Особенности формирования трудолюбия у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определение педагогических условий формирования трудолюбия у младших школьников.
Гипотеза: успешное формирование трудолюбия у младших школьников будет осуществляться, если педагогическое воздействие организовано с учётом комплекса условий:
обеспечено овладение учениками системой знаний, умений и навыков во взаимосвязи с ценностно-ориентированной деятельностью;
ведётся работа по повышению мотивации к труду;
осуществляется взаимодействие семьи, школы и социальной среды;
осуществляется педагогическая диагностика уровня сформированности трудолюбия у младших школьников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Теоретические основы формирования трудолюбия у младших школьников ………… 5
Понятие трудолюбия в психологии и педагогике……………………………………5
Педагогические условия формирования трудолюбия у младших школьников …..6
Формирование трудолюбия на уроках трудового обучения ………………………13
Эмпирическое исследование уровня сформулированности трудолюбия у младших школьников……………………………………………………………………………….. 16
Критерии, показатели и средства диагностики сформированности трудолюбия у младших школьников……………………………………………………………………. 16
Заключение………………………………………………………………………………………. 20
Библиография…………………………………………………………………………………….. 21
Приложения………………………………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

совершенно новая курсовая.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

     Младший школьный возраст - это самоценный период. В это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. В период младшего школьного возраста происходит естественный всплеск его творческой активности. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направить ее, раскрыть двери в сложный, но такой привлекательный для младших школьников окружающий мир. Помочь сделать верные шаги в нем призваны школа и учитель.

     Отметим, что труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего, труд учащихся отличается от труда взрослых тем, ради чего он организован. Детский труд организовывается, прежде всего, с воспитательными целями. Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать. Следовательно, школьники должны включаться в общественное производство. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

     Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество. Изменение экономической, экологической и социальной ситуации в стране, внедрение различных форм собственности, принятие многих важных законов кардинально меняет смысл и направленность трудового воспитания школьников, вызывает к жизни новые подходы и формы.

     В основе новых технологий трудового воспитания - принцип вариативности программ, методов и организационных форм образования. Программы трудового образования имеют типовой характер. В них заложен государственный минимум требований к результатам воспитания, образования и обучения, по которому оценивается деятельность школьника, учителя и школы. Учитель составляет программу с учетом того или иного состава школьников, региональных особенностей) строго сохраняя единство базового компонента трудовой культуры. Базовый компонент составляет в среднем от 20 до 80% содержания данной, конкретной программы, остальное отводится для ее вариативной части.

     Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

     Содержательная структура процесса трудового воспитания складывается из основных видов детской трудовой деятельности:

• учебный труд;

• производительный труд;

• общественно полезный труд.

     Учебный труд - по мнению К. Д. Ушинского, едва ли не самый тяжелый для ребенка. Этот труд требует большого умственного напряжения, он длителен и кропотлив. Сложность учебного труда состоит и в том, что результаты его труднее обнаруживаются, они почта недоступны ребенку.

     В процессе учебного труда происходит обогащение школьников знаниями основ современного производства и экономики. При этом в процессе учебного труда школьники осознают, что для участия в труде на современном производстве необходимо иметь глубокое общее образование.

     В ходе учебного труда учащиеся овладевают рядом умственных и практических действий различной степени сложности и разного уровня самостоятельности. Это формирует у них познавательные интересы, рациональные приемы умственной деятельности.

     Учебный труд должен быть посильным. Непосильный труд может надломить детский организм, вызвать отвращение к учению. Поэтому учителю важно определить возрастную и индивидуальную готовность каждого ребенка к учению, знать особенности детского внимания и мышления, соблюдать режим труда и отдыха. Главная задача учебного труда - научить ребенка учиться, вооружить его методикой и техникой учебного труда, дать возможность самому добывать знания.

     Производительный труд содействует формированию личности школьника в целом и особенно эффективно влияет на становление учащихся. Результаты производительного труда учащихся идут на пользу всему обществу, и поэтому ребята осознают себя участниками общественного производства. Формы организации производительного труда, его содержание различны на разных возрастных этапах развития школьников.

     Общественно полезный труд является основой всей системы трудового воспитания учащихся. Общественно полезный труд - это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В процессе систематического общественно полезного труда у школьников наиболее интенсивно формируются такие нравственные качества, как ответственность, бережное отношение, к собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность.

     Формы организации общественно полезного труда могут быть самыми различными. В процессе разнообразного общественно полезного труда школьники развиваются в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношений. Уже в начальных классах ребята являются не только участниками трудовых дел, но и активными помощниками учителя в их организации.

     Общественно полезный труд должен быть систематическим. Это обеспечивается не только выбором дела, но и четким планированием, в котором предусматриваются содержание общественно полезного труда, место труда, ответственные за организацию и выполнение труда. Общественно полезный труд проводится с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности.

     Наиболее простым и доступным видом общественно полезного труда является самообслуживание. Труд по самообслуживанию делится на домашний и школьный.

     Большое внимание труду детей в семье уделял А. С. Макаренко. Он подчеркивал, что только та семья будет развиваться как дружный коллектив, где каждый член семьи является участником ее общего труда. Именно труд в семье воспитывает у детей уважительное отношение к труду родителей, заботливое отношение к младшим членам семьи.

     Школьное самообслуживание гораздо шире домашнего и направлено на обслуживание коллектива и самого себя: уборка помещений, ремонт наглядных пособий, библиотечных книг, дежурство в классе. В процессе самообслуживания у учащихся воспитывается чувство коллективизма, закладываются прочные основы санитарно-гигиенических навыков.

     Школьники выступают как хозяева класса, организаторы своего совместного быта. В трудовой деятельности по самообслуживанию ребята могут работать коллективно и индивидуально.

     С первых дней поступления ребенка в школу учителя вовлекают его в жизнь и дела нового коллектива. Простейшей формой такого включения ребят в коллективную деятельность является дежурство. Дежурство рассматривается в педагогической литературе как составная часть общественно полезного труда по самообслуживанию, но в связи с тем, что школьники при этом выступают в качестве организаторов порядка в классе, в школе, дежурство можно считать и элементом школьного и классного самоуправления.

     Чтобы воспитание в труде было полноценным, он должен отвечать ряду педагогических условий:

  • чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;
  • трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость и нравственную основу;
  • радость доставляет только труд, который вызывает чувство усталости и утомления. Легкий труд, не требующий ни физического, ни умственного, ни волевого напряжения, не оказывает положительного воспитательного эффекта;
  • контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребенка в своих силах. Если ребенок после выполнения трудового задания переживает радость успеха, гордится тем, что он сделал, он мужает, растет как гражданин, начинает чувствовать себя счастливым человеком;
  • труд должен сменяться отдыхом. Утомление снимается также чередованием видов труда;
  • каждое трудовое задание, должно заканчиваться полезным и по возможности осязаемым результатом. Чем большее значение имеет этот результат для общества и самого работающего, тем сильнее воспитательное воздействие труда. А. С. Макаренко категорически возражал против такой работы, которая создает только ее видимость или занимает у детей время;
  • в производительном труде не следует отрицать личную материальную заинтересованность ребенка;
  • организация трудовой деятельности должна быть тесно связана с нравственным воспитанием. Человек может хорошо трудиться иногда и ради своих корыстных интересов. Воспитательная работа способствует тому, что уже младшие школьники переживают радость труда на общую пользу, в интересах коллектива, радость безвозмездного труда;
  • труд должен соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей;
  • в процессе трудовой деятельности учащиеся должны не только выполнять порученную им работу, ни и учиться самостоятельно организовывать свой труд .

     Перед началом работы ребята получают четкий инструктаж, где и как они будут работать,

в чем состоит  содержание их деятельности.

     Необходимой составной частью методики организации и проведения детского труда является подведение итогов, учет выполненной работы. При этом к оценке труда, его учету широко привлекаются сами школьники. Учитываются и количественные, и качественные результаты коллективного и индивидуального труда, сам процесс выполнения работы, творчество в процессе труда, общее отношение к деятельности.

      Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.

     Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает условия для развития эстетической культуры личности. Таким образом, оно способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. Отношения к средству труда возникают в результате применения технологии, техники, орудий труда для обработки предмета труда, с целью создания изделия. На основе возникающих отношений к средству труда у младших школьников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Эти отношения проявляются в аккуратности, дисциплинированности, внимательности.

     Процесс обработки предмета труда с помощью средств труда завершается вещественным результатом, содержательная ценность которого определяется его целесообразностью, удобством в использовании и красотой. Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда.

     В результате возникающих отношений младших школьников к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Возникающее в труде отношение к себе как субъекту трудовой деятельности развивает у младших школьников уверенность в себе, ответственность. Труд дает возможность проверить и получить объективное отражение существующих у учащихся возможностей, осознать значимость процесса самовоспитания в формировании личностных качеств. Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей учащихся, формирует их сознание и самосознание, выступая при этом важнейшим фактором становления «я» личности ребенка.

     В трудовой деятельности можно выделить целый ряд воздействий:

- личности на личность;

- личности на коллектив;

- коллектива на личность;

- коллектива на коллектив.

      Межличностные отношения, возникающие в трудовой деятельности учащихся начальных классов, способствуют осуществлению процесса социализации личности. В коллективной трудовой деятельности у школьников появляется необходимость согласовывать свои цели с целями коллектива, свои усилия связывать с усилиями других участников совместного труда. Возникает зависимость между личными интересами и общественными, в результате этого воедино связываются общественные цели деятельности и направленность личности, коллективное управление деятельностью и самоуправление поведением, организация коллективной трудовой деятельности и самоорганизация, содержание трудовой деятельности и личный трудовой опыт, становление коллектива и воспитание в нем личности.

     Организационные формы трудового образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесообразно строить обучение на высшем, доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, юный человек приобретает чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.

     Основными механизмами осуществления трудового воспитания является: техническое мышление, разнообразные виды интеллектуальной и физической деятельности, нравственное отношение к труду, общение в трудовом коллективе на основе взаимодействий.

     Акцент в новой технологии трудового воспитания делается на практическом применении школьниками теоретических знаний. Изменяется и структура трудового образования. Она становится комплексной, включает представления о технике и технологии, умения решить практические задачи, достигать качественных результатов. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход в решении нестандартных задач, стремление повысить технико-экономические и социальные показатели производства.

     Творческую активность школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшей модели, прибора, наглядного пособия.

     Дать школьникам трудовые навыки и умения - это еще не значит подготовить их к жизни, к труду. Последнее достигается благодаря включению школьников в разнообразные виды коллективного общественно полезного, в том числе производительного труда, который при педагогически правильной подготовке является главным средством трудового воспитания.

Информация о работе Особенности формирования трудолюбия у младших школьников