Органы управления образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:32, практическая работа

Описание работы

В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием:
1) Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;
2) федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);
3) государственные органы управления образованием субъектов Федерации.

Файлы: 1 файл

Органы управления образованием.doc

— 709.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализ ситуации в системе управления образованием конкретных территорий позволил выделить проблемы управления образованием на муниципальном уровне.

 

I блок проблем:

 

- отсутствует опыт самоуправления, в том числе опыт управления образованием на муниципальном уровне в изменившихся условиях;

 

- крайне медленно происходит  профессионализация управленческой  деятельности на муниципальном  уровне;

 

- формирование местных структур  управления приняло затяжной  характер;

 

- государственная поддержка местному самоуправлению в области образования оказывается недостаточно согласованно;

 

- местное сообщество с трудом  приобщается к управлению образованием.

 

II блок проблем:

 

- местное самоуправление в России  имеет многообразные структуры и формы;

 

- существует значительная дифференциация  функций муниципальных органов  управления образованием;

 

- уровень самостоятельности районного  звена в условиях города с  районным делением не определен;

 

- ряд относительно самостоятельных  управляющих структур, имеющих отношение к сфере образования, трансформировался в общую иерархическую управляющую подсистему.

 

III блок проблем:

 

- отсутствует четкое разграничение  полномочий в управлении образованием  по отраслевому принципу (вертикаль)  и при взаимодействии с другими муниципальными структурами, отвечающими за образование (горизонталь) на уровне муниципалитета;

 

- не выделен инвариант содержания  деятельности органов управления  муниципального звена в условиях  децентрализации управления образованием  и значительной автономии образовательных учреждений;

 

- не определена оптимальная  структура муниципального органа  управления образованием;

 

- не определен оптимальный численный  состав аппарата управления образованием  на муниципальном уровне.

 

IV блок проблем:

 

- отсутствует единая система информационного обеспечения;

 

- отсутствуют параметры и методики  определения эффективности деятельности  управленческих структур в образовании  (в том числе на муниципальном  уровне);

 

- отсутствуют независимые службы  контроля, экспертизы и прогнозирования;

 

- отсутствуют эффективные финансовые  механизмы, которые могут быть  использованы в образовании на  муниципальном уровне.

 

V блок проблем:

 

- отсутствует опыт формирования  социального заказа на образование.

 

В поисках путей решения приведенных выше проблем и поставленных в этой связи задач приняли участие органы управления образованием различных уровней Новосибирской, Пермской, Кемеровской областей, Красноярского края и Выборгского района Ленинградской области.

 

Одним из результатов  проведенной работы явились настоящие Методические рекомендации, в которых:

 

1) на основании  анализа законов об образовании  и о местном самоуправлении  показано распределение компетенции  между различными уровнями управления  образованием (см. таблицу);

 

2) выделен инвариант функционала муниципального органа управления образованием.

 

 

 

Таблица

 

 

------+----------------+---------------+-------------+------------

¦ Со- ¦  Федеральный   ¦ Региональный  ¦ Муниципаль- ¦  Уровень  ¦

¦дер- ¦    уровень     ¦   уровень     ¦ ный уровень ¦ образова- ¦

¦жание¦                ¦               ¦             ¦ тельного  ¦

¦ уп- ¦                ¦               ¦             ¦учреждения ¦

¦рав- ¦                ¦               ¦             ¦    (ОУ)   ¦

¦лен- ¦                ¦               ¦             ¦           ¦

¦чес- ¦                ¦               ¦             ¦           ¦

¦ кой ¦                ¦               ¦             ¦           ¦

¦дея- ¦                ¦               ¦             ¦           ¦

¦тель-¦                ¦               ¦             ¦           ¦

¦ности¦                ¦               ¦             ¦           ¦

+-----+----------------+---------------+-------------+-----------+

¦  1  ¦       2        ¦       3       ¦      4      ¦     5     ¦

+-----+----------------+---------------+-------------+-----------+

¦Обес-¦ - обеспечение и¦ - обеспечение  ¦ - обеспече- ¦ - адап-   ¦

¦пече-¦защита      прав¦и защита права ¦ние и защита ¦тивность   ¦

¦ние  ¦граждан на обра-¦граждан на     ¦конституцион-¦образова-  ¦

¦госу-¦зование;        ¦образование;   ¦ного права   ¦тельного   ¦

¦дарс-¦ - создание пра-¦ - поддержка   ¦граждан на   ¦процесса   ¦

¦твен-¦вовых   гарантий¦национально-   ¦основное     ¦к условиям ¦

¦ных  ¦для   свободного¦культурных  и   ¦общее образо-¦и особен-  ¦

¦га-  ¦функционирования¦региональных   ¦вание;       ¦ностям  раз-¦

¦ран- ¦и развития  сис-¦традиций  в об- ¦ - создание  ¦вития и    ¦

¦тий  ¦темы   образова-¦разовании;     ¦сети ОУ;     ¦подготовки  ¦

¦обра-¦ния;            ¦ - подготовка  ¦ - поддержка ¦учащихся;  ¦

¦зова-¦ -   определение¦специалистов   ¦местных и на-¦ - преем-  ¦

¦ния  ¦прав, обязаннос-¦для осуществ-  ¦ционально -  ¦ственность ¦

¦     ¦тей   и  ответс-¦ления  образо- ¦культурных   ¦образова-  ¦

¦     ¦твенности  физи-¦вательного     ¦традиций в   ¦тельных    ¦

¦     ¦ческих  и юриди-¦процесса  на    ¦образовании; ¦программ;  ¦

¦     ¦ческих лиц в  об-¦языках народов ¦ - создание  ¦ - предо-  ¦

¦     ¦ласти  образова-¦Российской     ¦необходимого ¦ставление  ¦

¦     ¦ния,    правовое¦Федерации;     ¦количества   ¦всех воз-  ¦

¦     ¦регулирование их¦ - создание    ¦ОУ, классов  ¦можных форм¦

¦     ¦отношений в дан-¦региональных   ¦и групп, а   ¦получения  ¦

¦     ¦ной области;    ¦фондов стаби-  ¦также усло-  ¦образова-  ¦

¦     ¦ -   определение¦лизации  и      ¦вий, обеспе- ¦ния;       ¦

¦     ¦порядка   созда-¦развития  обра- ¦чивающих по- ¦ - нахожде-¦

¦     ¦ния, реорганиза-¦зования;       ¦лучение обра-¦ние вне по-¦

¦     ¦ции и ликвидации¦ - финансовое  ¦зования на   ¦литических ¦

¦     ¦ОУ;             ¦подкрепление   ¦родном языке;¦партий, об-¦

¦     ¦ - создание  фе-¦государствен-  ¦ - установле-¦щественно -¦

¦     ¦дерального фонда¦ных  гарантий   ¦ние местных  ¦политичес- ¦

¦     ¦стабилизации   и¦доступности и  ¦налогов и    ¦ких и рели-¦

¦     ¦развития системы¦обязательности ¦сборов;      ¦гиозных    ¦

¦     ¦образования;    ¦основного обще-¦ - создание  ¦движений  и¦

¦     ¦ -  установление¦го образования  ¦условий для  ¦организаций¦

¦     ¦федеральных нор-¦(выделение     ¦самостоятель-¦           ¦

¦     ¦мативов финанси-¦субвенций      ¦ной деятель- ¦           ¦

¦     ¦рования  обучаю-¦местным        ¦ности ОУ,    ¦           ¦

¦     ¦щихся  и  воспи-¦бюджетам);     ¦свободы и    ¦           ¦

¦     ¦танников  и  по-¦ - установле-  ¦плюрализма   ¦           ¦

¦     ¦рядка финансиро-¦ние региональ- ¦в образова-  ¦           ¦

¦     ¦вания ОУ;       ¦ных налогов  и  ¦тельном      ¦           ¦

¦     ¦ -  установление¦сборов;        ¦процессе     ¦           ¦

¦     ¦льгот обучающим-¦ - установле-  ¦             ¦           ¦

¦     ¦ся  и  педагоги-¦ние льгот      ¦             ¦           ¦

¦     ¦ческим  работни-¦обучающимся и  ¦             ¦           ¦

¦     ¦кам;  видов норм¦педагогическим  ¦             ¦           ¦

¦     ¦материального   ¦работникам;    ¦             ¦           ¦

¦     ¦обеспечения     ¦видов и  норм   ¦             ¦           ¦

¦     ¦                ¦материального  ¦             ¦           ¦

¦     ¦                ¦обеспечения    ¦             ¦           ¦

+-----+----------------+---------------+-------------+-----------+

¦Повы-¦ - осуществление¦ - осущест-    ¦ - осущест-  ¦ - осу-    ¦

¦шение¦мониторинга и   ¦вление  монито- ¦вление мони- ¦ществление  ¦

¦уров-¦непрерывности   ¦ринга и  непре- ¦торинга и не-¦мониторинга¦

¦ня   ¦информационных  ¦рывности  ин-   ¦прерывности  ¦и непрерыв-¦

¦про- ¦потоков о со-   ¦формационных   ¦информацион- ¦ности ин-  ¦

¦фес- ¦стоянии и раз-  ¦потоков о сос- ¦ных потоков  ¦формацион- ¦

¦сио- ¦витии;          ¦тоянии и раз-  ¦о состоянии и¦ных потоков¦

¦на-  ¦ - создание сис-¦витии системы  ¦развитии сис-¦о состоянии¦

¦лизма¦темы подготовки ¦образования;   ¦темы образо- ¦и развитии ¦

¦уп-  ¦и переподготов- ¦ - организация  ¦вания;       ¦системы    ¦

¦рав- ¦ки управленчес- ¦подготовки     ¦ - заказ на  ¦образова-  ¦

¦лен- ¦ких кадров      ¦управленческих  ¦повышение    ¦ния;       ¦

¦чес- ¦                ¦кадров;        ¦квалификации  ¦ - заказ на¦

¦ких  ¦                ¦ - аттестация  ¦управленчес- ¦повышение  ¦

¦кад- ¦                ¦управленческих ¦ких кадров   ¦квалифика- ¦

¦ров  ¦                ¦кадров         ¦             ¦ции кадров ¦

+-----+----------------+---------------+-------------+-----------+

¦Конт-¦ - нормативно - ¦ - разработка  ¦ -   создание¦ - разра-  ¦

¦роль ¦правовое  обес-  ¦национально -  ¦условий   для¦ботка      ¦

¦за   ¦печение;        ¦регионального  ¦выполнения   ¦школьного  ¦

¦ка-  ¦ - разработка   ¦компонента об- ¦национально -¦компонента ¦

¦чест-¦квалификацион-  ¦разовательного ¦регионального¦образова-  ¦

¦вом  ¦ных характерис- ¦стандарта и    ¦компонента   ¦тельного   ¦

¦обра-¦тик и должност- ¦создание усло- ¦государствен-¦стандарта; ¦

¦зова-¦ных инструкций  ¦вий для его    ¦ного  образо-¦ - органи- ¦

¦ния. ¦для специалистов¦выполнения;    ¦вательного   ¦зация те-  ¦

¦Ли-  ¦системы образо- ¦ - создание    ¦стандарта;   ¦кущего     ¦

¦цен- ¦вания;          ¦условий, орга- ¦ - создание  ¦контроля,  ¦

¦зиро-¦ - разработка   ¦низация и про- ¦условий и ор-¦проведение  ¦

¦ва-  ¦типовых положе- ¦ведение лицен- ¦ганизация ли-¦самообсле- ¦

¦ние, ¦ний об учреж-   ¦зирования, ат- ¦цензирования  ¦дования    ¦

¦ат-  ¦дении системы   ¦тестации и     ¦и аттестации;¦           ¦

¦тес- ¦образования;    ¦аккредитации;  ¦ - создание, ¦           ¦

¦тация¦ - разработка   ¦ - установка   ¦реорганизация¦           ¦

¦и    ¦государственных ¦дополнительных  ¦и ликвидация ¦           ¦

¦ак-  ¦образователь-   ¦норм и правил  ¦образователь-¦           ¦

¦кре- ¦ных стандартов; ¦строительства  ¦ных учрежде- ¦           ¦

¦дита-¦ - разработка   ¦образовательных¦ний          ¦           ¦

¦ция  ¦модели педагоги-¦учреждений,    ¦             ¦           ¦

¦ОУ.  ¦ческой деятель- ¦охраны  здоровья¦             ¦           ¦

¦Ат-  ¦ности;          ¦обучающихся,   ¦             ¦           ¦

¦тес- ¦ - установка    ¦оснащенности   ¦             ¦           ¦

¦тация¦норм и правил   ¦учебного про-  ¦             ¦           ¦

¦кад- ¦строительства   ¦цесса и обору- ¦             ¦           ¦

¦ров  ¦образовательных ¦дования учебных¦             ¦           ¦

¦     ¦учреждений,     ¦помещений;     ¦             ¦           ¦

¦     ¦охраны здоровья ¦ - аттестация  ¦             ¦           ¦

¦     ¦обучающихся,    ¦кадров         ¦             ¦           ¦

¦     ¦оснащенности   ¦               ¦             ¦           ¦

¦     ¦учебного про-   ¦               ¦             ¦           ¦

¦     ¦цесса и обору-  ¦               ¦             ¦           ¦

¦     ¦дования учеб-   ¦               ¦             ¦           ¦

¦     ¦ных помещений;  ¦               ¦             ¦           ¦

¦     ¦ - создание сис-¦               ¦             ¦           ¦

¦     ¦темы  аттестаци-¦               ¦             ¦           ¦

¦     ¦онно -  диагнос-¦               ¦             ¦           ¦

¦     ¦тических служб  ¦               ¦             ¦           ¦

+-----+----------------+---------------+-------------+-----------+

¦Раз- ¦ -   разработка,¦ - разработка, ¦ - разработ- ¦ - разра-  ¦

¦ра-  ¦финансовая  под-¦финансовая  под-¦ка, финансо- ¦ботка и    ¦

¦ботка¦держка,  органи-¦держка  регио-  ¦вая поддерж- ¦привлечение¦

¦и фи-¦зация  и коорди-¦нальных (от-   ¦ка муници-   ¦дополни-   ¦

¦нан- ¦нация материаль-¦раслевых) меж- ¦пальных обра-¦тельного   ¦

¦совая¦но - техническо-¦ведомственных  ¦зовательных  ¦финансиро- ¦

¦под- ¦го   обеспечения¦целевых  про-   ¦проектов и   ¦вания      ¦

¦держ-¦федеральной    и¦грамм  развития ¦программ     ¦программы  ¦

¦ка   ¦межведомственных¦системы  обра-  ¦развития     ¦развития   ¦

¦прог-¦программ  разви-¦зования        ¦муниципальной¦образова-  ¦

¦рамм ¦тия системы  об-¦               ¦системы обра-¦тельного   ¦

¦раз- ¦разования       ¦               ¦зования и об-¦учреждения ¦

¦вития¦                ¦               ¦разовательных¦           ¦

¦обра-¦                ¦               ¦учреждений   ¦           ¦

¦зова-¦                ¦               ¦             ¦           ¦

¦ния  ¦                ¦               ¦             ¦           ¦

+-----+----------------+---------------+-------------+-----------+

¦Орга-¦ - создание и   ¦ - создание и ¦ - создание  ¦ - форми-  ¦

¦низа-¦нормативное     ¦нормативное    ¦условий и    ¦рование за-¦

Информация о работе Органы управления образованием