Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 16:51, курсовая работа
Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования: изучить особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.
Объектом исследования является дети подросткового возраста.
Предметом исследования являются особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.
Введение…………………………………………………………..………3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования внутренней мотивации учения подростков в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.1. Теоретические подходы к проблеме учебной мотивации в трудах зарубежных и отечественных авторов…………………………………………..7
1.2. Особенности проявления учебной мотивации в подростковом возрасте и факторы её формирования………………………………………….16
1.3. Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе………………………………………………………26
Выводы по 1 главе………………………………………………………35
Глава 2. Особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте………………………………………………………….37
2.1. Характеристика объекта и методик исследования……………….37
2.2. Результаты исследования по выбранным методикам……………41
2.3. Рекомендации педагогу – психологу по формированию внутренней мотивации учения в подростковом возрасте…………………….45
Выводы по 2 главе………………………………………………………52
Заключение………………………………………………………………53
Список литературы……………………………………………………..57
В учении подросток осуществляет и предметные преобразования, и взаимодействия с другим человеком, изменяет свою деятельность и самого себя. Соответственно здесь складываются новые виды познавательной и социальной активности, действенное отношение к своей мотивационной сфере.
Выводы по 1 главе
Рассмотрев теоретические основы изучения проблемы формирования внутренней мотивации учения подростков в психолого-педагогической литературе мы пришли к выводам, что мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, З. Фрейд и др.).
Исследованием учебной мотивации активно исследуется такими исследователями как: Л.И. Божович, А.К. Маркова, С.М. Бондаренко, Е.И. Савонько, Н.М. Симонов, Б.И. Додонов и др. Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов является изучение вопросов, связанных с мотивацией учения. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью и имеет сложную структуру, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Развитие учебной мотивации непосредственно влияет на успешность в процессе обучения.
Формирование учебной мотивации является важной задачей общеобразовательной школы. Педагог - психъолог осуществляет работу по формированию учебной мотивации. Она заключается в защите, поддержке интересов подростков во взаимоотношениях с преподавателями, в классе, в некоторых случаях с семьей. Если в общеобразовательном учреждении создаются хорошие условия, то обучение приобретает творческий характер. Ученик, чувствует себя комфортно и уверенно, возникает вера в свои силы, подросток готов справляться с любыми учебными заданиями. Педагогу - психологу необходимо создавать условия «психологического комфорта», что будет способствовать раскрытию внутреннего мотивационного потенциала подростков, для чего и изучается уровень учебной мотивации в общеобразовательной школе.
Глава 2. Особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте
2.1. Характеристика объекта и методик исследования
Теоретические основы изучения проблемы формирования внутренней мотивации учения подростков в психолого-педагогической литературе послужило основанием для проведения экспериментального исследования.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ №15 СОШ г. Арзамас, Нижегородская область. Исследование проводилось в 9 «А» классе в количестве 19 человек.
В группу вошли ребята разные, как доброжелательные, открытые, общительные, веселые, дружелюбные, но в большинстве напротив замкнутые, агрессивные, мало общительные, недоверчивые. Успеваемость в классе средняя, они любопытны и часто нетактичны в общении с педагогами. Все же ребята проявили интерес к проводимым методикам, но в начале отнеслись к ним несерьёзно, невнимательно. Если им что-то было не понятно, переспрашивали. В классе имеются 3 (2 мальчика и 1 девочка) лидера, мнение которых учитывается классом. Они обладают свободным раскованным поведением, уверены в себе, самостоятельны, обладают ораторскими способностями, привлекают и удерживают внимание одноклассников, но также вызывают скрытую агрессию из- за зависти к ним. В классе имеются ребята, которые выпадают из коллектива из-за пропусков занятий (в основном из-за частых болезней), они чувствуют себя неуверенно, скованы, стеснительны, тревожны, обидчивы, часто задают вопросы при выполнении заданий.
В классном коллективе сложилась скорее эмоционально нестабильная система межличностных взаимоотношений, характеризующаяся низкой степенью сплоченности. В перемену ребята общаются между собой, при неформальном общении наблюдалась как доброжелательность, так и скрытая агрессия между одноклассниками.
В классе 3 семьи группы риска: семья с одним родителем, мать и отец в разводе, мать воспитывает ребенка; семья, где один родитель (отец) злоупотребляет алкогольными напитками; семья с одним родителем, где мать – одиночка.
В работе использовались следующие методики:
Методика: «Изучение мотивов учебной деятельности» (А.А. Реан, В.А. Якунин) [33, с. 184].
Цель: выявление особенностей мотивов учебной деятельности. Методика содержит 16 утверждений, соответствующих разным мотивам учебной деятельности.
В результате анализа полученных данных предполагается классификация мотивов, включающая следующие группы:
Инструкция. Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять, наиболее значимых для Вас. Отметьте значимые мотивы знаком «X» в соответствующей строке.
Обработка результатов. Определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Результаты заносятся в форму 1. (см. приложение 1)
Толчком к деятельности, к учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Были очерчены контуры двух важных типов мотиваций – мотивация успеха и мотивация боязни неудачи. При диагностике этих типов мотиваций оптимальным методом является наблюдение, т.к. у педагога есть возможность следить за поведением и деятельностью ученика в различных жизненных и учебных ситуациях. В арсенале современной психодиагностики множество специальных методик, позволяющих диагностировать рассматриваемые типы мотивации личности. [26, 148]
Для диагностики мотивации личности используется уже проверенная методика: опросник МУН А.А. Реана (Приложение 2).
Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Нам предстоит выяснить, в ходе анкетирования, что в большей мере мотивирует учеников: сам процесс познания в ходе учения или же отношения с другими людьми в ходе учения.
Соответственно принято различать две большие группы мотивов:
1) познавательные мотивы, связанные
с содержанием учебной
2) социальные мотивы, связанные
с различными социальными
В большинстве случаев у учащихся существует проблема с положительной мотивацией к учебной деятельности. Многие из сегодняшних школьников ходят в школу с неохотой и без желания учиться и получать знания.
Для оценки школьной мотивации применялась «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся старшей школы» [35, с. 78]. Анкета включает 10 вопросов. На которые учащиеся должны были ответить.
Анкета допускает повторные вопросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации учащегося, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии. (см. приложение 3)
Исследование проводилось методом письменного анкетирования, так как этот метод позволяет охватить большое количество школьников. Были составлены вопросы на выявление мотивации учения. Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить какой уровней мотивации присутствует у учащегося. В анкете приводится описание пяти уровней мотивации, которые могут быть у учащегося. Каждый из респондентов должен был из пяти возможных ответов выбрать тот, который наиболее полно характеризует его поведение в школе.
Перед этим, в классе данной параллели, учащимся была изложена суть проводимого исследования. Далее желающим была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы, выяснить значение непонятных слов и выражений, встречающихся в анкете.
По результатам проведенных исследований можно будет уже судить о том, какой тип, вид и уровень мотивации характерен для детей. После обработки полученных данных, скорее всего, будет виден самый «популярный» уровень мотивации. Следует разобраться, почему большинство выбрали именно тот или иной ответ. Также интересно будет узнать отношение данного большинства к тем, кто узнал себя в другом описании из анкеты, которое окажется «непопулярным», то есть в меньшинстве.
2.2. Результаты исследования по выбранным методикам
По методике «Изучение мотивов учебной деятельности» (А.А. Реан, В.А. Якунин) результаты экспериментальной группы были следующие.
Данная методика выявила, что наиболее популярными мотивами учебной деятельности среди учеников экспериментальной группы является желание «успешно закончить школу», «успешно продолжить обучение в ВУЗах», «успешно учиться получать оценки «4», «5»», «не отставать от одноклассников», «выполнять требование учителей», «быть постоянно готовым к урокам» (56%).
Таким образом, у учеников социальный мотив стоит на первом месте, т.е. состоящие в понимании социальной значимости, желание выполнять свой долг перед обществом, в чувстве ответственности, стремление занять определенную позицию, получить признание окружающих, заслужить у них авторитет получать достойное вознаграждение за свой труд. Одной из разновидностей такого мотива считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны взрослых и сверстников. На втором месте мотивы «узнать много нового и интересного», «приобрести глубокие и прочные знания», «не запускать изучение предметов учебного цикла», «изучать материал дополнительно», «получить удовольствие от процесса познания нового» (25,3%).
Второе место занимает познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. Так же состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний, интересы и приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.
На последнее место учащиеся 9 класса поставили мотивы «постоянно получать деньги от родителей за хорошую учебу», «заслужить похвалу и уважение учителей», «достичь уважение окружающих», «избежать осуждения и наказания за плохую учебу» (18,5%). Таким образом, внешние положительные и внешние отрицательные мотивы занимают последнее место. Эти мотивы исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму требований, указаний. Внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе они равны.
Наглядно по группе можно посмотреть иерархию мотивов на рисунке 1 по методике «Изучение мотивов учебной деятельности» (А.А. Реан, В.А. Якунин).
Рис. 1 Анализ мотивов учебной деятельности по методике «Изучение мотивов учебной деятельности» (А.А. Реан, В.А. Якунин) испытуемых группы.
Результаты опросника МУН А.А. Реана мы представили в таблице 1
Таблица 1
Результаты опросника МУН А.А. Реана
Класс |
Мотивация успеха |
Мотивация боязни неудачи | ||
9 а |
14 |
63,7% |
5 |
36,3% |
Рис. 2. Результаты опросника МУН А.А. Реана
На рисунке 2 четко видно, что у учащихся 9 классов преобладает мотивация успеха. Личности этого типа активны, ответственны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.
Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обстоятельствах, так и от случайного везения при завышенных.
Информация о работе Особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте