Особенности формирования трудолюбия у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определение педагогических условий формирования трудолюбия у младших школьников.
Гипотеза: успешное формирование трудолюбия у младших школьников будет осуществляться, если педагогическое воздействие организовано с учётом комплекса условий:
обеспечено овладение учениками системой знаний, умений и навыков во взаимосвязи с ценностно-ориентированной деятельностью;
ведётся работа по повышению мотивации к труду;
осуществляется взаимодействие семьи, школы и социальной среды;
осуществляется педагогическая диагностика уровня сформированности трудолюбия у младших школьников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Теоретические основы формирования трудолюбия у младших школьников ………… 5
Понятие трудолюбия в психологии и педагогике……………………………………5
Педагогические условия формирования трудолюбия у младших школьников …..6
Формирование трудолюбия на уроках трудового обучения ………………………13
Эмпирическое исследование уровня сформулированности трудолюбия у младших школьников……………………………………………………………………………….. 16
Критерии, показатели и средства диагностики сформированности трудолюбия у младших школьников……………………………………………………………………. 16
Заключение………………………………………………………………………………………. 20
Библиография…………………………………………………………………………………….. 21
Приложения………………………………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

совершенно новая курсовая.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

 

Курсовая  работа

 

На  тему:

«Особенности формирования трудолюбия у младших школьников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кишинев 2012

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3

  1. Теоретические основы формирования трудолюбия у младших школьников ………… 5
    1. Понятие трудолюбия в психологии и педагогике……………………………………5
    2. Педагогические условия формирования трудолюбия у младших школьников …..6
    3. Формирование трудолюбия на уроках трудового обучения ………………………13
  2. Эмпирическое исследование уровня сформулированности трудолюбия у младших школьников……………………………………………………………………………….. 16
    1. Критерии, показатели и средства диагностики сформированности трудолюбия у младших школьников……………………………………………………………………. 16

Заключение……………………………………………………………………………………….  20

Библиография…………………………………………………………………………………….. 21

Приложения………………………………………………………………………………………..22 
Введение

         Формирование трудолюбия у подрастающего поколения во все времена является одной из актуальных педагогических проблем.

На современном  этапе развития общества, переживающем кризис в экономическом, социальном, духовном плане, остро стоит вопрос о целях и средствах развития личности детей и подростков. В период роста явлений безработицы, с одной стороны, и «экономических» мотивов и ценностей – с другой, принципиально важным становится вопрос формирования трудолюбия, т.е. увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда, у подрастающего поколения.

Проблема трудолюбия в научной литературе рассматривается  в аспекте трудового обучения и воспитания и широко раскрывается в трудах таких известных педагогов, как К.Д. Ушинскиий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и многих других. Однако число работ, посвященных изучению трудолюбия как свойства личности, немногочисленно.

Таким образом, тенденции современного общества, а  также недостаточная изученность определяют актуальность исследования формирования трудолюбия.

Объект  исследования - образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования - формирование трудолюбия у младших школьников.

Цель  исследования - определение педагогических условий формирования трудолюбия у младших школьников.

Гипотеза: успешное формирование трудолюбия у младших школьников будет осуществляться, если педагогическое воздействие организовано с учётом комплекса условий:

  • обеспечено овладение учениками системой знаний, умений и навыков во взаимосвязи с ценностно-ориентированной деятельностью;
  • ведётся работа по повышению мотивации к труду;
  • осуществляется взаимодействие семьи, школы и социальной среды;
  • осуществляется педагогическая диагностика уровня сформированности трудолюбия у младших школьников.

Реализация поставленной цели и  выдвинутой гипотезы исследования обусловили решение следующих задач:

  1. Уточнить сущность понятия «трудолюбие».
  2. Выявить особенности формирования трудолюбия у детей младшего школьного возраста с учётом ценностных оснований.
  3. Экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию трудолюбия у младших школьников.

Методы исследования:

  • анализ психолого-педагогической литературы; 
  • анализ педагогического опыта; 
  • педагогическое наблюдение;  
  • тестирование.

Краткая структура курсовой работы.

     Работа состоит из введения, двух глав (3 и 2 параграфа), заключения и библиографии.     

     Во введении обосновывается актуальность исследования, проводится методологический аппарат   

     В первой главе рассмотрены понятие трудолюбия, педагогические условия формирования трудолюбия и особенности формирования трудолюбия на уроках трудового обучения. Во второй главе приведена практическая часть с выявлением уровня сформированности трудолюбия у младших школьников. В заключении даны основные выводы по изученной проблеме, а так же приведен список литературы, использованной в работе.

 

 

1. Теоретические основы формирования трудолюбия у младших школьников

  1. Понятие трудолюбия в психологии и педагогике

 

     Труд всегда был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности людей, источником материальных и духовных богатств общества.

     На основании того, как личность  относится к труду, можно судить  о других ее качествах. Отношение человека к труду определяется многими показателями: активностью, добросовестностью, старанием и др. Однако эти признаки могут быть объединены одним определяющим словом – трудолюбие.

В психологическом  словаре трудолюбие определяется как  черта  характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности и проявляющаяся в активности, инициативности, добросовестности, организованности, ответственности. В психологическом плане трудолюбие  предполагает отношение к труду  как основному смыслу жизни, потребность  и привычку трудиться. Для воспитания трудолюбия нужно, чтобы человек  видел и понимал смысл  и результаты своего труда.

Единого определения  понятия «трудолюбие» в психолого-педагогической литературе не выработано. Одни исследователи относят трудолюбие к разряду привычек или черт характера (А.Ф. Ахматов, Н.П. Семыкин, В.В. Чебышев и др.), другие трактуют трудолюбие как потребность в труде, как чувство, как мотив (Г.А. Смирнов, В.Н. Турченко и др.). Ряд авторов связывают трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции (Е.Р. Залкинд, М.А. Кононова и др.). Психологи (К.С. Абилов, Е.П. Верещак) определяют трудолюбие как относительно устойчивое, обобщенное и более или менее осознанное стремление к трудовой деятельности, к активному проявлению в труде своих творческих способностей, потребностей, реализация которых дает субъекту переживание глубокого удовлетворения и радости .

П.И. Чернецов рассматривает трудолюбие как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: практического (умение трудиться, сознательно ставить и успешно решать трудовые задачи, трудовые умения и навыки); познавательного (наличие знаний о труде, систематическое стремление к их совершенствованию); эмоционального (чувство ожидания нового успеха, чувство радости в труде, наслаждение); волевого (желание и умение преодолевать трудности, переносить чувство утомления ради достижения поставленной цели); оценочного или морально-этического (понимание роли труда как жизненной необходимости, умение видеть его красоту) .

Усматривая  в трудолюбии одно из базисных, интегральных свойств человека, Г.С. Абрамова связывает его с восприятием жизни как осуществимой в соответствии с собственными усилиями по ее организации, то есть в трудолюбии проявляется то отношение к жизни, которое можно выразить так: «Это моя жизнь». Именно в конце детства все трудовые навыки ребенка включаются в его психологическое пространство как устойчивые элементы. Именно в это время современный ребенок в очень быстром темпе может овладеть многими «взрослыми» навыками, связанными с работой на машинах (компьютер, автомобиль и тому подобное), работой с инструментами, то есть орудиями труда.

 

1.2.    Педагогические условия формирования трудолюбия у младших школьников.

    

      Чтобы обеспечить эффективность процесса воспитания трудолюбия, требуется создать определенную систему воспитательной работы с учащимися, построить логику процесса, которая выражается в последовательном достижении оптимального развития личности в соответствии с ее возрастными возможностями и наличием у нее внутренних сил самодвижения.    Педагогические коллективы должны четко представлять важнейшие задачи

воспитания  трудолюбия, отыскивать адекватные педагогические средства организации процесса, устанавливать  и использовать в своей работе связи с другими воспитательными институтами школьников. Воспитание трудолюбия – процесс целостный, а следовательно, и системный, охватывающий весь образовательный процесс – учебную, трудовую деятельность, производительный труд, внеклассную работу по науке, технике и другие направления учебно-воспитательной работы.

     Трудолюбие как результат воспитания  формируется всей системой обучения, взаимосвязанного со всем опытом  трудовых взаимоотношений ученика,  приобретенным в социальной среде и семье.

     Когда речь идёт о воспитании  этого качества, то имеется в  виду не только формирование  у учащихся рабочих навыков  и умений, но и воспитание элементов  трудовой активности, добросовестного  отношения к порученному делу. Эти задачи решаются на основе различных форм не только трудового, но и нравственного воспитания. Здесь уместно вспомнить то, о чём говорил В. А. Сухомлинский: «Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни – интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий».

     Воспитание есть «социальное,  целенаправленное создание условий  (материальных, духовных, организационных) для развития человека». Трудолюбие выступает одной из составных частей развития человека, и для развития этого качества необходимы определённые условия.

     Первые необходимые условия для  становления трудолюбия создаёт  семья. Она закладывает основы этого качества. О роли семьи в воспитании трудолюбия нужно говорить отдельно. Однако следует заметить, что во многих семьях дети пребывают в ситуации социальной опеки. Они живут на всем готовом: родители их кормят, одевают. Вот почему значительная часть детей не имеют желания трудиться.

     Целенаправленный характер воспитание  трудолюбия приобретает в школе.  Здесь этот процесс становится  педагогически направленным и  управляемым. Воспитание трудолюбия  в школе усиливается процессом  обучения. Оно происходит главным образом в фокусе двух видов деятельности – учебно-познавательной и трудовой. И если учитывать, что изучение школьниками основ наук направлено в значительной степени на подготовку их к жизни и

трудовой  деятельности, то имеется необходимость говорить о главной роли учебной деятельности в воспитании трудолюбия.

      Школьный этап формирования трудолюбия самый важный, определяющий. Этот этап носит целенаправленный характер и является более длительным. Многие дети приходят в школу лишь только со «словесной» любовью к труду: они любят отдельные работы только на словах и практически их не осуществляют. Их любовь к труду оказывается не связанной с практикой. К моменту окончания школы они должны любить труд не на словах, а эмоционально осуществлять это на практике.

     Педагогическое обеспечение этого процесса должно быть направлено на раскрытие и использование возможностей содержания, форм и методов включения учащихся в различные виды практической деятельности, производственных отношений.

     Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

     Поэтому цель школьного трудового воспитания - воспитание психологической и практической готовности школьников к труду.

     Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой  деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков.

     Младший школьный возраст в силу своих особенностей - наиболее благоприятный период для воспитательных воздействий, создание необходимых качеств и свойств личности в контексте трудового воспитания.

     Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении. В школе он приобретает определенный социальный статус. Меняется весь уклад жизни ребенка. Вступая в этот возраст, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность для него становится ведущей. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых.

Информация о работе Особенности формирования трудолюбия у младших школьников