Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 10:24, курсовая работа
Цель: изучить особенности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР и предложить содержание коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников данной категории.
Объект: особенности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет: содержание коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников с ЗПР.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Проблема формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР в психолого-педагогической литературе…………..…………………………………..………………………..6
1.1. Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема……………………………………….6
1.2. Особенности представлений об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития…………………………………………...14
1.3. 1.3. Специфика коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………………...22
Вывод по первой главе………………….…………………………………30
Глава II. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольника с задержкой психического развития………….. ……..……………………………………….…………….31
2.1. Коррекционно-педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире………………………………………………………………31
2.2. Методические рекомендации для педагогов по организации коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР………...37
2.3. Методические рекомендации для родителей по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………38
Заключение…………..…………………………………………………….39
Список литературы…………………………………………….…………41
Курсор
Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Проблема формирования представлений
об окружающем мире у детей дошкольного
возраста с ЗПР в психолого-педагогической
литературе…………..………………………………….
1.1. Ознакомление с окружающим
миром детей дошкольного
1.2. Особенности представлений об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития…………………………………………...14
1.3. 1.3. Специфика коррекционно-педагогической
работы по формированию представлений
об окружающем мире у детей дошкольного
возраста с ЗПР…………………………………………………………………..
Вывод по первой главе………………….…………………………………30
Глава II. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольника с задержкой психического развития………….. ……..……………………………………….…………….31
2.1. Коррекционно-педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире………………………………………………………………31
2.2. Методические рекомендации для
педагогов по организации
2.3. Методические рекомендации для
родителей по формированию представлений об окружающем мире у
детей старшего дошкольного возраста
с ЗПР……………………………………………………………………
Заключение…………..……………………………………
Список литературы…………………………………………….……
Приложение
Введение
Педагогическая наука считает ознакомление с окружающим миром основой всестороннего развития ребёнка. Поэтому неслучайно в воспитании и развитии детей дошкольного возраста уделяется большое внимание ознакомлению с окружающей жизнью. При формировании представлений об окружающем у детей развиваются сенсорные процессы, формируются обобщённые образы предметов, умение сравнивать, сопоставлять, находить существенные признаки, делать самостоятельно простейшие выводы и умозаключения. Создаются благоприятные условия для развития активной связной речи, развивается образно-логическое мышление, имеющее важное значение в процессах компенсации и коррекции нарушенных функций.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребёнка. Такие авторы, как Е.Н.Богданов, Л.А. Венгер, Р.И.Говорова, А.Н.Леонтьев, Л.С. Мухина, Ф.Н. Шемякина отмечают, что несформированность или бедность представлений об окружающем мире у ребёнка вызывают затруднения в решении интеллектуальных заданий, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребёнка.
Особенно актуальным вопрос организации работы по ознакомлению с окружающим миром и формирования представлений остается для дошкольников с задержкой психического развития (Н.Ю. Борякова, Т.Д. Пускаева, У.В. Ульенкова и др.). Исследователями установлено, , что недостатки психического развития детей с ЗПР обусловливают у них наличие характерных особенностей представлений об окружающем мире. У детей данной категории отсутствует необходимый запас знаний о родной природе, растительном и животном мире, представлений о ближайшем окружении. Значительные недостатки обнаруживаются и в области практических обобщений. У детей с ЗПР преобладают в основном разрозненные знания, связанные с конкретной ситуацией. Вместе с тем понятия, которыми пользуются эти дети, очень бедны по содержанию, неадекватно осмысливаются. Они в недостаточной степени владеют операциями анализа и сравнения, необходимыми для формирования системы представлений об окружающем мире.
Несмотря на интерес различных авторов к проблеме изучения специфики работы по ознакомлению с окружающим миром и выделения особенностей формирования представлений о действительности у детей с ЗПР (С.Г. Шевенко, Н.Ю. Борякова), недостаточно разработан практический аспект формирования таких представлений у детей старшего дошкольного возраста данной категории.
В связи с этим, проблема изучения особенностей представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и необходимость разработки коррекционно-педагогической работы в разделе по ознакомлению с окружающим миром у дошкольников, является в настоящее время актуальной.
В связи с этим, проблема изучения особенностей формирования представлений об окружающем миром детей с ЗПР в процессе специально-организованной коррекционно–развивающей деятельности, является в настоящее время чрезвычайно значимой.
Цель: изучить особенности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР и предложить содержание коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников данной категории.
Объект: особенности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет: содержание коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников с ЗПР.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Подобрать литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблему.
3. Изучить особенности представлений об окружающем мире у детей с ЗПР.
4. Описать специфику коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста с ЗПР.
5. Разработать методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольника с задержкой психического развития для учителей-дефектологов, воспитателей и родителей.
Методами исследования в нашей работе являются:
-анализ психолого-
-метод теоретического анализа и синтеза.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, включающего 27 источников и приложения.
Глава I. Проблема формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР в психолого-педагогической литературе
1.1. Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
В «Программе воспитания в детском саду» ознакомление детей с окружающим миром и развитие речи у детей занимает ведущее место. Это обусловлено тем, что через познание детьми окружающей действительности идет развитие психики и формирование личности. В процессе знакомства с внешним миром развиваются умственные способности и речь ребенка, воспитываются любовь, интерес и уважение к человеку и его труду, бережное отношение к продуктам человеческого труда, любовь к родному краю. Надо вызывать у детей положительные эмоциональные переживания к окружающему: людям, их труду, природе, родному краю и т. д. Само познание должно доставлять детям радость [14].
Е.А. Виноградова отмечает, что ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь[6].
Анализ методической литературы [1,5,6,19] позволяет отметить, что в программах детского сада большое место отведено работе по ознакомлению детей с окружающим и обогащению их словаря. Дошкольный возраст - пора более насыщенного, более активного, чем в раннем возрасте, восприятия действительности и включения в окружающую жизнь, что сопровождается быстрым увеличением запаса слов у детей.
О.И. Соловьева пишет, что ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие - нет. У него возникают вопросы, сильное желание узнать: что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано? Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними. В семье ребенок на свои вопросы получает ответы от родителей, от других членов семьи. Многие родители, не ожидая вопросов ребенка, сами объясняют ему то, что он видит[18].
В детском саду воспитатель знакомит детей с окружающим
миром, обогащает и упорядочивает их жизненные
впечатления. Жизненный опыт приобретается
ребенком в процессе непосредственного
восприятия действительности. Отражение
в сознании ребенка окружающих предметов
и явлений при помощи ощущений, восприятий,
представлений — чувственный опыт, т.е.
опыт, приобретаемый через органы чувств.
Однако ознакомление с окружающим будет
неполным, если оно ограничивается только
восприятием (рассматриванием, слушанием),
накоплением представлений, Необходимо
сообщать детям наименования тех предметов
и явлений, которые они воспринимают. Слово
всегда должно сопутствовать непосредственному
восприятию в ходе познания ребенком действительности.
Познавательный процесс - ознакомление
с действительностью и обогащение словаря
детей - должен захватывать и эмоциональную
область их психики, сопровождаться чувством
заинтересованности, ярким положительным
отношением к людям, к труду, к родному
краю, эстетическим отношением к окружающему[21].
Вся работа по ознакомлению детей с окружающим должна быть в то же время воспитанием у них таких чувств, как любовь к близким, уважение к людям, любовь к родному краю, к родной природе; познание окружающего должно доставлять детям радость. В любой деятельности ребенка дома и в детском саду: в играх и в разговорах, в рассматривании картинок и в удовлетворении материальных потребностей (еда, подготовка ко сну, выполнение действий, связанных с личной гигиеной, умывание) - имеется в какой-то мере познавательный момент. За едой, например, ребенок узнает вкус кушаний, из чего они приготовлены, их названия; во время умывания малыш узнает свойство мыла превращаться в белую мягкую пену; дети играют в песок и видят, что из сухого песка они не могут слепить пирожок, а из влажного это им удается; если они захотят сделать пруд в песочном ящике, то у них ничего не получится - вода быстро проходит через песок, не задерживаясь в нем. Так они узнают свойство песка. Это непреднамеренное ознакомление с внешним миром. Однако в детском саду ознакомление детей с окружающим миром осуществляется и организованно - на занятиях, когда воспитатель расширяет и упорядочивает представления и знания детей, руководствуясь программой. Он систематически планирует эту работу, т.е. заранее намечает, с какими предметами и явлениями окружающей действительности, когда и как он будет знакомить детей. В ходе этих занятий ведется словарная работа, задачей которой является расширение запаса слов детей, уточнение понимания ими значения слова, активизация словарного запаса [23] .
Расширение запаса слов детей происходит за счет обогащения словаря: названиями предметов (имена существительные), с которыми детям приходится иметь дело: игрушек, одежды, посуды, домашней обстановки, утвари, кушаний, зданий, машин, растений, животных и т. д.; названиями качеств предметов (имена прилагательные) - словами, обозначающими цвет, пространственные и временные качества и отношения (большой, маленький, узкий, широкий, правый, левый, круглый, быстрый, медленный и т. п.), другие свойства и качества предметов, воспринимаемые зрением, осязанием, вкусом (блестящий, пушистый, холодный, горячий, мокрый, тяжелый, кислый, сладкий и т. п.); внешние или физические, телесные качества людей и животных (старый, молодой, худой, босой, кудрявый, гибкий, неуклюжий и т. п.); внутренние качества, качества характера, психического склада (хороший, добрый, вежливый, смелый, грубый, веселый и т. п.) [34]; относительные признаки (железный, деревянный, березовый, паровозный, автомобильный, домашний, городской и т. п.); названиями действий и процессов (глаголы) [23].
Г.А. Урунтаева отмечает, что запас слов у детей должен
соответствовать запасу их представлений.
Если у ребенка накапливаются представления,
а запас слов растет медленно, то у него
будет недоставать слов для выражения
мыслей, речь его будет бедной, он будет
поневоле прибегать к иллюстрирующему
жесту («девочка вот так держала куклу»).
Общение с окружающими затруднится, так
как они не всегда будут понимать ребенка.
Если рост слов опережает накопление конкретных
представлений и знаний, то у ребенка образуется
привычка болтать, не вникая в смысл слова.
И то и другое отрицательно скажется на
развитии мышления.
В состав словаря детей должны входить
слова, необходимые им для общения друг
с другом, со взрослыми, для выражения
собственных мыслей [22].
В.С. Мухина пишет, что не менее важна работа над уточнением понимания ребенком значения слов. В силу того, что смысловая емкость слова не ограничивается единичным значением и многие слова нашего языка многозначны, ребенок из-за недостаточного жизненного опыта не может сразу усвоить значение слова во всем его объеме. Это длительный процесс, который не заканчивается в дошкольном возрасте. Воспитатель должен не только расширять запас слов детей, но и учить пользоваться словарным запасом, добиваться, чтобы речь возможно точнее выражала мысль[5].
В совей работе Л.А. Венгер пишет, что есть два пути ознакомления детей с действительностью: 1) непосредственное восприятие внешнего мира органами чувств - дети рассматривают, трогают, слушают, пробуют, действуют с предметом; 2) дети получают сведения об окружающем опосредствованно: воспитатель рассказывает о труде людей, о жизни природы, объясняет наблюдаемые детьми явления, читает книги, показывает картинки, диафильмы, кинофильмы [16].