Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 10:24, курсовая работа
Цель: изучить особенности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР и предложить содержание коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников данной категории.
Объект: особенности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет: содержание коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников с ЗПР.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Проблема формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР в психолого-педагогической литературе…………..…………………………………..………………………..6
1.1. Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема……………………………………….6
1.2. Особенности представлений об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития…………………………………………...14
1.3. 1.3. Специфика коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………………...22
Вывод по первой главе………………….…………………………………30
Глава II. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольника с задержкой психического развития………….. ……..……………………………………….…………….31
2.1. Коррекционно-педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире………………………………………………………………31
2.2. Методические рекомендации для педагогов по организации коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР………...37
2.3. Методические рекомендации для родителей по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………38
Заключение…………..…………………………………………………….39
Список литературы…………………………………………….…………41
Во-вторых, нами разработано планирование работы по формированию представлений о городе, его основных достопримечательностях, культурно – бытовых учреждениях, знаменитых людях, внесших вклад в развитие города, а также о стране и ее столице. Работу по данному направлению возможно осуществлять в ходе функционирования кружка «Академия умников». Актуальность работы по данному направлению определяется значимостью работы по данному направлению и недостаточной проработанностью.
Работу предполагается вести по трем направлениям, последовательно сменяющим друг друга: «Родная улица, район» → «Родной город» → «Страна, ее столица, символика». Последнее направление необходимо включит в систему работы, так как родной город следует рассматривать в составе множества городов родной страны.
Тематическое планирование кружковой работы по каждому направлению этапа представлено в таблице 2.
Таблица2
Тематическое планирование занятий в кружке «Академия умников»
№ |
Направ-ление работы |
Темы занятий |
Задачи |
Методы и приемы |
1.
|
Родная улица, район |
1. «Парк им. Гоголя». 2. Улицы нашего района. 3.Аппликация: «Мой район». |
Образовательные: – Познакомить детей с парком им. Гоголя и ДК «Аммофос»; – систематизировать знания о зданиях различного назначения; – формировать умение ориентироваться в своем районе. Коррекционные: –развитиеориентировки в пространстве, наглядно – образного мышления, устойчивого внимания, творческого воображения; – расширять словарь по данной теме. Воспитательные: – воспитывать эмо-циональное отношение к родной улице и району; – привить любовь к родной природе; – вызвать чувство гордости за результаты труда людей. |
1. Целевые прогулки по ближайшим улицам. 2. Экскурсии. 3. Рассказ, объясне-ние воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей. 4. Изготовление макета района. 5. Дидактические игры: «Найди свою улицу», «Пройди от своего дома до детского сада», «Помоги добраться до указанного места», «Путешествие по району», «Узнай и назови». 6. Беседа: «Что я видел на своей улице?». |
2. |
Родной город |
4. История возникновения родного города. 5. Знакомство с памятником 6. Рисование: «Памятник Афанасию и Феодосию». 7. Аппликация: «Соборная горка». 8. Флаг Череповца. 9. Экскурсия в Детский музей. 10. Заочная экскурсия в Музей природы. 11. Рисование: «Белочка». 12. Знакомство с молочным 13.Знакомство с металлургичес- 14. Знакомство с фанерно- 15. Знакомство с железнодо-рожным вокза-лом. 16. Рисование: «Наша желез-ная дорога». 17. Знакомство с библиотекой 18. Знакомство с творчеством В.В. Вере-щагина. Рисование баталий. 19. Знакомство с деятель-ностью Чкалова В.П. Аппликация: «Истребитель» 20. Знакомство с Октябрьским мостом. Конструирование: «Октябрьский мост». 21. Рисование: «Город мой, любимейший на свете». |
Образовательные: – Познакомить детей с историей родного города, достопримечательностями и именами основателей; – познакомить детей с промышленными объектами города: фанерно – мебельным заводом, молочным и металлургическим комбинатами; – познакомить с профессиями ме-бельщика, сталевара, экскурсовода; –сформировать представления о музее, библиотеке и вокзале; – познакомить детей с символом современного Череповца – Октябрьским мостом; – познакомить детей с деятельностью знаменитых людей, внесших вклад в развитие родного города; – закреплять правила дорожного движения Коррекционные: – Расширять словар-ный запас детей и улучшать связную речь; – развивать ориен-тировку в прост-ранстве; – развивать память, слуховое внимание, воображение, наглядно – образное мышление; – развивать коорди-нацию движений. Воспитательные: – Формировать поз-навательное, гумма-нистическое и эсте-тическое отношение к растительному и животному миру; – воспитывать у детей правильное поведение в общественных местах; – воспитывать любовь и привязанность к родному городу; – воспитывать интерес и желание знать его историю. |
1. Экскурсии (очные и заочные). Темы:
«Музей природы», «Детский музей»,
«История возникно-вения 2. Рассматривание иллюстраций с видами родного города. 3. Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий о заводах, их продук-ции, а также картин с изображением деятельности людей разных профессий. 4. Рассмотрение предметных и
сюжетных картин с 5. Прослушивание и заучивание детьми стихов о Череповце. 6. Загадывание и отгадывание загадок.. 7. Рассказы детей: «Кем я хочу стать», «Мой папа (Моя мама) работает…». 8. Беседа на тему: «Что я хорошего сделал для города?». 9.Чтение художественной 10. Изготовление плана нашего города и его макета. 11. Дидактические игры: «Путешествие в прошлое», «Узнай по описанию», «Что перепутал художник?», «Кто подберет больше слов?», «Что мы покажем гостям в Череповце?». 12. Рисование, аппликация, лепка, конструирование на пройденные темы. 13. Организация сюжетно – ролевых игр: «Мы в библиотеке», «Мы пришли в музей», «Мы – строители» и т.д. 14. Составление альбома: «Город мой, любимейший на свете» и организация фотовыставки: «Мы живем в Череповце». |
3. |
Страна, ее столи-ца, сим - волика. |
23. «Наша Родина – Россия!». 24. «Города России». 25. Столица России – Москва. 26. Герб и флаг России. |
Образовательные: –Сформировать представление детей о том, что они являются жителями страны – Россия; – познакомить детей с названием страны; – познакомить детей с географической картой, учить «читать» ее; – дать детям знание о богатствах России; – познакомить детей с символикой страны; – сформировать представление детей о Москве как столице нашей Родины; –продолжать знакомить детей с лицом каждого города – зданиями и с их функциональным назначением. Коррекционные: – Расширить предс-тавления детей об окружающем мире; – развивать слуховую и зрительную память, целостность восприятия; – расширять словарный запас детей. Воспитательные: – Вызвать у детей чувство восхищения и восторга красотой своей Родины; – воспитывать любовь и чувство гордости за Родину; – развивать потреб-ность к ознакомлению с большой Родиной – Россией; – воспитывать чувство гордости за русский народ. |
1. Чтение детской художественно
литературы: «На Красной площади»
из книги «Что я видел» Б.Житко 2. Беседа о городах России. 3. Рассматривание альбомов с иллюстрациями разных городов России, включая и ее столицу. 4. Рисование городов, в которых дети уже были. 5. Оформление на карте Российской Федерации мест, где были дети. 6. Рассказ детей: «Что я видел в Москве». 7. Составление альбома «Где мы были». |
4. |
Итоговое занятие |
27. Викторина: «Кто лучше знает свой город?» |
- выявить лучшего знатока |
Дидактические игры |
2.2. Методические рекомендации для педагогов по организации коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
С целью повышения педагогической компетенции педагогов в вопросах организации ознакомления с окружающим миром дошкольников с ЗПР нами разработаны следующие мероприятия для воспитателей:
1.Составлена картотека игр с учетом лексических тем с целью формирования представлений об окружающем мире. Подборка игр представлена в Приложении 2.
2. Подобраны физкультминутки с учетом лексических тем, что оптимально использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром создать условия охранительно-педагогического режима для дошкольников с ЗПР. Содержание представлено в Приложении 3.
2.3. Методические рекомендации для родителей по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
С целью повышения педагогической компетенции родителей в области развития представлений об окружающем мире у детей с ЗПР в домашней обстановке, нами была разработаны следующие мероприятии. Тематика мероприятий представлена в таблице 3
Таблица 3
Содержание работы с родителями
№п.п. |
Формы работы |
Название темы |
Задачи |
1 |
Консультация для родителей в «Родительский уголок» |
«Как ребенок познает мир» |
Создать условия для повышения педагогической компетенции родителей в области развития представлений об окружающем мире у детей с ЗПР (см. Приложение 4) |
2 |
Создание картотеки упражнений и игровых заданий для выполнения дома |
«Интересные домашние задания по лексическим темам» |
Повысить эффективность коррекционно – развивающей работы по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. (Содержание упражнений и игровых заданий представлено в Приложении 5). |
Таким образом, представлены методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы по формированию представлений об окружающем мире, охватывающую все три субъекта формирующего процесса: детей, родителей и педагогов. Предлагаемая система работы позволит преодолеть нарушения представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, а также окажет позитивное влияние на повышение уровня общего развития данного контингента детей.
Заключение
Анализ литературы позволяет говорить о том, что проблема формирования представлений о предметах и явлениях окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на сегодняшний день является актуальной, так как представления об окружающем лежат в основе познания окружающего мира, в основе всестороннего развития ребёнка.
Становление представлений у нормально развивающихся детей в процессе организации работы по ознакомлению с окружающим миром рассматривалась в ряде фундаментальных исследований таких авторов, как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др. Исследователи отмечают, что в дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на умственное развитие ребёнка.
Вопрос изучения и формирования представлений у детей с задержкой психического развития позволяет утверждать о нем, как одном из условий полноценного развития личности. Необходимость формирования у детей с ЗПР представлений в ходе специального организованного ознакомления с окружающим миром связана с тем, что старший дошкольный возраст является периодом, когда возникают благоприятные условия для возникновения новообразований в познавательной и мотивационной сферах.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования подтверждает необходимость разработки методических рекомендаций по организации коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире детей с ЗПР, охватывающей все три субъекта формирующего процесса: детей, родителей и педагогов. Нами были определены три направления в работе.
Содержание первого направления коррекционно - развивающего комплекса основано на работе с детьми. Реализация данной коррекционно-развивающей работы по ознакомлению с окружающим миром осуществляется через разработку перспективного планирования по данному разделу и планирования работы кружковой деятельности с целью формирования представлений о городе, его основных достопримечательностях, культурно – бытовых учреждениях, знаменитых людях, внесших вклад в развитие города, а также о стране и ее столице, что обусловлено необходимостью реализации второго раздела основной общеобразовательной программы ДОУ. В содержание второго направления коррекционно – развивающего комплекса была включена работа с педагогами. В данное направление входило создание картотеки игр по формированию предметных представлений и подборке физ.минуток с учетом лексических тем. Третье направление – просветительская работа с родителями, основанная на создании консультаций, а также подборку упражнений и игровых заданий для выполнения их дома под руководством членами семьи.
Таким образом, представленная система работы позволит преодолеть имеющиеся трудности и недостатки в развитии представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.