Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:43, реферат
Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста.
3. Строптивость. Эта тенденция скорее направлена против норм воспитания, против образа жизни, сложившегося к трем годам, чем против конкретного человека или конкретного указания - она безлична. Ее отличительное свойство - тенденциозность, т.е. проникнутость скрытым бунтом против всего, что раньше окружало ребенка.
4. Своеволие. Оно заключается в проявлении гипертрофированной тенденции к самостоятельности. Теперь ребенок хочет все делать и решать сам. Это желание часто неадекватно возможностям ребенка, что вызывает конфликты со взрослыми.
5. Протест-бунт. Поведение ребенка приобретает вид протеста, словно ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Ссоры и конфликты становятся привычным делом.
6. Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Могут обесцениваться нормы поведения (ребенок вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (ребенок может сломать недавно любимую игрушку), и т.п.
7. Деспотизм в семье с одним ребенком и ревность в семье, где двое и больше детей. Ребенок стремится проявлять деспотическую власть над членами семьи. Он диктует свои условия: чего он не хочет, что хочет; что будет делать, чего не будет; что должны и чего не должны делать все вокруг. Та же тенденция к власти в семье, где несколько детей служит источником ревности к другим детям.
Итак, откуда берется этот букет негативных симптомов? Почему за достаточно короткий срок из милого, послушного существа ребенок превращается в упрямого, грубого и ревнивого деспота? Против чего и почему он стал протестовать и бунтовать?
Это - пишет Выготский - протест
ребенка, требующего самостоятельности,
переросшего те нормы и формы
опеки, которые сложились в раннем
возрасте. Эти симптомы указывают
на возросшую активность и самостоятельность
ребенка, они вращаются вокруг оси
«Я» и окружающих его людей - изменяются
отношения ребенка к
Второй пояс симптомов - последствия основных симптомов и их дальнейшее развитие - вытекает как следствие из установки ребенка на самостоятельность. Благодаря изменениям социальных отношений ребенка, его аффективной сферы, того, что затрагивает самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов. Это часто служит причиной невротических реакций детей, например, энурезы, ночные страхи, заикания, обострения негативизма и упрямства вплоть до гипобулических припадков.
Приводя примеры из собственной клинической практики, Выготский прослеживает в осложнениях кризиса, которые составляют второй пояс симптомов, одну цепь - от трудного воспитания внутри семьи до того состояния, которое дает невротические, психопатические симптомы.
Выводы
n В кризисе трех лет происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений.
n Негативизм надо отличать от простого непослушания, а упрямство от простой настойчивости, так как причины этих явлений разные: в первом случае - социальные, во втором - аффективные.
n Семизвездие симптомов кризиса говорит о том, что новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.
n Кризис трех лет протекает как кризис социальных отношений ребенка.
Это выводы Выготского. От себя
еще хочется добавить, что со стороны
взрослых тоже должны произойти изменения
(только в отличие от ребенка - сознательные
и произвольные). Самое главное -
удовлетворять потребность
ДРУГИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
К художественной деятельности относится изобразительная, музыкальная, конструктивная деятельность, драматизация, лепка, аппликация и т.д.
1. Изобразительная деятельность.
Наиболее изученной
в детской психологии является
изобразительная деятельность
1. Стадия каракулей. В
раннем детстве ребенок уже
может проводить карандашом по
бумаге какие-то линии. Здесь
нет еще задачи изображения.
Но иногда дети, нарисовав нечто,
дают своему рисунку какое-
2. Изобразительная стадия.
Возникновение изобразительной
задачи означает, что рисование
ребенка вступает в собственно
изобразительную стадию. Изменение
отношений между замыслом и
его воплощением проходит
1) наименование после изображения;
2) наименованию в процессе изображения;
3) наименование до начала изображения.
На ранних стадиях
развития изобразительной
Первые рисунки детей,
будучи предметными по форме,
имеют сюжетное содержание. Ребенок,
нарисовавший человека, изображает
целый рассказ о нем. Поэтому
дети дошкольного возраста в
процессе рисования обычно
При анализе детских
рисунков необходимо помнить,
что перед ребенком
1. Рисунки детей дошкольного
возраста обычно носят
Некоторые авторы
Основная задача, стоящая
перед ним, заключается не в
детальном изображении, а,
2. Со стороны изобразительных
средств рисунки детей
По данным Б.А. Сазонтьева, развитие рисования с натуры у детей проходит два периода, каждый из которых содержит ряд стадий.
Период генерализованного анализа:
а)беспорядочный анализ, заключающийся в учете сравнительной величины или особенностей общей формы предметов,
б) генерализованный контурный анализ, заключающийся в учете общей формы моделей,
в) генерализованный
анализ контура и деталей,
2. Период дифференцированного анализа:
а) дифференцированный контурный анализ, появление у детей мотивов изображать
похоже, сличать рисунок
с моделью, потребности
б) перспективный анализ
изображаемых предметов,
2. Конструирование.
К художественной
- конструирование по образцу.
Ребенок конструирует объект, имея
перед глазами то, что он должен
в результате получить. Этот вид
конструирования развивает
- конструирование по условиям.
В этом случае к результату,
который должен получить
- конструирование по замыслу.
Этот тип конструирования
Вопрос о развитии
конструктивной деятельности и
ее значении для умственного
развития специально
После двух с половиной
месяцев упражнений в
Таким образом, у
детей группы М развилась
Упражнения в конструировании
по моделям действительно
Воплощая в своей деятельности
образ того или иного предмета
при помощи красок, бумаги, пластилина,
частей конструктора, ребенок выделяет
в реальном предмете именно те его
стороны, которые действительно
могут быть воплощены в данном
материале. Если принять во внимание,
что в раннем возрасте предметное
восприятие ребенка является еще
недостаточно расчлененным и что
цвет, форма, величина и другие свойства
не существуют для ребенка изолированно
от обладающих ими предметов, то становится
ясным особое значение этих видов
деятельности для развития восприятия
и мышления ребенка. В процессе рисования
и раскрашивания ребенок
Информация о работе Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