Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:43, реферат

Описание работы

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 56.27 Кб (Скачать файл)

 

Основные направления  деятельности старшего воспитателя  ДОУ

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного  учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением  – это значит целенаправленно  воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно  – образовательный процесс) для  достижения максимальных результатов  в воспитании, развитии, обучении детей  дошкольного возраста.       Процесс управления носит циклический  характер, причем это относится к  любому уровню управления: касается ли это управления дошкольным учреждением  в целом, или  только его педагогическим коллективом, или управления воспитательно–образовательным  процессом в группе дошкольников. Цикл управления состоит из основных управленческих функций: определение  цели; планирование; организация; контроль. Последняя – заключительная стадия и в то же время исходный пункт  нового цикла.

       Основной  компонент управленческой деятельности  – определение цели. Работая над  формулировкой цели, надо помнить  следующее: цели могут быть  внутренними, т.е. поставленными  человеком или коллективом дошкольного  учреждения самостоятельно, либо  внешними, если они задаются извне,  обществом. 

       В качестве  общих задач методической работы  можно представить следующие:  управление образовательным процессом  (ведущая), организация повышения  квалификации педагогов, организация  работы с родителями.

      Сегодня  основная работа старшего воспитателя  – это работа с педагогиче¬скими  кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего  детского сада он влияет опосредованно,  через воспитателя. Старший воспитатель  должен уметь работать с детьми  и учить этому педагогов. Он  должен уметь показать тот  или иной прием, на практике  объяснить методику, при необходимости  активно включаться в педагогический  процесс, а для этого не менее  2/3 времени надо бывать в группах,  наблюдать, оценивать, корректировать  работу педагогов. Например, если  организуется экскурсия за пределы  детского сада, он обязательно  идет вместе с детьми и воспитателем  и берет часть организационной  работы на себя.

       Совместно  с другими специалистами он  проводит диагностику знаний  и умений детей, а, следовательно,  работает, общается с дошкольниками  и оказывает помощь воспитателям. Это очень сложная задача, и  поэтому от старшего воспитателя  требуется, прежде всего, умение  работать с людьми.

         Среди  современных педагогов много  специалистов с высшим и средним  специальным образованием. Умение  работать с людьми – основной  показатель в деятельности старшего  воспитателя. Очень важно создать  коллектив единомышленников, имеющих  единое педагогическое кредо,  позиции, традиции, или, как сейчас  модно говорить, создать свою  команду. Только в этом случае  старший воспитатель сможет достичь  тех целей, которые он ставит.

        Руководитель  дошкольного учреждения и старший  воспитатель должны работать  слаженно, предъявлять единые требования  к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный  момент. Умение наладить контакт  с педагогами и руководителем,  выработать свой стиль общения  с коллективом с учетом особенностей  психологического климата в ДОУ  помогут старшему воспитателю  в работе.

       Главным  методом в его арсенале должны  быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает  что-то неправильно, методист  должен убедить и доказать, почему  этот метод работы с детьми  неэффективен, и подсказать, как  сделать лучше. При этом важно  уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение  слушать и слышать собеседника  всегда ценится подчиненными. Работать  с людьми – это обязательное  умение владеть собой в критических  ситуациях, предвидеть и предотвращать  возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности  каждого сотрудника.

       Также  в наше время важным качеством  является умение оценивать и  говорить о результатах своего  труда. Старший воспитатель должен  обучать педагогов самоанализу  педагогической деятельности.

       Старший  воспитатель должен учитывать  интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда  их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные  формы методической работы, как  творческие группы, брифинги, дискуссии,  круглые столы и мозговая атака,  дают наибольший результат. Например, старший воспитатель говорит  о том, что есть проблема, которую  он один разрешить не может,  и предлагает подумать всем  вместе, поискать пути ее решения.  Но при постановке любой задачи  необходимо доводить ее до  логического конца. Если старший  воспитатель провел активную  форму, он обязан подвести итог  и выдать продукт в виде  рекомендаций, алгоритма действий  для воспитателей. При этом важно,  что этот продукт будет восприниматься  как совместно созданный, коллективный.

       Старший  воспитатель должен не только  активизировать педагогов, но  и знать, для чего он это  делает. Например, получить результат  при меньших затратах, как можно  меньше отрывать педагогов от  работы.

 В рамках методической  работы должно быть четко налажено  самообразование всех педагогов  ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями  знания являются хорошим фундаментом  для организации активных форм  с ними. Самообразование одно  из направлений деятельности  старшего воспитателя. Прежде  чем требовать с воспитателей, старший воспитатель должен определить, над какой темой он будет  работать в этом году сам.  Когда составляется план самообразования  педагогов детского сада на  год, первыми в списке должны  быть заведующий, старший воспитатель,  и только потом – все воспитатели.  Это и есть система непрерывного  самообразования.

       В настоящее  время старший воспитатель должен  быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии. А закупает методическую литературу в основном старший воспитатель. Он должен еще в магазине, пролистав, просмотрев бегло пособие, понять, подойдет ли оно для работы. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей.

       Из исследований  К.Ю.Белой  старший воспитатель  участвует в:

- подборе кандидатов на  должности воспитателей, их помощников, специалистов;

- создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;

- формулировке социального  заказа своему ДОУ, выработке  философии, определении цели ДОУ;

- стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;

- создании имиджа ДОУ среди населения;

- выборе (разработке) образовательных программ для детей;

- организации образовательной,  воспитательной работы с детьми;

- организации экспериментальной,  исследовательской работы в ДОУ;

- развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ;

- развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

        Кроме  этого, старший воспитатель планирует  учебно-воспитательную, методическую  работу с учетом профессиональных  навыков, опыта воспитателей и  с целью создания оптимальной  модели учебно-воспитательного процесса  в ДОУ, предусматривая:

- предложения в план  работы ДОУ;

- повышение квалификации  воспитателей;

- помощь воспитателям  в самообразовании;

- аттестацию воспитателей;

- составление сетки занятий  по возрастным группам;

- методическую помощь  воспитателям (в первую очередь  начинающим) в подготовке и проведении  занятий;

- обмен опытом работы  сотрудников ДОУ;

- ознакомление воспитателей  с достижениями педагогической  теории и практики;

- развитие преемственности  ДОУ и школы;

- совершенствование работы  с родителями;

- комплектование групп  учебными пособиями, играми, игрушками;

- постоянный анализ состояния  учебно-методической и воспитательной  работы и принятие на его  основе конкретных мер повышения  эффективности методической работы.

       Организует  учебно-воспитательную, методическую  работу:

- готовит и регулярно  проводит заседания педагогического  совета;

- проводит для воспитателей  открытые занятия, семинары, индивидуальные  и групповые консультации, выставки, конкурсы;

- организует работу творческих  групп;

- своевременно приобретает  оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы;

- ведет картотеку издаваемой  учебно-педагогической и методической  литературы;

- комплектует, пропагандирует  среди воспитателей библиотеку  учебно-методической и детской  литературы, пособий и т.п.;

- организует работу воспитателей  по изготовлению пособий, дидактических  материалов;

- проводит совместные  мероприятия со школой;

- готовит для родителей  стенды, папки-передвижки об опыте  семейного воспитания;

- своевременно оформляет  педагогическую документацию;

- формирует и обобщает  лучший опыт работы педагогов  по разным проблемам и направлениям.

       Осуществляет  контроль за работой воспитателей:

- систематически проверяет  планы учебно-воспитательной работы;

- по графику посещает  занятия в группах;

- следит за выполнением  годового плана работы, решений,  принятых на заседаниях педсовета.

       Старший  воспитатель организует взаимодействие  в работе воспитателя, психолога,  логопеда, музыкального руководителя, других специалистов. Регулярно  проводит диагностику развития  детей, их знаний, умений, навыков.

 Изучает планы воспитателей  по самообразованию. Осуществляет  взаимосвязь в работе ДОУ, семьи,  школы. 

        Профессиональная  компетентность старшего воспитателя  складывается из нескольких компонентов,  в том числе:

- наличия методологической  культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический  процесс и прогнозировать результаты  собственной деятельности;

- наличия высокого уровня  общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с  воспитателями, осуществляемой в  режиме диалога;

- готовности к совместному  овладению социального опыта  со всеми участниками педагогического  процесса;

- стремления к формированию  и развитию личных креативных  качеств, которые дают возможность  генерации уникальных педагогических  идей;

- освоения культуры получения,  отбора, воспроизведения, обработки  информации в условиях лавинообразного  нарастания информационных потоков;

- наличия опыта системного  изучения и исследования педагогической  деятельности воспитателей и  собственной профессионально-педагогической  деятельности.

       По мнению  Л.В. Поздняк и Н.Н.Лященко старший  воспитатель должен:

 При планировании, прогнозировать  развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, раз-рабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного уч-реждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на дли-тельный срок и в течение дня; способствовать взаимодействию воспи-тателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных за¬даний; создавать условия для повышения квалификации педагогов, вос¬питательно-образовательной работы с детьми, совершенствовать орга¬низационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом; повышать собственный уровень квалификации, от¬тачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.

 При организации: осуществлять деятельность педагогов в соответ-ствии с годовым и месячным планами, обмен опытом и информаци¬ей, эффективное воздействие коллектива на отдельных воспитателей, методическую помощь в составлении планов и подготовке к работе с детьми, повышение квалификации воспитателей, собственную дея-тельность в соответствии с планом; распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы; обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе; своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей; поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца.

Информация о работе Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