Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:43, реферат

Описание работы

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 56.27 Кб (Скачать файл)

 

В развитии речи детей наблюдается  диспропорция в темпах развития понимания  и активной речи. В первом полугодии  интенсивно развивается понимание  и медленно активная речь. Формируется  способность обобщения - это мысленное  выделение общего в предметах  и явлениях и основанное на атом мысленное их объединение. Важно  наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные  признаки предметов. Важно восприятие предметов ребенком при помощи разных анализаторов. Приемы: учить узнавать называемый взрослым предмет среди  знакомил, среди незнакомых, близких по одному признаку, сходных по многим признакам. Развитие речи осуществляется одновременно с расширением у детей ориентировки в окружающем. В процессе общения нужно обозначать словом все то, что заинтересовало малыша, что доступно его пониманию. Развитие собственной речи происходит медленно. К I году б мес. в активном словаре насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей непохожа на речь взрослых, ее называют автономной (облегченные слова). С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 3-м годам в нем насчитывается до 300 слов. Взрослый должен активизировать речь детей: совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам, учить детей отвечать на вопросы облегченными словами и т. д.

 

Предметная деятельность - ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает в  атом возрасте, но и потому, что она  имеет исключительное значение для  качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация  Движений. Обогащается сенсорный  опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев  активизирует функционирование речевой  зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное  внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

 

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими  близкие и понятны ребенку  образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание Сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться  в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается. неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется разлитием сюжетно-отобразительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий. Необходимо создание предметно-игровой среды. Важен также комплексный метод руководства играми детей: I) ознакомление с окружающим при активной деятельности детей; 2) использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей; 3) организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, условных, игрушек-заместителей); 4) активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры.

 

Своеобразие обучения в этом возрасте состоит в том, что усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей  при непроизвольном внимании и запоминании, под непосредственным руководством взрослых. Обучение строиться на основе наглядно-действенного метода обучения, предполагающего организацию восприятия детей на основе как можно большего числа анализаторов, включения их активной деятельности и речи. Этот метод базируется на ведущих принципах  дидактики: использование наглядности  в сочетании со словом, принцип  активности и посильной самостоятельности. Важны и такие принципы, как  планомерность, повтор-кость, эмоциональность. Занятия проводятся по следующим  разделам программы: развитие речи, ознакомление е окружающим и природой; сенсорное  развитие, обучение действиям с дидактическими игрушками, стройматериалом, предметами-орудиями, развитие движений, музыка. Занятия  проводятся по подгруппам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

Особенности воспитания и развития детей второго года жизни

Второй год жизни характеризуется  тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать  с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к  подражанию. Благодаря этому увеличивается  активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые  видят.

К концу года формируется  сюжетно-отобразительная игра.

Развиваются элементы наглядно-действенного мышления.

Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово.

Малыши усваивают некоторые  правила поведения, охотно выполняют  поручения взрослого, обращаются к  нему по своей инициативе.

Дети становятся самостоятельнее  в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр.

Появляются простейшие взаимоотношения  со сверстниками, интерес к их деятельности.

Появляются элементы совместной деятельности.

Заметно снижается темп Физического  развития. Совершенствуется нервная  система, что отражается на повышении  работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в  конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. - I.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому  их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия  для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых  комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики  или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).

Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность. непосредствеиность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых.

Чувство радости у малышей  вызывают движения, игрушки, появление  животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно "деловое". Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации "чистого общения", "контактов взглядов", "эмоциональные игры". Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.

В развитии речи детей наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи

В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Формируется способность  обобщения - это мысленное выделение  общего в предметах и явлениях и основанное на атом мысленное их объединение. Важно наличие в  группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В  разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов. Важно восприятие предметов  ребенком при помощи разных анализаторов. Приемы: учить узнавать называемый взрослым предмет среди знакомил, среди незнакомых, близких по одному признаку, сходных по многим признакам. Развитие речи осуществляется одновременно с расширением у детей ориентировки в окружающем. В процессе общения нужно обозначать словом все то, что заинтересовало малыша, что доступно его пониманию. Развитие собственной речи происходит медленно. К I году б мес. в активном словаре насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей непохожа на речь взрослых, ее называют автономной (облегченные слова). С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 3-м годам в нем насчитывается до 300 слов. Взрослый должен активизировать речь детей: совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам, учить детей отвечать на вопросы облегченными словами и т. д.

