Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 09:43, реферат
Цель данного реферата – рассмотреть основные этапы педагогических исследований, дать ряд практических советов по организации и проведению научно-экспериментальной работы в учебных заведениях.
Введение 3
Основная часть
Основные виды педагогических исследований 4
Основные этапы педагогических исследований 5
Диагностический этап педагогического исследования. 6
Область педагогического исследования. 6
Тема и проблема педагогического исследования 7
Объект и предмет педагогического исследования 9
Цель и задачи педагогического исследования 11
Гипотеза педагогического исследования 13
Прогностический этап педагогического исследования 15
Организационный этап педагогического исследования 17
Выбор объектов и субъектов эксперимента 17
Выбор характеристик педагогического процесса и их
отслеживание в эксперименте 19
Методическое обеспечение эксперимента 20
Организационное обеспечение эксперимента 21
Разведывательное исследование 22
Практический этап педагогического исследования 22
Констатирующий эксперимент 23
Формирующий эксперимент 23
Контролирующий эксперимент 24
Аналитический этап педагогического исследования 24
Оформительский и внедренческий этапы педагогического
исследования 25
Заключение 27
Список литературы 35
Всякое педагогическое исследование должно вносить нечто новое в теорию, практику и методику рассматриваемого вопроса.
Тема педагогического исследования должна быть связана с инновационными процессами обучения и воспитания школьников.
Определить научную проблему,
нуждающуюся в исследовании, не так просто.
Для этого надо, прежде всего, хорошо знать
современное состояние педагогической
науки и уметь соотнести его с потребностями
практики. Продуктивной мерой оценки выбираемых
для исследования проблем может служить
соответствие их следующим критериям:
Одним из
неотъемлемых свойств всякого подлинного
ученого является ярко выраженное проблемное
видение мира. Оно позволяет ему в казалось
бы очевидных и само собой разумеющихся
учебно-воспитательных явлениях увидеть
новые проблемы и задуматься над их решением.
Искусство педагога-исследователя ––
искать в правильном направлении –– конечно
же, основано на умении анализировать
и обобщать педагогические явления. Редко
«белые пятна» педагогики можно почувствовать
интуитивно.
Таким образом, исследователь должен четко определить, что для его работы является объектом, а что предметом исследования; какая педагогическая область будет исследоваться, анализироваться (объект) и каков ракурс, угол зрения, позиция исследователя (предмет). Определение объекта и предмета исследования не пустая формальность, а важный научно-познавательный акт. Он призван правильно ориентировать исследователя в такой огромной, многогранной области познания, какой является педагогика, выявить роль и место предмета исследования в более широком понятии –– «объект исследования».
Правильный (необходимый и достаточный
для достижения цели
Совокупность определенных
Результатом исследовательской деятельности, как было сказано выше, является научное знание, то есть знание описательное (описывается исследуемое явление или процесс), объяснительное (объясняются закономерные связи, свойства исследуемого явления или процесса), доказательное (доказывается истинность, достоверность полученных результатов).
После завершения работы, при
осмыслении и оценке ее результатов,
исследователю предстоит
То есть основными характеристика полученных в ходе исследования результатов, то есть научных знаний, является их теоретическая и практическая значимость.
Значение исследования – это не столько значение для самого исследователя, который провел работу, сколько значение полученных им результатов для педагогической науки и практики.
значимость исследования,
Недаром великий ученый Д.И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования:
«Изучать - значит:
а) не просто добровольно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;
б) измерять всё, что подлежит измерению;
в) определять место изучаемого в системе известного, пользоваться как качественными, так и количественными сведениями;
г) находить закон, закономерности, противоречия изучаемого явления или процесса;
д) составлять гипотезы о
причинной связи между
е) проверять гипотезы опытом;
ж) составлять теорию изучаемого».
Список литературы
Информация о работе Основные этапы педагогических исследований