Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 16:51, курсовая работа
Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования: изучить особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.
Объектом исследования является дети подросткового возраста.
Предметом исследования являются особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.
Введение…………………………………………………………..………3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования внутренней мотивации учения подростков в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.1. Теоретические подходы к проблеме учебной мотивации в трудах зарубежных и отечественных авторов…………………………………………..7
1.2. Особенности проявления учебной мотивации в подростковом возрасте и факторы её формирования………………………………………….16
1.3. Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе………………………………………………………26
Выводы по 1 главе………………………………………………………35
Глава 2. Особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте………………………………………………………….37
2.1. Характеристика объекта и методик исследования……………….37
2.2. Результаты исследования по выбранным методикам……………41
2.3. Рекомендации педагогу – психологу по формированию внутренней мотивации учения в подростковом возрасте…………………….45
Выводы по 2 главе………………………………………………………52
Заключение………………………………………………………………53
Список литературы……………………………………………………..57
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения
проблемы формирования внутренней мотивации
учения подростков в психолого-педагогической
литературе……………………………………………………
1.1. Теоретические подходы к проблеме учебной мотивации в трудах зарубежных и отечественных авторов…………………………………………..7
1.2. Особенности проявления учебной мотивации
в подростковом возрасте и факторы её
формирования………………………………………….
1.3. Приемы и методы развития учебной мотивации
учащихся в образовательном процессе………………………………………………………
Выводы по 1 главе………………………………………………………35
Глава 2. Особенности формирования внутренней
мотивации учения в подростковом возрасте…………………………………………………………
2.1. Характеристика объекта и методик исследования……………….37
2.2. Результаты исследования по выбранным методикам……………41
2.3. Рекомендации педагогу –
психологу по формированию
Выводы по 2 главе………………………………………………………52
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования обуславливается тем, что в современной парадигме образования одним из ведущих является принцип целостности, требующий направленности всех элементов педагогической системы на достижение конечной цели образования - на развитие и воспитание духовной, с активной жизненной позицией, творческой личности, способной, самостоятельно приобретая необходимые знания, применять их для решения жизненных проблем. Реализация общей цели образования предусматривает соблюдение ряда психолого-педагогических условий, обеспечивающих создание образовательной среды, способствующей социально-личностному, эмоционально-ценностному развитию ученика при сохранении его индивидуальности. Одним из важнейших условий является осознание учеником мотивации к учению, к приобретению нового знания, к освоению новых способов деятельности.
Формирование учебной мотивации в подростковом возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у старшеклассников активной жизненной позиции.
Актуальная и многоаспектная проблема формирования учебной мотивации обсуждается в литературе с разных позиций. Создание условий и ситуаций развертывания активности, учет прошлого опыта, внутренних и внешних факторов, влияющих на мотивацию, является предметом ряда научных исследований. Труды А.К. Марковой посвящены формированию учебной мотивации школьников, В.Г. Леонтьев заостряет внимание на формировании потребностей, А.А. Вербицкий и Н.А. Бакшаева - на проблеме формирования учебной мотивации в контекстном обучении. В работах Р.И. Цветковой и Г.И. Щукиной рассматриваются общие вопросы формирования мотивации учащихся старших классов.
Таким образом, анализ психолого - педагогической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью работы по изучению особенностей формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте и недостаточностью теоретической и практической разработанностью данного вопроса в теории и практике специалистов психолого – педагогического профиля.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.
Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования: изучить особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.
Объектом исследования является дети подросткового возраста.
Предметом исследования являются особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования сформулирована гипотеза, согласно которой целенаправленная психолого-педагогическая работа по изучению особенностей формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте будет эффективной при условии использования специально разработанных рекомендаций, направленных на формирование внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы, сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические подходы к проблеме учебной мотивации в трудах зарубежных и отечественных авторов;
2. Определить особенности проявления учебной мотивации в подростковом возрасте и факторы её формирования;
3. Дать характеристику объекта и методик исследования;
4. Разработать, на основе результатов исследования, рекомендации педагогу – психологу по формированию внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.
Методологические основы исследования составили основные принципы, принятые в современной психолого-педагогической науке: системный подход и принцип развития; принципиальные положения отечественной психологии и педагогики о деятельностно - личностном подходе к исследованию психолого-психологических феноменов поведения человека.
Теоретические основы исследования составили труды Л.И. Божович о периодах развития мотива, А.С. Макаренко о воспитании мотивов широкой временной перспективы, А.Н. Леонтьева о деятельностном происхождении мотивации, С.Л. Рубинштейна о психологических характеристиках мотивации в детском возрасте, К. Левина о происхождении мотивации и т. д.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
- Эмпирические – анкетирование, беседа, наблюдение. В качестве психодиагностических методик использовались: опросник МУН А.А. Реана, «Изучение мотивов учебной деятельности» (А.А. Реан, В.А. Якунин), «Анкета уровня школьной мотивации старших школьников» Н.Г. Аускановой.
- Методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ 15 СОШ г. Арзамаса в 9 «А» в количестве 19 человек.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе рассмотрены теоретические подходы к проблеме учебной мотивации в трудах зарубежных и отечественных авторов, определены особенности проявления учебной мотивации в подростковом возрасте и факторы её формирования, рассмотрены приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что дана характеристика объекта и методик исследования, апробированы результаты исследования по выбранным методикам и разработаны рекомендации педагогу – психологу по формированию внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.
Материалы исследования могут быть использованы на спецкурсах, курсах по выбору, студентами психолого-педагогических ВУЗов в качестве методических рекомендаций, а также позволит определить психолого-педагогические рекомендации для учителей, направленные на формирование мотивационной сферы.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования внутренней мотивации учения подростков в психолого-педагогической литературе
1.1. Теоретические подходы
к проблеме учебной мотивации
в трудах зарубежных и
При анализе литературы было выявлено, что первые теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сами психологические знания.
Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать возникшие в XVII-XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного [3, с. 56]. Первая появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором. Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики.
Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (З. Фрейд, У. Макдауголл, И. П. Павлов и др.). Если раньше понятие потребности, ассоциированное с нуждами организма, применялось только для объяснения поведения животного, то теперь его стали использовать и для объяснения поведения человека, соответственно изменив и расширив применительно к нему состав самих потребностей. Принципиальные отличия человека от животных на этом этапе развития психологических знаний и мотивационной теории старались свести к минимуму.
Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное, в том числе и инстинкты [24, с. 223]. Одним из первых проявлений такой крайней, иррационалистической, по существу биологизаторской, точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов 3. Фрейда и У. Макдауголла, предложенные в конце XIX и разработанные в начале XX в.
Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, примирить это понимание с привлекавшими в то время многих ученых открытиями в области сравнительных исследований интеллекта человека и человекообразных обезьян, З. Фрейд и У. Макдауголл предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. В теории З. Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У. Макдауголл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах У. Макдауголл добавил к перечисленным еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям [35, с. 36].
В 20-е годы текущего столетия на смену теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на биологические потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению (редукции) напряжения [43, с. 147].
Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений, в эти же годы (начало XX в.) возникли еще два новых направления, стимулированные не только эволюционным учением Ч.Дарвина, но также открытиями И.П.Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция Мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории, объясняющей поведение. Кроме Д. Уотсона и З. Толмена, среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать К. Халла и Б.Скиннера. Все они пытались детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульно-реактивной схемы. В более современном ее варианте (а эта теория продолжает разрабатываться до сих пор почти в том же виде, в каком она была предложена еще в начале и середине века Э. Толменом и К. Халлом), рассматриваемая концепция включает новейшие достижения в области физиологии организма, кибернетики и психологии поведения.
Исследования, начатые И.П. Павловым, были продолжены, углублены и расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но также другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать Н.А. Бернштейна, автора оригинальной теории психофизиологической регуляции движений, П.К. Анохина, предложившего модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта, и Е. Н. Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной рефлекторной дуги [49, с. 96].
Наконец, последней из теорий, уже существовавших в начале нашего столетия и продолжающих разрабатываться сейчас, стала теория органических потребностей животных. Она развивалась под сильным влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животного. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы чисто физиологически объяснить механизмы работы и функционирования биологических потребностей.
Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. К. Левин писал: «Жизненная сфера индивида, далеко не ограниченная тем, что он рассматривает как настоящую ситуацию, включает будущее, настоящее, а также прошлое. Действия, эмоции и, безусловно, мотивация индивида в любом случае зависят от его общей временной перспективы» Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др. [34, с. 69].
Информация о работе Особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте