Организация занятий с проблемными методами обучения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 17:05, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения на занятиях. Исходя из объекта и предмета для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования. 2. Провести психолого-педагогический анализ сущности проблемного обучения как основного элемента современной системы образования и воспитания . 3. Выявить особенности создания проблемных ситуаций на уроке. 4. Разработать план-конспект занятия с проблемным методом обучения. 5. Выявить эффективность создания системы проблемных ситуаций в обучении школьников.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………... 1. Теоретические сведенья об организации занятий с проблемными методами обучения………………………………………………………………………… 1.1. Исторические аспекты проблемного обучения…………………….. 1.2.Сущность и структура проблемных методов обучения……........... 1.3 Функции проблемного обучения…………………………………….. 1.4. Роль педагога в организации занятий с проблемными методами обучения………………………………………………………………………... 1.5. Выбор и обоснование форм и методов обучения для реализации целей и содержания выбранного урока……………………………………………… 2. Практическая часть по применению методов проблемного обучения при организации учебных занятий………………………………………………… 2.1. Разработка тематического плана раздела (программы), распределение содержания и количества часов по урокам…………………………………... 2.2. Разработка развернутого плана-конспекта на одно занятие ……… 2.3. Учебно- дидактический материал для проведения выбранного урока 2.4. Учебные-карты задания для организации занятий с проблемными методами обучения……………………………………………………………… 2.5.Материально-техническое обеспечение урока на тему : «Моделирование плечевой одежды. Моделирование халата на цельнокроеной основе.»…………………………………………………………………………… Заключение………………………………………………………………………. Список использованной литературы………………………………………….. Приложение А……………………………………………………………………. Приложение В…………………………………………………………………… Приложение С……………………………………………………………………… Приложение D…………………………………………………………………..
Эвристический метод - это обусловленная принципами
обучения система регулятивных правил
подготовки учебного материала и проведения
эвристической беседы в сочетании с решением
познавательных задач.
Основные признаки эвристического
метода:
организация учителем изучения
учебного материала в форме эвристической
беседы;
постановка проблемных вопросов;
решение познавательных задач;
учебные проблемы ставятся
и решаются учащимися с помощью учителя.Функции данного метода:
1) самостоятельное усвоение
знаний и способов действий;
2) развитие творческого
мышления (перенос знаний и умений
в новую ситуацию; видение новой
проблемы в традиционной ситуации;
видение новых признаков изучаемого
объекта; преобразование известных
способов деятельности и самостоятельное
создание новых);
3) развитие качеств ума,
мыслительных навыков, формирование
познавательных умений;
4) обучение учащихся приемам
активного познавательного общения;
развитие мотивации учения, мотивации
аффилиации, мотивации достижения.
Исследовательский
метод - это обусловленная принципами
обучения система регулятивных правил
подготовки учебного материала и организации
преподавателем самостоятельной работы
учащихся по решению проблемных заданий
с целью усвоения учащимися новых понятий
и способов действий и развития у них интеллектуальной
и других сфер.
Основные признаки исследовательского
метода: преподаватель организует самостоятельную
работу учащихся по изучению нового знания,
предлагая им задания проблемного характера
и разрабатывая совместно с ними цель
работы. Проблемные ситуации, как правило,
возникают в ходе выполнения учащимися
заданий, имеющих обычно не только теоретический,
но и практический характер (поиск дополнительных
фактов, сведений, систематизация и анализ
информации и т.д.)
Среди функций исследовательского
метода можно выделить следующие:
формирование творческого мышления
и других составляющих интеллектуальной
сферы, самостоятельное усвоение учащимися
новых знаний и способов действий, стимулирование
появления у учащихся новых способов действий,
которым их заранее не обучали;формирование
мотивационной, эмоциональной, волевой
сфер.
Программированный
метод - это обусловленная принципами
обучения система регулятивных правил
структурирования учебного материала
и управления самостоятельной работой
учащихся по его изучению с помощью программных
педагогических средств (ППС).
Признаками данного метода
являются машинное и безмашинное программирование
учебного материала с постановкой вопросов
и заданий учащимся для самостоятельного
усвоения знаний и способов действий.
Программированный метод выполняет
следующие функции:
управление с помощью ППС и
ТСО учебной деятельностью; обучение навыкам
самоконтроля;
обучение навыкам работы с компьютером;
составление обучающих и других программ
для компьютера;
развитие индивидуальных способностей.
Итак, проблемные методы применяются
в процессе обучения, который предполагает
создание под руководством преподавателя
проблемной ситуации и активную самостоятельную
деятельность учащихся по ее разрешению
с целью, в первую очередь, интеллектуального
и творческого развития учащихся, а также
овладения ими знаниями, навыками, умениями
и способами познания.
1.3 Функции проблемного
обучения
По своему содержанию и по поставленным
целям традиционное образование ориентировано,
прежде всего, на усвоение учащимися знаний,
умений и навыков. Кроме того, с гуманизацией
всей социальной сферы в традиционном
образовании стала декларироваться цель
всестороннего и гармоничного развития
каждого ученика, что, впрочем, в силу инертности
системы образования и особенностей методов
традиционной педагогики достигалось
лишь косвенно, было, по большому счету,
побочным продуктом образования.
В проблемном обучении, как
и в традиционном, признается важность
всех тех же функций, однако несколько
изменяется расстановка акцентов, иерархия
образовательных целей:
развитие интеллекта, познавательной
самостоятельности и творческих способностей
учащихся;
усвоение учениками системы
знаний и способов умственной практической
деятельности;
формирование всесторонне развитой
личности.
Заметим, что Махмутов М.И. выделяет
в качестве основных функций проблемного
обучения также и формирование диалектико-материалистического
мышления. На взгляд автора, эта функция
или эта цель проблемного обучения расходится
с целью формирования познавательной
самостоятельности учащихся: одной из
важнейших особенностей проблемного образования
признается развитие здравого скептицизма
учащихся, что, по мнению автора, несовместимо
с однозначной их фиксацией на том или
ином характере мировоззрения. По всей
видимости, выделение им такой функции
проблемного образования является последствием
значительной идеологизации образования
в советский период. В этом смысле автор
не может согласиться с Л.Д.Столяренко,
что та или иная концепция образования
может уже по своему характеру ставить
своей целью воспитание личности с заданными
свойствами (будь то традиционное образование
в советский период или бихейвиористическая
образовательная парадигма запада): как
видим, господствующая идеология может
накладывать и накладывает свой отпечаток
на любую концепцию образования, дело
лишь в том, что разные образовательные
методы благоприятствуют этому в разной
степени [7].
Итак, таковы основные функции
проблемного образования. Как уже отмечалось,
они присущи практически всем образовательным
концепциям и разница заключается лишь
в их иерархии: в проблемном образовании
основной акцент делается не столько на
усвоение учащимися знаний, сколько на
развитие их интеллекта, познавательной
самостоятельности и творческих способностей.
Поэтому проблемному образованию
приписываются также следующие специальные
функции, являющиеся, по большому счету,
конкретизацией общих применительно к
проблемному образованию:
воспитание навыков творческого
усвоения знаний (применение отдельных
логических приемов и способов творческой
деятельности);
воспитание навыков творческого
применения знаний (применение усвоенных
знаний в новой ситуации) и умение решать
учебные проблемы;
формирование и накопление
опыта творческой деятельности (овладение
методами научного исследования и творческого
отображения действительности);
формирование мотивов обучения,
социальных, нравственных и познавательных
потребностей.
Наиболее важными, функциями,
характерными для проблемного образования,
являются, во-первых, развитие творческих
способностей учащихся и, во-вторых, развитие
практических навыков использования знаний
и повышение уровня освоения учебного
материала. Рассмотрим их более подробно.
Формирование творческого
мышления изначально ставилось специфической
целью проблемного обучения, его отличительной
особенностью от традиционного обучения.
По некоторым данным в современном
российском школьном образовании до
75% учебных предметов направлены на развитие
левого полушария, а на эстетические предметы
отводится лишь 3%. Приоритет информационной
составляющей образования был присущ
педагогике с самого начала ее становления.
Такой подход основан на теории, что знание
представляет собой основу продуктивного
мышления, а навыки продуктивного и творческого
мышления приобретаются в школе лишь как
следствие репродуктивного усвоения [8].
Второй основной целью и
функцией проблемного обучения, как уже
отмечалось, является развитие у учащихся
практических навыков использования знаний
и повышение уровня освоения учебного
материала. Значительно больший эффект
проблемного обучения в этой сфере, нежели
у традиционного обучения, достигается
за счет психологических особенностей
процесса усвоения знаний. Так, как показывает
практика, практическое воспроизведение
знаний и навыков, осуществляемое учащимся
осознанно и в рамках проблемной ситуации,
способствует значительно лучшему усвоению
знаний, нежели лишь вербальное или практическое
их воспроизведение при традиционном
обучении. Механическое воспроизведение
за преподавателем, действительно, может
закрепить объект в памяти ученика, но
самостоятельный выбор того или иного
навыка, объекта знания учащимся, можно
сказать, персонализирует его, позволяет
достичь большего эффекта от обучения.
Таким образом, знания, умения
и навыки, полученные в процессе решения
проблемных ситуаций, более эффективно
фиксируются в памяти учащегося. Но это
не единственный и не главный эффект
проблемного образования. Проблемное
обучение ставит человека в более благоприятное
положение, за счет того, что у него уже
сформировались навыки обращения с проблемными
ситуациями, нет страха перед неизвестным,
оно воспринимается лишь как «пока» неизвестное.
Итак, по сравнению с традиционным
образованием, проблемное образование
позволяет более эффективно развивать
творческие способности учащихся, их интеллект,
оно способствует более качественному
усвоению знаний, умений и навыков. При
этом, на взгляд автора, можно выделить
еще несколько функций проблемного обучения,
которые являются, по большому счету, его
побочным, но не менее от этого важным
эффектом [8].
Во-первых, при проблемном обучении
существенно усиливается роль самостоятельного
образования, инициативность. Самостоятельность
мышления нельзя получить путем одностороннего
изучения готовой информации, ему препятствуют
репродуктивные методы обучения. Самостоятельный
же поиск решения проблемной ситуации
развивает чувство ответственности, повышает
самомотивацию, волю учащихся. Кроме того,
в процессе проблемного обучения предполагается,
что учащиеся будут самостоятельно выбирать
и обрабатывать самые разные источники
информации, в том числе и те, с которыми
они будут работать в последующем, и обращаться
к этим источникам им приходится чаще,
чем тем, кто обучается по традиционной
программе [8].
Во-вторых, групповая организация
работы учащихся в процессе проблемного
обучения приводит к укреплению межличностных
отношений, развивает взаимодействие
в учебном микросоциуме: решение проблемных
задач производится, как правило, в группах
небольшого и среднего размера. В случае
применения группового метода проблемного
обучения учащиеся получают навыки коллегиального
решения рабочих проблем. В отношении
медицинских работников за рубежом существует
даже статистика, что в случае обучения
студентов с применением проблемных методов,
они реже занимаются частной практикой,
то есть реже работают в одиночку [8]. Как
бы то ни было, факт повышения социально-адаптивных
механизмов при проблемном обучении остается
фактом, и поскольку социальное взаимодействие
представляет собой чрезвычайно важный
аспект трудовой деятельности, то проблемное
обучение находится в более выгодном положении,
нежели традиционное.
В-третьих, чрезвычайно важной
функцией проблемного обучения можно
назвать и повышение мотивации учащихся.
Как говорил еще Г.Галилей, «вы не в
состоянии научить человека чему-либо.
Вы можете лишь помочь ему обнаружить
это внутри себя». Вообще без мотивации
учебная деятельность, как и любая другая,
практически невозможна. В традиционной
системе преподавания мотивация осуществляется
известным методом кнута и пряника или
же основные усилия педагога по мотивации
учащихся направлены на объяснение важности
обучения для будущей деятельности учащихся,
что также не всегда эффективно. В ненаучной
сфере такой подход получил название «знание
– силой». Без обратной положительной
реакции учащихся учебный процесс или
теряет свою эффективность, или приводит
к значительному утомлению учащихся, их
эмоциональным перегрузкам [8].
В этом отношении проблемное
обучение, опять же, имеет более выигрышное
положение, так как его характеризует
творческая, а не репродуктивная деятельность
учащихся, ученики получают больше возможности
самореализоваться в процессе обучения,
постоянная постановка и решение проблемных
задач является более приемлемой для поддержания
неослабевающего интереса и активности
учащихся. В вышеуказанной статье о результатах
введения проблемного обучения в зарубежных
медицинских образовательных учреждениях
приводятся данные, что у студентов повышается
интерес к изучаемому предмету, увеличивается
число желающих заниматься по данной программе,
устанавливаются хорошие отношения с
преподавателем, проблемное обучение
обеспечивает более дружественный и благоприятный
учебный климат, и даже уменьшается количество
отчисленных студентов [8].
Помимо повышения мотивации
одним из эффектов применения проблемных
методов обучения является развитие внимания,
воли, повышение самооценки учащихся.
Все это, в свою очередь, благоприятно
отражается на иных функциях обучения:
как на усвоении знаний, умений и навыков,
так и на повышении творческого потенциала
учащихся.
1.4. Роль педагога
в организации занятий с проблемными методами
обучения.
Специфика целей и методов
проблемного обучения существенно
изменяет роль преподавателя в педагогическом
процессе и обуславливает появление новых
требований к педагогу. Можно выделить
следующие основные задачи, которые ставит
перед преподавателем проблемное обучение
[7]:
Информативное обеспечение;
Направление исследования;
Изменение содержания и (или)
структуры учебного материала;
Поощрение познавательной активности
учащихся.
Особенность проблемного обучения
заключается в том, что педагог одновременно
выступает и как координатор или партнер
(в ходе каждого этапа обучения), и как
руководитель обучения (если рассматривать
обучение как единое целое). Педагог организует
весь процесс обучения и – в случае необходимости
– включается в него для поддержания процесса
в требуемом русле. Кроме того, к отдельному
аспекту этой задачи педагога можно отнести
организацию и методическое обеспечение
выполнения задания в команде, группе
учащихся, когда такое вмешательство объективно
необходимо.
Задача по изменению содержания
и структуры учебного материала стоит
не только перед конкретным педагогом,
а перед всей образовательной системой:
по сравнению с традиционной концепцией
обучения при проблемном в силу объективных
причин может быть изучен меньший объем
конкретного материала, и оно требует
существенного изменения структуры учебного
материала с целью придания ему характера
проблемности. В силу инертности системы
образования и небольшого на данный момент
объема практических разработок эту задачу
сейчас приходится решать самим педагогам:
создавать органичную систему проблемных
ситуаций и адаптировать ее с учетом индивидуальных
темпов усвоения учебного материала конкретными
учащимися.