Органы управления образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:32, практическая работа

Описание работы

В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием:
1) Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;
2) федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);
3) государственные органы управления образованием субъектов Федерации.

Файлы: 1 файл

Органы управления образованием.doc

— 709.50 Кб (Скачать файл)

¦ция  ¦обеспечение     ¦обеспечение    ¦организация  ¦каза на    ¦

¦экс- ¦деятельности    ¦деятельности   ¦квалифициро- ¦консульти- ¦

¦пер- ¦экспертного     ¦экспертного    ¦ванного кон- ¦рование и  ¦

¦тизы ¦совета;         ¦совета;        ¦сультирова-  ¦экспертизу ¦

¦кон- ¦ - формирование ¦ - подготовка  ¦ния и экспер-¦учебных    ¦

¦суль-¦и размещение    ¦и формирование ¦тизы образо- ¦планов и   ¦

¦тиро-¦заказа  на раз-  ¦корпуса экс-   ¦вательных    ¦программ   ¦

¦вания¦работку  техно-  ¦пертов и кон-  ¦программ     ¦           ¦

¦прог-¦логий эксперти- ¦сультантов     ¦             ¦           ¦

¦рамм ¦рования и кон-  ¦               ¦             ¦           ¦

¦раз- ¦сультирования   ¦               ¦             ¦           ¦

¦вития¦программ раз-   ¦               ¦             ¦           ¦

¦обра-¦вития системы   ¦               ¦             ¦           ¦

¦зова-¦образования     ¦               ¦             ¦           ¦

¦ния и¦и  образователь- ¦               ¦             ¦           ¦

¦обра-¦ных программ    ¦               ¦             ¦           ¦

¦зова-¦                ¦               ¦             ¦           ¦

¦тель-¦                ¦               ¦             ¦           ¦

¦ных  ¦                ¦               ¦             ¦           ¦

¦прог-¦                ¦               ¦             ¦           ¦

¦рамм ¦                ¦               ¦             ¦           ¦

+-----+----------------+---------------+-------------+-----------+

¦Фор- ¦ - формирование ¦ - изучение    ¦ - формирова-¦ - кадро-  ¦

¦миро-¦и размещение    ¦конъюнктуры    ¦ние заказа   ¦вое, про-  ¦

¦вание¦заказа на кад-  ¦рынка педаго-  ¦на кадровое  ¦граммное,  ¦

¦сис- ¦ровое обеспече- ¦гических кад-  ¦обеспечение  ¦учебно -   ¦

¦темы ¦ние образова-   ¦ров;           ¦образователь-¦методичес- ¦

¦со-  ¦тельных про-    ¦ - формирова-  ¦ных программ;¦кое и      ¦

¦про- ¦грамм;          ¦ние и размеще- ¦ - формирова-¦материаль- ¦

¦вож- ¦ - формирование ¦ние заказа на  ¦ние заказа и ¦но - техни-¦

¦дения¦федерального    ¦кадровое       ¦обеспечение  ¦ческое     ¦

¦обра-¦комплекта учеб- ¦обеспечение    ¦учебной      ¦обеспечение¦

¦зова-¦ной литературы  ¦образователь-  ¦литературой; ¦учебного   ¦

¦тель-¦и размещение    ¦ных программ;  ¦ - формирова-¦процесса   ¦

¦ных  ¦его в издатель- ¦ - формирование¦ние и  обеспе-¦           ¦

¦прог-¦ствах;          ¦и обеспечение  ¦чение заказа ¦           ¦

¦рамм ¦ - разработка   ¦заказа учеб-   ¦материально -¦           ¦

¦     ¦примерных учеб- ¦ной литературы;¦технического  ¦           ¦

¦     ¦ных планов и    ¦ - формирование¦обеспечения  ¦           ¦

¦     ¦программ        ¦и обеспечение  ¦образователь-¦           ¦

¦     ¦                ¦заказа матери- ¦ных программ;¦           ¦

¦     ¦                ¦ально - техни- ¦ - разработка¦           ¦

¦     ¦                ¦ческого обес-  ¦примерных    ¦           ¦

¦     ¦                ¦печения обра-  ¦учебных пла- ¦           ¦

¦     ¦                ¦зовательных    ¦нов и прог-  ¦           ¦

¦     ¦                ¦программ;      ¦рамм         ¦           ¦

¦     ¦                ¦ - разработка  ¦             ¦           ¦

¦     ¦                ¦примерных      ¦             ¦           ¦

¦     ¦                ¦учебных планов ¦             ¦           ¦

¦     ¦                ¦и программ     ¦             ¦           ¦

------+----------------+---------------+-------------+------------

 

 

 

Создавая, поддерживая и развивая систему образования, гарантирующую гражданам их конституционное право на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости, одним словом, выполняя свою главную задачу в этой области, муниципалитеты должны последовательно выстраивать структуру управления образованием, его отраслевую вертикаль, главное место в которой должно занять образовательное учреждение, непосредственно осуществляющее образовательный процесс.

 

К компетенции образовательных  учреждений согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" отнесены:

 

- материально - техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

 

- привлечение для осуществления  образовательной деятельности дополнительных источников финансовых и материальных средств;

 

- подбор, прием на работу и  расстановка кадров;

 

- организация и совершенствование  методического обеспечения образовательного  процесса;

 

- разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

 

- разработка и утверждение рабочих  программ курсов и дисциплин;

 

- разработка и утверждение по  согласованию с органами местного  самоуправления годовых учебных  планов и расписаний занятий;

 

- установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

 

- установление ставок заработной  платы и должностных окладов  работников образовательного учреждения  в пределах собственных финансовых  средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормами;

 

- установление надбавок и доплат  к должностным окладам работников  образовательного учреждения, порядка  и размеров их премирования;

 

- разработка и принятие правил  внутреннего распорядка образовательного учреждения;

 

- самостоятельное формирование  контингента обучающихся, воспитанников;

 

- осуществление текущего контроля  успеваемости и промежуточной  аттестации обучающихся образовательного  учреждения.

 

В этой связи каждому образовательному учреждению надлежит отработать и утвердить в органах исполнительной власти свой устав, заключить с учредителем договор; получить лицензию, определиться в вопросах аттестации и аккредитации.

 

Изменение функционала образовательных  учреждений неизменно требует соответствующей структурной перестройки управления образованием в муниципалитетах.

 

Право контроля за реализацией учреждениями образования объема образовательных  программ, их соответствия учебным  планам, расписанию занятий и графикам учебного процесса; качеством образования выпускников; обеспечением жизни и здоровья, а также прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса в условиях децентрализации предполагает выделение инварианта функционала муниципального органа управления образованием и соответствующих управленческих структур.

 

Главная задача муниципальных органов  управления образованием - обеспечение  прав граждан на образование.

 

Решение этой задачи требует:

 

с одной стороны, выполнения в новых условиях функций, которые всегда выполнялись органами управления образованием;

 

с другой стороны, выполнения новых  функций, связанных с необходимостью удовлетворения дополнительных образовательных  услуг, обеспечения социализации обучающихся, специальной работы по обеспечению связи населения с региональной жизнью.

 

 

Инвариант функционала муниципального органа управления образованием

 

1. Обеспечение выполнения государственных  нормативно - правовых актов об  образовании.

 

2. Управление качеством образования.

 

2.1. Рационализация сети образовательных  учреждений и образовательных  услуг (создание, реорганизация и  ликвидация образовательных учреждений).

 

2.2. Контроль и диагностика деятельности  образовательных учреждений по  обеспечению выполнения государственных  стандартов образования.

 

2.3. Участие в аттестации учащихся  и воспитанников, педагогических  и руководящих работников муниципальных  образовательных учреждений.

 

2.4. Участие в лицензировании, аттестации, аккредитации муниципальных образовательных  учреждений в соответствии с  полномочиями.

 

2.5. Организация и мониторинг  экспериментальной и инновационной  деятельности в муниципалитете.

 

2.6. Информационно - аналитическая деятельность по оценке состояния муниципальной образовательной системы и направления ее развития.

 

3. Прогнозирование развития муниципальной  системы образования.

 

Система действий по определению стратегических и тактических задач управления в изменяющихся условиях.

 

4. Регулятивно - коррекционная деятельность  по отношению к работе образовательных  учреждений

 

5. Обеспечение социализации детей,  охрана прав и социальная защита  детей.

 

5.1. Обеспечение прав граждан  на образование.

 

5.2. Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей.

 

5.3. Предупреждение безнадзорности  несовершеннолетних путем объединения  усилий заинтересованных ведомств.

 

5.4. Помощь в сохранении и укреплении  здоровья детей в период образовательного  процесса и каникулярного отдыха.

 

6. Создание необходимых консалтинговых  и сервисных служб при органах  управления для оказания помощи  в деятельности образовательных  учреждений и педагогов (методической, психологической, юридической, социологической  и т.д.).

 

7. Работа с кадрами.

 

7.1. Формирование заказа на подготовку  кадров.

 

7.2. Организация повышения квалификации  педагогических и руководящих  кадров.

 

7.3. Назначение и освобождение  руководящих кадров.

 

7.4. Материальное и моральное  стимулирование, награждение.

 

8. Социальная защита педагогических кадров

 

- совместная деятельность с  органами местного самоуправления, профсоюзами (жилье, медобслуживание,  охрана труда).

 

9. Участие в формировании местных  бюджетов и фондов развития  образования, привлечение дополнительных  источников финансирования, планирование материально - технического обеспечения, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования.

 

10. Контроль деятельности подведомственных  учреждений по исполнению бюджетной  и финансовой дисциплины, осуществлению хозяйственной деятельности.

 

11. Регулирование в пределах  своих полномочий и компетенции  отношений собственности в системе  образования, контроль аренды.

 

12. Строительство, ремонт и эксплуатация  зданий и сооружений муниципальных  образовательных учреждений, обустройство прилегающей к ним территории.

 

Одним из способов решения важнейшего в настоящее время вопроса  о повышении квалификации педагогических кадров может стать ваучеризация указанной системы, что будет  способствовать естественной конкуренции  между образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и приведет к повышению профессиональной подготовки слушателей курсов.

 

 

Направления оценки деятельности муниципального органа управления образованием:

 

- степень рационализации сети муниципальной образовательной системы;

 

- диверсификация образовательных  услуг;

 

- степень  удовлетворенности потребностям  образовательной системы функционирующих  сервисных служб и их влияние  на образовательную систему;

 

- степень  удовлетворенности детей, родителей, общественности предлагаемыми образовательными услугами и их доступностью;

 

- положительная  динамика формальных показателей  эффективности работы образовательной  системы (по качеству реализуемых  образовательных услуг, через  аттестацию образовательных учреждений);

 

- эффективность  системы повышения профессионализма  педагогов, оценка оперативного  и опережающего характера обучения  кадров (через аттестацию руководящих  и педагогических кадров);

 

- наличие  соответствующей нормативной правовой  базы управления на муниципальном уровне;

 

- наличие комплексно - целевых программ и их направленность на развитие образования на муниципальном уровне, их реализуемость;

 

- эффективность контроля, анализа  деятельности муниципальных образовательных  учреждений;

 

- оценка деятельности муниципальных  образовательных учреждений.

 

Новая политика в управлении образованием требует соответствующей политики и в области финансирования. Закономерен вывод о необходимости многоканального финансирования учебных заведений, т.к. если образовательное учреждение, реализуя базисный учебный план с его федеральной и национально - региональной составляющими, выступает своего рода сервисным учреждением, то должно рассчитывать на финансовую поддержку всех тех, кто претендует на трансляцию через него своего компонента знания. В противном случае надо материально поддерживать всех граждан, претендующих на получение образовательных услуг от педагогических коллективов, ставя их в равные условия как законных налогоплательщиков. Со стороны же муниципалитетов должен быть осуществлен переход на финансирование целевых программ и проектов развития образовательных учреждений.      

Информация о работе Органы управления образованием