Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:32, практическая работа
В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием:
1) Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;
2) федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);
3) государственные органы управления образованием субъектов Федерации.
Анализ ситуации в системе управления образованием конкретных территорий позволил выделить проблемы управления образованием на муниципальном уровне.
I блок проблем:
- отсутствует опыт
- крайне медленно происходит
профессионализация
- формирование местных структур управления приняло затяжной характер;
- государственная поддержка местному самоуправлению в области образования оказывается недостаточно согласованно;
- местное сообщество с трудом
приобщается к управлению
II блок проблем:
- местное самоуправление в
- существует значительная
- уровень самостоятельности
- ряд относительно
III блок проблем:
- отсутствует четкое
- не выделен инвариант
- не определена оптимальная
структура муниципального
- не определен оптимальный
IV блок проблем:
- отсутствует единая система информационного обеспечения;
- отсутствуют параметры и
- отсутствуют независимые
- отсутствуют эффективные
V блок проблем:
- отсутствует опыт формирования
социального заказа на
В поисках путей решения приведен
Одним из результатов проведенной работы явились настоящие Методические рекомендации, в которых:
1) на основании
анализа законов об
2) выделен инвариант функционала муниципального органа управления образованием.
Таблица
------+----------------+------
¦ Со- ¦ Федеральный ¦ Региональный ¦ Муниципаль- ¦ Уровень ¦
¦дер- ¦ уровень ¦ уровень ¦ ный уровень ¦ образова- ¦
¦жание¦ ¦ ¦ ¦ тельного ¦
¦ уп- ¦ ¦ ¦ ¦учреждения ¦
¦рав- ¦ ¦ ¦ ¦ (ОУ) ¦
¦лен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ кой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дея- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тель-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ности¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------+------
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+-----+----------------+------
¦Обес-¦ - обеспечение и¦ - обеспечение ¦ - обеспече- ¦ - адап- ¦
¦пече-¦защита прав¦и защита права ¦ние и защита ¦тивность ¦
¦ние ¦граждан на обра-¦граждан на ¦конституцион-¦образова- ¦
¦госу-¦зование; ¦образование; ¦ного права ¦тельного ¦
¦дарс-¦ - создание пра-¦ - поддержка ¦граждан на ¦процесса ¦
¦твен-¦вовых гарантий¦национально- ¦основное ¦к условиям ¦
¦ных ¦для свободного¦культурных и ¦общее образо-¦и особен- ¦
¦га- ¦функционирования¦
¦ран- ¦и развития сис-¦традиций в об- ¦ - создание ¦вития и ¦
¦тий ¦темы образова-¦разовании; ¦сети ОУ; ¦подготовки ¦
¦обра-¦ния; ¦ - подготовка ¦ - поддержка ¦учащихся; ¦
¦зова-¦ - определение¦специалистов ¦местных и на-¦ - преем- ¦
¦ния ¦прав, обязаннос-¦для осуществ- ¦ционально - ¦ственность ¦
¦ ¦тей и ответс-¦ления образо- ¦культурных ¦образова- ¦
¦ ¦твенности физи-¦вательного ¦традиций в ¦тельных ¦
¦ ¦ческих и юриди-¦процесса на ¦образовании; ¦программ; ¦
¦ ¦ческих лиц в об-¦языках народов ¦ - создание ¦ - предо- ¦
¦ ¦ласти образова-¦Российской ¦необходимого ¦ставление ¦
¦ ¦ния, правовое¦Федерации; ¦количества ¦всех воз- ¦
¦ ¦регулирование их¦ - создание ¦ОУ, классов ¦можных форм¦
¦ ¦отношений в дан-¦региональных ¦и групп, а ¦получения ¦
¦ ¦ной области; ¦фондов стаби- ¦также усло- ¦образова- ¦
¦ ¦ - определение¦лизации и ¦вий, обеспе- ¦ния; ¦
¦ ¦порядка созда-¦развития обра- ¦чивающих по- ¦ - нахожде-¦
¦ ¦ния, реорганиза-¦зования; ¦лучение обра-¦ние вне по-¦
¦ ¦ции и ликвидации¦ - финансовое ¦зования на ¦литических ¦
¦ ¦ОУ; ¦подкрепление ¦родном языке;¦партий, об-¦
¦ ¦ - создание фе-¦государствен- ¦ - установле-¦щественно -¦
¦ ¦дерального фонда¦ных гарантий ¦ние местных ¦политичес- ¦
¦ ¦стабилизации и¦доступности и ¦налогов и ¦ких и рели-¦
¦ ¦развития системы¦
¦ ¦образования; ¦основного обще-¦ - создание ¦движений и¦
¦ ¦ - установление¦го образования ¦условий для ¦организаций¦
¦ ¦федеральных нор-¦(выделение ¦самостоятель-¦ ¦
¦ ¦мативов финанси-¦субвенций ¦ной деятель- ¦ ¦
¦ ¦рования обучаю-¦местным ¦ности ОУ, ¦ ¦
¦ ¦щихся и воспи-¦бюджетам); ¦свободы и ¦ ¦
¦ ¦танников и по-¦ - установле- ¦плюрализма ¦ ¦
¦ ¦рядка финансиро-¦ние региональ- ¦в образова- ¦ ¦
¦ ¦вания ОУ; ¦ных налогов и ¦тельном ¦ ¦
¦ ¦ - установление¦сборов; ¦процессе ¦ ¦
¦ ¦льгот обучающим-¦ - установле- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ся и педагоги-¦ние льгот ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческим работни-¦обучающимся и ¦ ¦ ¦
¦ ¦кам; видов норм¦педагогическим ¦ ¦ ¦
¦ ¦материального ¦работникам; ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения ¦видов и норм ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦материального ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦обеспечения ¦ ¦ ¦
+-----+----------------+------
¦Повы-¦ - осуществление¦ - осущест- ¦ - осущест- ¦ - осу- ¦
¦шение¦мониторинга и ¦вление монито- ¦вление мони- ¦ществление ¦
¦уров-¦непрерывности ¦ринга и непре- ¦торинга и не-¦мониторинга¦
¦ня ¦информационных ¦рывности ин- ¦прерывности ¦и непрерыв-¦
¦про- ¦потоков о со- ¦формационных ¦информацион- ¦ности ин- ¦
¦фес- ¦стоянии и раз- ¦потоков о сос- ¦ных потоков ¦формацион- ¦
¦сио- ¦витии; ¦тоянии и раз- ¦о состоянии и¦ных потоков¦
¦на- ¦ - создание сис-¦витии системы ¦развитии сис-¦о состоянии¦
¦лизма¦темы подготовки ¦образования; ¦темы образо- ¦и развитии ¦
¦уп- ¦и переподготов- ¦ - организация ¦вания; ¦системы ¦
¦рав- ¦ки управленчес- ¦подготовки ¦ - заказ на ¦образова- ¦
¦лен- ¦ких кадров ¦управленческих ¦повышение ¦ния; ¦
¦чес- ¦ ¦кадров; ¦квалификации ¦ - заказ на¦
¦ких ¦ ¦ - аттестация ¦управленчес- ¦повышение ¦
¦кад- ¦ ¦управленческих ¦ких кадров ¦квалифика- ¦
¦ров ¦ ¦кадров ¦ ¦ции кадров ¦
+-----+----------------+------
¦Конт-¦ - нормативно - ¦ - разработка ¦ - создание¦ - разра- ¦
¦роль ¦правовое обес- ¦национально - ¦условий для¦ботка ¦
¦за ¦печение; ¦регионального ¦выполнения ¦школьного ¦
¦ка- ¦ - разработка ¦компонента об- ¦национально -¦компонента ¦
