Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности использования индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.
Объект исследования - процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения и воспитания дошкольников использовать индивидуальный подход, то это будет способствовать наиболее успешному развитию личности ребёнка и усвоению знаний.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-
ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 История представлений об индивидуальном подходе в процессе обучения и воспитания………………………………………………………
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников…………
1.3 Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников……………………..………………

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-
ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей…………………………………………………………………………..
2.2 Организация индивидуальной работы воспитателя с детьми…………
2.3 Методические рекомендации воспитателю детского сада по органи-
зации индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ ПО ИНДИВИД. ПОДХ..doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-

ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 История представлений об индивидуальном подходе в процессе обучения и воспитания……………………………………………………

1.2 Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников…………

1.3 Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников……………………..………………

 

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-

ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Основные принципы  изучения индивидуальных особенностей детей…………………………………………………………………………..

2.2 Организация индивидуальной работы воспитателя с детьми…………

2.3 Методические рекомендации воспитателю детского сада по органи-

зации индивидуального  подхода к обучению и воспитанию детей………

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

3

 

 

5

 

5

8

 

15

 

 

19

 

19

21

 

22

 

25

26

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества. Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.

Всестороннее развитие каждого  человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития.

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 отмечается в первую очередь необходимость осуществления качественного дошкольного воспитания и обучения, основанного направленного на развитие личностного потенциала дошкольника [1].

В этом контексте обращение  современной к принципам гуманизации  образования поворачивает педагогический процесс к личности ребёнка. Так, в законе «Об образовании» Республики Казахстан (от 27 июля 2007 года) отмечено, что основной задачей образования на современном этапе является создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование и развитие личности [2].   

Государственным общеобразовательным  стандартом образования Республики Казахстан намечены основные цели дошкольного  воспитания и обучения, приоритетной из которых является гармоничное  развитие личности ребёнка, удовлетворение его интересов и развитие способностей на

основе приобщения к  общечеловеческим и национальным ценностям [3].

В связи с этим в педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики.

Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста одним

из главных педагогических принципов определяет принцип возрастного и индивидуального подхода, предполагающего выбор содержания, тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей [4].

Индивидуальный подход является органической частью педагогического  процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом, поэтому проблема исследования является актуальной на сегодняшний день

Цель исследования: выявить особенности использования индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.

Объект исследования - процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - использование индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: если в процессе обучения и воспитания дошкольников  использовать индивидуальный подход, то это будет способствовать наиболее успешному развитию личности ребёнка и усвоению знаний.

Для достижения цели и проверки рабочей  гипотезы в исследовании решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты использования индивидуального подхода в обучении и воспитании дошкольников;

2. Описать историю представлений об индивидуальном подходе в процессе обучения и воспитания;

3. Выявить возрастные и индивидуальные особенности дошкольников;

4. Раскрыть специфику организации индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения;

5. Обосновать основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей;

6. Проанализировать особенности организации индивидуальной работы воспитателя с детьми;

7. Предложить методические рекомендации воспитателю детского сада по организации индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений  был использован комплекс методов научного исследования: сбор информации, анализ психолого-педагогической и методической литературы, систематизация материала, наблюдение.

Научная новизна исследования заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей по использованию индивидуального подхода в обучении и воспитании детей в условиях детского сада.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные материалы могут быть использованы воспитателями детского сада в работе с дошкольниками.

 

1 ТЕОРЕИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ  И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 История представлений  об индивидуальном подходе в процессе обучения и воспитания

 

Г.М. Коджаспирова даёт следующее определение индивидуальному подходу: «Индивидуальный подход в обучении и воспитании - это осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку» [5, С. 100].

Проблеме индивидуального подхода  в воспитании детей уделяли внимание многие представители педагогики. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений [6].

Замечательный русский педагог  К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Педагоги уделяли внимание разработки теоретических положений индивидуального  подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Е.Н. Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считал его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.

Намечая пути изучения индивидуальности ребенка, Н.К.Крупская указывала на возможность познания многих особенностей детей при анализе их рисунков, лепки, построек из строительного материала. Н.К. Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. В работах Н.К.Крупская раскрывается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.

А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу [7].

Предавая большое значение индивидуальному  подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от общей системы воспитания.

Огромная заслуга А.С.Макаренко  состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.

Проблема индивидуального подхода  к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. В.А.Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.

Проблема индивидуального подхода  к детям не может быть успешно  решена без знаний педагогом психологии. Психологи А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей; в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.

Для формирования личности имеют большое  значение особенности высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения. Проблема формирования личности включает учение о характере, и советские психологи уделяли большое внимание воспитанию характера. Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Формируется в процессе

его воспитания и обучения, в трудовой и общественной деятельности [8].

Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что  основными условиями становления  характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единые требования к поведению ребенка как в детском саду и школе, так и в семье.

Информация о работе Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей