Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР и предложить содержание коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников данной категории.
Объект: особенности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет: содержание коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников с ЗПР.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Проблема формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР в психолого-педагогической литературе…………..…………………………………..………………………..6
1.1. Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема……………………………………….6
1.2. Особенности представлений об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития…………………………………………...14
1.3. 1.3. Специфика коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………………...22
Вывод по первой главе………………….…………………………………30
Глава II. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольника с задержкой психического развития………….. ……..……………………………………….…………….31
2.1. Коррекционно-педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире………………………………………………………………31
2.2. Методические рекомендации для педагогов по организации коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР………...37
2.3. Методические рекомендации для родителей по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………38
Заключение…………..…………………………………………………….39
Список литературы…………………………………………….…………41

Файлы: 1 файл

Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

 

Во-вторых, нами разработано планирование работы по формированию представлений о городе, его основных достопримечательностях, культурно – бытовых учреждениях, знаменитых людях, внесших вклад в развитие города, а также о стране и ее столице. Работу по данному направлению возможно  осуществлять в ходе функционирования кружка «Академия умников». Актуальность работы по данному направлению определяется значимостью работы по данному направлению и недостаточной проработанностью.

Работу предполагается вести по трем направлениям, последовательно сменяющим друг друга: «Родная улица, район» → «Родной город» → «Страна, ее столица, символика». Последнее направление необходимо включит в систему работы, так как родной город следует рассматривать в составе множества городов родной страны.

Тематическое планирование кружковой работы по каждому направлению этапа представлено в таблице 2.

Таблица2

Тематическое планирование занятий в кружке «Академия умников»

Направ-ление работы

Темы занятий

Задачи

Методы и приемы

1.

 

Родная улица,

район

1. «Парк им. Гоголя».

2. Улицы нашего района.

3.Аппликация: «Мой район».

Образовательные:

– Познакомить

детей с парком им. Гоголя и ДК «Аммофос»;

– систематизировать знания о зданиях различного назначения;

– формировать умение ориентироваться в своем районе.

Коррекционные:

–развитиеориентировки в пространстве, наглядно – образного мышления, устойчивого внимания, творческого воображения;

– расширять словарь по данной теме.

Воспитательные:

– воспитывать эмо-циональное отношение к родной улице и району;

– привить любовь к родной природе;

– вызвать чувство гордости за результаты труда людей.

1. Целевые прогулки по ближайшим улицам.

2. Экскурсии.

3. Рассказ, объясне-ние воспитателя  в сочетании с показом нужных  объектов и непосредственными  наблюдениями детей.

4. Изготовление макета района.

5. Дидактические игры: «Найди свою  улицу», «Пройди от своего дома до детского сада», «Помоги добраться до указанного места», «Путешествие по району», «Узнай и назови».

6. Беседа: «Что я видел на своей  улице?».

2.

Родной город

4. История возникновения родного  города.

5. Знакомство с памятником Афанасию  и Феодосию.

6. Рисование: «Памятник Афанасию и Феодосию».

7. Аппликация: «Соборная горка».

8. Флаг Череповца.

9. Экскурсия в Детский музей.

10. Заочная экскурсия в Музей  природы.

11. Рисование: «Белочка».

12. Знакомство с молочным комбинатом.

13.Знакомство с металлургичес-ким ком-бинатом.

14. Знакомство с фанерно-мебельным  за-водом.

15. Знакомство с железнодо-рожным  вокза-лом.

16. Рисование: «Наша желез-ная дорога».

17. Знакомство с библиотекой

18. Знакомство с творчеством  В.В. Вере-щагина. Рисование баталий.

19. Знакомство с деятель-ностью Чкалова В.П.

Аппликация: «Истребитель»

20. Знакомство с Октябрьским  мостом. Конструирование: «Октябрьский мост».

21. Рисование: «Город мой, любимейший  на свете».

Образовательные:

– Познакомить детей с историей родного города, достопримечательностями и именами основателей;

– познакомить детей с промышленными объектами города: фанерно – мебельным заводом,   молочным и металлургическим комбинатами;

– познакомить с профессиями ме-бельщика, сталевара, экскурсовода;

–сформировать представления о музее, библиотеке и вокзале;

– познакомить детей с символом современного Череповца – Октябрьским мостом;

– познакомить детей с деятельностью знаменитых людей, внесших вклад в развитие родного города;

– закреплять правила дорожного движения

Коррекционные:

– Расширять словар-ный запас детей и улучшать связную речь;

– развивать ориен-тировку в прост-ранстве;

– развивать память, слуховое внимание, воображение, наглядно – образное мышление;

– развивать коорди-нацию движений.

Воспитательные:

– Формировать поз-навательное, гумма-нистическое и эсте-тическое отношение к растительному и животному миру;

– воспитывать у детей правильное поведение в общественных местах;

– воспитывать любовь и привязанность к родному городу;

– воспитывать интерес и желание знать его историю.

1. Экскурсии (очные и заочные). Темы: «Музей природы», «Детский музей»,  «История возникно-вения родного  города».

2. Рассматривание иллюстраций с  видами родного города.

3. Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий о заводах, их продук-ции, а также картин с изображением деятельности людей разных профессий.

4. Рассмотрение предметных и  сюжетных картин с изображением  диких  животных наших лесов.

5. Прослушивание и заучивание  детьми стихов о Череповце.

6. Загадывание и отгадывание  загадок..

7. Рассказы детей: «Кем я хочу стать», «Мой папа (Моя мама) работает…».

8. Беседа на тему: «Что я хорошего  сделал для города?».

9.Чтение художественной литературы  о Череповце.

10. Изготовление плана нашего  города и его макета.

11. Дидактические игры: «Путешествие в прошлое», «Узнай по описанию», «Что перепутал художник?»,  «Кто подберет больше слов?», «Что мы покажем гостям в Череповце?».

12. Рисование, аппликация, лепка,  конструирование  на пройденные темы.

13. Организация сюжетно – ролевых  игр: «Мы в библиотеке», «Мы пришли в музей», «Мы – строители» и т.д.

14. Составление альбома: «Город  мой, любимейший на свете» и  организация фотовыставки: «Мы живем  в Череповце».

3.

Страна, ее столи-ца, сим - волика.

23. «Наша Родина – Россия!».

24. «Города России».

25. Столица России – Москва.

26. Герб и флаг России.

Образовательные:

–Сформировать представление детей о том, что они являются жителями страны – Россия;

– познакомить детей с названием страны;

– познакомить детей с географической картой, учить «читать» ее;

– дать детям знание о богатствах России;

– познакомить детей с символикой страны;

– сформировать представление детей о Москве как столице нашей Родины;

–продолжать знакомить детей с лицом каждого города – зданиями и с их функциональным назначением.

Коррекционные:

– Расширить предс-тавления детей об окружающем мире;

– развивать слуховую и зрительную память, целостность восприятия;

– расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

– Вызвать у детей чувство восхищения и восторга красотой своей Родины;

– воспитывать любовь     и    чувство

гордости за Родину;

– развивать потреб-ность к ознакомлению с большой Родиной – Россией;

– воспитывать чувство гордости за русский народ.

1. Чтение детской художественно  литературы: «На Красной площади»  из книги «Что я видел» Б.Житкова, «Москва» Л.Кассиля, «Страна, где мы живем» С. Баруздина.

2. Беседа о городах России.

3. Рассматривание альбомов с иллюстрациями разных городов России, включая и ее столицу.

4. Рисование городов, в которых  дети уже были.

5. Оформление на карте Российской Федерации мест, где были дети.

6. Рассказ детей: «Что я видел  в Москве».

7. Составление альбома «Где мы  были».

4.

Итоговое занятие

27. Викторина: «Кто лучше знает  свой город?»

- выявить лучшего знатока родного  города.

Дидактические игры


 

 

2.2. Методические рекомендации для педагогов по организации коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

 

С целью  повышения педагогической компетенции педагогов в вопросах организации ознакомления с окружающим миром дошкольников с ЗПР нами разработаны следующие мероприятия для воспитателей:

1.Составлена картотека игр с учетом лексических тем с целью формирования представлений об окружающем мире.  Подборка   игр представлена в Приложении 2.

2. Подобраны физкультминутки с учетом лексических тем, что оптимально использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром создать условия охранительно-педагогического режима для дошкольников с ЗПР. Содержание представлено в Приложении 3.

 

 

2.3. Методические рекомендации для родителей по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

С целью повышения педагогической компетенции родителей в области развития представлений об окружающем мире у детей с ЗПР в домашней обстановке, нами была разработаны следующие мероприятии. Тематика мероприятий представлена в таблице 3

Таблица 3

Содержание работы с родителями

№п.п.

Формы работы

Название темы

Задачи

1

Консультация для родителей в «Родительский уголок»

«Как ребенок познает мир»

Создать условия для повышения педагогической компетенции родителей в области развития представлений об окружающем мире у детей с ЗПР (см. Приложение 4)

2

Создание  картотеки  упражнений и игровых заданий для выполнения дома

«Интересные домашние задания по лексическим темам»

Повысить эффективность коррекционно – развивающей работы по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста с  ЗПР. (Содержание  упражнений и игровых заданий представлено в Приложении 5).


 

 

Таким образом, представлены методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы по формированию представлений об окружающем мире, охватывающую  все  три субъекта формирующего процесса: детей, родителей и педагогов.  Предлагаемая система работы позволит преодолеть нарушения представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, а также окажет  позитивное влияние на повышение уровня  общего развития  данного контингента детей.

 

 

Заключение

Анализ литературы позволяет говорить о том, что проблема формирования представлений о предметах и явлениях окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на сегодняшний день является актуальной, так как представления об окружающем лежат в основе познания окружающего мира, в основе всестороннего развития ребёнка.

Становление представлений у  нормально развивающихся детей  в процессе организации работы по ознакомлению с окружающим миром рассматривалась в ряде фундаментальных исследований таких авторов, как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.  Исследователи отмечают, что в дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет  на умственное  развитие ребёнка.

Вопрос изучения и формирования представлений  у детей с задержкой психического развития позволяет утверждать о нем, как одном из условий полноценного развития личности. Необходимость формирования у детей с ЗПР представлений в ходе специального организованного ознакомления с окружающим миром связана с тем, что старший дошкольный возраст является периодом, когда возникают благоприятные условия для возникновения новообразований в познавательной и мотивационной сферах.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования подтверждает необходимость разработки методических рекомендаций по организации коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире детей с ЗПР, охватывающей  все  три субъекта формирующего процесса: детей, родителей и педагогов.  Нами были определены три направления в работе.

Содержание первого направления коррекционно - развивающего комплекса  основано на работе с детьми. Реализация данной коррекционно-развивающей работы по ознакомлению с окружающим миром осуществляется через разработку перспективного планирования по данному разделу и планирования работы кружковой деятельности с целью формирования представлений о городе, его основных достопримечательностях, культурно – бытовых учреждениях, знаменитых людях, внесших вклад в развитие города, а также о стране и ее столице, что обусловлено необходимостью реализации второго раздела основной общеобразовательной программы ДОУ. В содержание второго направления коррекционно – развивающего комплекса была включена работа с педагогами. В данное направление  входило создание картотеки игр по формированию предметных представлений и подборке физ.минуток с учетом лексических тем. Третье направление – просветительская работа с родителями, основанная на создании   консультаций, а также подборку  упражнений и игровых заданий для выполнения  их дома под руководством членами семьи.

Таким образом, представленная система работы позволит преодолеть имеющиеся трудности и недостатки в развитии представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  3. Борякова Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР. // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2004. – №1 – с. 10 – 17
  4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М., Издательство НЦ ЭНАС, 2003.
  5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: «Просвещение», 1988г.
  6. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002.
  7. Кулагина И. Ю., Пускаева Т.Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР //Дефектология, 1989, №1, с.24-28.
  8. Методика ознакомления дошкольников с окружающим миром: Из опыта работы Виноградовой Е.А., воспитателя МДОУ «Детский сад № 2 пос. Теплоозерск». – Биробиджан: ОблИПКПР, 2011
  9. Наретина Т. Г. Опыт работы со старшими дошкольниками с ЗПР. // Начальная школа: плюс до и после. – 2004 – №10 – с. 9 – 13.
  10. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова. – М., 1965г.
  11. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М.: Просвещение, 1987.
  12. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1992, № 3, с. 56-60.
  13. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Кн. 2: Тематическое планирование занятий/ Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2005.
  14. Примерной общеобразовательной  программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  15. Пускаева Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с ЗПР. // Дефектология, 1980, № 3., с.56-9.
  16. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./Под ред. Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1986
  17. Симонова И.А. Характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1974. - №3, с.67-71.
  18. Соловьева О.И.  Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду.Издательство «Просвещение», М., 1966 г.
  19. Специальная дошкольная педагогика. / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.
  20. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990.
  21. Умственное воспитание и речевое развитие в детском саду ./Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. М.: Педагогика, 1984.
  22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология, М.: ACADEMA, 1999.
  23. Усова А.П. Обучение в детском саду ./Под ред. А.В. Запорожца 2-е изд.- М.: Просвещение, 1970.
  24. Шамарина Е. В. Формирование познавательной деятельности младших школьников с ЗПР // Начальная школа – 2003 – №8 – с. 67 – 72.
  25. Хайдарпашич М.Р. Изучение представлений детей о временах года при помощи компьютерной программы "Лента времени" //Дефектология, № 2, 2007
  26. Шевченко С.Г.  Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения,- М. 2001
  27. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим и развитие речи дошкольников с ЗПР. - М.: Школьная пресса, 2005.

 


 



Информация о работе Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР