Особенности формирования трудолюбия у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определение педагогических условий формирования трудолюбия у младших школьников.
Гипотеза: успешное формирование трудолюбия у младших школьников будет осуществляться, если педагогическое воздействие организовано с учётом комплекса условий:
обеспечено овладение учениками системой знаний, умений и навыков во взаимосвязи с ценностно-ориентированной деятельностью;
ведётся работа по повышению мотивации к труду;
осуществляется взаимодействие семьи, школы и социальной среды;
осуществляется педагогическая диагностика уровня сформированности трудолюбия у младших школьников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Теоретические основы формирования трудолюбия у младших школьников ………… 5
Понятие трудолюбия в психологии и педагогике……………………………………5
Педагогические условия формирования трудолюбия у младших школьников …..6
Формирование трудолюбия на уроках трудового обучения ………………………13
Эмпирическое исследование уровня сформулированности трудолюбия у младших школьников……………………………………………………………………………….. 16
Критерии, показатели и средства диагностики сформированности трудолюбия у младших школьников……………………………………………………………………. 16
Заключение………………………………………………………………………………………. 20
Библиография…………………………………………………………………………………….. 21
Приложения………………………………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

совершенно новая курсовая.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

     Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.

     Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность. Важной производной этих социально-психологических факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива, Исследования показали, что большинство старшеклассников - членов бригад готовы отвечать за результаты труда своего звена. Большое требование к человеку предъявляют результаты труда.

     Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности. Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших - обучением и воспитанием. Деятельность воспитателя является третьим условием развития психики в процессе труда.

     Во все видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде, индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективе. И в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения.

     Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов. В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, на сколько высоки результаты ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде. Труд играет важную роль в развитии способностей учащегося. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.

     Система трудового воспитания должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии общественного богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи, непримиримость к тунеядству.

      Формами трудового воспитания являются:

1) средства морального и материального поощрения;

2) представление широких возможностей  для повышения своих способностей;

3) подготовка молодого поколения  к труду методами семейного  воспитания и в 

    учебных заведениях ;

4) использование средств массовой  информации в целях трудового воспитания.

     В своих работах И. Ф. Харламов дает новые обновляющие формы трудовой деятельности. В воспитание потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Важнейшими являются следующие:

  1. создание ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Это могут быть постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, например, для оформления школьного здания к наступающему празднику, для совместной работы с шефами;
  2. накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе «Праздник труда» или праздник «В подарок школе», когда ученики изготавливают учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников;
  3. эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями.

     Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума.

     Существенную роль в практической реализации задач трудового воспитания младших школьников играет умение учителя учитывать общие и специфические задачи воспитания мальчиков и девочек. Общие задачи заключаются во всестороннем развитии личности и подготовке подрастающего поколения к жизни и труду. Специфические задачи связаны с формированием в мальчике личностных качеств и черт характера будущего мужчины и отца, а в девочке - женщины, хранительницы семейного очага и матери. Поэтому учителю необходимо знать сущность и содержание трудового воспитания детей младшего школьного возраста, основательно разбираться в специфике задач трудового воспитания мальчиков и девочек, уметь выделять общие и специфические задачи воспитания, владеть методами и приемами формирования личностных качеств воспитанников, обеспечивающими подготовку их к труду исходя из принципа природосообразности.

     Таким образом, в посильной трудовой деятельности младших школьников заложены существенные возможности нравственного, экологического, эстетического воспитания и физического развития.

     Итак, младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для воспитательных воздействий в контексте трудового воспитания. Отметим, что включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

     Система трудового воспитания в школе использует все формы и методы, обеспечивающие сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность.

 

1.3. Формирование трудолюбия на уроках трудового обучения  

 

Особое значение в формировании трудолюбия у учащихся имеют уроки трудового обучения, на которых учащиеся включаются непосредственно в трудовую деятельность. Каждый урок трудового обучения должен способствовать формированию любви к труду, интереса к различным видам труда, осуществлять знакомство с простыми профессиями с постепенным  переходом к более сложным, знакомство с местным производством. Урок трудового обучения включает в себя формы организации производства. При этом ребенок получает представления о том, как работает человек на производстве. 

Очень важно  показать учащимся их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, трудовых умениях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Предлагая учащимся ту или иную трудовую деятельность, важно прояснить, насколько понимают они ее значение для них самих. Можно предложить детям вопросы:

    • Какие умения вам необходимы, чтобы выполнить задание?
    • Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?
    • Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?
    • Где еще впоследствии вы сможете применять такие умения?

Когда учащиеся начинают выполнять свои задания, педагогу следует обратить внимание прежде всего  на то, насколько удобно и рационально они организовали свою деятельность: как расположили все необходимое оборудование, предусмотрели ли последовательность работы, обращают ли внимание на качество труда и т.д.

Формируя трудовые умения и навыки младших школьников, необходимо создавать условия для удовлетворения интересов и склонностей у детей к избранным занятиям, стимулировать у них развитие задатков к определенным видам труда. Практика показывает, что развитие склонностей у детей младшего школьного возраста оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, а в дальнейшем и на выбор рода занятий в жизни.

Специальное внимание в начальной  школе необходимо отводить организации  коллективного труда, когда трудовое задание воспринимается как данное всему классу или группе учащихся. Школьники должны почувствовать, что труд в коллективе, сообща гораздо продуктивнее.

Очень важно  обучать детей навыкам коллективного  труда, в ходе которого учащиеся вступают во взаимодействие друг с другом, учатся планировать коллективную работу, при  необходимости корректировать ее, осваивают  навыки сотрудничества, что особенно необходимо в современной трудовой деятельности, где коллективный труд группы, бригады является основой, и успех труда зависит от усилий и согласованности действий каждого. 

В организации  коллективного труда детей выделяют три последовательных этапа: распределение  предстоящей работы между участниками, выполнение ими разных трудовых задач, обсуждение результатов трудовой деятельности.         

 Коллективный  труд осуществляется в подгруппах  учащихся, каждая из которых получает  свое задание. Младшие школьники  могут самостоятельно распределять работу между собой внутри своей группы. Педагог напоминает им   о необходимости договориться перед началом работы и предоставляет возможность самостоятельно осуществить это.  Упражнения детей в самостоятельном распределении работы помогает им на конкретных поступках в собственной практике понять, что такое справедливое распределение дел, как следует согласовывать свои желания с желаниями других. Они учатся в зависимости от ситуации уступать, сдерживаться, убеждать товарищей в своей правоте, использовать в качестве средств воздействия на товарищей правила поведения в коллективе.    

    В процессе совместного труда особое влияние на учащихся оказывают отношения ответственной зависимости и требовательности. Вступая в подобные отношения, учащиеся испытывают на себе их влияние, следствием которого является стремления, мотивы, желания, формируются определенные поступки, которые постепенно становятся устойчивыми и привычными.         

 Организуя  коллективный труд учащихся,  очень важно наладить работу внутри каждого звена, в то же время опираясь на элементы самоорганизации, самостоятельного решения возникающих вопросов. Задача педагога здесь - не сразу указывать, как следует поступить в том или ином случае, а помогать детям понять причины произошедшей ситуации, возникающих вопросов.        

 Эффективность  воздействия труда на формирование положительного отношения к нему во многом зависит от содержания самого труда учащихся.

     Одни и те же виды труда могут быть разными по содержанию. К примеру, можно просто объявить детям о том, что надо собрать семена растений для подкормки зимующих птиц. А можно этой работе придать определенное целевое направление, увлечь их интересным содержанием труда. Например, объявить операцию «Мы – друзья птиц», которая включает в себя ознакомление учащихся с растениями, семена которых можно собирать в своем районе, просмотр видеофильма о зимующих птицах, провести конкурс на самую лучшую кормушку для птиц, на самый богатый  «урожай», собранный детьми и т.п. Определяя содержание труда детей, необходимо исходить из целевой установки – что дети должны приобрести, чему научиться, в какие  отношения вступить, чтобы все это способствовало формированию не только необходимых навыков, но и положительного отношения к труду.    

 Чем разнообразнее  и содержательнее труд, тем больший  интерес к нему, тем полнее  и ярче могут развиваться способности  к тому или иному виду труда.  Поэтому можно предложить учащимся  не просто изготовить на уроке  то или иное изделие, а приготовить  подарок ветеранам, детям из детского дома и т.п. Это усиливает воспитательное воздействие трудовой деятельности и формирует положительное отношение к труду, понимание его значимости для окружающих. Воспитательное воздействие трудовой деятельности возрастает, если в его организации используются элементы игры, символики, трудовых ритуалов. Например, на уроке объявляется конкурс на самое лучшее изделие, которое затем украшает класс.

В последние  годы широкое распространение получило использование на уроках труда метода проектного обучения. При этом решаются такие учебно-воспитательные задачи:

    • развитие интеллектуально-творческих способностей детей, инициативы, самостоятельности;
    • знакомство с технологическими свойствами различных материалов, способами их обработки, с возможностями использования вторичного материала;
    • развитие познавательной активности учащихся;
    • формирование активной гражданской позиции;
    • умения работать коллективно;
    • воспитание положительного отношения к труду.

 

         После предварительной  подготовительной работы учащиеся приступают к работе над творческим проектом. Учитель подробно расписывает технологическую карту к проекту, которая содержит в себе последовательность и содержание операций, перечень необходимых инструментов и материалов, эскизов на каждом этапе работы. Ознакомившись с технологической картой, учащиеся сами предлагают варианты идеи.

Информация о работе Особенности формирования трудолюбия у младших школьников