Особенности формирования трудолюбия у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определение педагогических условий формирования трудолюбия у младших школьников.
Гипотеза: успешное формирование трудолюбия у младших школьников будет осуществляться, если педагогическое воздействие организовано с учётом комплекса условий:
обеспечено овладение учениками системой знаний, умений и навыков во взаимосвязи с ценностно-ориентированной деятельностью;
ведётся работа по повышению мотивации к труду;
осуществляется взаимодействие семьи, школы и социальной среды;
осуществляется педагогическая диагностика уровня сформированности трудолюбия у младших школьников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Теоретические основы формирования трудолюбия у младших школьников ………… 5
Понятие трудолюбия в психологии и педагогике……………………………………5
Педагогические условия формирования трудолюбия у младших школьников …..6
Формирование трудолюбия на уроках трудового обучения ………………………13
Эмпирическое исследование уровня сформулированности трудолюбия у младших школьников……………………………………………………………………………….. 16
Критерии, показатели и средства диагностики сформированности трудолюбия у младших школьников……………………………………………………………………. 16
Заключение………………………………………………………………………………………. 20
Библиография…………………………………………………………………………………….. 21
Приложения………………………………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

совершенно новая курсовая.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

В микрогруппах учащиеся выбирают лучшие эскизы будущего изделия и инструменты для  работы, анализируют технику безопасности при выполнении своего проекта, восстанавливают последовательность технологических операций, самостоятельно распределяют обязанности. Защита проектов проводится в форме конкурса. Докладчики выступают со своими проектами, производят самооценку по критериям: красота, практичность, аккуратность.        

 Особого внимания в  начальной школе требует завершающий  этап проектной деятельности  – презентация проекта. Необходимо  помочь детям произвести самооценку  проекта. Для этого можно предложить  им ответить на следующие вопросы:

    • Почему вы начали разрабатывать именно этот проект?
    • Какова идея проекта? Какие еще идеи были? Почему вы их отвергли?
    • Соответствует ли выбранная вами идея первоначально  выдвинутым требованиям?
    • Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями вы обладали или пришлось чему-то учиться?
    • Сколько времени вам потребовалось?
    • Какое оборудование вы использовали? Кто вам помогал?
    • Каковы комментарии посторонних людей и тех, кто будет использовать ваш проект?
    • Как улучшить проект?

     После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить родителям, друзьям или детскому дому и т.д. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.     

 Такая работа  обычно привлекает учащихся, вызывает у них положительные эмоции. А если работа, выполнение трудовых обязанностей вызывают радость, приносят удовлетворение, закрепляются в успехе, то у ребенка появляется интерес к труду, желание активно в нем участвовать, чтобы вновь и вновь испытать чувство радости. Перед учителем стоит задача – добиться, чтобы каждая работа и каждое занятие учащихся были увлекательными, полезными и успешными.

 

2. Эмпирическое исследование уровня сформированности трудолюбия

2.1. Критерии, показатели и средства диагностики сформированности трудолюбия у младших школьников

     Формирование  трудолюбия  включает в себя различные стороны. В данном исследовании мы будем рассматривать ее с точки зрения трудового воспитания. Учитывая то, что механизм трудового воспитания содержит в себе такие компоненты, как формирование знаний, отношения и поведения, в качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, могут быть использованы следующие критерии:

    • когнитивный – знания учащихся о труде, о мире профессий;
    • мотивационно - личностный – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
    • поведенческий – навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Каждый из критериев включает в себя ряд показателей, конкретизирующих проявление критерия. Измерение уровня сформированности трудолюбия осуществляется посредством использования методик диагностики.

В данном исследовании использовались критерии, показатели и методики диагностики, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Критерии, показатели и средства измерения уровня готовности младших школьников к  жизни и труду на этапе констатирующего эксперимента.

Критерии

Показатели

Методики  диагностики

Когнитивный

1.Знания о труде.

2.Понимание  значения труда  для жизни общества и  каждого человека.

2. Знания об  основных профессиях, их особенностях.

Тестирование (Тест «Какая это профессия?») 

Мотивационно-

личностный

1.Отношение  к труду и людям труда 

2. Интерес к  трудовой и профессиональной деятельности.

3. Желание овладеть  какой-либо профессией

Наблюдение

Беседа «Кем быть?» 

Поведенческий

1.Навыки трудовой  деятельности.

2.Проявление  трудолюбия, старательности на уроках  трудового обучения.

3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде.

Наблюдение. 


 

     В  качестве испытуемых в исследовании  приняли участие 22 учащихся 3 класса  гимназии №33 в возрасте 9 лет (15 девочек, 7 мальчиков).

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

     Констатирующий  эксперимент проводился в соответствии с критериями, показателями и средствами измерения, представленными в таблице 1.

     Для  изучения сформированности трудолюбия у младших школьников были использованы следующие методики: тест «Какая это профессия?», беседа «Кем быть», наблюдение.

     Тест «Какая это профессия?» включает в себя вопросы и три варианта ответа, их которых учащиеся выбирают один, который более всего соответствует их представлениям. Каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов. Полученный средний  балл позволяет отнести учащегося по данному критерию к одному  из трех уровней проявления когнитивного критерия (Приложение 1).

     Беседа «Кем быть?» проводится следующим образом: учащимся предлагается рассказать о том, какую бы профессию они хотели бы выбрать; что они знают об этой профессии; каковы ее особенности.

     Наблюдение осуществляется на уроках трудового обучения, в процессе общественно полезного труда. Обращается внимание на активность участия младших школьников в общественно полезном труде, работе на уроках трудового обучения. Отмечается проявление добросовестности, трудолюбия, самостоятельности, инициативы, проявления творческого подхода к работе, ответственности, умения работать в коллективе.

В процессе исследования нами  были определены три уровня готовности  младших школьников к жизни и труду: высокий, средний, низкий.

1.Высокий уровень.

    У учащихся имеются осознанные знания о трудовой деятельности людей, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся  знают основные профессии, предлагаемые тестом, их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся положительно относятся к трудовой деятельности взрослых людей, у них выражены  интересы  к профессиональной деятельности, они мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут объяснить свой выбор. Учащиеся активно участвуют в труде, проявляют трудолюбие на уроках трудового обучения. Активны, ответственны, помогают товарищам в процессе труда.

2.Средний уровень.

   Учащиеся имеют знания о трудовой деятельности людей, могут оценить значение труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся  называют профессии, предлагаемые тестом, но не всегда знают основные их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей, но их интересы неустойчивы, неглубоки. Учащиеся мечтают в будущем получить какую-то профессию, но не могут объяснить свой выбор. В будущей профессии их привлекает внешняя сторона. Учащиеся участвуют в труде, когда этого требует учитель. Добросовестно выполняют поручения, но не проявляют инициативы, активности,  творчества.

3.Низкий уровень.

   Учащиеся имеют незначительные  представления о трудовой деятельности людей, не могут оценить значение труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся  не могут охарактеризовать основные особенности профессий, предлагаемых тестом, не понимают значимости данной профессии для людей. Учащиеся не проявляют интереса к трудовой деятельности взрослых людей. В будущей профессии их привлекает внешняя сторона. Учащиеся участвуют в общественно полезном труде при контроле  учителя. Трудятся недостаточно добросовестно, не имеют простейших навыков трудовой деятельности.

      Как показывают результаты констатирующего эксперимента (таблица 2; рисунок 1), более чем  половина учащихся обладает средним уровнем сформированности трудолюбия.

     Средний уровень показали: по когнитивному критерию  - 49% учащихся; по мотивационно-личностному критерию - 54% учащихся; по поведенческому критерию –50% учащихся.

     Высокий уровень показали: по когнитивному критерию  - 33 % учащихся; по мотивационно-личностному критерию - 36% учащихся; по поведенческому критерию – 13% учащихся.

     Низкий  уровень показали: по когнитивному критерию  - 18% учащихся; по мотивационно-личностному критерию - 10% учащихся; по поведенческому  критерию – 37% учащихся.

     Наиболее высокие результаты выявлены по мотивационно-личностному критерию, наиболее низкие результаты - по поведенческому критерию, что позволяет сделать вывод, что у учащихся более всего развит интерес к трудовой и профессиональной деятельности, положительное отношение к ней, но недостаточно сформированы трудовые навыки, недостаточно развитое трудолюбие.

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Таким образом, нами были выбраны оптимальные формы  и методы воспитательной работы, направленные на формирование осознанного отношения  к труду и развития трудовой активности у младших школьников.

     Формирующий  эксперимент представляет собой беседу на тему «Трудолюбие» (приложение 3) и урок, посвященный различным профессиям и трудолюбию     (приложение 4).

 Таким образом, нами были выбраны оптимальные формы и методы воспитательной работы, направленные на формирование осознанного отношения к труду и развития трудовой активности у младших школьников.

       КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

На заключительном этапе, состоящем из контрольного эксперимента, мы исследовали результативность проведенной  системы работы. Как и на первом этапе предлагались анкеты, и изучалось поведение детей в процессе трудовой деятельности.

     Для изучения сформированности трудолюбия у младших школьников на этапе контрольного эксперимента были использованы следующие методики: тест «Зачем нужен труд?», методика «Продолжи предложение».

     Тест «Зачем нужен труд?» включает в себя вопросы и три варианта ответа, их которых учащиеся выбирают один, который более всего соответствует их представлениям. Каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов. Полученный средний  балл позволяет отнести учащегося по данному критерию к одному  из трех уровней проявления когнитивного критерия (Приложение 4)

     Методика «Продолжи предложение»: учащимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны продолжить. Выявляется отношение учащегося к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности участвовать в трудовой деятельности (Приложение 5).

Таблица 3

Критерии, показатели и средства измерения уровня готовности младших школьников к  жизни и труду на этапе контрольного эксперимента.

Критерии

Показатели

Методики диагностики

Когнитивный

1.Знания о труде.

2.Понимание значения  труда  для жизни общества и  каждого человека.

3. Знания об основных профессиях, их особенностях.

Тестирование (Тест «Зачем нужен труд»)

Мотивационно-

личностный

1.Отношение к труду  и людям труда 

2. Интерес к трудовой  и профессиональной деятельности.

3. Желание овладеть  какой-либо профессией

Методика «Продолжи  предложение»

Поведенческий

1.Навыки трудовой деятельности.

2.Проявление трудолюбия, старательности на уроках трудового обучения.

3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде.

Наблюдение.


 

Результаты, приведенные  нами в таблице (таблица 4), показывают, что в целом у детей улучшились, повысились показатели, характеризующие сформированность трудолюбия у младших школьников. Таким образом, у детей сформировались не только представления о мире профессий, но и понятие о необходимости труда.

    Средний уровень показали: по когнитивному критерию  - 36,5 % учащихся; по мотивационно-личностному критерию – 54,5 % учащихся; по поведенческому критерию –59% учащихся.

     Высокий уровень показали: по когнитивному критерию  - 59 % учащихся; по мотивационно-личностному критерию – 45,5 % учащихся; по поведенческому критерию – 41% учащихся.

     Низкий  уровень показали: по когнитивному критерию  - 4,5 % учащихся; по мотивационно-личностному критерию - 0% учащихся; по поведенческому  критерию – 0% учащихся.

       На основании результатов мы пришли к выводу, что наша опытно-экспериментальная работа оказала положительное влияние на формирование трудолюбия у младших школьников и воспитание у них трудовой активности путем постепенного и целенаправленного формирования у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития.

 

Заключение

     Воспитание трудом - эта тема всегда вызывала живой интерес в обществе. Воспитание трудолюбия диктуется объективной необходимостью, потребностью общества в людях, обладающих этим качеством, так как оно является стержневым, определяющим качеством личности. Трудолюбие - одно из базисных, интегральных свойств человека, которое связано с восприятием жизни, осуществляемой в соответствии с собственными усилиями по ее организации. Воспитание трудолюбивого человека, задача не только педагогическая, но и социальная, требование нашего общества, в котором труд - средство развития общественного прогресса, средство самоутверждения и саморазвития человека.

Информация о работе Особенности формирования трудолюбия у младших школьников