Органы управления образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:32, практическая работа

Описание работы

В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием:
1) Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;
2) федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);
3) государственные органы управления образованием субъектов Федерации.

Файлы: 1 файл

Органы управления образованием.doc

— 709.50 Кб (Скачать файл)

Органы управления образованием

 

 

 

В Российской Федерации действуют  следующие государственные органы управления образованием (см. схему 30):

 

1) Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;

 

2) федеральные ведомственные органы  управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);

 

3) государственные органы управления  образованием субъектов Федерации.

 

Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться  по решению соответствующих органов  местного самоуправления.   

 

К компетенции государственных  органов управления образованием относятся:

 

разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;

 

разработка государственных образовательных  стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании;

 

государственная аккредитация образовательных  учреждений, содействие их общественной аккредитации;

 

установление порядка аттестации педагогических работников образовательных  учреждений различных типов и  видов;

 

формирование структуры системы  образования;

 

 

 

Схема 30. Организация управления образованием

 

 

 

 

 

разработка перечня профессий  и специальностей, по которым ведутся  профессиональная подготовка и профессиональное образование;

 

прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных  учреждений;

 

разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;

 

контроль за исполнением законодательства в области образования, государственных  обязательных стандартов, бюджетной  и финансовой дисциплины в системе образования.

 

Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России), согласно постановлению Правительства от 10 декабря 1999 г.*, является федеральным  органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленном порядке деятельность иных федеральных органов исполнительной власти.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

* СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6348.

 

 

 

Оно осуществляет функции бывших Министерства общего и профессионального образования РФ и Высшей аттестационной комиссии РФ.

 

Основными задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному  постановлением Правительства от 5 апреля 1997 г.*, являются:

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

* СЗ РФ. 1997. № 15. Ст. 1796.

 

 

 

осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;

 

разработка и реализация системы  управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  в учреждениях и организациях сферы образования;

 

реализация кадровой политики в  сфере образования и сфере  научной деятельности;

 

совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы  образования.

 

В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России:

 

разрабатывает и реализует концепцию развития образования;

 

координирует и контролирует в  пределах своей компетенции ее выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы образования;

 

разрабатывает целевые федеральные, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере  образования;

 

организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений;

 

формирует программы научно-исследовательских  работ в этой области и обеспечивает их реализацию.

 

Министерство обеспечивает контроль за реализацией законодательства в  сфере образования и сфере  научной деятельности; разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях; определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Оно координирует деятельность государственных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов; устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся; устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и профессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений.

 

После того как Указом Президента от 15 октября 1999 г.* Высшая аттестационная комиссия РФ исключена из числа федеральных  органов исполнительной власти, ее задачи возложены на Минобразование России: проведение единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; участие в формировании научного потенциала страны; экспертиза научных и технических программ и проектов.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

* СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5010.

 

 

 

Минобразование России в соответствии с возложенными на него задачами:

 

создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), утверждает персональный состав советов и устанавливает перечень научных специальностей, по которым предоставляется право приема к защите диссертаций;

 

присуждает на основании ходатайства  соответствующего диссертационного совета ученую степень доктора наук;

 

присваивает по представлению соответствующего ученого (научно-технического) совета ученое звание профессора по специальности;

 

проверяет выборочно аттестационные дела и диссертации соискателей  ученой степени кандидата наук;

 

оформляет в установленном порядке дипломы доктора наук и кандидата наук и аттестаты профессора по специальности;

 

осуществляет в пределах своей  компетенции переаттестацию научных  и научно-педагогических работников — граждан России, имеющих ученые степени (ученые звания), присужденные (присвоенные) им в государствах, с которыми Российской Федерацией не заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степеней и ученых званий.

 

Для научной экспертизы представленных диссертаций, а также для рассмотрения вопросов о присвоении ученых званий создаются экспертные советы из числа ведущих ученых и специалистов в области науки, техники, образования и культуры.

 

Постановлением Правительства  от 24 октября 1994 г.* утверждено Положение  о порядке присуждения научным  и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоении научным работникам ученых званий. Учеными степенями являются степени доктора наук и кандидата наук, а учеными званиями — звания профессора по специальности и старшего научного сотрудника по специальности. Положением определены требования к диссертациям, порядок представления и защиты диссертации т.д.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

* СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2898.

