Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР и предложить содержание коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников данной категории.
Объект: особенности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет: содержание коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников с ЗПР.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Проблема формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР в психолого-педагогической литературе…………..…………………………………..………………………..6
1.1. Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема……………………………………….6
1.2. Особенности представлений об окружающем мире у дошкольников с задержкой психического развития…………………………………………...14
1.3. 1.3. Специфика коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР…………………………………………………………………...22
Вывод по первой главе………………….…………………………………30
Глава II. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольника с задержкой психического развития………….. ……..……………………………………….…………….31
2.1. Коррекционно-педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире………………………………………………………………31
2.2. Методические рекомендации для педагогов по организации коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР………...37
2.3. Методические рекомендации для родителей по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР……………………………………………………………………38
Заключение…………..…………………………………………………….39
Список литературы…………………………………………….…………41

Файлы: 1 файл

Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Воспитатели специализированных детских садов при ознакомлении детей с окружающим всегда должны обогащать сенсорный опыт детей. Так, например, процесс наблюдения в природе, за трудом взрослых и т. д. следует организовывать с учетом доступности для их восприятия [24].

         Поскольку дети с ЗПР должны представлять и конкретно действовать с различными предметами, знать назначение, способы действия и применения их, понимать условия жизни, деятельности человека, его связи с окружающим миром, тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в детском саду и дома. Так, например, в программе рекомендуются наблюдения за строительством дома. Дети с ЗПР не смогут представить работу подъемного крана, а также каменщиков. Во время экскурсии на такие объекты целесообразно обращать внимание детей. Можно показать иллюстрации, презентации на эту тему. На экскурсии воспитатель показывает то, что доступно детям для восприятия, что можно ощутить через все анализаторы: зрение, слух, осязание и т. д. Например, можно показать детям, какой строительный материал привозят (кирпич, панели, раствор), или предложить послушать, как шумит подъемный кран и т. д. Таким образом, при наблюдении воспитатель привлекает все сенсорные функции к ознакомлению с объектами. Перед экскурсией надо продумать, какие качества и свойства предметов и явлений будут выделены для наблюдения, чтобы у детей сложилось правильное представление. Например, наблюдая за движущимся транспортом, дети могут послушать с закрытыми глазами шум машин, что дополнит их представления. В лесу, сквере дети рассматривают деревья, листья, обследуют кору, находят общие и отличительные признаки, прислушиваются к шелесту листвы разных деревьев (осины, березы и др.). Все это создает более полную картину о наблюдаемых объектах[24].

Н.Ю. Борякова пишет, что процесс ознакомления строится по принципу детального изучения предметов с их свойствами и взаимосвязями. В ходе изучения дети должны научиться последовательному зрительному выделению, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков. Дополнительная информация получается за счет полисенсорных взаимосвязей (слухо-двигательных, тактильно-двигательных, осязательных и др.) и обеспечивает детям с ЗПР более полную и точную информацию[3].

Т.Д. Пускаева отмечает, что в работе по ознакомлению с окружающим большое значение придается роли слова. При рассматривании всегда идет беседа. Она расширяет и уточняет знания детей, помогает, правильному пониманию. Дети узнают названия признаков и свойств наблюдаемых объектов, учатся сравнивать и сопоставлять предметы, объединяя в группы по их функциональным свойствам (для чего служат, как используются и т. д.). На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим используется различный иллюстративный материал: картины, мульмедио, видеоматериалы, реальные предметы и т. д.[15] При их использовании надо всегда помнить о доступности их для восприятия. Изображение на картинках не должно быть перенасыщенно объектами. Воспитатель широко использует индивидуальный раздаточный материал: игрушки, картинки, реальные предметы. Для развития грамматически правильной речи необходимо давать предметные и сюжетные картинки, по которым дети учатся называть, рассказывать, описывать. Например, по картинкам, где изображены дети в разной одежде и где они выполняют какие-либо действия, дается задание рассказать, кто это, в чем одет, что делает. Такая работа учит детей видеть на картине главное и развивает их умение составлять рассказы.

В подготовительной к школе группе с подобными иллюстрациями можно дать задание составить предложение из двух-трех слов. Хорошо использовать игрушки, которые получает каждый ребенок: куклы, мишки, матрешки, мячики, машины и т. д. Им предлагается описать игрушку: какая она? Какого цвета? Какой формы, величины? В чем одета? И т. д. Такие нацеленные описания учат детей выделять основные признаки предметов, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свои суждения, рассказывать.

