Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 09:43, реферат
Цель данного реферата – рассмотреть основные этапы педагогических исследований, дать ряд практических советов по организации и проведению научно-экспериментальной работы в учебных заведениях.
Введение 3
Основная часть
Основные виды педагогических исследований 4
Основные этапы педагогических исследований 5
Диагностический этап педагогического исследования. 6
Область педагогического исследования. 6
Тема и проблема педагогического исследования 7
Объект и предмет педагогического исследования 9
Цель и задачи педагогического исследования 11
Гипотеза педагогического исследования 13
Прогностический этап педагогического исследования 15
Организационный этап педагогического исследования 17
Выбор объектов и субъектов эксперимента 17
Выбор характеристик педагогического процесса и их
отслеживание в эксперименте 19
Методическое обеспечение эксперимента 20
Организационное обеспечение эксперимента 21
Разведывательное исследование 22
Практический этап педагогического исследования 22
Констатирующий эксперимент 23
Формирующий эксперимент 23
Контролирующий эксперимент 24
Аналитический этап педагогического исследования 24
Оформительский и внедренческий этапы педагогического
исследования 25
Заключение 27
Список литературы 35
Надо отметить, что в педагогике нерешённых проблем много, и исследователю нужно увидеть ту основную, важную из них, от успешного решения которой во многом зависит судьба волнующих его практических вопросов.
Выявив проблему, необходимо формулировать тему своего исследования. Удачная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает основные рамки исследования, конкретизирует основной замысел. Поэтому темы научных работ, особенно начинающих исследователей, должны быть по возможности более конкретизированы, привязаны к определённым путям, условиям, средствам педагогического процесса.
При выборе темы следует
Так, например, тема «Особенности
структуры урока химии при
проектировании» содержит
При выборе
темы исследования используют следующие приемы:
Объектом исследования принято
считать часть объективной реальности,
ту часть практической и теоретической
деятельности, с которой на данном этапе
исследователь имеет дело.
Объект
исследования, таким образом, это то педагогическое
пространство, та область, в рамках которой
находится изучаемое явление. Объектом
исследования могут быть: система воспитательной
работы на уроках химии; педагогический
или ученический коллективы; учебно-познавательная
деятельность учащихся на уроках химии;
система профессионального отбора в школе;
процесс развития творческих способностей;
формы, методы, приемы, средства обучения
проектированию; диагностика обученности
(воспитанности, развитости) учащихся
на уроках химии.
Предмет исследования
–– включенные в процесс деятельности
исследователя стороны, свойства и отношения
объекта, изучаемые с определенной целью
в заданных условиях.
Объект и предмет познания – не одно и то же, хотя нередко их неправомерно отождествляют.
Гносеология в качестве объекта познания определяет только те связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. «Любой объект исследования – это какая-то совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им. Это делает объект научного познания определённым единством объективного и субъективного». [3]
Объектами исследования могут
быть, например, система воспитания
познавательного интереса у учащихся
к учению; нравственное воспитание
учащихся на уроках химии; система воспитательной
деятельности классного руководителя;
система профессиональной ориентации
школьников в новых социально-
Предмет исследования – это конкретная часть объекта. Это может быть или процесс, в нём происходящий, или аспект проблемы, который, собственно, и исследуется. Мы придерживаемся точки зрения проф. В.Е. Гмурмана: «Предмет педагогики – целенаправленный учебно-воспитательный процесс. Она исследует его сущность, закономерности конструирования, функционирования и развития, даёт нам знания о его генезисе, строении и прогнозируемых перспективах». [4] Скажем, если объектом исследования будет совместная деятельность школы и семьи по эстетическому воспитанию школьников, то предметом исследования может быть или процесс взаимодействия школы и семьи по эстетическому воспитанию школьников, или эффективные пути взаимодействия школы и семьи по эстетическому воспитанию школьников, или особенности взаимодействия школы и семьи по эстетическому воспитанию школьников.
Понятия «объект» и «предмет»
относительны. Методы обучения, будучи
в одном случае предметом исследования,
в другом могут быть объектом. Тогда
предметом исследования могут стать,
в частности, методы изложения технико-
Определив объект и предмет исследования необходимо переходить к обоснованию цели и задач исследования.
Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить [7]
Цель – замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.
Цель исследования формируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Педагогическая цель –
это предвидение педагогом
Целью исследования, скажем, может быть:
- разработать научно-
- разработать научно-
- выявить педагогические
условия, эффективно влияющие
на воспитание у учащихся
Цель вырастает из проблемы
исследования и ее назначение
–– решение этой проблемы. Формулировка
цели предусматривает ответ на вопрос
«Что ты хочешь получить в результате
исследования?» Это может быть: система
средств наглядности, новая методика,
педагогическое обоснование включения
учащихся в деятельность проектирования,
методика формирования практических навыков
с помощью тренажера, усовершенствованная
программа работы технического кружка,
банк проектов, система критериев оценки
деятельности проектирования.
Поставленной
цели должны быть присущи следующие свойства:
Целью любого исследования
Задача
–– часть цели, конкретизация цели. Другими
словами, задача –– это цель в заданных
условиях. Условно отношение задачи к
цели тождественно отношению предмета
к объекту исследования, то есть отношение
частного к общему.
Цель конкретизируется и
развивается в задачах
Задача – то, что требует выполнения, разрешения [7].
Задача исследования – это порция, часть цели. Другими словами, задачи исследования конкретизируют его цель.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.
Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.
Третья – со способами преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.
Четвертая – с выявлением
путей и условий повышения
эффективности
Иерархически организованная последовательность задач образует программу исследования.
Разработав программу исследования, необходимо переходить к построению гипотезы.
Гипотеза (от греч. hyptnesis – основание, предположение) – научно обоснованное предположение о характере и формах связи исследуемых явлений, о причинах, закономерностях, противоречиях, обусловливающих эти явления.
В самом общем виде можно сказать, что гипотеза – это развёрнутое научное предположение, где максимально подробно изложены или модель, или система мер, или парадигма, или механизмы того нововведения, благодаря которому ожидается получить высокую результативность работы.
Построение и формирование гипотезы – весьма сложный и пока ещё малоисследованный вопрос.
Предвидение зачастую осуществляется на основе ретроспекции, анализа прошлого, известных знаний, на базе противоречий между теорией и фактами, которые нельзя уже объяснить в рамках этой теории.
Другими словами, при выдвижении гипотезы происходит движение от анализа научных явлений, фактов, процессов, не объясняемых имеющейся теорией, к ведущей идее исследования, которая затем и развёртывается в гипотезу.
В этом сложном процессе значительную (если не ведущую) роль играют психические качества исследователя как проблемное видение, альтернативное мышление, творческое воображение, интуиция, способность к прогнозированию, моделированию, проектированию и т.д.
Гипотезы бывают:
а) описательные (предполагается существование какого-либо явления);
б) объяснительные (вскрывающие причины его);
в) описательно-объяснительные;
г) индуктивные (гипотеза рождается из наблюдения за фактами, явлениями, процессами и т.д.)
д) дедуктивные (гипотеза выводится из анализа теории, практики, от которых отталкивается исследователь).
По логической структуре
гипотезы могут носить линейный характер,
когда выдвигается и
Исследования показали, что гипотез может быть несколько, и какие-то из них подтверждаются, а какие-то нет. Необходимо помнить, что в случае, когда гипотеза аксиоматична или абсурдна, не может быть ничем не обоснована, работу над исследованием необходимо начать заново.
В ходе исследовательской деятельности гипотеза может дополняться, развиваться, отвергаться. Поэтому исследователь не должен «опускать руки» или бросать научный поиск. Здесь важно знать, что без гипотезы нет и не может быть никакого исследования, никакого рождения новшества вообще.
Научная гипотеза должна отвечать ряду требований:
- соответствие фактам. Иногда
исследователи формулируют
- правдоподобность, т.е. соответствие
уже имеющимся знаниям по
- доступность проверке. Последний
признак – важнейший. Если
не найден способ проверки
гипотезы, она не может быть
исследована. Поэтому уже при
формулировании гипотезы нужно
предусмотреть способы её
Являясь атрибутом науки,
гипотеза должна удовлетворять условию
Если ни
одно из предположений гипотезы не подтверждается,
то говорят, что она не имеет эмпирического
значения или что она эмпирически опровергнута,
фальсифицирована. Для того чтобы опровергнуть
гипотезу не всегда необходимо осуществлять
бесконечное множество эмпирических проверок.
Достаточно одного опровергающего наблюдения.
Если
результаты экспериментов точно совпадают
с гипотезой, то гипотезу называют верифицированной.
В ходе верификации устанавливается достоверность,
проверяется истинность гипотезы, выясняется,
имеет ли она эмпирическое значение. Иначе
говоря, можно ли считать образующие ее
предположения основой для получения
новых педагогических знаний. Чем больше
число подтверждающих гипотезу экспериментов
и наблюдений, тем выше степень ее подтвержденности.
В принципе процесс верификации бесконечен,
и речь, по существу, может идти не об абсолютной
достоверности гипотезы, а о достаточно
высокой степени достоверности.
Процессы
фальсификации и верификации выполняют
противоположные, но взаимодополняющие
функции. Любая научная гипотеза непременно
имеет два поля: подтверждения и опровержения.
Информация о работе Основные этапы педагогических исследований