Органы управления образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:32, практическая работа

Описание работы

В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием:
1) Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;
2) федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);
3) государственные органы управления образованием субъектов Федерации.

Файлы: 1 файл

Органы управления образованием.doc

— 709.50 Кб (Скачать файл)

 Новая политика вариативного  образования привела к необходимости изыскания дополнительных источников финансирования. С этой целью могут быть выделены следующие экономические и организационные меры.

1. Стимулирование платежеспособного  спроса на образование через  налоговые льготы для предприятий, которые принимают решение о заказе специалистов, образовательные кредиты и страхование. Доля прямых заказов (договоров) в этом случае может расти, при этом реализуется свобода выбора учащимися и их семьями образовательных учреждений и форм получения образования. Этот выбор будет обеспечиваться механизмом нормативного финансирования в расчете на одного учащегося.

2. Дополнение бюджетного финансирования  образовательных учреждений средствами, полученными от эффективного  управления переданного им имущества. Для этого требуется расширение экономической самостоятельности образовательных учреждений и формирование действенной системы попечительского, общественного и административного контроля эффективности хозяйственных решений, принимаемых администрациями учебных заведений.

3. Постепенное уравнивание всех  учебных заведений, прошедших  государственную аттестацию и  получивших государственную аккредитацию, в получении на конкурсной  основе государственного или  муниципального заказа на образование.  Это требует развития системы контроля обеспечения государственных образовательных стандартов, качества знаний учащихся и студентов.

 

 Взаимодействие органов местного  самоуправления

 с учреждениями высшей школы  и науки

 

 Важную роль в повышении  образовательного уровня населения играет взаимодействие муниципальной власти с учреждениями высшей школы и науки.

 Высшие учебные заведения  в РФ могут быть государственными  и негосударственными (частными). Муниципальных  вузов практически нет.

 Муниципальная власть заинтересована в развитии системы высшего образования на своей территории, поскольку это обеспечивает:

- подготовку местных квалифицированных  кадров;

- проведение прикладных научных  исследований по проблемам местной  жизни и развития территории;

- повышение имиджа территории и формирование (расширение) ее культурного слоя.

 Аналогично муниципальная власть  заинтересована в развитии сети  научных учреждений на территории.

 Поддержка органами местного  самоуправления учреждений высшего  образования и науки может  состоять в льготном налогообложении, предоставлении помещений в аренду, содействии в обеспечении жильем преподавательских и научных кадров. Органы местного самоуправления могут осуществлять муниципальный заказ вузам и научным учреждениям на проведение прикладных исследований.

 

 Муниципальные органы управления  образованием

 

 Реализация муниципальной политики  в сфере образования и науки  в значительной мере определяется  уровнем работы соответствующих  муниципальных органов. В настоящее  время структура этих органов  не регламентирована и осуществляется в разных формах в зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых специалистов. На практике органы управления образованием в муниципалитетах могут быть организованы как отдел (комитет, департамент) образования в структуре местной администрации, имеющий статус юридического лица.

 Муниципальные органы управления  образованием, как правило, наделяются  следующими функциями (рис. 5.6.3            

 

                

 

      Краткая аннотация. Главная роль отводится анализу внешней и внутренней среды ОУ, необходимому для определения приоритетов развития в дальнейшем. Также представлены некоторые аналитические методики, которые позволяют выявить проблемы внешней и внутренней среды ОУ и проанализировать их.

 

   Изучив данный раздел, вы  сможете: 

 

Проанализировать возможности  внешней и внутренней среды для  формирования стратегии развития школы;

 

Использовать знания о внешней и внутренней среде ОУ для решения управленческих задач по переходу школы в ОАШ;

 

Освоить алгоритм использования различных  видов анализа внутренней и внешней  среды и использовать их среды  в своей управленческой деятельности;

 

Использовать результаты аналитической деятельности для идентификации «проблемного поля» ОУ и выбора приоритетных направлений развития образовательного учреждения;

 

Представлять результаты развития ОУ в виде конкретных продуктов.

 

Структура раздела. Раздел состоит  из четырех учебных элементов (УЭ), описание приводится ниже.

 

УЭ 1.1. Анализ внешней и внутренней  среды образовательного учреждения.

 

Предполагается изучение материалов из (23, с.23-28).

 

УЭ 1.2. Использование различных  видов анализа внутренней и внешней  среды в управленческой деятельности.

 

Задание 1.

 

   Определите наиболее существенные  политические, экономические, социальные, технологические (управленческие) факторы,  влияющие на развитие вашего  ОУ.

 

   Политические факторы –  все действия власти, влияющие  на развитие школы: федеральные, региональные, муниципальные программы и проекты, законодательные документы.

 

   Экономические факторы –  экономическое состояние региона,  города, села, основные работодатели, взаимоотношения с бизнесом, промышленными  предприятиями, характер финансирования школы.

 

   Социальные факторы –  взаимоотношения  школы с обществом,  демографическая ситуация, культурно-образовательные  возможности микрорайона школы,  общественные организации, социальное  партнерство и т.п. 

 

   Технологические (управленческие) факторы – государственно-общественный характер управления образованием, действия органов управления образованием по отношению к школе.

 

Внесите эти факторы в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1.

 

Анализ внешней среды образовательного учреждения

Политика

 

+  

-

 

 

 

  

 

 

Экономика

 

+  

-

 

 

 

  

 

 

Социум 

 

+  

-

 

 

 

  

 

 

Управленческие технологии

 

+  

-

 

 

 

  

 

 

 

 

 

   После заполнения табл. 1.1. проанализируйте внутреннюю среду  вашей школы. Для этого выполните  задание 2.

 

Задание 2

 

   Обращаясь к актуальной  ситуации своего ОУ, определите  его сильные и слабые стороны  и выпишите их в табл.1.2.

 

   Используя положительные  стороны всех факторов анализа  внешней среды школы, выберите  из них те, которые можно отнести  к возможностям, способствующим устранению слабых сторон в развитии школы.

 

   Аналогично поработайте  с отрицательными сторонами всех  факторов внешней среды, определите  угрозы, препятствующие развитию  сильных сторон школы. Заполните  соответствующие графы таблицы. 

 

Таблица 1.2

Возможности  

Сильные стороны 

 

 

 

  

 

 

Угрозы  

Слабые стороны 

 

 

 

  

 

 

Внешняя среда  

Организация (система)

 

 

 

  

 

 

 

  Представленный алгоритм анализа  внешней и внутренней среды  школы (анализ факторов – сильные  стороны-угрозы – слабые стороны  – возможности) вы можете использовать для следующего шага – разработки программы развития ОУ после определения видения и формулировки миссии.

 

   Для этого проводится  административное совещание, по  результатам которого составляется  аналитическая справка к программе развития школы. Содержание и логика справки соответствуют алгоритму анализа внешней и внутренней среды школы.

 

УЭ 1.3. Проблемно ориентированный  анализ

 

Для изучения темы следует обратиться по гиперссылке в (23, с. 28-30).

 

Задание 1.

 

   Используя данные анализа, определите перечень внешних и внутренних проблем, которые реально могут быть решены при вашем участии, и впишите их в два верхних прямоугольника (табл. 1.3.)

 

   Сформулируйте внутренние  и внешние проблемы, решить которые  вы не в состоянии, и запишите их в два нижних прямоугольника.

 

Таблица 1.3

   

Внутренние  

внешние

 

   

   

 

 

   

   

 

 

 

   Внутренние и внешние  проблемы, которые вы сможете  решить, и станут приоритетными  направлениями в развитии вашей  школы. 

 

УЭ 1.4. В методический портфолио слушателя

 

Задание 1

 

   Чтобы выполнить задание,  нужно изучить текст, предложенный  в (23, с. 30-34), пройдя по гиперссылке.  Составьте кейс на  основе анализа  внешней среды образовательного  учреждения.

 

Задание 2

 

   Проработайте анкету и оцените степень использования демократических принципов и подходов в управлении школой и учебно-воспитательным процессом в вашей школе.

 

Анкета 

 

Цель. Оценка использования демократических  принципов и подходов в управлении школой и учебно-воспитательным процессом.

 

1.     Являются ли демократичными  взаимоотношения: 

 

Учитель-ученик;

 

Учитель-учитель;

 

Учитель-директор;

 

Учитель-завуч по учебной части;

 

Учитель-завуч по воспитательной работе;

 

Учитель – завуч по начальным  классам;

 

Учитель-родитель;

 

Ученик-ученик;

 

Ученик-директор;

 

Ученик- завуч по учебной части;

 

Ученик- завуч по воспитательной работе;

 

Ученик- завуч по начальным классам;

 

Родитель- директор;

 

Родитель- завуч по учебной части;

 

Родитель- завуч по воспитательной работе;

 

Родитель- завуч по начальным классам;

 

2.     Можно ли назвать  управление школой демократичным: 

 

Да, нет, иногда

 

3.     Что, на ваш взгляд, мешает в школе развитию демократичных  отношений:___________________________________________________

 

4.     Наша школа прогрессивна:

 

Да, нет, иногда

 

5.     В нашей школе  порядок: 

 

Да, нет, иногда

 

6.     Нервничаете ли вы  из-за стрессовых ситуаций в  школе: 

 

Да, нет, иногда

 

7.     Что является причинной  стрессов:

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8.     Атмосфера школы  способствует улучшению результатов: 

 

В учебном процессе;

 

В воспитательном процессе;

 

По сохранению здоровья;

 

По созданию материально-технической базы.

 

9.     Кто пользуется у  вас авторитетом: 

 

Директор;

 

Завуч;

 

Руководитель методобъединения;

 

Учителя-предметники;

 

Классный руководитель;

 

 родительский комитет; 

 

Совет старшеклассников.

 

10.  Нужны ли изменения: 

 

В руководстве школой;

 

В учебном процессе;

Информация о работе Органы управления образованием