Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности использования индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребёнка в условиях детского сада.
Объект исследования - процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения и воспитания дошкольников использовать индивидуальный подход, то это будет способствовать наиболее успешному развитию личности ребёнка и усвоению знаний.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-
ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 История представлений об индивидуальном подходе в процессе обучения и воспитания………………………………………………………
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников…………
1.3 Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников……………………..………………

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХО-
ДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей…………………………………………………………………………..
2.2 Организация индивидуальной работы воспитателя с детьми…………
2.3 Методические рекомендации воспитателю детского сада по органи-
зации индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

кУРСОВАЯ ПО ИНДИВИД. ПОДХ..doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Игра является важнейшей деятельностью  дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе.

К концу дошкольного периода  ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека.

Для этого необходима специальная  учебная деятельность.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются  в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что дошкольники в зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь биологического и социального) существенно отличается друг от друга.

Вот почему развитие каждого из них  в свою очередь характеризуется  значительными индивидуальными  различиями и особенностями, которые  необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.

Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния организма.

Педагогический критерий возрастного  развития характеризуют возможности  воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.

Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов 

1. Силу возбуждения и неуравновешенность;

2. Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;

3. Их подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности:

1. Сильный, неуравновешенный, характеризующийся  сильным возбуждением и менее  сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.

Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.

2. Сильный уравновешенный (процесс  возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий.

Особенности детей этого  типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад : они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.

3. Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики спокойны , терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот. Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах,

проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями

коллег и членами  семьи ребенка.

4. Слабый, характеризующийся слабостью  как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка : он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

Свойство нервной системы каждого  человека не укладываются в какой- то один «чистый» тип высшей нервной  деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).

При учете возрастных особенностей развития детей педагог  во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников.

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния  и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии  и общая работоспособность. Нужно  знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

Весьма важно знать  особенности познавательной деятельности детей,

свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность  к более успешному изучению тех  или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять  изучению чувственно- эмоциональной  сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Вывод:

Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека; на видении его внутреннего мира. Только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

 

 

1.3 Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников

 

Педагог сталкивается с тем, что у каждого ребенка свой стиль работы, свой характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей, возникающих у детей, в том, что учитель не умеет использовать индивидуальные особенности дошкольников в педагогическом процессе наиболее эффективно.

Индивидуальный подход оказывает  положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при  условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как  непрерывный, четко организованный процесс [18].

Приемы и методы индивидуального  подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка. 

Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:

- на занятии идет освоение  детьми определенного объема  знаний, навыков и умений по  тому или другому разделу обучения, предусмотренному программой;

- они проводятся со всеми  детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

- они организуются и проводятся  под руководством взрослого, который  определяет задачи и содержание  занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений, навыков [20].

Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для  обогащения опыта и подготовки детей  к усвоению изложенного на занятии. Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований программы по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущей программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.

В условиях групповых занятий изложенный педагогом учебный материал усваивается  каждым учащимся по-разному, в зависимости  от индивидуальных особенностей мышления, темперамента, способности. И в этом заключается основная предпосылка обращения педагогов прошлого и

современности к проблеме индивидуализации обучения.

При отборе методов учитывается  цель и содержание занятия, место  в

системе работы по данному разделу, возраст детей. Важно активизировать умственную активность детей и их самостоятельность. Умственная активность вызывается прежде всего доступной им мерой трудности выдвигаемых задач, последовательностью их постановки, использованием задач элементарно-проблемного характера, привлечением личного опыта детей [21].

Индивидуальный подход на занятии способствует раскрытию  индивидуальности ребёнка, которая  находит своё выражение в характере  мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные способности. Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, даже робкие и застенчивые дети становятся активными. Но для этого нужно подходить индивидуально к работе с такими детьми: их не следует спрашивать первыми, а спросив, сначала нужно задавать такие вопросы, которые им знакомы, затем постепенно переходить к новому.

Очень важен индивидуальный подход к медлительным детям. Следует  проявлять терпение в работе с такими детьми, не торопить их, не прерывать, воспитывать уверенность, поощряя их ответы. Индивидуальными особенностями детей так же следует руководствоваться при рассаживании их на занятии. При этом следует учитывать особенности их физического развития и своеобразие психического развития и поведения [22].

Для организации деятельности детей по повторению изученного, отработки навыков и умений следует использовать индивидуальные задания. Наиболее оптимальные условия при этом создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а также упражнений разного характера, в том числе творческих.

Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива. В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое [19].

Осуществляя индивидуальный подход к  детям в игре, воспитатель должен развивать в них такие нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу.

Руководство воспитателей игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны  единого воспитательного процесса.

Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.

В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет дидактические игры. Они способствуют расширению представления в окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д. В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.

Информация о работе Основные принципы изучения индивидуальных особенностей детей