 

 

 

Минобразование России вправе издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним; инспектировать любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием.

 

Ведомственными органами управления образованием являются различные подразделения  соответствующих ведомств (главные  управления, отделы и др.). Они могут  быть специализированными и управлять  подведомственными образовательными учреждениями либо осуществлять такие функции наряду с другими функциями.

 

В субъектах  Федерации управление образованием осуществляют: в республиках —  соответствующие министерства или  комитеты, в других субъектах Федерации  — департаменты, главные управления, отделы образования. Их компетенция аналогична компетенции Минобразования России, но осуществляется с учетом масштабов их деятельности и региональных особенностей.

 

       Письмо Минобразования  РФ от 24.06.1997 N 06-51-34ин/25-02

О муниципальном уровне управления образованием

Законодательство России

Текст документа по состоянию на июль 2011 года

 

Особенностью современной политики в области образования стала  децентрализация управления системой образования.

 

В соответствии с определенным Законом Российской Федерации "Об образовании" порядком разграничения компетенции федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации происходит постепенное перераспределение управленческих функций между различными уровнями управления.

 

Вместе с тем Закон не дает детальной регламентации распределения  полномочий.

 

В связи с этим необходима отработка  вариативных моделей организационных  структур управления региональными и муниципальными системами образования.

 

Особенно острой является проблема управления образованием на уровне местного самоуправления. В настоящее время  органы местного самоуправления самостоятельно принимают решение о создании муниципального органа управления образованием либо о передаче его функций иным структурам.

 

С целью оптимизации управления образованием на уровне местного самоуправления министерство направляет для использования  в работе рекомендации, подготовленные участниками международного проекта ТАСИС "Планирование управления образованием в России". Просим направить данные материалы главам местной администрации.

 

 

 

Первый заместитель Министра

А.Н.ТИХОНОВ

 

 

 

Приложение

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

 

Децентрализация управления образованием в Российской Федерации привела  к изменениям в управляющих подсистемах, в объектах воздействия, в содержании управленческих решений.

 

Структура управления образованием (отраслевая вертикаль) не изменилась, в ней сохранились 4 основных уровня управления:

 

- федеральный,

 

- региональный,

 

- муниципальный (с учетом городов,  имеющих районное деление),

 

- образовательного учреждения.

 

Однако в прежней системе  управления образованием управляющим  был лишь федеральный уровень, на котором задавались цели, ставились задачи и контролировалось их выполнение.

 

В настоящее время управляющие  подсистемы появились на каждом уровне управления, так как перераспределение  полномочий способствовало необходимости  ставить цели, формулировать задачи, подбирать соответствующие средства, организовывать работу и контролировать ее выполнение на каждом уровне управления.

 

Результаты анализа взаимоотношений  разных уровней управления свидетельствуют  об изменении их характера: с повышением уровня управления уменьшается доля прямых воздействий управляющей системы на управляемую и увеличивается доля косвенных.

 

В этом заключается основное изменение  характера отношений между уровнями управления образованием в результате проведенной в ходе реформы децентрализации управления.

 

В последние годы центр тяжести  в управлении образованием последовательно  перемещался сначала на региональный, а затем - на муниципальный уровень.

 

Это обусловлено тем, что местное  самоуправление является одним из важнейших  условий становления гражданского общества. Многие проблемы, в том числе проблемы образования, гораздо эффективнее решаются на уровне местного самоуправления, чем на федеральном и региональном, так как именно на муниципальном уровне сосредоточено обеспечение и организация образовательного процесса.

 

Данное обстоятельство явилось  причиной пристального внимания Министерства общего и профессионального образования  Российской Федерации к проблемам  муниципального управления образованием.

 

В связи с этим в рамках программы ТАСИС был разработан проект "Планирование управления образованием", задачами которого являлись:

 

- оценка ситуации в системе  управления образованием конкретных  территорий;

 

- построение различных схем  управления и проверка их результативности  в реальной работе муниципальных органов управления образованием областных и городских инфраструктур;

 

- подготовка рекомендаций по  оптимизации деятельности органов  управления образованием муниципалитетов,  работающих в различных социально  - экономических, демографических и социокультурных условиях.

Информация о работе Органы управления образованием