¦чест-¦квалификацион-
¦разовательного ¦
¦вом ¦ных характерис- ¦стандарта и ¦компонента ¦тельного ¦
¦обра-¦тик и должност- ¦создание усло- ¦государствен-¦стандарта; ¦
¦зова-¦ных инструкций ¦вий для его ¦ного образо-¦ - органи- ¦
¦ния. ¦для специалистов¦выполнения; ¦вательного ¦зация те- ¦
¦Ли- ¦системы образо- ¦ - создание ¦стандарта; ¦кущего ¦
¦цен- ¦вания; ¦условий, орга- ¦ - создание ¦контроля, ¦
¦зиро-¦ - разработка ¦низация и про- ¦условий и ор-¦проведение ¦
¦ва- ¦типовых положе- ¦ведение лицен- ¦ганизация ли-¦самообсле- ¦
¦ние, ¦ний об учреж- ¦зирования, ат- ¦цензирования ¦дования ¦
¦ат- ¦дении системы ¦тестации и ¦и аттестации;¦ ¦
¦тес- ¦образования; ¦аккредитации; ¦ - создание, ¦ ¦
¦тация¦ - разработка ¦ - установка ¦реорганизация¦ ¦
¦и ¦государственных ¦дополнительных ¦и ликвидация ¦ ¦
¦ак- ¦образователь- ¦норм и правил ¦образователь-¦ ¦
¦кре- ¦ных стандартов; ¦строительства ¦ных учрежде- ¦ ¦
¦дита-¦ - разработка ¦образовательных¦ний ¦ ¦
¦ция ¦модели педагоги-¦учреждений,
¦ОУ. ¦ческой деятель- ¦охраны здоровья¦ ¦ ¦
¦Ат- ¦ности; ¦обучающихся, ¦ ¦ ¦
¦тес- ¦ - установка ¦оснащенности ¦ ¦ ¦
¦тация¦норм и правил ¦учебного про- ¦ ¦ ¦
¦кад- ¦строительства ¦цесса и обору- ¦ ¦ ¦
¦ров ¦образовательных ¦дования учебных¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений, ¦помещений; ¦ ¦ ¦
¦ ¦охраны здоровья ¦ - аттестация ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучающихся, ¦кадров ¦ ¦ ¦
¦ ¦оснащенности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учебного про- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цесса и обору- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дования учеб- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ных помещений; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ - создание сис-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦темы аттестаци-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦онно - диагнос-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тических служб ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------+------
¦Раз- ¦ - разработка,¦ - разработка, ¦ - разработ- ¦ - разра- ¦
¦ра- ¦финансовая под-¦финансовая под-¦ка, финансо- ¦ботка и ¦
¦ботка¦держка, органи-¦держка регио- ¦вая поддерж- ¦привлечение¦
¦и фи-¦зация и коорди-¦нальных (от- ¦ка муници- ¦дополни- ¦
¦нан- ¦нация материаль-¦раслевых) меж- ¦пальных обра-¦тельного ¦
¦совая¦но - техническо-¦ведомственных ¦зовательных ¦финансиро- ¦
¦под- ¦го обеспечения¦целевых про- ¦проектов и ¦вания ¦
¦держ-¦федеральной и¦грамм развития ¦программ ¦программы ¦
¦ка ¦межведомственных¦системы обра- ¦развития ¦развития ¦
¦прог-¦программ разви-¦зования ¦муниципальной¦образова- ¦
¦рамм ¦тия системы об-¦ ¦системы обра-¦тельного ¦
¦раз- ¦разования ¦ ¦зования и об-¦учреждения ¦
¦вития¦ ¦ ¦разовательных¦ ¦
¦обра-¦ ¦ ¦учреждений ¦ ¦
¦зова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+----------------+------
¦Орга-¦ - создание и ¦ - создание и ¦ - создание ¦ - форми- ¦
¦низа-¦нормативное ¦нормативное ¦условий и ¦рование за-¦