности учащихся:
метод монологического изложения;
рассуждающий (показательный)
метод изложения;
диалогический метод изложения;
эвристический метод обучения;
исследовательский метод;
проблемный метод обучение
активность
метод программированных заданий
Монологический
метод обучения - это обусловленная принципами
обучения система правил подготовки и
изложения обучающим учебного материала
с целью объяснения учащимся готовых выводов
науки в форме рассказа или школьной лекции
с применением аудиовизуальных средств
и формирования у учащихся знаний и умений
на уровне их восприятия и понимания.
Признаками монологического
метода являются наличие вербального
изложения учителем учебного материала,
описательное объяснение фактов и т.п.,
спорадическое возникновение проблемных
ситуаций. Доминирует исполнительская
деятельность учащихся: наблюдение, слушание
и запоминание, выполнение действий по
образцу; контроль и оценка по качеству
воспроизведения знаний. Основными функциями
монологического метода являются:
а) передача учащимся готовых
выводов науки в виде фактов, законов,
принципов, правил и положений;
б) организация повторения и
закрепления пройденного материала, углубление
знаний;
в) совершенствование репродуктивного
мышления.
Показательный метод
обучения - это обусловленная принципами
обучения система регулятивных правил
подготовки и объяснения учебного материала
путем постановки проблемы и показа способов
ее решения или путем показа учащимся
образца логики научного исследования,
формирование у них способов поисковой
деятельности.Признаки данного метода
обучения:
1) показывается логика
решения научной проблемы ученым
или решение нравственных проблем
писателем;
2) показывается образец
доказательства, рассуждений, путь поиска
истины;
3) показываются способы решения
практической проблемы.
Функции показательного метода:
формирование у учащихся понятия
о логике и способах решения научной или
практической проблемы;
формирование представлений
о способах творческой деятельности.
Диалогический метод - это обусловленная принципами
обучения система регулятивных правил
подготовки учебного материала и проведения
сообщающей беседы с целью объяснения
учебного материала учителем, усвоения
его учащимися, побуждения учащихся к
участию в постановке проблем и их решении
и активизации их учебной деятельности.
Основные признаки этого метода:
изложение учебного материала идет в форме
сообщающей беседы, в которой используются
в основном репродуктивные вопросы по
известному учащимся материалу. Учитель
может также создать проблемную ситуацию,
поставить ряд проблемных вопросов, но
в этом случае сущность новых понятий
и способов действий объясняет учитель.
Функции диалогического метода:раскрытие
новых понятий и способов учебной деятельности
с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно
создаваемых проблемных ситуаций; активизация
познавательного общения и побуждение
учащихся к умственной или практической
деятельности, формирование у них умений
речевого общения и самостоятельной деятельности;
обучение их способам коллективной мыслительной
деятельности.