Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:43, реферат
Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста.
3. Развитие элементов учебной деятельности.
Учебная деятельность - деятельность, направленная на мыслительное развитие человека и на приобретение им новых знаний, умений, навыков или их изменения в ходе специально организованного и целенаправленного обучения.
Обучающая программа
дошкольника должна
1) должна приближать ребенка к обучению, предполагаемому школьной программой, то есть расширять его кругозор, готовность к предметному обучению;
2) быть программой самого ребенка, то есть отвечать его интересам и потребностям.
Чрезвычайно важной является мотивированность к учебной деятельности. поэтому существенное влияние на эффективность обучения оказывает уровень развития познавательных интересов ребенка. Можно выделить некоторые условия, способствующие возникновению познавательного интереса:
1) учебная деятельность
должна быть организована так,
чтобы ребенок имел
2) учебная деятельность должна быть разнообразной;
3) новый материал должна опираться на то, что было ранее усвоено детьми;
4) необходимо, чтобы ребенок
понимал необходимость и
5) учебные задания не должны быть слишком легкими или слишком трудными. Одни должны быть сложными, но посильными;
6) необходима положительная оценка успехов детей;
7) учебный материал должен
быть ярким и вызывать
Учебная деятельность
возможна лишь при наличии
у дошкольников общих способов
действий, которые позволяют решать
практические и познавательные
задачи, выделять новые связи
и отношения. По мнению А.П.
1) умение слушать и слышать воспитателя, работать по его указанию;
2) способность отделять свои действия от действий других детей;
3) контроль за своими действиями и словами и др.
Таким образом, в
дошкольном детстве идет
4. Овладение начальными формами трудовой деятельности.
Трудовая деятельность – это деятельность, которая осуществляется посредством орудий труда и направлена на преобразование окружающего мира и создание общественно полезной продукции.
Трудовая деятельность
дошкольника отличается тем,
Л. А. Порембская
установила 4 ступени развития
Первая ступень: ребенка привлекают к выполнению своими руками отдельных операций простейшего самообслуживания — при раздевании, умывании, уборке игрушек. Способ выполнения для ребенка безразличен. Он выполняет задание воспитателя с удовольствием, всегда доволен проделанным. При трудностях легко отступает: «Я никак!» Стремление к самостоятельности появляется после выполнения первых заданий: «Я сам», но устойчивости в этом нет. Это ступень первой пробы сил — ребенок убеждается в возможности делать своими руками то, что раньше делали взрослые. Под влиянием воспитательных воздействий эта начальная ступень быстро сменяется другой.
Вторая ступень: неустойчивое «Я сам умею!» Ребенок приобрел ряд умений и навыков в простом самообслуживании, и круг их все расширяется. Выполняет он их самостоятельно, но с некоторой помощью взрослых. Способ выполнения становится объектом внимания со стороны ребенка. Однако ребенок увлечен еще самим процессом, и четкой целенаправленности в работе нет. Задание выполняет с удовольствием и с большой настойчивостью, но легко отвлекается на другое, ибо результат для него вначале безразличен. Стремление к самостоятельности выражено ярко: «Я сам умею!», «Я сам могу!» Оно имеет более прочную основу в виде умений и навыков, но еще весьма неустойчивых. Отношение к помощи со стороны взрослых в тех процессах, которыми ребенок уже овладел, отрицательное. Формируется привычка к самостоятельности.
Третья ступень: устойчивое «Я сам умею!» На этой ступени самостоятельность приобретает привычный характер. Ребенок владеет рядом умений и прочных привычек; «что» и «как» делать у него четко дифференцировано. У ребенка возникает интерес к качеству труда, к его результату. Ряд процессов самообслуживания и обслуживания группы выполняется ребенком самостоятельно при незначительной помощи взрослых. Умения и навыки применяются в разных условиях (при обслуживании себя, товарищей). Появляется упорство и настойчивость при преодолении затруднений в своей деятельности, уверенность в своих силах. Ребенок не ищет помощи и упорно от нее отказывается: «Я сам знаю!», но в то же время он ищет поддержки со стороны взрослых в словах: «Я так?», «Я правильно?». У ребенка начинают заглушаться непосредственно личные интересы, у него возникает новый мотив: «сделать для других».
Четвертая ступень: ребенок
приобретает «стиль»
При выполнении обязанностей
ребенок проявляет инициативу. Он
умеет организовать и
Я.З.Неверович считает,
что в ходе выполнения
Исходя из предположения,
что для формирования этого
качества основным условием
По своему отношению к дежурствам к моменту начала опыта дети распределялись по следующим группам: 1) отклонялись от дежурств — 7 человек, 2) хорошо дежурили при постоянном контроле взрослых или коллектива —3 человека, 3) хорошо дежурили по назначению воспитателя — 9 человек, 4) хорошо дежурили и работали в другое время и по собственной инициативе — 7 человек.
В результате восьмимесячного
участия в коллективной работе
по бытовому труду у всех
детей произошли существенные
изменения в отношении к
Я.З.Неверович установила
5 этапов формирования у
Первый этап. Ребенок понимает
значение для коллектива предложенной
ему работы, но еще не умеет приняться
за дело и довести его до конца.
Ему нужен систематический
Второй этап. Ребенок уже начинает без внешнего контроля выполнять работу по самообслуживанию, но только во время дежурств и только то, что относится к кругу его прямых обязанностей.
Третий этап. Ребенок начинает делать работу, выполнявшуюся ранее только во время дежурств, и вне дежурств и помогать другим детям в их труде по самообслуживанию. На этом этапе возникают внутренние побуждения к деятельности.
Четвертый этап. У ребенка появляется понимание круга его обязанностей как дежурного. Он и во время дежурств и вне их делает то, что важно, то, что по смыслу надо делать в данный момент. На этом этапе отпадает необходимость в непрерывном напоминании ребенку круга его обязанностей и непрерывном одобрении или порицании его работы.
Пятый этап. Это наиболее
высокий этап. Ребенок свой опыт
отношения к людям и
Установленные этапы
раскрывают, как требования окружающих
становятся содержанием
Трудовая деятельность
детей при правильной ее
7. Значение раннего возраста
в формировании личности
Второй год жизни
Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. - I.
Режимные процессы занимают
довольно много времени, поэтому
их следует максимально
Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность, непосредственность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых. Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно "деловое". Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации "чистого общения", "контактов взглядов", "эмоциональные игры". Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.
Информация о работе Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