Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 09:43, реферат
Цель данного реферата – рассмотреть основные этапы педагогических исследований, дать ряд практических советов по организации и проведению научно-экспериментальной работы в учебных заведениях.
Введение 3
Основная часть
Основные виды педагогических исследований 4
Основные этапы педагогических исследований 5
Диагностический этап педагогического исследования. 6
Область педагогического исследования. 6
Тема и проблема педагогического исследования 7
Объект и предмет педагогического исследования 9
Цель и задачи педагогического исследования 11
Гипотеза педагогического исследования 13
Прогностический этап педагогического исследования 15
Организационный этап педагогического исследования 17
Выбор объектов и субъектов эксперимента 17
Выбор характеристик педагогического процесса и их
отслеживание в эксперименте 19
Методическое обеспечение эксперимента 20
Организационное обеспечение эксперимента 21
Разведывательное исследование 22
Практический этап педагогического исследования 22
Констатирующий эксперимент 23
Формирующий эксперимент 23
Контролирующий эксперимент 24
Аналитический этап педагогического исследования 24
Оформительский и внедренческий этапы педагогического
исследования 25
Заключение 27
Список литературы 35
На данном этапе
Для того чтобы
соответствовать своему назначению программа
исследования должна отвечать определенным требованиям:
Отсутствие у Программы какого-
Программа
педагогического исследования может быть
достаточно полно представлена в следующих
структурных элементах:
Любое дело требует соответствующей подготовки. При проведении педагогического эксперимента, его подготовка самым жестким образом может повлиять на результат; так, не подобрав заранее контрольный объект или не уравняв его с экспериментальным, нельзя получить достоверные выводы. Поэтому организационный этап имеет важнейшее значение и требует довольно больших затрат времени и труда (“момент напряжения”). Он тесно связан с планированием эксперимента и включает: выбор объектов и субъектов эксперимента, выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте; организационное и методическое обеспечение эксперимента, разведывательное исследование.
Для
проведения эксперимента не
Существенным образом влияет на надежность и достоверность
результатов эксперимента и число экспериментальных
объектов (учащихся, классов, школ).
Существуют математические методы
В педагогических процессах общие массовые
закономерности начинают проявляться
при числе объектов около 30-40; это, в основном, соответствует
Выбранная группа, класс, школа должны
быть представительными с точки зрения
охвата объектов различного вида. Так,
экспериментальный класс должен быть
типичным по наполняемости, составу, успеваемости;
если вывод предполагаются делать для
всех типов школ, то в эксперименте нельзя
ограничиться только дневными или городскими
школами.
Чтобы установить наличие или отсутствие
ожидаемого эффекта, необходимо определить
достигнутый уровень тех качеств объекта,
которые вызвало в нем экспериментальное
воздействие. Однако педагогика пока не
располагает такими показателями - эталонами
уровней развития для каждого возраста,
относительно которых можно было бы измерять
эти изменения. Поэтому в каждом конкретном
случае за эталон для сравнения принимаются
показатели контрольного класса, в котором
идет обычный педагогический процесс,
без экспериментальных воздействий. Сравниваемые
группы (класса) предварительно уравниваются
по начальным данным и по условиям педагогического
процесса при проведении формирующего
эксперимента.
Реже применяется методика попарного отбора
Иногда тема эксперимента
позволяет вообще ограничиться лабораторным
экспериментом, т. е. работой с небольшой
группой детей (например, трудных, одаренных).
Эксперимент, проводимый на межпредметном,
общешкольном и межшкольном уровнях, включает
изучение данных о квалификации и мастерстве
учителей, воспитателей, руководителей,
участвующих в эксперименте, о характере
межколлективных отношений (учителей,
учащихся, родителей и др.). На основе учета
этих данных, проводится подбор состава
субъектов эксперимента.
Объект педагогического
Выбор параметров и адекватных способов
их оценки определяется содержанием проблемы
и характером объекта исследования (личность,
коллектив, структура, система и т. д.). Здесь
экспериментатор может встретиться как
с избытком параметров (например, при оценке
знаний учащихся), так и с их недостатком
(оценка уровня воспитанности, развития).
В первом случае необходимо отобрать самые
важные с точки зрения изучаемой проблемы
параметры, в другом - найти, разработать
такие характеристики, которые могли бы
служить наблюдаемыми параметрами.
Из факторов, оказывающих влияние на педагогический
процесс, исследователя должны интересовать
те, которые способны повлиять на объект
эксперимента и нарушить экспериментальную
ситуацию. Для устранения этого влияния
их надо оценить и учесть. Наиболее часто
используются и учитываются в практике
экспериментирования следующие параметры
и факторы:
- компоненты педагогического процесса (цели, содержание, методы, средства, включая состав педагогов); | |||||||||
- социальные характеристики | |||||||||
- канонические показатели | |||||||||
- специфические предметно- | |||||||||
- качества личности и коллектива (качества ЗУН, особенности психических процессов, способности и др.); | |||||||||
- условия педагогического процесса (режим, элементы организации, материальное оснащение и др.); | |||||||||
- действия участников педагогического процесса (мероприятия, встречи, собрания, беседы, официальные и неофициальные контакты и др.); | |||||||||
- отношения (мнения, оценки, точки зрения, суждения участников эксперимента) к учебе, к труду, к окружающему миру.
Имея определенные параметры
для характеристики объекта,
Особого внимания требует
подготовка методического
|
При организации педагогическог
Эксперимент должен пройти
утверждение в педагогическом коллективе
(на педагогическом совете или совете
школы), его необходимо тщательно согласовать,
“притереть” по времени, объекту и другим организационным
особенностям к общему ходу педагогического
процесса в классе, школе.
Участники эксперимента (и учителя,
и учащиеся) должны быть проинструктированы,
между ними должны быть налажены необходимые
деловые отношения.
Уровень и качество эксперимента в значительной степени повысятся, если в подготовительном этапе предусмотреть проведение разведывательного исследования с целью, например, апробирования методических материалов, инструментария изучения качеств личности и др. Оно проводится до основного эксперимента с ограниченным составом участников и помогает оценить правильность построения плана - программы эксперимента, внести в него, в случае надобности, определенные коррективы. По продолжительности разведывательный эксперимент может быть кратковременным, но может растягиваться и на целый учебный год.
Содержание практического этапа заключается в том, что объект (группа учащихся, педагогов, школьный коллектив и т. п.) “помещается” не в обычную, а экспериментальную обстановку (под воздействие определенных факторов), а исследователь должен проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих его характеристик. В процессе практического этапа происходят большие и малые “моменты озарения” и должен наступить, наконец, важнейший “момент перелома” - предвестник перехода на новый, более высокий уровень учебно-воспитательного процесса.
В осуществлении практического
этапа четко выступают три стадии, имеющие
свои конкретные цели: констатирующая,
формирующая и контролирующая.
2.4.1. Констатирующий эксперимент.
На первой стадии основной целью является определение
(констатация) начального уровня всех параметров и факторов, которые
подлежат отслеживанию в эксперименте. Проводится
изучение начального состояния педагогической системы с помощью
контролирующих средств
и методов, выясняется уровень ЗУН, воспитанности, определенных
качеств личности или коллектива и др.
С помощью методов наблюдения, изучения документации
устанавливается наличие необходимых
условий для проведения эксперимента,
оценивается состояние самих участников
эксперимента.
2.4.2. Формирующий эксперимент.
В соответствии с намеченной
программой различные виды
По ходу формирующего эксперимента педагог
ведет дневник эксперимента, в который записываются фактически
осуществленные воздействия на учеников, проведение коллективных,
групповых мероприятий и индивидуальных
мер, их коррекция.
Полезно фиксировать замечания о конкретных условиях эксперимента, об эмоциональных реакциях,
отношение учащихся к экспериментальным воздействиям
В течение формирующего эксперимента педа
2.4.3. Контролирующий эксперимент.
Третьей стадией практического
этапа является тщательный сбор и регистрация (измерения,
описание, оценки) всех конечных показателей
учебного процесса -контролирующий эксперимент.
Организация
практического этапа подчинена
логике поиска изменения интересующего экспериментатора
признака (параметра) учебно-
2.5. Аналитический
этап педагогического
На всех стадиях
Информация о работе Основные этапы педагогических исследований