Организация занятий с проблемными методами обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения на занятиях.
Исходя из объекта и предмета для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Провести психолого-педагогический анализ сущности проблемного обучения как основного элемента современной системы образования и воспитания .
3. Выявить особенности создания проблемных ситуаций на уроке.
4. Разработать план-конспект занятия с проблемным методом обучения.
5. Выявить эффективность создания системы проблемных ситуаций в обучении школьников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...
1. Теоретические сведенья об организации занятий с проблемными методами обучения…………………………………………………………………………
1.1. Исторические аспекты проблемного обучения……………………..
1.2.Сущность и структура проблемных методов обучения……...........
1.3 Функции проблемного обучения……………………………………..
1.4. Роль педагога в организации занятий с проблемными методами обучения………………………………………………………………………...
1.5. Выбор и обоснование форм и методов обучения для реализации целей и содержания выбранного урока………………………………………………
2. Практическая часть по применению методов проблемного обучения при организации учебных занятий…………………………………………………
2.1. Разработка тематического плана раздела (программы), распределение содержания и количества часов по урокам…………………………………...
2.2. Разработка развернутого плана-конспекта на одно занятие ………
2.3. Учебно- дидактический материал для проведения выбранного урока
2.4. Учебные-карты задания для организации занятий с проблемными методами обучения………………………………………………………………
2.5.Материально-техническое обеспечение урока на тему : «Моделирование плечевой одежды. Моделирование халата на цельнокроеной основе.»……………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………..
Приложение А…………………………………………………………………….
Приложение В……………………………………………………………………
Приложение С………………………………………………………………………
Приложение D…………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

куовая побленые етоды.docx

— 2.95 Мб (Скачать файл)

Каждый ученик получает карточки-задания с условиями моделирования халата, а так же раздаются готовые лекала халата.(приложение D), а так же моделирование длинного цельнокроеного рукава(инструкционная карта). Задания делятся на уровни, ученикам предоставляется выбор.

Текущий инструктаж. Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности. Сдача работ учителю.

Заключительный инструктаж. Закрепление изученного материала.(2 мин)

Какими правилами руководствовались при моделировании халата ?

 

V. Рефлексия . Домашнее задание.

Вывод по уроку. Как из халата сделать платье ?

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Учебно- дидактический материал для проведения выбранного урока.

1.Смоделируйте по заданной схеме спинку халата.

 

 

  1. Смоделируйте по заданной схеме переда халата.

 

3.Инструкционная карта  построения длинного цельнокроеного  рукава

Данная конструкция строится на базе чертежа выкройки основы платья полуприлегающего силуэта. При необходимости достичь более свободного кроя можно увеличить прибавку на свободное облегание, распределив ее равномерно между участками базисной сетки (спинкой, проймой и полочкой).

№ операции

Выполняемое действие

Схема построения

1

Скопируем на чистый лист бумаги спинку и полочку лифа основы платья. Переносить все буквы и вспомогательные линии нет необходимости. Скопируйте только те буквы и линии, которые будут участвовать в построении. Посмотрите на наш рисунок и ситуация прояснится. Перенести боковую линию лифа на середину проймы.

2

Для этого от точки Г4 вниз проводим линию до пересечения с линией талии. Вместе с боковой линией переносим боковую вытачку

3

При конструировании мягкой формы лифа с длинным цельнокроеным рукавом, а это как раз наш случай, величину раствора боковой вытачки необходимо уменьшить до 1,5см в каждую сторону. То есть расстояние Т2Т3 = Т2Т4 = 1,5см.

 Корректируем раствор  вытачки

4

Для обеспечения дополнительной свободы линию плеча и горловины спинки перемещаем вверх следующим образом: 
От точки А вверх откладываем 0,5см и ставим точку А11; 
От точек А4, О и О3 вверх откладываем 0,7см и ставим соответственно точки А41, О11 и О31; 
От точки П1 вверх откладываем 1,5см и ставим точку П11. 

5

Точки А11 и А41 соединяем плавной кривой, получая при этом новую линию ростка.

