Организация занятий с проблемными методами обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения на занятиях.
Исходя из объекта и предмета для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Провести психолого-педагогический анализ сущности проблемного обучения как основного элемента современной системы образования и воспитания .
3. Выявить особенности создания проблемных ситуаций на уроке.
4. Разработать план-конспект занятия с проблемным методом обучения.
5. Выявить эффективность создания системы проблемных ситуаций в обучении школьников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...
1. Теоретические сведенья об организации занятий с проблемными методами обучения…………………………………………………………………………
1.1. Исторические аспекты проблемного обучения……………………..
1.2.Сущность и структура проблемных методов обучения……...........
1.3 Функции проблемного обучения……………………………………..
1.4. Роль педагога в организации занятий с проблемными методами обучения………………………………………………………………………...
1.5. Выбор и обоснование форм и методов обучения для реализации целей и содержания выбранного урока………………………………………………
2. Практическая часть по применению методов проблемного обучения при организации учебных занятий…………………………………………………
2.1. Разработка тематического плана раздела (программы), распределение содержания и количества часов по урокам…………………………………...
2.2. Разработка развернутого плана-конспекта на одно занятие ………
2.3. Учебно- дидактический материал для проведения выбранного урока
2.4. Учебные-карты задания для организации занятий с проблемными методами обучения………………………………………………………………
2.5.Материально-техническое обеспечение урока на тему : «Моделирование плечевой одежды. Моделирование халата на цельнокроеной основе.»……………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………..
Приложение А…………………………………………………………………….
Приложение В……………………………………………………………………
Приложение С………………………………………………………………………
Приложение D…………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

куовая побленые етоды.docx

— 2.95 Мб (Скачать файл)

И, наконец, рассмотрим задачу поощрения познавательной активности учащихся. В классификации дидактических  технологий по основному направлению  модернизации традиционной системы (по монотехнологии, по главной идее образовательной концепции) проблемное обучение отнесено к «педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся» [6], поэтому остановимся на этой задаче более подробно.

Важнейшими показателями интеллектуальной активности являются познавательный уровень предметно-практической деятельности учащегося, качество и количество предметов объективации его интеллектуальной деятельности; степень соответствия мышления учащегося объективной логике реальной жизни; умение видеть и разрешать действительные противоречия; и, наконец, словесные формы объективации активности.

При проблемном  обучении мышление учащихся активизируется  путем создания проблемных ситуаций, формирования постоянного познавательного интереса, освоения учащимися навыков работы с неизвестным, проблемами и противоречиями, что в итоге при правильном подходе формирует основу личности, естественным образом закрепляется в ее характеристиках [8].

Рассмотрим, какие требования к педагогу можно выделить исходя из задач проблемного обучения и специфики роли преподавателя в таком педагогическом процессе.

Для того, чтобы деятельность учеников сохраняла поисковый, самостоятельный  характер, педагог должен так организовать учебный процесс, чтобы он решал возникающие задачи вместе с ними, осуществлял совместный поиск, который опирается не на разделение функций между учителем и учеником, а на распределение между ними последовательных этапов решения учебной задачи, то есть приобретает характер совместно-распределенной деятельности. Степень и формы участия в этом случае определяются фактическими возможностями ученика, по мере расширения которых учитель должен передавать ученику все более и более обширные функции. При этом, для достижения наибольшей эффективности учебного процесса педагог должен ориентироваться не столько на фактические результаты уже осуществленных учеником действий, сколько на прогностическую оценку его возможности определить направление и содержание очередного этапа поисков. В соответствии с такой прогностической оценкой педагог перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения [6].

Поэтому, если для эффективного управления процессом усвоения знаний учитель должен последовательно проводить в жизнь соответствующий алгоритм, корректируя его с учетом фактических результатов усвоения, то организация проблемного обучения требует от учителя умения анализировать реальный ход процесса и на этой основе строить прогноз его дальнейшего развертывания, изменяя в соответствии с ним условия учебной задачи. В таких условиях педагог должен обладать способностями рефлексии и оперативным мышлением.

В процессе решения задачи учениками педагог должен своевременно выявлять и устранять обстоятельства, которые тормозят ход мыслительной деятельности, не оказывая на развитие учащихся благоприятного воздействия. Таких обстоятельств может быть несколько. Это и фиксация ученика на том или ином способе действия, когда ученик пытается применить один или несколько хорошо усвоенных им алгоритмов для решения разнотипных задач. Это и неумение учащихся выделять существенные аспекты в проблемной задаче, абстрагируясь от вводящих в заблуждение деталей. С другой стороны, педагог должен помнить, что такие обстоятельствами могут быть не только связаны с учащимися, но и исходить от него – чрезмерное вмешательство и помощь учителя способствует снижению активности и самостоятельности учащихся.

Так, в процессе решения  проблемной задачи преподаватель должен стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее исследования, используя мотивы самореализации, соревнования, создавая максимум положительных эмоций (радость, удивление, симпатия, успех). Педагог должен проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими при попытках найти собственное решение, а также к неумению сформулировать, обосновать и (или) защитить свою позицию. Будучи априори авторитетным в глазах учащихся, он может повысить их учебную активность, если будет культивировать и подчеркивать их значимость, формировать у учащихся веру в себя, уверенность в своих силах. Для развития творческого подхода педагогу следует не допускать формирования конформного мышления, то есть ориентации на мнение большинства, поощрять к рискованному поведению и проявление интуиции учеником, стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения в сочетании с ответственностью за принятые решения. В итоге можно заметить, что проблемное обучение, нацеленное во многом на мобилизацию творческих сил учащихся, требует в такой же степени наличия творческих характеристик и у самого педагога. В таких условиях обучение преподавателей проблемным методикам, по-видимому, должно вестись также в рамках проблемного обучения [8].

 

1.5. Выбор и обоснование  форм и методов обучения для  реализации целей и содержания  выбранного урока.

Подготовка учителя к урокам технологии в 10 классе включает в себя:

– указание темы, цели и задач предстоящего занятия по технологии;

– определение объёма и сложности изучаемого учебного материала;

– выбор изделия с учётом индивидуальных и возрастных особенностей развития учащихся;

– разработка технологии изготовления выбранных изделий, их пробное изготовление;

– определение методов и подготовка средств обучения;

– разработка и составление плана урока.

Исходя из темы данной курсовой  урок разрабатывался  с применением проблемных методов обучения, таких как :

  • метод проблемного изложения
  • частично-поисковый
  • исследовательский методы.

 

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На  определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение  от начала и до конца. Хотя учащиеся при таком  методе  обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения интеллектуальных затруднений.

  Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:  знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добыть самостоятельно;  учитель организует  не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью проблемных задач;  учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают  и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются  осознанные прочныезнания. 
 
Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:  учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешение которой  посвящается  отрезок учебного времени;  знания учащимся не сообщаются. Учащиеся  самостоятельно добывают  их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения  результата также определяют сами учащиеся;  деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом  решения проблемных задач;  учебный процесс характеризуется высокой  интенсивностью, учение сопровождается  повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

 

 

 

Глава 2.Практическая часть по применению методов проблемного обучения при организации учебных занятий.

2.1. Разработка тематического плана раздела (программы), распределение содержания и количества часов по урокам.

 

Таблица 1.Тематический план раздела «Конструирование, моделирование и изготовление плечевых изделий» в 10 классе 16 ч.(3/13)

урока

 

Тема урока

Теоретические сведения, сообщаемые учащимся

Содержание практических работ

Наглядные пособия и дидактические материалы

Количество часов

теор.

прак.

всего

1

Изготовление плечевой одежды

способы изготовления,

 

Готовые швейные изделия

1

0

1

2

Последовательность изготовления швейных изделий

Изучение схемы последовательности изготовления швейных изделий:.

 

Эскизы и модели платьев.

1

0

1

3

Конструирование плечевой одежды

Снятие мерок, прибавки на свободное облегание

Снятие мерок

Манекены, инструкционная карта.

0

1

1

4

Конструирование плечевой одежды

построение основы чертежа плечевого изделия(сетка, спинкка, полочка ),

Построение чертежа плечевого изделия

Инструкционная карта «построение чертежа плечевого изделия».

0

1

1

5

Конструирование плечевой одежды

Основы втачного рукава, воротника.

Построение чертежа основы втачного рукава, воротника. Обработка воротника на стойке на образце.

Построение вточного рукава, воротника

образцы изделий с различными фасонами воротников, карточки-обозначения мерок, предметная технологическая карта на выполнение отложного воротника на стойке, инструкционная карта по обработке отложного воротника на стойке;

0

1

1

6

Моделирование плечевой одежды

Моделирование изделия рукава. Виды и особенности рукава.

Моделирование изделия рукава.

Образец изделия рукава, инструкционная карта «Моделирование изделия рукава»

0

1

1

7

Моделирование плечевой одежды.

Моделирование швейных изделий на цельнокроеной основе (халат). Моделирование изделия.Виды моделирования.

Моделирование халата н цельнокроеной основе.

Карточки задания по моделированию халата, инструкционная карта по моделированию цельнокроеного рукава.

0

1

1

8

Технология изготовления плечевой одежды.

Прокладочные материалы. Виды прокладочного материала. Подборта, воротники, манжеты.

Дублирование деталей изделия.

плакаты и рисунки с моделями одежды; инструкционно  – технологические карты, карточки -  задания.

0

1

1

9

Технология изготовления платья

Расчет и построение вытачек по лини талии на основе чертежа плечевого изделия (изделия прилегающего и полуприлегающего силуэта

Раскрой изделия

Схема «Перенос нагрудной вытачки», картинки «Силуэты в одежде»

0

1

1

10

Технология изготовления платья

Поузловая обработка воротника со стойкой, без стойки.

Раскрой воротника и рукава

демонстрационный материал по основным элементам композиции (образцы изделий, проектные и творческие работы учениц: «История развития одежды», «Времена и стили»,«Своей одеждой я улучшаю жизнь»

0

1

1

11

Поузловая обработка платья.

Изучение схемы последовательности обработки деталей: эскиз, чертеж, способы изготовления,

Начальная обработка деталей изделия

Инструкционная карта «Последовательность обработки изделия»

0

1

1

12

Поузловая обработка платья

Что такое плечевой и боковой срез? отличия и сходства обработки

Обработка плечевых и боковых срезов

Модели, муляжи, плакаты, таблицы, рельефные таблицы «по обработке платьев» коллекция шерсти.

0

1

1

13

Поузловая обработка платья

Воротники и застежки, виды бортов. Построение чертежей воротника. Дублирование деталей изделия (подборта, воротники, манжеты). Поузловая обработка воротника со стойкой, без стойки.

Обработка воротника и соединение его с горловиной

Модели, муляжи, плакаты, таблицы, рельефные таблицы «по обработке платьев» коллекция шерсти.

0

1

1

14

Поузловая обработка платья

Особенности обработки рукава и соединение его с проймой.

Обработка рукава и соединение его с проймой

рельефные таблицы «по обработке платьев»

0

1

1

15

Поузловая обработка платья

Низ изделия. Особенности обработки. Свойства ткани.

Обработка низа изделия

Инструкционные карты «последовательность обработки низа изделия»

0

1

1

16

Художественное оформление одежды

Значение декора в художественном оформлении одежды. История возникновения традиционных видов костюмного декора. Стиль костюма и его декоративное оформление

 

Готовые изделия, журнал «Мода».

1

0

1

 Всего

3

13

16



 

 

 

 

 

2.2 Разработка  развернутого плана-конспекта на  одно занятие (урок №7)

Класс:10

Раздел: «Конструирование, моделирование и изготовление плечевых изделий»

Тема урока: Моделирование плечевой одежды. Моделирование халата на цельнокроеной основе.

Цель урока: расширить знания по моделированию, научить видоизменять выкройку основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в соответствии с выбранным фасоном.

Задачи:

• Образовательная: сформировать представление о взаимосвязи технического и художественного моделирования

• Воспитательная: воспитать точность, внимательность и аккуратность в работе, усидчивость.

• Развивающая: развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, точность в выполнении работы

Оборудование: шаблоны ночной сорочки, карточки (моделирование выреза горловины),  цветная бумага, карандаш, клей, ножниц, тетрадь, выкройка.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: Практический.

Ход урока:

I. Организационный этап.(2 мин.)

• Приветствие учащихся;

• наличие учащихся на уроке;

• проверка готовности учащихся к уроку;

II. Повторение пройденного материала.(5 мин.)

Учителем задаются вопросы ученикам(отвечают устно по желанию, остальные слушают):

Что такое чертеж?

Какие основные линии чертежа и в чем их преимущество ?

Как правильно осуществляется снятие мерок?

III. Изучение нового материала. (15)

Слова учителя : Ребята, а сможете исходя из поставленной мной задачей, предположить, и возможно определить тему нашего сегодняшнего урока?

Назовите мне, в чем отличие платья от халата? Демонстрация изображений (приложение А) (Дети отвечают, затем учитель оглашает тему урока).

И с каждым из названных отличием познакомимся поближе.

Платье - это женская цельная одежда, носимая поверх белья и, как правило, закрывающая туловище, включая плечи, а также бёдра.

Халат - домашняя или рабочая (у многих народов Азии — верхняя) длиннополая одежда, запахивающаяся или застёгивающаяся сверху донизу, обычно из хлопчатобумажной ткани.

Одной из главных особенностей халата является застежка, запах.(приложение В)

Выкройка женского халата с запахом хороша тем, что в основном она строится по тем же правилам и меркам, по которым кроится обычное платье. Существенные различия заключаются в том, что в отличии от платья рукава у халата с запахом кроятся втачными, а такая деталь, как полочка шьется с разрезом по всей ее длине.

Если Вы решили сшить халат с запахом, то сначала определитесь с цветовой гаммой, которая будет Вам по душе. Для домашнего халата предпочтительнее ткани спокойных, не раздражающих оттенков. Длина домашнего халата может быть различной, но лучше остановиться на довольно длинном изделии, закрывающем ноги. Если для изготовления Вы выбрали махру, то лучше покупать ткань средней плотности, она обладает большей мягкостью и, следовательно, приятней к телу.

Основное преимущество халатов на молнии заключается именно в их застежке-молнии. Халаты с запахом, закрепляющиеся исключительно при помощи пояска нередко могут раскрыться или развязаться в самый неподходящий момент.

Выбор ткани для халатов. Для начала вам следует определиться, для каких целей будет использоваться халат. Ведь халат для бани будет отличаться от халата, в котором можно просто ходить по комнате. Так что разберем главные типы материала, использующегося для халатов. Наиболее распространены махровые халаты. Такие халаты можно назвать банными. Такие халаты создаются из натуральных материалов, например из хлопка, бамбука, льна и т.д. Главное преимущество таких халатов заключается в их экологичности и в том, что они не вызывают раздражения кожи. Они подойдут и людям страдающим аллергией. Такой халат будет идеальным вариантом для ребенка. Дальше по популярности идут хлопковые халаты. Хлопок известен своей высокой способностью впитывать влагу. Кроме того такие халаты очень мягкие и приятые а также легкие. Хлопковые халаты прослужат вам очень долго, но у них есть и недостаток. Они быстро садятся при частой стирке и легко мнутся. Для людей, страдающих астмой и аллергией, подойдут халаты из специального органического хлопка. Также вещи из такого материала рекомендуются маленьким детям, так как даже при выращивании такого хлопка не было использовано никаких химических веществ. Халаты из бамбука обладают мягкость и особой легкостью. Бамбук обладает прекрасными бактерицидными и противовоспалительными свойствами, препятствует размножению и появлению различных микроорганизмов. Также такие халаты прекрасно пропускают воздух и впитывают влагу. Бамбуковый халат – идеальный вариант для людей с астмой. Также популярны халаты из модала. Модал не натуральное волокно, но такой материал имеет природную основу и похож на хлопок. Такой материал отличается мягкостью, приятен на ощупь, не выцветает при стирках и не растягивается. Так что отлично подойдет как комнатный вариант.

Виды покроя:  базовый, цельнокроеный, реглан (приложение С).

Основные элементы моделирования:

• уменьшение и увеличение длины изделия;

• изменение формы выреза горловины;

• моделирование кокеток;

• моделирование халата.

Один из приемов моделирования является отделка изделия. К отделке относятся: накладные детали, строчки, пуговицы, пряжки, застежка тесьма “молния”, канты, кружева, бейка, вышивка, аппликация, сочетание различных по цвету и фактуре материалов.

 

IV. Практическая работа.(20 мин.)(Индивидуальная работа)

Вводный инструктаж.

Рассказывается о правилах моделирования, объясняюся условия выполнения заданий.

Такая выкройка достаточно просто моделируется и пошив такого халата занимает меньше времени, поскольку цельнокроеный рукав не нужно вшивать.

Информация о работе Организация занятий с проблемными методами обучения