Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:32, практическая работа
В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием:
1) Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;
2) федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);
3) государственные органы управления образованием субъектов Федерации.
¦ция ¦обеспечение ¦обеспечение ¦организация ¦каза на ¦
¦экс- ¦деятельности ¦деятельности ¦квалифициро- ¦консульти- ¦
¦пер- ¦экспертного ¦экспертного ¦ванного кон- ¦рование и ¦
¦тизы ¦совета; ¦совета; ¦сультирова- ¦экспертизу ¦
¦кон- ¦ - формирование ¦ - подготовка ¦ния и экспер-¦учебных ¦
¦суль-¦и размещение ¦и формирование ¦тизы образо- ¦планов и ¦
¦тиро-¦заказа на раз- ¦корпуса экс- ¦вательных ¦программ ¦
¦вания¦работку техно- ¦пертов и кон- ¦программ ¦ ¦
¦прог-¦логий эксперти- ¦сультантов ¦ ¦ ¦
¦рамм ¦рования и кон- ¦ ¦ ¦ ¦
¦раз- ¦сультирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦вития¦программ раз- ¦ ¦ ¦ ¦
¦обра-¦вития системы ¦ ¦ ¦ ¦
¦зова-¦образования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ния и¦и образователь- ¦ ¦ ¦ ¦
¦обра-¦ных программ ¦ ¦ ¦ ¦
¦зова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тель-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прог-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рамм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------+------
¦Фор- ¦ - формирование ¦ - изучение ¦ - формирова-¦ - кадро- ¦
¦миро-¦и размещение ¦конъюнктуры ¦ние заказа ¦вое, про- ¦
¦вание¦заказа на кад- ¦рынка педаго- ¦на кадровое ¦граммное, ¦
¦сис- ¦ровое обеспече- ¦гических кад- ¦обеспечение ¦учебно - ¦
¦темы ¦ние образова- ¦ров; ¦образователь-¦методичес- ¦
¦со- ¦тельных про- ¦ - формирова- ¦ных программ;¦кое и ¦
¦про- ¦грамм; ¦ние и размеще- ¦ - формирова-¦материаль- ¦
¦вож- ¦ - формирование ¦ние заказа на ¦ние заказа и ¦но - техни-¦
¦дения¦федерального ¦кадровое ¦обеспечение ¦ческое ¦
¦обра-¦комплекта учеб- ¦обеспечение ¦учебной ¦обеспечение¦
¦зова-¦ной литературы ¦образователь- ¦литературой; ¦учебного ¦
¦тель-¦и размещение ¦ных программ; ¦ - формирова-¦процесса ¦
¦ных ¦его в издатель- ¦ - формирование¦ние и обеспе-¦ ¦
¦прог-¦ствах; ¦и обеспечение ¦чение заказа ¦ ¦
¦рамм ¦ - разработка ¦заказа учеб- ¦материально -¦ ¦
¦ ¦примерных учеб- ¦ной литературы;¦технического ¦ ¦
¦ ¦ных планов и ¦ - формирование¦обеспечения ¦ ¦
¦ ¦программ ¦и обеспечение ¦образователь-¦ ¦
¦ ¦ ¦заказа матери- ¦ных программ;¦ ¦
¦ ¦ ¦ально - техни- ¦ - разработка¦ ¦
¦ ¦ ¦ческого обес- ¦примерных ¦ ¦
¦ ¦ ¦печения обра- ¦учебных пла- ¦ ¦
¦ ¦ ¦зовательных ¦нов и прог- ¦ ¦
¦ ¦ ¦программ; ¦рамм ¦ ¦
¦ ¦ ¦ - разработка ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦примерных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦учебных планов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦и программ ¦ ¦ ¦
------+----------------+------
Создавая, поддерживая и развивая систему образования, гарантирующую гражданам их конституционное право на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости, одним словом, выполняя свою главную задачу в этой области, муниципалитеты должны последовательно выстраивать структуру управления образованием, его отраслевую вертикаль, главное место в которой должно занять образовательное учреждение, непосредственно осуществляющее образовательный процесс.
К компетенции образовательных учреждений согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" отнесены:
- материально - техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
- привлечение для осуществления образовательной деятельности дополнительных источников финансовых и материальных средств;
- подбор, прием на работу и расстановка кадров;
- организация и
- разработка и утверждение образ
- разработка и утверждение
- разработка и утверждение по
согласованию с органами
- установление структуры управле
- установление ставок
- установление надбавок и
- разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения;
- самостоятельное формирование
контингента обучающихся,
- осуществление текущего
В этой связи каждому образовательному учреждению надлежит отработать и утвердить в органах исполнительной власти свой устав, заключить с учредителем договор; получить лицензию, определиться в вопросах аттестации и аккредитации.
Изменение функционала образовательных учреждений неизменно требует соответствующей структурной перестройки управления образованием в муниципалитетах.
Право контроля за реализацией учреждениями образования объема образовательных программ, их соответствия учебным планам, расписанию занятий и графикам учебного процесса; качеством образования выпускников; обеспечением жизни и здоровья, а также прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса в условиях децентрализации предполагает выделение инварианта функционала муниципального органа управления образованием и соответствующих управленческих структур.
Главная задача муниципальных органов управления образованием - обеспечение прав граждан на образование.
Решение этой задачи требует:
с одной стороны, выполнения в новых условиях функций, которые всегда выполнялись органами управления образованием;
с другой стороны, выполнения новых функций, связанных с необходимостью удовлетворения дополнительных образовательных услуг, обеспечения социализации обучающихся, специальной работы по обеспечению связи населения с региональной жизнью.
Инвариант функционала муниципального органа управления образованием
1. Обеспечение выполнения
2. Управление качеством образован
2.1. Рационализация сети
2.2. Контроль и диагностика
2.3. Участие в аттестации учащихся
и воспитанников,
2.4. Участие в лицензировании, аттестации,
аккредитации муниципальных
2.5. Организация и мониторинг
экспериментальной и
2.6. Информационно - аналитическая деятельность по оценке состояния муниципальной образовательной системы и направления ее развития.
3. Прогнозирование развития
Система действий по определению стратегических и тактических задач управления в изменяющихся условиях.
4. Регулятивно - коррекционная деятельность
по отношению к работе
5. Обеспечение социализации
5.1. Обеспечение прав граждан на образование.
5.2. Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей.
5.3. Предупреждение безнадзорности
несовершеннолетних путем
5.4. Помощь в сохранении и
6. Создание необходимых
7. Работа с кадрами.
7.1. Формирование заказа на
7.2. Организация повышения
7.3. Назначение и освобождение руководящих кадров.
7.4. Материальное и моральное стимулирование, награждение.
8. Социальная защита педагогических кадров
- совместная деятельность с
органами местного
9. Участие в формировании
10. Контроль деятельности
11. Регулирование в пределах
своих полномочий и
12. Строительство, ремонт и
Одним из способов решения важнейшего в настоящее время вопроса о повышении квалификации педагогических кадров может стать ваучеризация указанной системы, что будет способствовать естественной конкуренции между образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и приведет к повышению профессиональной подготовки слушателей курсов.
Направления оценки деятельности муниципального органа управления образованием:
- степень рационализации сети муниципальной образовательной системы;
- диверсификация
- степень
удовлетворенности
- степень удовлетворенности детей, родителей, общественности предлагаемыми образовательными услугами и их доступностью;
- положительная
динамика формальных
- эффективность
системы повышения
- наличие
соответствующей нормативной
- наличие комплексно - целевых программ и их направленность на развитие образования на муниципальном уровне, их реализуемость;
- эффективность контроля, анализа
деятельности муниципальных
- оценка деятельности
Новая политика в управлении образованием требует соответствующей политики и в области финансирования. Закономерен вывод о необходимости многоканального финансирования учебных заведений, т.к. если образовательное учреждение, реализуя базисный учебный план с его федеральной и национально - региональной составляющими, выступает своего рода сервисным учреждением, то должно рассчитывать на финансовую поддержку всех тех, кто претендует на трансляцию через него своего компонента знания. В противном случае надо материально поддерживать всех граждан, претендующих на получение образовательных услуг от педагогических коллективов, ставя их в равные условия как законных налогоплательщиков. Со стороны же муниципалитетов должен быть осуществлен переход на финансирование целевых программ и проектов развития образовательных учреждений.