 

Участки А41 О11 и О31 П11 соединяем прямыми линями, продолжая вправо плечевой срез на расстояние, равное мерке длины рукава. В нашем примере длина рукава равна 58см.

 

 Таким образом, мы откладываем  от точки П11  58см, а вы - свою  мерку длины рукава, и ставим  точку С.

6

От точки С вниз под прямым углом к верхнему срезу рукава проводим прямую, на которой откладываем ширину рукава плюс 2см и ставим точку С1.  
СС1 = Шр : 2 + 2см = 36 : 2 + 2 = 20см, а вы производите расчет исходя из своих данных.

7

Отрезок СС1 оформляем плавной кривой. Для этого расстояние СС1 делим пополам, ставим точку С2, от которой вправо откладываем 0,5 – 0,7см. Плавно соединяя точки С, С2 и С1 получаем линию низа рукава.

8

Из точки С1 влево параллельно верхнему срезу (для прямого рукава) проводим вспомогательную линию до пересечения с боковым срезом. Точку пересечения обозначаем буквой С3.

9

Вправо и вниз от точки С3 откладываем расстояние равное отрезку Г4С3 и ставим точки 1 и 2. Смотрите рис. 9. Это построение удобно сделать с помощью циркуля, используя точку С3 как радиус

10

В данной конструкции линия нижнего среза рукава плавно переходит в линию бокового среза лифа. 
Окончательно оформляем линию нижнего среза рукава и боковую линию лифа с прогибом  между точками 1 и 2. Смотрите на рис. 10. На этом участке после раскроя делается оттяжка.

11

Если изделие отрезное по линии талии, в этом случае для обеспечения свободы движения, необходимо удлинить боковой срез лифа примерно на 1-1,5см. Это делается следующим образом. От точки Т3 вниз на продолжении боковой линии откладываем 1-1,5см и ставим точку Т31. Линию талии оформляем плавной кривой, соединяя точки Т31 и Т.


 

 

 

 

2.4 Учебные-карты задания  для организации занятий с проблемными методами обучения.

1. Найди несколько отличий и назовите их:

1.Вытачки-складки

2.застежка

3.карманы

 

 

 

 

2.Найдите отличия в  чертеже и назовите их:

  1. Вытачка на плечевом       срезе.

2.Борт

3.Карман

 

 

 

3. Сколько ткани нужно ткани для изготовления вашего изделия? Количество ткани зависит от ширины.

Расчет количества ткани:

  • при ширине ткани 150см рассчитывается по формулам: 
    1 х Ди, для средней полноты. 
    2 х Ди, для полных;

  • при ширине материала 110см рассчитывается по формуле: 2 Ди + 30см. (на обработку)

 

2.5. Материально-техническое  обеспечение урока на тему : «Моделирование плечевой одежды. Моделирование халата на цельнокроеной основе.»

Кабинет технологии расположен на 1-м этаже:

  • Общая площадь – 74 м 2 ,12.05 м длина, 6.20 м ширина.

  • Имеется кабинет кулинарии площадью – 22.10 м 2 ,  3.68 м длина,  6.20 ширина.

  • Воздушный объем – 321.22 м 3 , высота 3.30 м.

  • Один вход с коридора, а так же вход в кулинарию.

  • Пол деревянный, покрыт линолеумом.

  • Стены побелены и до половины окрашены масляной краской.

  • Рабочие столы имеют цвет светлой древесины.

  • Окна оборудованы жалюзями, вертикального расположения.

  • Потолок побелен водоэмульсионной краской.

  • Освещение ЛБ 40. Светильники расположены в 3 ряда. Всего электроточек: кулинария – 4, кабинет технологии – 14.

  • 5 окон с фрамугами для проветривания;

  • Температурный режим воздуха в кабинете составляет 20 – 22оС.

  • Относительная влажность воздуха 31%.

  • В кабинете имеется 1 компьютер , 22 рабочих места ученика и 1 рабочее место учителя.

  • Расстановка швейных машин – односторонняя.

