Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности использования индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.
Объект исследования - процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения и воспитания дошкольников использовать индивидуальный подход, то это будет способствовать наиболее успешному развитию личности ребёнка и усвоению знаний.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-
ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 История представлений об индивидуальном подходе в процессе обучения и воспитания………………………………………………………
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников…………
1.3 Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников……………………..………………

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-
ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей…………………………………………………………………………..
2.2 Организация индивидуальной работы воспитателя с детьми…………
2.3 Методические рекомендации воспитателю детского сада по органи-
зации индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ ПО ИНДИВИД. ПОДХ..doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

2. Умеет ли ребенок сдерживать  свои эмоции(не заплакать если  больно) и непосредственные желания  (помочь дежурным, когда хочется  играть; не выкрикивать на занятии,  а подождать своей очереди. ).

3. Какие волевые качества у ребенка сформулированы :

- дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования ; насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;

- самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи, не умеет;

- настойчивость: умеет ли ребенок рационально организовывать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;

- инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по своей инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.

Делают выводы о том, насколько  развиты волевые проявления.

Уровни сформированности волевых  проявлений :

1. Высокий. Ребенок самостоятельно  ставит цель и руководствуется  ею в деятельности, умеет сдерживать  свои эмоции и непосредственные  желания. У ребенка сформированы  такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, инициативность.

2. Средний. Ребенок самостоятельно  ставит цель, но не руководствуется  ею в деятельности, не умеет  сдерживать свои эмоции и непосредственные  желания. У ребенка сформированы  лишь некоторые волевые качества.

3. Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно  ставить цель руководствоваться  ею в деятельности, не умеет  сдерживать свои эмоции и непосредственные  желания. У ребенка не до  конца сформулированы волевые  качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Методические  рекомендации воспитателю детского сада по организации индивидуального  подхода к обучению и воспитанию детей

 

1. Индивидуальная работа должна  проводиться регулярно, отражаться в перспективных и календарных планах, причем в плане указывается с кем именно проводится и с какой целью. Индивидуальная работа должна проводиться со всеми детьми.

2. Прежде чем начать индивидуальную работу следует провести исследование с целью изучения индивидуально-психологических особеннос-

тей ребенка. Для этого можно использовать различные методы: наблюдение, беседа с ребёнком, изучение документации, диагностика, изучение условий семейного воспитания. Особенно важно выявить два параметра: исследование типов темперамента дошкольников; изучение волевых проявлений. Для изучения данных параметров можно использовать методики, приведённые в приложении (Приложение А).

3. Воспитателю необходимо вести дневник наблюдения за детьми, в котором отмечать существенные стороны поведения:

- положительные проявления;

- отношения в коллективе;

- отношения к труду;

- особенности умственного  развития.

На каждого ребёнка  составляется характеристика по следующей  схеме:

1) общие сведения о  ребёнке;

2) данные о физическом  состоянии;

3) положительные проявления  ребёнка;

4) отношение к коллективу;

5) отношение к труду;

6) особенности умственного  развития;

7) педагогические выводы.

4. На основе проведённых  наблюдений следует подобрать  приёмы индивидуального подхода  к ребёнку, пути воздействия  на него, задачи, которые ставятся в последующий период.

5. Поскольку необходимость индивидуальной работы возникает вследствие комплекса причин, то общая стратегия воспитательного воздействия должна иметь ввиду и семью, и детский сад, и ближнее окружение. Надо сравниться, насколько это возможно, воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутренних отношений, больше внимания уделять ребёнку, посоветовать родителям ряд конкретных мер в отношении его, сообща определить линию поведения. К индивидуальной работе следует привлекать родителей. Для них можно организовать консультации по темам: «Знать ребенка, чтобы воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого ребенка свой темперамент», «Развитие волевого поведения у дошкольников» и др.

6. В организации занятий следует учитывать склонности детей, их способности к усвоению материала, работе в группе, фронтальной и индивидуальной деятельности. Эффективно использование индивидуальных заданий. Можно организовать работу в группах, распределив детей по определённому признаку и разработав Разноуровневые задания.

7. Индивидуальную работу  с каждым ребёнком можно спланировать  в течение дня. Эта работа  может быть направлена на устранение  пробелов в знаниях, развитие  познавательных процессов, навыков  общения и др.

8. Можно использовать развивающие игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств личности ребенка.

9. Необходимо, чтобы и воспитатель нашёл пути индивидуального подхода к ребёнку, вовлекла его в общие дела коллектива, игру, общение с другими детьми.

10. Работа по осуществлению индивидуального подхода требует от воспитателя терпения, творческого поиска и является неотъемлемым содержанием процесса обучения и воспитания дошкольников.

 

 

 

 




Информация о работе Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей