Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности использования индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.
Объект исследования - процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения и воспитания дошкольников использовать индивидуальный подход, то это будет способствовать наиболее успешному развитию личности ребёнка и усвоению знаний.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-
ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 История представлений об индивидуальном подходе в процессе обучения и воспитания………………………………………………………
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников…………
1.3 Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников……………………..………………

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-
ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей…………………………………………………………………………..
2.2 Организация индивидуальной работы воспитателя с детьми…………
2.3 Методические рекомендации воспитателю детского сада по органи-
зации индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ ПО ИНДИВИД. ПОДХ..doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

В «Программе воспитания в детском  саду» подчеркивается огромная роль воспитания для всестороннего развития личности.

В решении задач воспитания принцип  индивидуального подхода приобретает  особо важное значение, потому что  пробелы в воспитании ребенка  неблагоприятно сказываются на его  нравственном облике, волевых качествах, интерес к занятиям [16].

Правильная организация воспитания ребенка с самого раннего детства  служит надежной основой для его  дальнейшего развития.

В организации воспитания детей  младшего дошкольного возраста в  подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому процессу.

Необходимо согласовывать  требования к ребенку со стороны  детского сада и семьи, чтобы они  были едиными. Соблюдение этого условия  во мно-гом обеспечивает успех в правильном воспитании.

Для осуществления индивидуального  подхода к детям в процессе воспитания педагог должен хорошо знать  не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества.

Изучение индивидуальных особенностей детей в деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам деятельности, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего [17].

Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность  лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального  подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективной деятельности. Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к ребенку в детском саду и дома.

Вывод:

Таким образом, воспитании и обучении дошкольников, в правильной организации деятельности заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка.

Осуществление индивидуального подхода на занятиях способствует наиболее эффективному усвоению знаний детьми и раскрытию их индивидуальных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2.1 Основные принципы  изучения индивидуальных особенностей  детей

 

Говоря об индивидуальном подходе  к обучению и воспитанию дошкольников, можно выделить основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей.

Изучение личности ребёнка через его деятельность - один из важнейших принципов, которому должен следовать воспитатель. Многие особенности личности вскрываются непосредственно на занятии, другие - в игре и общении.

Другой принцип - изучение положения  ребёнка в коллективе. Индивидуальные особенности ребёнка можно выяснить через выявление отношения коллектива к нему и его к коллективу. При этом определяется, с кем дружит, каковы мотивы создания малых коллективов, членом которых он является; как относится коллектив к данному ребёнку.

Не менее важным принципом является изучение личности в развитии. Часто  «разгадка» личности ребёнка содержится в условиях семейного воспитания. При этом необходимо выяснить:

Общие данные о домашних условиях (состав семьи, занятия родителей, наличие условий для занятия дома, краткие биографические сведения, перенесенные болезни, отношение к ребёнку в семье и так далее).

Если говорить об учебной  деятельности и усвоении знаний, то детей, требующих индивидуального подхода, в соответствии с их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы:

1 группа. Низкое качество мыслительной  деятельности сочетается с положительным  отношением к узнаванию нового.

Основная направленность работы с  этими детьми - развитие их мыслительной деятельности, мыслительных операций и качеств ума, в частности самостоятельности.

2 группа. Высокое качество мыслительной  деятельности сочетается с отрицательным  отношением к учению. На качество  их учебной работы влияет то, что они привыкли заниматься  тем, что им нравится. Отсутствие более широкой мотивации приводит к неуспеху в учебе. Неуспех вызывает конфликт. Среди этой группы выделяются две подгруппы.

Работа с этими детьми сложна, так как необходимо изменить их «внутреннюю позицию», сформировать новое отношение к учению. Малоэффективны в этом случае дополнительные занятия, они могут даже усилить отрицательное отношение к учению.

3 группа. Для этой группы характерны  низкий уровень умственного развития, а также отрицательное отношение  к учению.

Известно что степень податливости к педагогическим воздействиям мотивационной сферы является наиболее лабильной, в сравнении с интеллектом личности.

Целесообразно строить работу с  такими детьми таким образом, чтобы  они сначала, справляясь с заданиями, получали удовлетворение от самой учебной деятельности. Осуществить перестройку интеллекта является более трудным делом, но при наличии положительной мотивации и эта задача может быть осуществима.

Необходимо так же выявить индивидуально-психологические особенности ребенка. Здесь используются следующие методы: наблюдение, беседа с ребёнком, изучение документации, диагностика. Особенно важно выявить два параметра:

1. Исследование типов темперамента  дошкольников.

2. Изучение волевых проявлений.

У одних детей преобладают сангвинистические черты темперамента, т.к. для нее характерно: быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи, общительность, эмоциональность и т.д.

Другие дети отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Для них характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо. Любую деятельность малыши выполняют медленно. Они предпочитают играть одни в спокойные игры. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

У третьих преобладают меланхолические черты темперамента для которого характерны высокая чувствительность, глубина и устойчивость эмоции. Движение и мимика вялые. Нервная система быстро истощается, наступает переутомление, работоспособность снижается. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что индивидуальное своеобразие  ребенка проявляется достаточно рано. Уже младенцы отличаются по уровню активности, преобладанию положительных  и отрицательных эмоций. Индивидуальность составляет прежде всего темперамент, который характеризует динамическую сторону протекания деятельности человека и сказывается в психической активности и эмоциональности. Поэтому, важность учета в воспитании и обучении индивидуально – типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников.

Изучив волевые проявления детей  можно сделать следующие выводы, что дети только начинают осваивать  целеполагание - умение ставить цель деятельности. Поставленную взрослым цель, все дети способны удерживать ее и достигать какого-либо результата.

С детьми, имеющими низкий уровень  сформированности волевых проявлений следует систематически проводить  индивидуальную работу с детьми с  целью повышения уровня сформированности волевых проявлений.

Вывод:

Работа по осуществлению индивидуального подхода к детям начинается с изучения и выявления индивидуальных особенностей дошкольников. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка: и темперамент, и склонности, и способности, и умственные, и физические особенности.

 

2.2 Организация индивидуальной  работы воспитателя с детьми

 

Педагогу необходимо знать индивидуальные особенности детей и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним.

Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с его особенностями  и возможностями, уровнем развития. При этом чрезвычайно важно, чтобы у детей формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий. В тоже время эти приёмы должны быть более или менее равноценны по конечным результатам, усвоенным знаниям, умениям, и навыкам. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика, чтобы и в зрелые годы труд стал действительно творческим.

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ребёнка есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый должен в силу своих повышающихся возможностей стремится превзойти.

Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности.

Индивидуализация учения состоит  в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей.

Поскольку необходимость индивидуальной работы возникает вследствие комплекса причин:

а) отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий,

б) неудач в коллективе сверстников,

в) асоциального окружения.

То общая стратегия воспитательного  воздействия должна иметь ввиду и семью, и детский сад, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять трудному ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и воспитатель нашёл пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива.

Педагогу прежде всего необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается  воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.

Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учёт индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той или иной черты личности. Это нужно знать потому, что только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.

Индивидуальный подход предполагает и знание побудительных причин поступков дошкольников. Различия в мотивах действий определяют и различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным поступком учащегося.

Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на детей по-разному влияют поощрения. Одного ребёнка полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.

Особое значение в индивидуальной работе с дошкольниками имеют

три момента:

1) в общении с ними очень  важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости ребенка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;

2) педагогу необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого ребёнка, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. Выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого ребёнка, не всегда легко, зато этот приём воспитания весьма эффективен и полностью вознаградит учителя за затраченный труд. Когда ребёнок с помощью взрослых ребёнок открывает в себе что то положительное, хорошее, то это сознание благотворно действует на его поступки.

Вывод: Работа по осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе воспитания и обучения должна проводится систематически. Индивидуальная работа реализуется во всем объеме учебно-воспитательной работы.

 

 

2.3 Методические рекомендации  воспитателю детского сада по  организации индивидуального подхода  к обучению и воспитанию детей

Информация о работе Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей