Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:32, практическая работа
В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием:
1) Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;
2) федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);
3) государственные органы управления образованием субъектов Федерации.
Органы управления образованием
В Российской Федерации действуют
следующие государственные
1) Министерство образования РФ,
возглавляющее всю систему
2) федеральные ведомственные
3) государственные органы
Местные (муниципальные) органы управления
образованием могут создаваться
по решению соответствующих
К компетенции государственных органов управления образованием относятся:
разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;
разработка государственных
государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
установление порядка
формирование структуры
Схема 30. Организация управления образованием
разработка перечня профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
прямое финансирование деятельности
учрежденных ими
разработка государственных
контроль за исполнением законодательства в области образования, государственных обязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.
Министерство образования
* СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6348.
Оно осуществляет функции бывших Министерства общего и профессионального образования РФ и Высшей аттестационной комиссии РФ.
Основными задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 5 апреля 1997 г.*, являются:
* СЗ РФ. 1997. № 15. Ст. 1796.
осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;
разработка и реализация системы
управления сферой научной деятельности,
координация научно-
реализация кадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности;
совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования.
В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России:
разрабатывает и реализует концепцию развития образования;
координирует и контролирует в пределах своей компетенции ее выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы образования;
разрабатывает целевые федеральные, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере образования;
организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений;
формирует программы научно-
Министерство обеспечивает контроль за реализацией законодательства в сфере образования и сфере научной деятельности; разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях; определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Оно координирует деятельность государственных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов; устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся; устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и профессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений.
После того как Указом Президента от 15 октября 1999 г.* Высшая аттестационная комиссия РФ исключена из числа федеральных органов исполнительной власти, ее задачи возложены на Минобразование России: проведение единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; участие в формировании научного потенциала страны; экспертиза научных и технических программ и проектов.
* СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5010.
Минобразование России в соответствии с возложенными на него задачами:
создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), утверждает персональный состав советов и устанавливает перечень научных специальностей, по которым предоставляется право приема к защите диссертаций;
присуждает на основании ходатайства соответствующего диссертационного совета ученую степень доктора наук;
присваивает по представлению соответствующего ученого (научно-технического) совета ученое звание профессора по специальности;
проверяет выборочно аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата наук;
оформляет в установленном порядке дипломы доктора наук и кандидата наук и аттестаты профессора по специальности;
осуществляет в пределах своей компетенции переаттестацию научных и научно-педагогических работников — граждан России, имеющих ученые степени (ученые звания), присужденные (присвоенные) им в государствах, с которыми Российской Федерацией не заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степеней и ученых званий.
Для научной экспертизы представленных диссертаций, а также для рассмотрения вопросов о присвоении ученых званий создаются экспертные советы из числа ведущих ученых и специалистов в области науки, техники, образования и культуры.
Постановлением Правительства от 24 октября 1994 г.* утверждено Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоении научным работникам ученых званий. Учеными степенями являются степени доктора наук и кандидата наук, а учеными званиями — звания профессора по специальности и старшего научного сотрудника по специальности. Положением определены требования к диссертациям, порядок представления и защиты диссертации т.д.
* СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2898.
Минобразование России вправе издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним; инспектировать любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием.
Ведомственными органами управления
образованием являются различные подразделения
соответствующих ведомств (главные
управления, отделы и др.). Они могут
быть специализированными и
В субъектах Федерации управление образованием осуществляют: в республиках — соответствующие министерства или комитеты, в других субъектах Федерации — департаменты, главные управления, отделы образования. Их компетенция аналогична компетенции Минобразования России, но осуществляется с учетом масштабов их деятельности и региональных особенностей.
Письмо Минобразования РФ от 24.06.1997 N 06-51-34ин/25-02
О муниципальном уровне управления образованием
Законодательство России
Текст документа по состоянию на июль 2011 года
Особенностью современной
В соответствии с определенным Законом Российской Федерации "Об образовании" порядком разграничения компетенции федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации происходит постепенное перераспределение управленческих функций между различными уровнями управления.
Вместе с тем Закон не дает
детальной регламентации
В связи с этим необходима отработка
вариативных моделей
Особенно острой является проблема управления образованием на уровне местного самоуправления. В настоящее время органы местного самоуправления самостоятельно принимают решение о создании муниципального органа управления образованием либо о передаче его функций иным структурам.
С целью оптимизации управления образованием на уровне местного самоуправления министерство направляет для использования в работе рекомендации, подготовленные участниками международного проекта ТАСИС "Планирование управления образованием в России". Просим направить данные материалы главам местной администрации.
Первый заместитель Министра
А.Н.ТИХОНОВ
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Децентрализация управления образованием в Российской Федерации привела к изменениям в управляющих подсистемах, в объектах воздействия, в содержании управленческих решений.
Структура управления образованием (отраслевая вертикаль) не изменилась, в ней сохранились 4 основных уровня управления:
- федеральный,
- региональный,
- муниципальный (с учетом
- образовательного учреждения.
Однако в прежней системе управления образованием управляющим был лишь федеральный уровень, на котором задавались цели, ставились задачи и контролировалось их выполнение.
В настоящее время управляющие подсистемы появились на каждом уровне управления, так как перераспределение полномочий способствовало необходимости ставить цели, формулировать задачи, подбирать соответствующие средства, организовывать работу и контролировать ее выполнение на каждом уровне управления.
Результаты анализа
В этом заключается основное изменение
характера отношений между
В последние годы центр тяжести в управлении образованием последовательно перемещался сначала на региональный, а затем - на муниципальный уровень.
Это обусловлено тем, что местное самоуправление является одним из важнейших условий становления гражданского общества. Многие проблемы, в том числе проблемы образования, гораздо эффективнее решаются на уровне местного самоуправления, чем на федеральном и региональном, так как именно на муниципальном уровне сосредоточено обеспечение и организация образовательного процесса.
Данное обстоятельство явилось
причиной пристального внимания Министерства
общего и профессионального
В связи с этим в рамках программы ТАСИС был разработан проект "Планирование управления образованием", задачами которого являлись:
- оценка ситуации в системе
управления образованием
- построение различных схем
управления и проверка их
- подготовка рекомендаций по
оптимизации деятельности