Предметная деятельность - ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает в атом возрасте, но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация Движений. Обогащается сенсорный опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими  близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение  действий людей, знакомых жизненных  ситуаций составляет содержание сюжетно-отобразительной  игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется разлитием сюжетно-отобраэительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий.

Необходимо создание предметно-игровой  среды.

Важен также Комплексный  метод руководства играми детей:

I) ознакомление с окружающим  при активной деятельности детей;

2) использование обучающих  игр, активизирующих реальный  опыт детей;

3) организация игровой  среды с использованием игрушек,  разных по степени обобщенности  образа (реальных, условных, игрушек-заместителей);

4) активизирующее общение  взрослого с детьми в процессе  игры.

Своеобразие обучения : усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей при непроизвольном внимании и запоминании, под непосредственным руководством взрослых. Обучение строиться на основе наглядно-действенного метода обучения, предполагающего организацию восприятия детей на основе как можно большего числа анализаторов, включения их активной деятельности и речи. Этот метод базируется на ведущих принципах дидактики: использование наглядности в сочетании со словом, принцип активности и посильной самостоятельности. Важны и такие принципы, как планомерность, повтор-кость, эмоциональность. Занятия проводятся по следующим разделам программы: развитие речи, ознакомление е окружающим и природой; сенсорное развитие, обучение действиям с дидактическими игрушками, стройматериалом, предметами-орудиями, развитие движений, музыка. Занятия проводятся по подгруппам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1З. Структура семьи  и ее влияние на формирование  личности дошкольника

 

Просмотров: 539

 

Структура семьи определяется количеством поколений, количеством  и полом детей, наличием обоих  родителей.

 

По количеству поколений

 

Наиболее распостранена  в нашем обществе Двухпоколенная семья: дети + родители.

 

Положительные аспекты такой  семьи

 

- молодые семьи привыкают  к большей самостоятельности,  ответственности;

 

- меньше конфликтов «отцов  и детей»

 

Недостатки такой семьи

 

- теряются семейные связи,  традиции;

 

- у старшего поколения  нет возможности тесного общения  со своими внуками, участия  в их заботе и воспитании

 

Многопоколенная семья (родители, дети, прародители)

 

+: если семья дружная,  то имеется разностороннее общение,  взаимовлияние;

 

- лучше обеспечен быт;

 

- более целесообразное  распределение пед. сил

 

-: отсутствие последовательности  и единства требований к ребенку  со стороны членов семьи;

 

- разнобой в методах  воспитания (родители обычно более  требовательны, прародители больше  прощают, разрешают)

 

По наличию обоих родителей  - полная и неполная

 

Неполная семья (нет одного из родителей)

 

-: Трудность в воспитании  детей заключается в недостатке  общения, отсутствии правильной  психологической атмосферы.

 

При воспитании в такой  семье мать не должна изнеживать ребенка, а, наоборот, подчеркивать в мальчике мужские черты, систематически обеспечивать общение с родственниками мужского пола.

 

Важно усилить влияние  каждого члена семьи на ребенка, чтобы компенсировать отсутствие члена  семьи.

 

По количеству детей в  семье

 

Однодетная семья. В большинстве  случаев ребенок в центре семьи, ему перепадает больше материальных и эмоциональных благ. Но ребенок  чаще находится на позиции опекаемого, делает все вполсилы.

 

Единственный ребенок  не имеет возможности близко общаться с другими детьми, у него часто  развивается завышенная самооценка и самомнение, могут проявиться эгоистические  черты.

 

В семье с несколькими  детьми детям приходится делить между  собой заботу и внимание родителей. Это компенсируется особыми эмоциональными связями в общем детском мире. Старшие и младшие выступают  по отношению к друг другу в  качестве обучающих и обучаемых.

Информация о работе Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