Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:32, практическая работа
В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием:
1) Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;
2) федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);
3) государственные органы управления образованием субъектов Федерации.
В воспитательном процессе;
В режиме работы школы.
11. Что, по-вашему, будет способствовать улучшению отношений в школе:
Создание управляющего совета;
Создание добровольческих
Изменение структуры управления;
Другое________________________
12. Ваши комментарии и предложения
______________________________
Любая школа может идти двумя путями – либо пассивно приспосабливаться к внешним изменениям, перестраивая под это все свои процессы, либо активно пытаться воздействовать на внешнее окружение, но не всегда социум готов к такой напористой «атаке». ОАШ сбалансировано подходит к таким действиям – постоянно развивается в соответствии с передовыми динамичными изменениями внешней среды, одновременно влияя на внешнее окружение, приспосабливая для достижения своих целей все, что работает на единую цель- формирование и развитие гражданского общества и активного гражданина. Но для этого требуются мобилизация ресурсов, как школы, так и сообщества, и хорошая организация ОУ не только как педагогической, но и социальные системы.
Каждая педагогическая система (школа, детсад, техникум и т.д.) является самостоятельной сложной системой, но одновременно с этим она – часть системы следующего уровня (дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования), что, в свою очередь, образует единую целостную систему региона/страны. И если каждая отдельно взятая педсистема будет осуществлять демократические преобразования, то, соответственно, и вся система российского образования будет более открытой и демократичной.
Успехов в этой нелегкой, но важной деятельности!
егия образовательного учреждения: сканирование среды, формулировка миссии
В современном цивилизованном обществе достаточно прочно закрепилось осознание того, что благосостояние государства и макроэкономический рост зависят от уровня развития основных отраслей общественного производства, среди которых неизменно важную роль играет образование. В любой стране образование является системообразующим фактором, а качественное образование – это основа устойчивого экономического роста и залог эффективного социального развития государства.
Во многом качество образования зависит от того, насколько руководитель образовательного учреждения (ОУ) может грамотно организовать работу коллектива в условиях быстро меняющейся внешней среды, а также насколько будут удовлетворены социальные заказчики (учащиеся, родители, государство). Сегодня наличия навыков краткосрочного планирования и текущего управления уже недостаточно, основная миссия руководителя – это поиск индивидуальной траектории развития ОУ в условиях рыночных отношений и конкуренции на рынке образовательных услуг.
В настоящее время опыт стратегического планирования у руководителей ОУ, по мнению А. К. Клюева и С. М. Корунова, «находится в стадии накопления, первоначального анализа и осмысления»1. Это связано с недостаточностью информации по данной проблематике, отсутствием специальных знаний в области стратегического менеджмента, единых стандартов и техник стратегического планирования деятельности ОУ с учетом отраслевой специфики. Следует отметить, что в то же время использование и прямой перенос управленческого инструментария коммерческого, промышленного менеджмента не дает нужного эффекта. Поэтому проблема освоения технологии стратегического менеджмента руководителями ОУ и их командами сегодня актуальна и представляет несомненный интерес.
Рассмотрим базовые
В учебнике Дж. ДэвидаХангера и Томаса Л. Уилена стратегический менеджмент обозначен как совокупность управленческих решений и действий, определяющих долгосрочные показатели функционирования организации2. Базовая модель стратегического менеджмента, по мнению авторов, традиционно включает четыре основных элемента:
1) сканирование среды;
2) формулировку стратегии;
3) реализацию стратегии;
4) оценку и контроль.
Все указанные компоненты взаимосвязаны и представляют собой цикличный процесс. В статье рассмотрена специфика первых двух элементов базовой модели стратегического менеджмента в рамках ОУ.
Сканирование среды – это
мониторинг внешней и внутренней
среды, оценка полученных данных. Этот
этап играет важную роль при стратегическом
планировании, так как полученные
результаты являются основой проблемно-
Сканирование внутренней среды помогает определить потенциал образовательного учреждения, который будет учитываться при разработке стратегии. По определению Л. Г. Зайцева и М. И. Соколовой, внутренняя среда – это совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы жизнедеятельности организации3. Она может быть проанализирована по следующим направлениям: система управления, организация процесса обучения, организационная культура, персонал учреждения, материально-техническое обеспечение и др. Сканирование может быть проведено по технике SWOT-анализа, с использованием матрицы внутренней среды: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны).
Современное образовательное учреждение
– это открытая система, которая
постоянно и тесно
Внешняя среда ОУ состоит из факторов прямого и косвенного воздействия. Косвенно воздействуют компоненты макросреды, которые создают общие условия среды нахождения ОУ и оказывают опосредованное влияние на его работу.
Рассмотрим специфику
1. Экономическое окружение (
2. Политическое окружение. Цели
и механизмы управления
3. Правовые факторы. Характер действующих законодательных актов и правовых норм определяет правовую жизнеспособность образовательного учреждения. Работу ОУ существенно затрудняют несогласованные нормативно-правовые документы в сфере образования, несвоевременная замена устаревших документов, либо отсутствие документов, регламентирующих различные виды деятельности ОУ и т. д.
4. Экология. Состояние окружающей
среды оказывает существенное
влияние на здоровье
5. Социальные факторы, к которым
можно отнести: занятость
6. Демография (характер рождаемости, миграция населения, состав семей и т. д.). Все вышеуказанное играет существенную роль в работе ОУ, особенно в условиях нормативно-подушевого финансирования. От них будет зависеть выбор организационной структуры и образовательных технологий.
7. Культурные, этические факторы. Уровень культурных запросов населения, состояние массовой культуры, реально действующие моральные нормы и правила, образ и стиль жизни населения – все это влияет на выбор стратегии развития ОУ.
8. Состояние отрасли.
9. Институциональные факторы (наличие различных учреждений и организаций, с которыми устанавливается социальное партнерство, что значительно способствует реализации процессного подхода в управлении ОУ, а также формирует положительный имидж учреждения).
К факторам прямого воздействия относятся те, которые непосредственно влияют на деятельность ОУ и испытывают на себе его обратное влияние. По мнению авторов Директ-папки «Менеджер образования», к ним можно отнести: семьи обучающихся и воспитанников, местное население, органы управления образованием, потенциальных спонсоров и работодателей, учреждения здравоохранения, другие ОУ, культурно-просветительские организации, правоохранительные учреждения, СМИ, религиозные общины различных конфессий5.
Руководителю ОУ следует в первую очередь выделить из всех факторов те, которые играют решающую роль в работе учреждения, т. е. определить пределы анализа. Сканирование внешней среды ОУ необходимо всем учреждениями независимо от статуса, типа и вида.
В настоящее время в менеджменте определился набор техник, с помощью которых можно провести сканирование среды. Прежде всего, это метод наблюдения за внешней средой, который может осуществляться разными способами: анализ материалов СМИ, участие в профессиональных конференциях, просмотр рекламных материалов, объявлений конкурентов; посещение отраслевых выставок; анализ образовательных услуг. Традиционными также являются SWOT- и PEST-анализ; метод «5х5»; конкурентный, позиционный, ресурсный анализы и др. По данным московского Центра маркетинговых компетенций, 47,7 % руководителей сканируют среду с помощью SWOT-анализа, 9,8 % используют PEST-анализ, 5,1 % – модель Портера; 14 % – GAP-анализ, матрицы Ansoff и BCG, 13,6 % – читали, но ни разу не проводили; 9,8 % – не знают, что это такое6.
Следующий этап стратегического планирования – это формулирование стратегии, он предполагает разработку долгосрочного плана эффективного управления возможностями и угрозами, возникающими в среде, с учетом сильных и слабых сторон ОУ. В рамках этого этапа определяется миссия, задаются достижимые и измеряемые цели, разрабатывается политика и определяются мероприятия, способствующие достижению поставленных целей. Рассмотрим содержание понятия миссия с учетом отраслевой специфики.
По мнению эксперта Института проблем образовательной политики «Эврика» профессора А. М. Моисеева, миссия ОУ имеет ряд отличительных особенностей, по сравнению с миссией промышленного коммерческого предприятия: во-первых, любое общеобразовательное учреждение ограничено в выборе направлений своей деятельности, а значит – у него меньше возможностей в выборе альтернатив7. Во-вторых, большая часть российских ОУ сегодня имеют организационную форму учреждения, это обязывает их согласовывать свою миссию с учредителем. В-третьих, миссия ОУ отличается высоким уровнем социальной ответственности, она выполняет просветительскую задачу – с ее помощью учреждение формирует у потребителей своих услуг культуру заказа на образование, а также привычку соотносить запросы со статусом ОУ и его миссией.
Миссия общеобразовательного учреждения состоит из трех составляющих:
1) то, что присуще любому ОУ (предоставление образовательных услуг);
2) то, что свойственно каким-то
типам и видам ОУ (например, миссия
сельской малокомплектной
3) то, что является уникальным предназначением каждого конкретного учреждения. Причем, уникальность может быть обусловлена как объективными, так и субъективными факторами: местонахождение, контингент обучающихся и воспитанников, уровень оснащенности, потенциал педагогического коллектива; уровень самооценки и притязаний педагогов, их социальная и профессиональная ответственность; определение приоритетных задач и уровень обязательств и т. п. Третья составляющая в миссии, демонстрирующая индивидуальность ОУ, – это источник конкурентных преимуществ, который должен отражать приоритеты развития образования страны и соответствовать стратегии развития отрасли на уровне субъекта Российской Федерации.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что сканирование внешней среды является обязательной систематической процедурой любого образовательного учреждения. Важно не только определить факторы, значимые для конкретного ОУ, необходимо еще и грамотно использовать методы анализа внешней среды, которые широко представлены в современном менеджменте. Именно от правильности определения значимых факторов и верной методики их анализа, знания содержания понятия «миссия» зависит успешная постановка долгосрочных целей, видение предназначения образовательного учреждения и точный выбор индивидуальной траектории развития.