Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:43, реферат

Описание работы

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 56.27 Кб (Скачать файл)

 

3. Развитие элементов учебной  деятельности.

Учебная деятельность  - деятельность, направленная на мыслительное развитие человека и на приобретение им новых  знаний, умений, навыков или их изменения  в ходе специально организованного  и целенаправленного обучения.

 Обучающая программа  дошкольника должна реализовывать  два требования:

1) должна приближать ребенка  к обучению, предполагаемому школьной  программой, то есть расширять  его кругозор, готовность к предметному  обучению;

2) быть программой самого  ребенка, то есть отвечать его  интересам и потребностям.

 Чрезвычайно важной  является мотивированность к  учебной деятельности. поэтому существенное влияние на эффективность обучения оказывает уровень развития познавательных интересов ребенка. Можно выделить некоторые условия, способствующие возникновению познавательного интереса:

1) учебная деятельность  должна быть организована так,  чтобы ребенок имел возможность  активно действовать, участвовать  в самостоятельном поиске и  «открытии» новых знаний;

2) учебная деятельность  должна быть разнообразной;

3) новый материал должна  опираться на то, что было ранее  усвоено детьми;

4) необходимо, чтобы ребенок  понимал необходимость и важность  осваиваемых знаний, умений, навыков  в собственной жизнедеятельности;

5) учебные задания не  должны быть слишком легкими  или слишком трудными. Одни должны  быть сложными, но посильными;

6) необходима положительная  оценка успехов детей;

7) учебный материал должен  быть ярким и вызывать эмоциональный  отклик у ребят.

 Учебная деятельность  возможна лишь при наличии  у дошкольников общих способов  действий, которые позволяют решать  практические и познавательные  задачи, выделять новые связи  и отношения. По мнению А.П.Усовой, к ним относятся:

1) умение слушать и  слышать воспитателя, работать  по его указанию;

2) способность отделять  свои действия от действий  других детей;

3) контроль за своими действиями и словами и др.

 Таким образом, в  дошкольном детстве идет подготовка  ребенка к учебной деятельности, которая станет ведущей в младшем  школьном возрасте.

 

4. Овладение начальными  формами трудовой деятельности.

Трудовая деятельность –  это деятельность, которая осуществляется посредством орудий труда и направлена на преобразование окружающего мира и создание общественно полезной продукции.

 Трудовая деятельность  дошкольника отличается тем, что  в ее результате не создается  объективно значимого для общества  продукта. Потребность, лежащая в  основе трудовой деятельности  – потребность в самостоятельности.

 Л. А. Порембская  установила 4 ступени развития самостоятельности  в ходе бытового труда детей.

Первая ступень: ребенка  привлекают к выполнению своими руками отдельных операций простейшего  самообслуживания — при раздевании, умывании, уборке игрушек. Способ выполнения для ребенка безразличен. Он выполняет задание воспитателя с удовольствием, всегда доволен проделанным. При трудностях легко отступает: «Я никак!» Стремление к самостоятельности появляется после выполнения первых заданий: «Я сам», но устойчивости в этом нет. Это ступень первой пробы сил — ребенок убеждается в возможности делать своими руками то, что раньше делали взрослые. Под влиянием воспитательных воздействий эта начальная ступень быстро сменяется другой.

Вторая ступень: неустойчивое «Я сам умею!» Ребенок приобрел ряд умений и навыков в простом самообслуживании, и круг их все расширяется. Выполняет он их самостоятельно, но с некоторой помощью взрослых. Способ выполнения становится объектом внимания со стороны ребенка. Однако ребенок увлечен еще самим процессом, и четкой целенаправленности в работе нет. Задание выполняет с удовольствием и с большой настойчивостью, но легко отвлекается на другое, ибо результат для него вначале безразличен. Стремление к самостоятельности выражено ярко: «Я сам умею!», «Я сам могу!» Оно имеет более прочную основу в виде умений и навыков, но еще весьма неустойчивых. Отношение к помощи со стороны взрослых в тех процессах, которыми ребенок уже овладел, отрицательное. Формируется привычка к самостоятельности.

Третья ступень: устойчивое «Я сам умею!» На этой ступени самостоятельность приобретает привычный характер. Ребенок владеет рядом умений и прочных привычек; «что» и «как» делать у него четко дифференцировано. У ребенка возникает интерес к качеству труда, к его результату. Ряд процессов самообслуживания и обслуживания группы выполняется ребенком самостоятельно при незначительной помощи взрослых. Умения и навыки применяются в разных условиях (при обслуживании себя, товарищей). Появляется упорство и настойчивость при преодолении затруднений в своей деятельности, уверенность в своих силах. Ребенок не ищет помощи и упорно от нее отказывается: «Я сам знаю!», но в то же время он ищет поддержки со стороны взрослых в словах: «Я так?», «Я правильно?». У ребенка начинают заглушаться непосредственно личные интересы, у него возникает новый мотив: «сделать для других».

Четвертая ступень: ребенок  приобретает «стиль» независимости  — появляется независимость от взрослых в элементарном бытовом труде. Он уже владеет рядом прочных  умений, навыков и привычек бытового труда, в частности навыками аккуратности и чистоплотности. Способ деятельности подчинен ее цели. Это создает новую  основу для развития трудовой деятельности ребенка; целенаправленность побуждает  ребенка к четкому и точному  отбору и использованию различных  известных ему трудовых приемов.

 При выполнении обязанностей  ребенок проявляет инициативу. Он  умеет организовать и элементарно  спланировать свою деятельность, руководствуясь известными ему  обобщенными правилами организации  бытового труда. Появляется забота  о товарищах и взаимопомощь. Характерной  чертой деятельности становится  сознание необходимости выполнять  свои обязанности, независимо  от занимательности их для  ребенка. Работу выполняет без  напоминаний, не отвлекаясь. Ребенок  часто сам замечает необходимость  труда и выполняет его по  своей инициативе. Трудности преодолевает  самостоятельно; настойчиво ищет  выход из затруднений. Характерно  развитие у ребенка уверенности  в себе, сочетающееся с возрастающей  требовательностью, появляется объективная  самооценка.

 Я.З.Неверович считает,  что в ходе выполнения обязанностей  по бытовому труду не только  усваиваются некоторые умения  и навыки и воспитывается определенное  отношение к своим обязанностям, но что при правильной организации  бытового труда у детей должны  формироваться некоторые более  или менее постоянные качества  личности, которые можно обозначить  как трудолюбие.

 Исходя из предположения,  что для формирования этого  качества основным условием является  коллективная организация бытового  труда, Я.З.Неверович провела опыт  формирования трудолюбия у детей  старшей группы детского сада.

 По своему отношению к дежурствам к моменту начала опыта дети распределялись по следующим группам: 1) отклонялись от дежурств — 7 человек, 2) хорошо дежурили при постоянном контроле взрослых или коллектива —3 человека, 3) хорошо дежурили по назначению воспитателя — 9 человек, 4) хорошо дежурили и работали в другое время и по собственной инициативе — 7 человек.

 В результате восьмимесячного  участия в коллективной работе  по бытовому труду у всех  детей произошли существенные  изменения в отношении к трудовым  заданиям. Так, у 6 детей появилось  особенно ответственное и инициативное  отношение к работе независимо  от того, во время дежурства  или вне дежурства ее требовалось  выполнить. Уже не было ни  одного ребенка, который бы  уклонялся от дежурств. Кроме  того, увеличилось общее количество  детей, работающих по своей  инициативе (вместо 7 человек до опыта  их стало теперь 17). Это указывает  на то, что у многих детей  появилось новое отношение к  труду, приобретающее устойчивый  характер и превращающееся в  определенную черту поведения  — в трудолюбие.

 Я.З.Неверович установила 5 этапов формирования у дошкольников  устойчивого положительного отношения  к труду.

Первый этап. Ребенок понимает значение для коллектива предложенной ему работы, но еще не умеет приняться  за дело и довести его до конца. Ему нужен систематический внешний  контроль со стороны воспитателя  и коллектива детей.

Второй этап. Ребенок уже  начинает без внешнего контроля выполнять  работу по самообслуживанию, но только во время дежурств и только то, что  относится к кругу его прямых обязанностей.

Третий этап. Ребенок начинает делать работу, выполнявшуюся ранее  только во время дежурств, и вне  дежурств и помогать другим детям  в их труде по самообслуживанию. На этом этапе возникают внутренние побуждения к деятельности.

Четвертый этап. У ребенка  появляется понимание круга его  обязанностей как дежурного. Он и  во время дежурств и вне их делает то, что важно, то, что по смыслу надо делать в данный момент. На этом этапе  отпадает необходимость в непрерывном  напоминании ребенку круга его  обязанностей и непрерывном одобрении  или порицании его работы.

Пятый этап. Это наиболее высокий этап. Ребенок свой опыт отношения к людям и обязанностям начинает переносить в другие условия, в другие виды деятельности — в  занятия, в игры. В новых условиях он также доводит дело до конца, начинает помогать другим, убирает за собой  и за товарищами, интересуется тем, чтобы общее дело было хорошо выполнено, т.е. качества, сформировавшиеся при выполнении трудовых обязанностей, становятся до некоторой степени привычным способом поведения.

 Установленные этапы  раскрывают, как требования окружающих  становятся содержанием внутренних  побуждений самого ребенка.

 Трудовая деятельность  детей при правильной ее организации  и руководстве со стороны взрослых  может оказывать существенное  влияние на формирование наиболее  ценных качеств личности ребенка.  У него формируются положительное  отношение к труду взрослых  и общественные мотивы собственной  трудовой деятельности, развивается  самостоятельность, углубляется  объективная оценка своих умений  и умений товарищей, появляется  самооценка, связанная с выполнением  общественно значимой деятельности, и, наконец, формируются некоторые  устойчивые черты поведения —  трудолюбие, настойчивость и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Значение раннего возраста  в формировании личности ребенка,  особенности этого этапа

 

 

Второй год жизни характеризуется Тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами. Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят. К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра. Развиваются элементы наглядно-действенного мышления. Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово. Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе. Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр. Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности. Появляются элементы совместной деятельности.

 

Заметно снижается темп Физического  развития. Совершенствуется нервная  система, что отражается на повышении  работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в  конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. - I.

 

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому  их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия  для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых  комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики  или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).

 

Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность, непосредственность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых. Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно "деловое". Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации "чистого общения", "контактов взглядов", "эмоциональные игры". Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.

Информация о работе Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