Гладильная доска, утюг. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключение попытаемся ответить на следующие вопросы: насколько действительно эффективно проблемное обучение и где, как и зачем его следует внедрять в образовательный процесс.

Теория проблемного обучения имеет на современном этапе уже довольно стройный вид, хотя все еще продолжаются исследования, но оценить ее действенность пока не представляется возможным: эффективность педагогической концепции можно определить лишь после ее реальной широкомасштабной апробации на практике. А практики применения проблемных методов обучения в России пока явно не достаточно.

Тем не менее востребованность проблемного обучения неоспорима. Более того, проблемное обучение, исходя из специфики своей методики, теоретически действительно может составить конкуренцию не только традиционному, но и развивающему обучению.

Проводящиеся в России эксперименты и зарубежная практика свидетельствуют о довольно высоких результатах применения методов проблемного обучения. Так, Ю.П.Скосарев пишет об исследованиях, которые проводились на протяжении 1977 – 1990 гг. на отдельных кафедрах и курсах [11]. Данные исследования показали, что проблемное обучение обеспечивает «значительное усиление познавательной активности у всех студентов, прочное усвоение знаний и высокую их интеграцию – у подавляющего большинства, но недостаточно интенсивное освоение навыков творческого мышления». Причину недостаточного развития творческого мышления он видит в бессистемности применявшегося проблемного обучения: «степень развития навыков и умений творческого мышления зависит от разнообразия и суммарного числа упражнений в решении учебных проблем, что не достигается в течение года работы студентов на одной кафедре». Поэтому в качестве решения данной проблемы Ю.П.Скосарев предлагает создать систему проблемного обучения, которая бы действовала в течение всех лет учебы в высшей школе. На взгляд автора, более логично пойти еще дальше: использовать проблемные методы обучения еще в школе, с тем чтобы, во-первых, такой вид обучения стал естественным, привычным для учащихся и, во-вторых, чтобы развивать творческие качества учащихся именно в тот период, когда детская психология этому наиболее благоприятствует. В связи с вышеуказанным, проблемное обучение не предполагает полного отказа от таких традиционных методов, как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Но в отдельных отраслях и в наиболее благоприятствующих тому ситуациях применение проблемных методов способно позволить добиться высоких результатов в образовании и расширить его традиционно суженные целевые рамки. Здесь важно еще раз отметить, что проблемное обучение не следует рассматривать как самодостаточную педагогическую технологию: это комплекс методов, подход к организации обучения, не исключающий применение и других методов: от традиционных до суггестивных, от развивающего обучения до технологии укрупнения дидактических единиц. Возможно, наиболее эффективной педагогической технологией была бы именно та, которая смогла бы реализовать в системе образования подтвержденные практикой и объединенные в органичный комплекс достижения всех педагогических и психологических школ, основные педагогические теории и концепции. В такой комплексной технологии, смогла бы занять достойное место и концепция проблемного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
  2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М: Просвещение, 1985.
  3. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.
  4. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.
  5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.
  6. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к занятиям и потребности к

самообразованию. М.: Просвещение, 1985.

  1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения. М., 1983.
  2. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. Казань: Изд-во КГУ, 1967.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М.: Вита-Пресс, 1999.
  5. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
  6. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1998.
  7. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб.пособие. М.: Просвещение, 1987.
  8. Дорно И.В. Проблемное обучение в школе: метод. пособие для студентов-заочников.
  9. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Просвещение, 1989.
  10. Дьяченко И.М., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. М.: Хэлтон, 1998.
  11. Занков Л.В. О начальном обучении. М.: АПН РСФСР, 1963.
  12. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. М.: АПН РСФСР, 1963.
  13. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. СПб.: Речь, 2006.
  14. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. М.: Омега, 1994.
  15. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985.

 

 

Приложение А. Демонстрация отличий халата от платья.

 

Приложение В.Халат с запахом и халат на молнии.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение С.

Базовый покрой.                       Цельнокроеный покрой.


 

Покрой реглан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение D.Лекала халата.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Организация занятий с проблемными методами обучения