Основные направления
деятельности старшего воспитателя
ДОУ
Любая управленческая деятельность,
к которой относится и деятельность
старшего воспитателя дошкольного
учреждения, строится на основе определенных
закономерностей, выработанных наукой
управления. Управлять дошкольным учреждением
– это значит целенаправленно
воздействовать на педагогический коллектив
(а через него на воспитательно
– образовательный процесс) для
достижения максимальных результатов
в воспитании, развитии, обучении детей
дошкольного возраста.
Процесс управления носит циклический
характер, причем это относится к
любому уровню управления: касается ли
это управления дошкольным учреждением
в целом, или только его педагогическим
коллективом, или управления воспитательно–образовательным
процессом в группе дошкольников.
Цикл управления состоит из основных
управленческих функций: определение
цели; планирование; организация; контроль.
Последняя – заключительная стадия
и в то же время исходный пункт
нового цикла.
Основной
компонент управленческой деятельности
– определение цели. Работая над
формулировкой цели, надо помнить
следующее: цели могут быть
внутренними, т.е. поставленными
человеком или коллективом дошкольного
учреждения самостоятельно, либо
внешними, если они задаются извне,
обществом.
В качестве
общих задач методической работы
можно представить следующие:
управление образовательным процессом
(ведущая), организация повышения
квалификации педагогов, организация
работы с родителями.
Сегодня
основная работа старшего воспитателя
– это работа с педагогиче¬скими
кадрами. То есть на качество,
результаты деятельности всего
детского сада он влияет опосредованно,
через воспитателя. Старший воспитатель
должен уметь работать с детьми
и учить этому педагогов. Он
должен уметь показать тот
или иной прием, на практике
объяснить методику, при необходимости
активно включаться в педагогический
процесс, а для этого не менее
2/3 времени надо бывать в группах,
наблюдать, оценивать, корректировать
работу педагогов. Например, если
организуется экскурсия за пределы
детского сада, он обязательно
идет вместе с детьми и воспитателем
и берет часть организационной
работы на себя.
Совместно
с другими специалистами он
проводит диагностику знаний
и умений детей, а, следовательно,
работает, общается с дошкольниками
и оказывает помощь воспитателям.
Это очень сложная задача, и
поэтому от старшего воспитателя
требуется, прежде всего, умение
работать с людьми.
Среди
современных педагогов много
специалистов с высшим и средним
специальным образованием. Умение
работать с людьми – основной
показатель в деятельности старшего
воспитателя. Очень важно создать
коллектив единомышленников, имеющих
единое педагогическое кредо,
позиции, традиции, или, как сейчас
модно говорить, создать свою
команду. Только в этом случае
старший воспитатель сможет достичь
тех целей, которые он ставит.
Руководитель
дошкольного учреждения и старший
воспитатель должны работать
слаженно, предъявлять единые требования
к членам педагогического коллектива.
Это еще один немаловажный
момент. Умение наладить контакт
с педагогами и руководителем,
выработать свой стиль общения
с коллективом с учетом особенностей
психологического климата в ДОУ
помогут старшему воспитателю
в работе.
Главным
методом в его арсенале должны
быть убеждение и доказательства.
Даже если воспитатель делает
что-то неправильно, методист
должен убедить и доказать, почему
этот метод работы с детьми
неэффективен, и подсказать, как
сделать лучше. При этом важно
уметь прислушиваться к тому,
что говорит педагог. Умение
слушать и слышать собеседника
всегда ценится подчиненными. Работать
с людьми – это обязательное
умение владеть собой в критических
ситуациях, предвидеть и предотвращать
возможные конфликты в коллективе,
понимать и оценивать возможности
каждого сотрудника.
Также
в наше время важным качеством
является умение оценивать и
говорить о результатах своего
труда. Старший воспитатель должен
обучать педагогов самоанализу
педагогической деятельности.
Старший
воспитатель должен учитывать
интересы и пожелания коллектива.
Педагогам больше нравится, когда
их не консультируют как учеников,
а когда с ними советуются.
Поэтому такие интерактивные
формы методической работы, как
творческие группы, брифинги, дискуссии,
круглые столы и мозговая атака,
дают наибольший результат. Например,
старший воспитатель говорит
о том, что есть проблема, которую
он один разрешить не может,
и предлагает подумать всем
вместе, поискать пути ее решения.
Но при постановке любой задачи
необходимо доводить ее до
логического конца. Если старший
воспитатель провел активную
форму, он обязан подвести итог
и выдать продукт в виде
рекомендаций, алгоритма действий
для воспитателей. При этом важно,
что этот продукт будет восприниматься
как совместно созданный, коллективный.
Старший
воспитатель должен не только
активизировать педагогов, но
и знать, для чего он это
делает. Например, получить результат
при меньших затратах, как можно
меньше отрывать педагогов от
работы.
В рамках методической
работы должно быть четко налажено
самообразование всех педагогов
ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями
знания являются хорошим фундаментом
для организации активных форм
с ними. Самообразование одно
из направлений деятельности
старшего воспитателя. Прежде
чем требовать с воспитателей,
старший воспитатель должен определить,
над какой темой он будет
работать в этом году сам.
Когда составляется план самообразования
педагогов детского сада на
год, первыми в списке должны
быть заведующий, старший воспитатель,
и только потом – все воспитатели.
Это и есть система непрерывного
самообразования.
В настоящее
время старший воспитатель должен
быть широко информирован о всех
инновациях в системе дошкольного и школьного
образования. Хочется подчеркнуть важность
аналитической функции старшего воспитателя,
который выступает в роли аналитика и
эксперта всего того, что печатается, издается.
Сейчас большое количество литературы,
которая зачастую не отвечает требованиям
классической педагогики, психологии.
А закупает методическую литературу в
основном старший воспитатель. Он должен
еще в магазине, пролистав, просмотрев
бегло пособие, понять, подойдет ли оно
для работы. При этом важно не только оценивать
литературу, но и уметь выбирать ее, исходя
из вида и целей своего дошкольного учреждения,
уровня профессионального мастерства
воспитателей.
Из исследований
К.Ю.Белой старший воспитатель
участвует в:
- подборе кандидатов на
должности воспитателей, их помощников,
специалистов;
- создании благоприятного морально-психологического
климата в коллективе, системы морального
и материального поощрения сотрудников;
- формулировке социального
заказа своему ДОУ, выработке
философии, определении цели ДОУ;
- стратегическом планировании,
разработке и внедрении программ развития
и планов работы ДОУ;
- создании имиджа ДОУ среди
населения;
- выборе (разработке) образовательных
программ для детей;
- организации образовательной,
воспитательной работы с детьми;
- организации экспериментальной,
исследовательской работы в ДОУ;
- развитии, эффективном использовании
интеллектуального потенциала ДОУ;
- развитии сотрудничества с
другими ДОУ, школами, детскими центрами,
музеями и т.п.
Кроме
этого, старший воспитатель планирует
учебно-воспитательную, методическую
работу с учетом профессиональных
навыков, опыта воспитателей и
с целью создания оптимальной
модели учебно-воспитательного процесса
в ДОУ, предусматривая:
- предложения в план
работы ДОУ;
- повышение квалификации
воспитателей;
- помощь воспитателям
в самообразовании;
- аттестацию воспитателей;
- составление сетки занятий
по возрастным группам;
- методическую помощь
воспитателям (в первую очередь
начинающим) в подготовке и проведении
занятий;
- обмен опытом работы
сотрудников ДОУ;
- ознакомление воспитателей
с достижениями педагогической
теории и практики;
- развитие преемственности
ДОУ и школы;
- совершенствование работы
с родителями;
- комплектование групп
учебными пособиями, играми, игрушками;
- постоянный анализ состояния
учебно-методической и воспитательной
работы и принятие на его
основе конкретных мер повышения
эффективности методической работы.
Организует
учебно-воспитательную, методическую
работу:
- готовит и регулярно
проводит заседания педагогического
совета;
- проводит для воспитателей
открытые занятия, семинары, индивидуальные
и групповые консультации, выставки,
конкурсы;
- организует работу творческих
групп;
- своевременно приобретает
оборудование, необходимое для учебно-воспитательной,
методической работы;
- ведет картотеку издаваемой
учебно-педагогической и методической
литературы;
- комплектует, пропагандирует
среди воспитателей библиотеку
учебно-методической и детской
литературы, пособий и т.п.;
- организует работу воспитателей
по изготовлению пособий, дидактических
материалов;
- проводит совместные
мероприятия со школой;
- готовит для родителей
стенды, папки-передвижки об опыте
семейного воспитания;
- своевременно оформляет
педагогическую документацию;
- формирует и обобщает
лучший опыт работы педагогов
по разным проблемам и направлениям.
Осуществляет
контроль за работой воспитателей:
- систематически проверяет
планы учебно-воспитательной работы;
- по графику посещает
занятия в группах;
- следит за выполнением
годового плана работы, решений,
принятых на заседаниях педсовета.
Старший
воспитатель организует взаимодействие
в работе воспитателя, психолога,
логопеда, музыкального руководителя,
других специалистов. Регулярно
проводит диагностику развития
детей, их знаний, умений, навыков.
Изучает планы воспитателей
по самообразованию. Осуществляет
взаимосвязь в работе ДОУ, семьи,
школы.
Профессиональная
компетентность старшего воспитателя
складывается из нескольких компонентов,
в том числе:
- наличия методологической
культуры, концептуального мышления,
умения моделировать педагогический
процесс и прогнозировать результаты
собственной деятельности;
- наличия высокого уровня
общей коммуникативной культуры,
опыта организации общения с
воспитателями, осуществляемой в
режиме диалога;
- готовности к совместному
овладению социального опыта
со всеми участниками педагогического
процесса;
- стремления к формированию
и развитию личных креативных
качеств, которые дают возможность
генерации уникальных педагогических
идей;
- освоения культуры получения,
отбора, воспроизведения, обработки
информации в условиях лавинообразного
нарастания информационных потоков;
- наличия опыта системного
изучения и исследования педагогической
деятельности воспитателей и
собственной профессионально-педагогической
деятельности.
По мнению
Л.В. Поздняк и Н.Н.Лященко старший
воспитатель должен:
При планировании, прогнозировать
развитие процессов воспитания,
обучения и развития дошкольников,
педагогического коллектива, раз-рабатывать
комплексно-целевую программу развития
дошкольного уч-реждения, планировать
деятельность коллектива на длительный
срок, методическую работу на год, месяц,
собственную деятельность на дли-тельный
срок и в течение дня; способствовать взаимодействию
воспи-тателей в ходе выполнения годового
и месячных планов, отдельных за¬даний;
создавать условия для повышения квалификации
педагогов, вос¬питательно-образовательной
работы с детьми, совершенствовать орга¬низационно-воспитательные
воздействия на отдельных воспитателей
и коллектив в целом; повышать собственный
уровень квалификации, от¬тачивать свои
действия и поступки в конкретных ситуациях.
При организации: осуществлять
деятельность педагогов в соответ-ствии
с годовым и месячным планами, обмен опытом
и информаци¬ей, эффективное воздействие
коллектива на отдельных воспитателей,
методическую помощь в составлении планов
и подготовке к работе с детьми, повышение
квалификации воспитателей, собственную
дея-тельность в соответствии с планом;
распределять работу между педагогами
в соответствии со сложившейся ситуацией;
инструктировать в ходе выполнения работы;
обучать наиболее эффективным методам
и приемам работы с детьми; поддерживать
на высоком уровне трудовую активность
в коллективе; своевременно и правильно
оформлять необходимую документацию,
методические материалы, выставки для
педагогов и родителей; поддерживать четкий
порядок в работе педагогов, доводить
начатые дела до конца.