Художественная литература используется в детском саду с целью воспитания и всестороннего развития личности ребенка. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают реальные жизненные факты. Дети живут миром литературных героев. Иллюстрации в книгах помогают им представить героев сказок более конкретно. Лучше всего иллюстрации рассмотреть после чтения книги. Для этого нужно иметь на каждого ребенка иллюстрации к этой книге. Если иллюстрация одна, то ее надо поднести поближе к детям, давая возможность каждому рассмотреть ее [13].

При заучивании стихотворений, беседе рекомендуется чаще использовать иллюстративный материал, картины, предметы, игрушки, мультимедиа и др. Например, на занятии «Беседа о зиме» воспитатель может показать иллюстрации, диафильм, спеть песни. Можно принести снег, лед и понаблюдать с детьми, как он тает. На занятии «Беседа об осени» дети рассматривают овощи, фрукты, разноцветные осенние листья и цветы. В течение беседы воспитатель подкрепляет разговор показом даров осени, иллюстраций осеннего пейзажа, может сделать весенний букет из листьев или цветов[13].

Дидактические игры и упражнения следует широко использовать на занятиях и в повседневной жизни, так как они помогают закреплять, обобщать знания и представления детей[16].

Анализ программы обучения и воспитания по изучаемому разделу, позволил выявить, что на 1-м и 2-м годах обучения занятия по ознакомлению с окружающим миром более тесно связаны с развитием речи, так как наряду с формированием чувственного опыта детей осуществляется работа по овладению детьми словом, что обеспечивает формирование умений соотносить конкретный признак со словесным его обозначением и создание адекватных образов предметов реального мира.

На 3-м и 4-м годах обучения наряду с этой задачей осуществляется работа по расширению и систематизации представлений в определенных связях общественноведческих, природоведческих, математических и эстетических знаний. Основными методами и средствами являются наблюдения, обследование, экскурсии, дидактические игры, упражнения с натуральными объектами или их изображениями, просмотр мультимедио или видеофрагментов, рассматривание различных видов наглядности (картинки, игрушки, муляжи, чучела животных и др.), слушание грамзаписей, применение магнитофонных записей и т.п.

На более поздних периодах обучения начинают применяться беседы об увиденном, но ведущим остается использование конкретного материала, активно воспринимаемого детьми [27].

Значительная часть программного материала по развитию зрительного восприятия ведется учителем-дефектологом, так как он формирует у детей способы чувственного познания, учит их правильно обследовать предметы с помощью различных анализаторов. При этом он решает данные задачи с учетом индивидуальных особенностей каждого  ребенка с ЗПР. Воспитатель проводит только те занятия, на которых идет закрепление пройденного материала.

На начальных этапах формирования учитель-дефектолог, кроме фронтально-групповых занятий,  проводит  индивидуальные  занятия с детьми. Важным условием работы по ознакомлению с окружающим миром является взаимосвязь коррекционной работы с лечебно-профилактическим процессом. Педагоги учитывают рекомендации врача-невропатолога по организации нагрузки и охранительного режим.

В программе заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей занятий по ознакомлению с окружающим миром с занятиями по художественному чтению, трудового обучения, физического воспитания и других предметов. В процессе ознакомления с окружающим миром также широко применяются разнообразные виды продуктивной деятельности – аппликация, конструирование, лепка, работа с природным материалом, рисование. Реализация этих возможностей поможет педагогу добиться более осознанного и прочного усвоения детьми изучаемого материала [13].

Таким образом, современная педагогическая наука считает ознакомление детей с предметным миром основой всестороннего развития ребенка. Это особенно актуально для детей с задержкой психического развития.  Именно занятия по ознакомлению с окружающим миром могут обеспечить развитие всех потребностей дошкольников данной категории детей в эмоциональном общении со взрослыми и сверстниками, в разнообразной деятельности, в познании действительности.

 

Вывод по первой главе

Таким образом, ознакомление детей с окружающим миром и развитие речи у детей занимает ведущее место в образовательно-воспитательном процессе дошкольников как в норме, так и у сверстников с ЗПР. Это обусловлено тем, что через познание детьми окружающей действительности идет развитие психики и формирование личности. Анализ психолого-педагогической литературы посвященной изучению развития представлений об окружающей действительности у детей ЗПР показал, что без специального обучения у данной категории дошкольников возникают определенные трудности: имеющиеся представления у детей не совсем точные, неполные, не взаимосвязаны, отличаются статичностью.

В исследованиях  показано, что недостатки психического развития детей с ЗПР обусловливают у них наличие характерных особенностей представлений об окружающем мире. У детей данной категории отсутствует необходимый запас знаний о родной природе, растительном и животном мире, представлений о ближайшем окружении. Значительные недостатки обнаруживаются и в области практических обобщений. У детей с ЗПР преобладают в основном разрозненные знания, связанные с конкретной ситуацией. Вместе с тем понятия, которыми пользуются эти дети, очень бедны по содержанию, неадекватно осмысливаются. Они в недостаточной степени владеют операциями анализа и сравнения, необходимыми для формирования системы представлений об окружающем мире.

Формирование представлений об окружающей действительности  у дошкольников с ЗПР требует разработки системы коррекционно-развивающей работы, которая  включает определённое содержание, методы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с ЗПР с объектами окружающего.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у дошкольника с задержкой психического развития

 

Цель: формирование представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

  Задачи:

1.Разработать коррекционно-педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире

2. Разработать методические рекомендации для педагогов по организации коррекционно-педагогической работы по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

3. Разработать методические рекомендации  для родителей по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

 

2.1. Коррекционно-педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире

 

В ходе разработки методических рекомендаций по организации коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире, нами представлено:

В-первых, тематическое планирование совместной работы воспитателя и учителя-дефектолога по разделам образовательной программы «Ознакомление с окружающим миром» и коррекционной программы С.Г. Шевченко «Ознакомление с окружающим и развитие речи дошкольников с ЗПР» что позволяет на практике раскрыть взаимосвязь работы педагогов – воспитателей и учителей-дефектологов специализированного ДОУ. Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» и задачами специализированных дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития. Разработанный комплекс коррекционных мероприятий, основанный на положениях Примерной общеобразовательной  программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; методических рекомендаций по проведению коррекционной работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, разработанные НИИ дефектологии и Институтом коррекционной педагогики РАО; методических разработках по организации образовательного процесса с детьми с ЗПР  Н.Ю Боряковой, Г.М. Капустиной, С.Г.Шевченко и др., допущенных Министерством образования Российской Федерации; понимании особенностей индивидуального развития детей с ЗПР и потребностями родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

В перспективном плане представлены изучаемые лексические темы на каждую неделю и решаемые образовательные  и коррекционные задачи. Данный вариант перспективного плана позволяет проследить комплексность всей проводимой образовательно-коррекционной работы в детском саду, решить задачи воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, учитывая специфический режим работы (см. Таблицу 1). План представлен в Таблице 1 в Приложении 1.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Распределения материала по разделам программы

 

Разделы программы

Материалы раздела.

1. ЧЕЛОВЕК. Самовосприятие:

а) Самовосприятие, самосознание;

б) «Я» и коллектив сверстников;

в) «Я» и общество.

2. ЧЕЛОВЕК. Влияние сезонных явлений  на человека

а) Одежда;

б) Дом;

в) Улица;

г) Жизнь человека.

3. ЧЕЛОВЕК. Предметное окружение:

а) Одежда, обувь, головные уборы;

б) Мебель;

в) Посуда;

г) Транспорт;

д) Бытовая техника.

4. ЧЕЛОВЕК. Труд

а) Труд взрослых (профессии);

б) Труд детей;

в) Сезонный труд взрослых и детей.

5. ЧЕЛОВЕК. Основы безопасности жизнедеятельности  ребенка (ОБЖ)

 

6. НЕЖИВАЯ  ПРИРОДА.

а) Предметы неживой природы.

б) Явления неживой природы.

в) Взаимодействия явлений.

г) Изменения в природе.

7. ЖИВАЯ ПРИРОДА.

(растительный мир)

а) Трава

б) Кустарники

в) Деревья

г) Грибы

д) Водоросли

Дикорастущие

 

 

Культурные.

Плоды:

Ягоды,

Овощи,

Фрукты,

Семена

8. ЖИВАЯ ПРИРОДА 

(животный мир)

а) Насекомые

б) Земноводные

   

в) Рыбы

 

 

Аквариумные

Речные

Озерные

Морские

 

г) Птицы

 

 

Зимующие

Перелетные

Декоративные

Домашние.

Дикие.

д) Животные

Травоядные.

Хищники.

Домашние.

Дикие.

Информация о работе Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР