Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:38, курсовая работа
Цель исследования - определение педагогических условий формирования трудолюбия у младших школьников.
Гипотеза: успешное формирование трудолюбия у младших школьников будет осуществляться, если педагогическое воздействие организовано с учётом комплекса условий:
обеспечено овладение учениками системой знаний, умений и навыков во взаимосвязи с ценностно-ориентированной деятельностью;
ведётся работа по повышению мотивации к труду;
осуществляется взаимодействие семьи, школы и социальной среды;
осуществляется педагогическая диагностика уровня сформированности трудолюбия у младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Теоретические основы формирования трудолюбия у младших школьников ………… 5
Понятие трудолюбия в психологии и педагогике……………………………………5
Педагогические условия формирования трудолюбия у младших школьников …..6
Формирование трудолюбия на уроках трудового обучения ………………………13
Эмпирическое исследование уровня сформулированности трудолюбия у младших школьников……………………………………………………………………………….. 16
Критерии, показатели и средства диагностики сформированности трудолюбия у младших школьников……………………………………………………………………. 16
Заключение………………………………………………………………………………………. 20
Библиография…………………………………………………………………………………….. 21
Приложения………………………………………………………………………………………..22
В микрогруппах
учащиеся выбирают лучшие эскизы будущего
изделия и инструменты для
работы, анализируют технику
Особого внимания в
начальной школе требует
После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить родителям, друзьям или детскому дому и т.д. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
Такая работа обычно привлекает учащихся, вызывает у них положительные эмоции. А если работа, выполнение трудовых обязанностей вызывают радость, приносят удовлетворение, закрепляются в успехе, то у ребенка появляется интерес к труду, желание активно в нем участвовать, чтобы вновь и вновь испытать чувство радости. Перед учителем стоит задача – добиться, чтобы каждая работа и каждое занятие учащихся были увлекательными, полезными и успешными.
2. Эмпирическое исследование уровня сформированности трудолюбия
2.1. Критерии,
показатели и средства диагност
Формирование трудолюбия включает в себя различные стороны. В данном исследовании мы будем рассматривать ее с точки зрения трудового воспитания. Учитывая то, что механизм трудового воспитания содержит в себе такие компоненты, как формирование знаний, отношения и поведения, в качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, могут быть использованы следующие критерии:
Каждый из критериев включает в себя ряд показателей, конкретизирующих проявление критерия. Измерение уровня сформированности трудолюбия осуществляется посредством использования методик диагностики.
В данном исследовании использовались критерии, показатели и методики диагностики, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Критерии, показатели и средства измерения уровня готовности младших школьников к жизни и труду на этапе констатирующего эксперимента.
Критерии |
Показатели |
Методики диагностики |
Когнитивный |
1.Знания о труде. 2.Понимание значения труда для жизни общества и каждого человека. 2. Знания об основных профессиях, их особенностях. |
Тестирование (Тест «Какая это профессия?») |
Мотивационно- личностный |
1.Отношение к труду и людям труда 2. Интерес к трудовой и профессиональной деятельности. 3. Желание овладеть какой-либо профессией |
Наблюдение Беседа «Кем быть?» |
Поведенческий |
1.Навыки трудовой деятельности. 2.Проявление трудолюбия, старательности на уроках трудового обучения. 3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде. |
Наблюдение. |
В
качестве испытуемых в
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
Констатирующий эксперимент проводился в соответствии с критериями, показателями и средствами измерения, представленными в таблице 1.
Для
изучения сформированности труд
Тест «Какая это профессия?» включает в себя вопросы и три варианта ответа, их которых учащиеся выбирают один, который более всего соответствует их представлениям. Каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов. Полученный средний балл позволяет отнести учащегося по данному критерию к одному из трех уровней проявления когнитивного критерия (Приложение 1).
Беседа «Кем быть?» проводится следующим образом: учащимся предлагается рассказать о том, какую бы профессию они хотели бы выбрать; что они знают об этой профессии; каковы ее особенности.
Наблюдение осуществляется на уроках трудового обучения, в процессе общественно полезного труда. Обращается внимание на активность участия младших школьников в общественно полезном труде, работе на уроках трудового обучения. Отмечается проявление добросовестности, трудолюбия, самостоятельности, инициативы, проявления творческого подхода к работе, ответственности, умения работать в коллективе.
В процессе исследования нами были определены три уровня готовности младших школьников к жизни и труду: высокий, средний, низкий.
1.Высокий уровень.
У учащихся имеются осознанные знания о трудовой деятельности людей, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся знают основные профессии, предлагаемые тестом, их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся положительно относятся к трудовой деятельности взрослых людей, у них выражены интересы к профессиональной деятельности, они мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут объяснить свой выбор. Учащиеся активно участвуют в труде, проявляют трудолюбие на уроках трудового обучения. Активны, ответственны, помогают товарищам в процессе труда.
2.Средний уровень.
Учащиеся имеют знания о трудовой деятельности людей, могут оценить значение труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся называют профессии, предлагаемые тестом, но не всегда знают основные их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей, но их интересы неустойчивы, неглубоки. Учащиеся мечтают в будущем получить какую-то профессию, но не могут объяснить свой выбор. В будущей профессии их привлекает внешняя сторона. Учащиеся участвуют в труде, когда этого требует учитель. Добросовестно выполняют поручения, но не проявляют инициативы, активности, творчества.
3.Низкий уровень.
Учащиеся имеют незначительные представления о трудовой деятельности людей, не могут оценить значение труда в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся не могут охарактеризовать основные особенности профессий, предлагаемых тестом, не понимают значимости данной профессии для людей. Учащиеся не проявляют интереса к трудовой деятельности взрослых людей. В будущей профессии их привлекает внешняя сторона. Учащиеся участвуют в общественно полезном труде при контроле учителя. Трудятся недостаточно добросовестно, не имеют простейших навыков трудовой деятельности.
Как показывают результаты констатирующего эксперимента (таблица 2; рисунок 1), более чем половина учащихся обладает средним уровнем сформированности трудолюбия.
Средний уровень показали: по когнитивному критерию - 49% учащихся; по мотивационно-личностному критерию - 54% учащихся; по поведенческому критерию –50% учащихся.
Высокий уровень показали: по когнитивному критерию - 33 % учащихся; по мотивационно-личностному критерию - 36% учащихся; по поведенческому критерию – 13% учащихся.
Низкий уровень показали: по когнитивному критерию - 18% учащихся; по мотивационно-личностному критерию - 10% учащихся; по поведенческому критерию – 37% учащихся.
Наиболее высокие результаты выявлены по мотивационно-личностному критерию, наиболее низкие результаты - по поведенческому критерию, что позволяет сделать вывод, что у учащихся более всего развит интерес к трудовой и профессиональной деятельности, положительное отношение к ней, но недостаточно сформированы трудовые навыки, недостаточно развитое трудолюбие.
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
Таким образом, нами были выбраны оптимальные формы и методы воспитательной работы, направленные на формирование осознанного отношения к труду и развития трудовой активности у младших школьников.
Формирующий эксперимент представляет собой беседу на тему «Трудолюбие» (приложение 3) и урок, посвященный различным профессиям и трудолюбию (приложение 4).
Таким образом, нами были выбраны оптимальные формы и методы воспитательной работы, направленные на формирование осознанного отношения к труду и развития трудовой активности у младших школьников.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
На заключительном этапе, состоящем из контрольного эксперимента, мы исследовали результативность проведенной системы работы. Как и на первом этапе предлагались анкеты, и изучалось поведение детей в процессе трудовой деятельности.
Для изучения сформированности трудолюбия у младших школьников на этапе контрольного эксперимента были использованы следующие методики: тест «Зачем нужен труд?», методика «Продолжи предложение».
Тест «Зачем нужен труд?» включает в себя вопросы и три варианта ответа, их которых учащиеся выбирают один, который более всего соответствует их представлениям. Каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов. Полученный средний балл позволяет отнести учащегося по данному критерию к одному из трех уровней проявления когнитивного критерия (Приложение 4)
Методика «Продолжи предложение»: учащимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны продолжить. Выявляется отношение учащегося к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности участвовать в трудовой деятельности (Приложение 5).
Таблица 3
Критерии, показатели и средства измерения уровня готовности младших школьников к жизни и труду на этапе контрольного эксперимента.
Критерии |
Показатели |
Методики диагностики |
Когнитивный |
1.Знания о труде. 2.Понимание значения труда для жизни общества и каждого человека. 3. Знания об основных профессиях, их особенностях. |
Тестирование (Тест «Зачем нужен труд») |
Мотивационно- личностный |
1.Отношение к труду и людям труда 2. Интерес к трудовой
и профессиональной 3. Желание овладеть какой-либо профессией |
Методика «Продолжи предложение» |
Поведенческий |
1.Навыки трудовой 2.Проявление трудолюбия, старательности на уроках трудового обучения. 3.Добросовестность, активность,
ответственность в учебном |
Наблюдение. |
Результаты, приведенные
нами в таблице (таблица 4), показывают,
что в целом у детей
Средний уровень показали: по когнитивному критерию - 36,5 % учащихся; по мотивационно-личностному критерию – 54,5 % учащихся; по поведенческому критерию –59% учащихся.
Высокий уровень показали: по когнитивному критерию - 59 % учащихся; по мотивационно-личностному критерию – 45,5 % учащихся; по поведенческому критерию – 41% учащихся.
Низкий уровень показали: по когнитивному критерию - 4,5 % учащихся; по мотивационно-личностному критерию - 0% учащихся; по поведенческому критерию – 0% учащихся.
На основании результатов мы пришли к выводу, что наша опытно-экспериментальная работа оказала положительное влияние на формирование трудолюбия у младших школьников и воспитание у них трудовой активности путем постепенного и целенаправленного формирования у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития.
Заключение
Воспитание трудом - эта тема всегда вызывала живой интерес в обществе. Воспитание трудолюбия диктуется объективной необходимостью, потребностью общества в людях, обладающих этим качеством, так как оно является стержневым, определяющим качеством личности. Трудолюбие - одно из базисных, интегральных свойств человека, которое связано с восприятием жизни, осуществляемой в соответствии с собственными усилиями по ее организации. Воспитание трудолюбивого человека, задача не только педагогическая, но и социальная, требование нашего общества, в котором труд - средство развития общественного прогресса, средство самоутверждения и саморазвития человека.
Информация о работе Особенности формирования трудолюбия у младших школьников