Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:43, реферат

Описание работы

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 56.27 Кб (Скачать файл)

3. Строптивость. Эта тенденция скорее направлена против норм воспитания, против образа жизни, сложившегося к трем годам, чем против конкретного человека или конкретного указания - она безлична. Ее отличительное свойство - тенденциозность, т.е. проникнутость скрытым бунтом против всего, что раньше окружало ребенка.

4. Своеволие. Оно заключается в проявлении гипертрофированной тенденции к самостоятельности. Теперь ребенок хочет все делать и решать сам. Это желание часто неадекватно возможностям ребенка, что вызывает конфликты со взрослыми.

5. Протест-бунт. Поведение ребенка приобретает вид протеста, словно ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Ссоры и конфликты становятся привычным делом.

6.  Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Могут обесцениваться нормы поведения (ребенок вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (ребенок может сломать недавно любимую игрушку), и т.п.

7.  Деспотизм в семье с одним ребенком и ревность в семье, где двое и больше детей. Ребенок стремится проявлять деспотическую власть над членами семьи. Он диктует свои условия: чего он не хочет, что хочет; что будет делать, чего не будет; что должны и чего не должны делать все вокруг. Та же тенденция к власти в семье, где несколько детей служит источником ревности к другим детям.

Итак, откуда берется этот букет негативных симптомов? Почему за достаточно короткий срок из милого, послушного существа ребенок превращается в упрямого, грубого и ревнивого  деспота? Против чего и почему он стал протестовать и бунтовать?

Это - пишет Выготский - протест  ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы  опеки, которые сложились в раннем возрасте. Эти симптомы указывают  на возросшую активность и самостоятельность  ребенка, они вращаются вокруг оси  «Я»  и окружающих его людей - изменяются отношения ребенка к окружающим  его людям и к собственной  личности. Происходит скачок в направлении  социального отделения от близких  взрослых.

Второй пояс симптомов - последствия  основных симптомов и их дальнейшее развитие - вытекает как следствие  из установки ребенка на самостоятельность. Благодаря изменениям социальных отношений  ребенка, его аффективной сферы, того, что затрагивает самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в  целый ряд внешних и внутренних конфликтов. Это часто служит причиной невротических реакций детей, например, энурезы, ночные страхи, заикания, обострения негативизма и упрямства вплоть до гипобулических припадков.

Приводя примеры из собственной  клинической практики, Выготский  прослеживает в осложнениях кризиса, которые составляют второй пояс симптомов, одну цепь - от трудного воспитания внутри семьи до того состояния, которое  дает невротические, психопатические  симптомы.

Выводы

n В кризисе трех лет происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений.

n Негативизм надо отличать от простого непослушания, а упрямство от простой настойчивости, так как причины этих явлений разные: в первом случае - социальные, во втором - аффективные.

n Семизвездие симптомов кризиса говорит о том, что новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.

n Кризис трех лет протекает как кризис социальных отношений ребенка.

Это выводы Выготского. От себя еще хочется добавить, что со стороны  взрослых тоже должны произойти изменения (только в отличие от ребенка - сознательные и произвольные). Самое главное - удовлетворять потребность ребенка  в самостоятельности. В этом случае кризис будет проходить в более  мягкой форме.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

К художественной деятельности относится изобразительная, музыкальная, конструктивная деятельность, драматизация, лепка, аппликация и т.д.

1. Изобразительная деятельность.

 Наиболее изученной  в детской психологии является  изобразительная деятельность дошкольников, в особенности рисование. 

1. Стадия каракулей. В  раннем детстве ребенок уже  может проводить карандашом по  бумаге какие-то линии. Здесь  нет еще задачи изображения.  Но иногда дети, нарисовав нечто,  дают своему рисунку какое-либо  название, в зависимости от того, какой признак знакомого предмета  видит ребенок в рисунке. Называние  своих каракулей может происходить  и в ответ на вопрос взрослых  или по подражанию им. Уже в  этот период многие дети узнают, что нарисованное должно что-то  изображать.

 

 

2. Изобразительная стадия. Возникновение изобразительной  задачи означает, что рисование  ребенка вступает в собственно  изобразительную стадию. Изменение  отношений между замыслом и  его воплощением проходит через  три этапа:

1) наименование после  изображения;

2) наименованию в процессе  изображения;

3) наименование до начала  изображения. 

 На ранних стадиях  развития изобразительной деятельности  ребенок нередко меняет замысел  по ходу деятельности. Начав рисовать  одно, он в процессе рисования  отказывается от первоначального замысла и, продолжая тот же рисунок, реализует в нем уже другой замысел. Такое изменение проистекает из того, что вначале не изображение подчиняется заранее намеченному замыслу, а, наоборот, процесс рисования в связи с возникающими по его ходу ассоциациями может определять смену замыслов.

 Первые рисунки детей,  будучи предметными по форме,  имеют сюжетное содержание. Ребенок,  нарисовавший человека, изображает  целый рассказ о нем. Поэтому  дети дошкольного возраста в  процессе рисования обычно много  говорят, дополняя словами то, чего не могут передать в  рисунке. Любимый сюжет детского  рисования на ранних стадиях  - это человек и его деятельность.

 При анализе детских  рисунков необходимо помнить,  что перед ребенком сравнительно  долго не встает особая задача  изображения, которая стоит перед  взрослым, а именно - передать через  рисунок другому человеку свое  отношение или знание о предмете. Поэтому такие рисунки не выполняют  функции общения с другими  детьми или взрослыми людьми. Детское рисование близко по  своей природе к игровой деятельности, так как получаемое изображение  не используется по своему  реальному назначению. Это обстоятельство  накладывает как на рисунок,  так и на процесс рисования  своеобразные черты.

1. Рисунки детей дошкольного  возраста обычно носят схематический  характер. Типичной в этом отношении  является схема человека, в которой  нарисованы только голова, руки  и ноги (так называемый «головоног»).

 Некоторые авторы предполагали, что схематичность детского рисунка  выражает фрагментарность опыта  ребенка, бедность его представлений  о предметах и явлениях действительности. Такое предположение неверно.  Ведь ребенок прекрасно знает,  что у человека есть не только  голова и ноги.

 Основная задача, стоящая  перед ним, заключается не в  детальном изображении, а, скорее, в указании на предмет, о  котором идет речь, и на отношение  к нему со стороны рисующего  ребенка. Детский рисунок скорее  рассчитан на узнавание изображенного  предмета, чем на точную передачу  его форм, пропорций и т.п.

2. Со стороны изобразительных  средств рисунки детей дошкольного  возраста, имеющие характер контура,  выполняются цельной непрерывной  линией, особенностью которой является  ее одинаковая толщина на всем  протяжении. Вносить исправления  в первоначальную линию контура  дети еще не могут, и если  линия контура почему-либо не  удовлетворяет ребенка, то он  начинает рисунок снова. Ребенок  достигает совершенствования своего  рисунка не путем работы над  контуром, а путем перерисовывания  и повторного выполнения рисунка  в целом.

 По данным Б.А. Сазонтьева, развитие рисования с натуры  у детей проходит два периода,  каждый из которых содержит  ряд стадий.

Период генерализованного  анализа:

 

а)беспорядочный анализ, заключающийся в учете сравнительной величины или особенностей общей формы предметов,

 б) генерализованный  контурный анализ, заключающийся  в учете общей формы моделей,

 в) генерализованный  анализ контура и деталей, заключающийся  в шаблонном изображении деталей  изображаемого предмета. Эта стадия  наиболее типична для детей  дошкольного возраста.

2. Период дифференцированного  анализа: 

 а) дифференцированный  контурный анализ, появление у  детей мотивов изображать

 похоже, сличать рисунок  с моделью, потребности исправлять  линии контура, что порождает  сплошную нащупывающую линию, 

 б) перспективный анализ  изображаемых предметов, выражающийся  в учете индивидуальных особенностей, пропорций и положения предмета  в отношении рисующего. 

2. Конструирование.

 К художественной деятельности  относится также конструирование,  которое является целенаправленным  процессом создания задуманного.  Выделяют несколько видов конструктивной  деятельности:

- конструирование по образцу.  Ребенок конструирует объект, имея  перед глазами то, что он должен  в результате получить. Этот вид  конструирования развивает внимание, произвольность, самоконтроль.

- конструирование по условиям. В этом случае к результату, который должен получить ребенок,  предъявляется ряд требований, существенных  условий конечного результата. Однако  в этом случае у ребенка  имеется больше возможностей  для реализации своего воображения  и привнесения творческого компонента, поскольку конечный образце ребенку не дается.

- конструирование по замыслу.  Этот тип конструирования обычно  сопровождает игру ребенка. Дошкольник  использует любые подручные материалы  и средства для создания того, что соответствовало придуманному  им сюжету или образцу. Это  свободный от указаний вид  конструирования, который в наибольшей  степени способствует развитию  воображения детей, самостоятельности.

 Вопрос о развитии  конструктивной деятельности и  ее значении для умственного  развития специально экспериментально  исследовался А. Р. Лурия. Исследование  проводилось на двух группах  однояйцевых близнецов. Одной  группе детей (называемой в  дальнейшем группа Э) предлагались  образцы построек, у которых ясно  видны составляющие их элементы  и их сочетания. Ребенок должен  был воспроизвести из кубиков  такую же постройку. Другой  группе (называемой в дальнейшем  группа М) образцы предъявлялись  в виде моделей. Это были  те же объекты, но оклеенные  бумагой, так что в модели  не были видны конкретные детали  постройки. Ребенок должен был  из отдельных кубиков (элементов)  воспроизвести предложенную модель. С каждой группой ежедневно  в течение двух с половиной  месяцев проводились занятия  по конструированию. До начала  исследования все дети были  специально обследованы с целью  выяснения уровня развития у  них восприятия и наглядного  мышления; в конце исследования  дети опять обследовались для  установления сдвигов, происшедших  в их развитии под влиянием  конструктивной деятельности.

 После двух с половиной  месяцев упражнений в конструктивной  деятельности обеим группам близнецов  были предложены контрольные  задачи: дети должны были воспроизвести  по три образца обоих типов  («элементный» и «модельный»)  из имевшихся в их распоряжении  кубиков. После обучения разными методами обнаружились резкие расхождения в конструктивной деятельности. Группа, упражнявшаяся по методу М (моделей), показала более высокие результаты не только при конструировании образцов, данных в виде моделей (это естественно, так как именно на таких образцах она упражнялась), но и при конструировании по образцам, данным по элементам. Процесс стройки у детей группы М приобрел, как правило, плановый характер. Прежде чем строить нужную модель, они внимательно ее рассматривали, делали пробные конструкции, подбирали материал и только после этого планомерно осуществляли постройку. Можно сказать, что здесь в результате практики конструирования изменились сам подход к решению задачи и способы ее осуществления. Наоборот, дети группы Э пытались решить предложенную задачу сразу, без предварительного примеривания и рассуждений. Они брали кубики, казавшиеся им пригодными, и сразу начинали из них строить.

 Таким образом, у  детей группы М развилась способность  отвлекаться от наглядного восприятия  и мысленно изменять образ.  Вместе с тем, как показали  дальнейшие контрольные опыты,  упражнения по методу моделей  значительно продвинули детей  и в конструировании на свободные  темы, без образцов.

 Упражнения в конструировании  по моделям действительно оказывают  существенное влияние на развитие  ребенка, радикально изменяя характер  протекания его конструктивной  деятельности и формируя новые  формы познавательных процессов.  Наряду с этим исследование  А.Р.Лурия показало, что не всякое  упражнение в той или иной  деятельности оказывает эффективное  влияние на развитие ребенка.  В отношении каждой деятельности  должен быть найден такой метод  ее организации, при котором  ребенок не только приобретает  новые умения, но — и это  главное — у него происходит  переход на более высокую ступень  психического развития. Это относится  не только к конструированию,  но и к другим видам деятельности  — рисованию, лепке и т. п.

 

Воплощая в своей деятельности образ того или иного предмета при помощи красок, бумаги, пластилина, частей конструктора, ребенок выделяет в реальном предмете именно те его  стороны, которые действительно  могут быть воплощены в данном материале. Если принять во внимание, что в раннем возрасте предметное восприятие ребенка является еще  недостаточно расчлененным и что  цвет, форма, величина и другие свойства не существуют для ребенка изолированно от обладающих ими предметов, то становится ясным особое значение этих видов  деятельности для развития восприятия и мышления ребенка. В процессе рисования  и раскрашивания ребенок практически  отделяет от предмета его форму и  цвет; в процессе лепки — объемную форму и относительную величину; в конструировании — связь  отдельных частей между собой. На основе такого практического анализа  предметов выделенные свойства становятся содержанием особых представлений  ребенка о форме, цвете, величине, объеме, количестве и т.д., что в  свою очередь открывает возможности  для оперирования ими в мыслительном плане, обеспечивающем быстрое и  точное их сравнение и дифференцирование.

Информация о работе Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