Основные этапы педагогических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 09:43, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – рассмотреть основные этапы педагогических исследований, дать ряд практических советов по организации и проведению научно-экспериментальной работы в учебных заведениях.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть
Основные виды педагогических исследований 4
Основные этапы педагогических исследований 5
Диагностический этап педагогического исследования. 6
Область педагогического исследования. 6
Тема и проблема педагогического исследования 7
Объект и предмет педагогического исследования 9
Цель и задачи педагогического исследования 11
Гипотеза педагогического исследования 13
Прогностический этап педагогического исследования 15
Организационный этап педагогического исследования 17
Выбор объектов и субъектов эксперимента 17
Выбор характеристик педагогического процесса и их
отслеживание в эксперименте 19
Методическое обеспечение эксперимента 20
Организационное обеспечение эксперимента 21
Разведывательное исследование 22
Практический этап педагогического исследования 22
Констатирующий эксперимент 23
Формирующий эксперимент 23
Контролирующий эксперимент 24
Аналитический этап педагогического исследования 24
Оформительский и внедренческий этапы педагогического
исследования 25
Заключение 27
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

реферат Основные этапы пед исследования. Баженова Е.В. 1 курс ФППК.docx

— 82.71 Кб (Скачать файл)

 

    1. Прогностический этап педагогического исследования.

          На данном этапе разрабатывается  программа педагогического исследования. Под программой исследования понимается система логически связанных этапов и процедур, раскрывающих содержание и последовательность педагогического исследования. 
         Для того чтобы соответствовать своему назначению программа исследования должна отвечать определенным требованиям:

  • Актуальности - ориентирована на наиболее значимые для будущего школы проблемы;
  • Контролируемости - возможности операционально определять ожидаемые результаты;
  • Рациональности - обусловленности эффективными средствами и способами достижения поставленной цели;
  • Прогностичности – способности соответствовать изменяющимся требованиям и условиям;
  • Реалистичности - обеспеченности соответствия между желаемым и возможным;
  • Целостности - обеспеченности полноты и согласованности действий, необходимых для достижения цели;
  • Чувствительности к сбоям - способность своевременно обнаруживать отклонения от планируемых действий.

          Отсутствие у Программы какого-либо  из перечисленных свойств может  привести к ухудшению результатов  педагогического исследования. 
          Программа педагогического исследования может быть достаточно полно представлена в следующих структурных элементах:

    • Изучение практической (научной) задачи;
    • Определение проблемы исследования;
    • Формулировка темы исследования и обоснование ее актуальности;
    • Определение объекта исследования;
    • Выделение предмета исследования;
    • Установление цели исследования;
    • Выявление задач исследования;
    • Формулирование гипотезы исследования;
    • Выбор методов исследования;
    • Проектирование эксперимента;
    • Определение сроков эксперимента и резервного времени;
    • Определение и подготовка базы эксперимента;
    • Разработка методического обеспечения эксперимента;
    • Выработка критериев оценки результатов эксперимента;
    • Прогнозирование результатов эксперимента;
    • Проведение эксперимента;
    • Анализ результатов эксперимента;
    • Оформление результатов эксперимента;
    • Оформление результатов исследования;
    • Внедрение результатов исследования.

 

    1. Организационный этап педагогического исследования.

        Любое дело требует соответствующей подготовки. При проведении педагогического эксперимента,  его подготовка самым жестким образом может повлиять на результат; так, не подобрав заранее контрольный объект или не уравняв его с экспериментальным, нельзя получить достоверные выводы. Поэтому организационный этап имеет важнейшее значение и требует довольно больших затрат времени и труда (“момент напряжения”).  Он тесно связан с  планированием  эксперимента и включает: выбор объектов и субъектов эксперимента, выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте; организационное и методическое обеспечение эксперимента, разведывательное исследование.

 

      1. Выбор объектов и субъектов эксперимента.

       Для  проведения эксперимента не безразлично, каких учащихся, какой класс, какую школу взять в качестве объекта. В слишком слабом классе эксперимент обречен на провал, в сильном - может дать неправильные (завышенные) результаты. Поэтому, если методическое воздействие относится к массовой категории, выбирают класс, средний по результатам. 
    Существенным образом влияет на надежность и достоверность результатов эксперимента и число экспериментальных объектов (учащихся, классов, школ). 
    Существуют математические методы определения минимального числа объектов, которое необходимо для обеспечения заданного уровня надежности результатов. Но в практике массового педагогического экспериментирования при определении минимума объектов чаще идут опытным путем. К примеру, в анкетном опросе соотношение ответов начинает при определенном охвате быть постоянным - это количество объектов и следует принять за минимальное. В каждом конкретном случае следует учитывать специфику темы эксперимента, опыт аналогичной деятельности, который давал корректные научно-практические выводы. 
    В педагогических процессах общие массовые закономерности начинают проявляться при числе объектов около 30-40; это, в основном, соответствует наполняемости школьного класса. Именно класс чаще всего и используется в качестве минимальной единицы педагогического эксперимента. 
    Выбранная группа, класс, школа должны быть представительными с точки зрения охвата объектов различного вида. Так, экспериментальный класс должен быть типичным по наполняемости, составу, успеваемости; если вывод предполагаются делать для всех типов школ, то в эксперименте нельзя ограничиться только дневными или городскими школами. 
      Чтобы установить наличие или отсутствие ожидаемого эффекта, необходимо определить достигнутый уровень тех качеств объекта, которые вызвало в нем экспериментальное воздействие. Однако педагогика пока не располагает такими показателями - эталонами уровней развития для каждого возраста, относительно которых можно было бы измерять эти изменения. Поэтому в каждом конкретном случае за эталон для сравнения принимаются показатели контрольного класса, в котором идет обычный педагогический процесс, без экспериментальных воздействий. Сравниваемые группы (класса) предварительно уравниваются по начальным данным и по условиям педагогического процесса при проведении формирующего эксперимента.  
    Реже применяется методика попарного отбора учащихся для экспериментальной и контрольной групп (сильный-сильный, слабый-слабый, средний-средний). Чтобы снять возможные сомнения и создать условия для наибольшего сопротивления гипотезе, можно применить такой вариант: сильный-более сильный, средний-сильный, слабый - средний (дать стартовое преимущество контрольной группе). 
          Иногда тема эксперимента позволяет вообще ограничиться лабораторным экспериментом, т. е. работой с небольшой группой детей (например, трудных, одаренных). 
    Эксперимент, проводимый на межпредметном, общешкольном и межшкольном уровнях, включает изучение данных о квалификации и мастерстве учителей, воспитателей, руководителей, участвующих в эксперименте, о характере межколлективных отношений (учителей, учащихся, родителей и др.). На основе учета этих данных, проводится подбор состава субъектов эксперимента.

      1. Выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте.

          Объект педагогического эксперимента  характеризуется совокупностью  качеств - параметров. На их изменение влияют: 1) экспериментальные воздействия, 2) еще целый ряд причин - факторов (управляемых и неуправляемых, основных и неосновных, временных и постоянных). Надежность и ценность результатов эксперимента в большой степени зависит от того, по каким параметрам будут наблюдаться и оцениваться изменения объекта и какие факторы будут при этом учтены. 
    Выбор параметров и адекватных способов их оценки определяется содержанием проблемы и характером объекта исследования (личность, коллектив, структура, система и т. д.). Здесь экспериментатор может встретиться как с избытком параметров (например, при оценке знаний учащихся), так и с их недостатком (оценка уровня воспитанности, развития). В первом случае необходимо отобрать самые важные с точки зрения изучаемой проблемы параметры, в другом - найти, разработать такие характеристики, которые могли бы служить наблюдаемыми параметрами. 
    Из факторов, оказывающих влияние на педагогический процесс, исследователя должны интересовать те, которые способны повлиять на объект эксперимента и нарушить экспериментальную ситуацию. Для устранения этого влияния их надо оценить и учесть. Наиболее часто используются и учитываются в практике экспериментирования следующие параметры и факторы:

-    компоненты педагогического процесса (цели, содержание, методы, средства, включая состав педагогов);

-   социальные характеристики объектов, демографические данные;

- канонические показатели педагогического процесса (успеваемость, посещаемость, дисциплина);

- специфические предметно-методические показатели (скорость чтения, число ошибок и др.);

- качества личности и коллектива (качества ЗУН, особенности психических процессов, способности и др.);

- условия педагогического  процесса (режим, элементы организации,  материальное оснащение и др.);

- действия участников  педагогического процесса (мероприятия,  встречи, собрания, беседы, официальные  и неофициальные контакты и  др.);

- отношения (мнения, оценки, точки зрения, суждения участников  эксперимента) к учебе, к труду,  к окружающему миру.

 

      1. Методическое обеспечение эксперимента.

          Имея определенные параметры  для характеристики объекта, экспериментатор может подобрать соответствующие методы их изучения и исследования. Методы исследования детерминированы содержанием эксперимента, но, с другой стороны сами определяют возможности постижения сущности того или иного явления, возможности решения определенных задач. Поэтому необходимо знать эти возможности и способы их конкретизации в соответствии со спецификой проблем и задач данного эксперимента.                    
      Для каждого эксперимента отбирается такое сочетание методов (методика), которые могут дать вполне достоверную информацию об избранных характеристиках объекта. Решается вопрос о способах обработки информации. 
        В методическое обеспечение входят все педагогические материалы, необходимые для организации экспериментальных воздействий:

  • дидактические материалы к экспериментальным урокам,

  • разработка воспитательных мероприятий,

  • экспериментальные учебные планы и программы, учебная литература,

  • необходимые наглядные пособия и ТСО и др.

   

 Особого внимания требует  подготовка методического инструментария для измерения и фиксации состояния параметров объекта: тестов, контрольных работ, анкет, опросников, планов и бланков наблюдений. Они должны быть разработаны и заранее размножены в необходимом количестве.

      1.  Организационное обеспечение эксперимента.

          При организации педагогического эксперимента необходимо учитывать то обстоятельство, что он имеет дело с детьми, поэтому одним из основных требований к экспериментатору является: “не навреди”. Отсюда следует необходимость тщательного обдумывания всех возможных исходов проверяемого педагогического воздействия, максимального уменьшения риска отрицательных изменений в личности учащихся. Необходимо смоделировать расписание, режимы, объемы нагрузок, согласовать ход эксперимента с планами работы школы. 
         Эксперимент должен пройти утверждение в педагогическом коллективе (на педагогическом совете или совете школы), его необходимо тщательно согласовать, “притереть” по времени, объекту и другим организационным особенностям к общему ходу педагогического процесса в классе, школе. 
      Участники эксперимента (и учителя, и учащиеся) должны быть проинструктированы, между ними должны быть налажены необходимые деловые отношения.

      1. Разведывательное исследование.

          Уровень и качество эксперимента в значительной степени повысятся, если в подготовительном этапе предусмотреть проведение разведывательного исследования с целью, например, апробирования методических материалов, инструментария изучения качеств личности и др. Оно проводится до основного эксперимента с ограниченным составом участников и помогает оценить правильность построения плана - программы эксперимента, внести в него, в случае надобности, определенные коррективы. По продолжительности разведывательный эксперимент может быть кратковременным, но может растягиваться и на целый учебный год.

 

    1. Практический этап педагогического исследования.

 

         Содержание практического этапа заключается в том, что объект (группа учащихся, педагогов, школьный коллектив и т. п.) “помещается” не в обычную, а экспериментальную обстановку (под воздействие определенных факторов), а исследователь должен проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих его характеристик. В процессе практического этапа происходят большие и малые “моменты озарения” и должен наступить, наконец, важнейший “момент перелома” - предвестник перехода на новый, более высокий уровень учебно-воспитательного процесса.

     В осуществлении практического этапа четко выступают три стадии, имеющие свои конкретные цели: констатирующая, формирующая и контролирующая. 
            

           2.4.1. Констатирующий эксперимент.

          На первой стадии основной целью является определение (констатация) начального уровня всех параметров и факторов, которые подлежат отслеживанию в эксперименте. Проводится изучение начального состояния педагогической системы с помощью контролирующих средств и методов, выясняется уровень ЗУН, воспитанности, определенных качеств личности или коллектива и др. С помощью методов наблюдения, изучения документации устанавливается наличие необходимых условий для проведения эксперимента, оценивается состояние самих участников эксперимента. 
            

          2.4.2. Формирующий эксперимент.

          В соответствии с намеченной  программой различные виды экспериментальных  воздействий на объект осуществляются в практической учебной и воспитательной работе с экспериментальными объектами. 
    По ходу формирующего эксперимента педагог ведет дневник эксперимента, в который записываются фактически осуществленные воздействия на учеников, проведение коллективных, групповых мероприятий и индивидуальных мер, их коррекция. 
    Полезно фиксировать замечания о конкретных условиях эксперимента, об эмоциональных реакциях, отношение учащихся к экспериментальным воздействиям, обнаруженные недостатки и затруднения в организации процесса. Это позволит сделать выводы и рекомендации более детальными и ценными. 
    В течение формирующего эксперимента педагог следит за изменением интересующих его параметров, может делать промежуточные срезы тех или иных характеристик и вносить коррективы в эксперимент, подправлять или конкретизировать гипотезу. 
                 

           2.4.3. Контролирующий эксперимент. 

           Третьей стадией практического этапа является тщательный сбор и регистрация (измерения, описание, оценки) всех конечных показателей учебного процесса -контролирующий эксперимент.   

 Организация  практического этапа подчинена  логике поиска изменения интересующего экспериментатора признака (параметра) учебно-воспитательного процесса и связи этого изменения  с экспериментальным воздействием. 
      

2.5. Аналитический  этап педагогического эксперимента.

        На всех стадиях педагогического  исследования обработка фактического  материала составляет сердцевину  научного поиска. Следует, однако, заметить, что каким бы искусным аппаратом для этого ни обладал автор научной работы, решающим остается достаточный набор фактического материала, его полнота, репрезентативность. И напротив, если исследователь не способен обработать накопленную информацию, то никакое ее обилие и разнообразие не дают возможности надлежащим образом подготовить добытые материалы для следующего шага — интерпретации. Основным способом обработки полученных данных представляется статистическая обработка педагогических материалов.

Информация о работе Основные этапы педагогических исследований