Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 16:51, курсовая работа
Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования: изучить особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.
Объектом исследования является дети подросткового возраста.
Предметом исследования являются особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.
Введение…………………………………………………………..………3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования внутренней мотивации учения подростков в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.1. Теоретические подходы к проблеме учебной мотивации в трудах зарубежных и отечественных авторов…………………………………………..7
1.2. Особенности проявления учебной мотивации в подростковом возрасте и факторы её формирования………………………………………….16
1.3. Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе………………………………………………………26
Выводы по 1 главе………………………………………………………35
Глава 2. Особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте………………………………………………………….37
2.1. Характеристика объекта и методик исследования……………….37
2.2. Результаты исследования по выбранным методикам……………41
2.3. Рекомендации педагогу – психологу по формированию внутренней мотивации учения в подростковом возрасте…………………….45
Выводы по 2 главе………………………………………………………52
Заключение………………………………………………………………53
Список литературы……………………………………………………..57
Решение выше обозначенных проблем возможны в ходе реализации механизмов формирования учебной мотивации, которые рассматривает в своих работах В. Г. Асеев. Один из механизмов формирования учебной мотивации заключается в том, что специально создаваемые условия учебной деятельности и взаимоотношений «избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования». Второй механизм предполагает усвоение учащимися предъявляемых им в готовой форме побуждений, идеалов, ориентиров, т.е. мотивов. По замыслу взрослых мотивы должны формироваться постепенно, при этом сам ученик превращает внешние мотивы во внутренние мотивы, реально действующие.
Одним из условий формирования учебной мотивации является адекватное интересам ученика содержание образования. В ходе образовательного процесса у учащихся формируются предметные знания и умения (значение знаний математики в понимании окружающего мира, в грамотном природопользовании, в жизни конкретного человека, в развитии интеллекта и нравственности личности). Происходит становление положительного эмоционального отношения к изучению учебного предмета.
Представлению о процессе познания как ценности способствуют [33, с. 88]:
- актуализации уже сложившихся
у школьника ранее
- условия для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появлению новых качеств (устойчивости, осознанности, действительности);
- коррекция новых мотивационных установок;
- изменение внутреннего
Из множества существующих мотивов только интерес и мотив успешности в полной мере определяют отношение учащихся к учебе. Известно, что эффективное научение требует стимулирования активности каждого учащегося и постоянного подкрепления успешности его деятельности. Активность проявляется в последней, а стимулирование деятельности осуществляется за счет активации соответствующих мотивов: интереса и достижений. Управление активностью учащихся реализуется при посредстве сотрудничества и содействия. Стимулирование должно сопровождать процесс обучения не только на всех его этапах, но даже за его пределами, например, во внеурочной деятельности. Оно должно носить плановый и системный характер, как все, что касается технологий.
Следует иметь в виду, что свидетельством успешности, стимулом и подкреплением является положительная оценка. Отрицательная оценка в условиях технологии является временным явлением, а отметка должна иметь возможность быть исправленной. Пробелов в процессе обучения технология не допускает.
Задача технологизации в том, чтобы с помощью технических средств, компьютерных программ обеспечить учителя механизмами бесперебойной и непрерывной обратной связи, а также возможностями моментального подкрепления и оценивания.
Мотивацию как верный путь достижения успеха западные психологи изучают тщательнее других проблем. Знаток искусства общения с людьми Дейл Карнеги утверждает: на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать - заставить человека захотеть это сделать.
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Мотивация обучения - средства побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избежания неудач [47, с. 247].
Мотивы учения:
Внешние:
- Исходят извне (от педагогов, родителей, общества в целом)
- В форме подсказок, намеков, требований, указаний, принуждений
- Действуют, но их действие встречает внутреннее сопротивление
Внутренние:
- Исходят от самого человека
- В форме внутренних
- Одним из сильнодействующих мотивов является интерес
Развить интерес к обучению можно различными способами:
1. Излагать материал, исходя из
уровня и качества знаний
2. Увлечение предметом - вовлекать в предмет учащихся
3. Сделать занятия
Как мотивировать учащихся и без усилий заставить учиться следует применять следующие правила мотивации:
- Учитывать интересы и склонности
- Поощрять желания добиться успеха. В ходе урока всегда нужно создавать ситуации переживания, успеха, связанные с положительными эмоциями.
- Одобрять успехи у каждого учащегося можно найти, за что его отметить. Сравнивать надо с его результатами предыдущими.
- Признавать достоинства
- Сделать работу привлекательной
- Использовать ситуацию, то есть ловить момент
- Показывать достижения: большинство людей любят слышать, когда о них говорят приятно. Лучшим способом стимулирования, по мнению Шаталова, служат рейтинги и экран успеваемости.
- Обращаться к самолюбию, так как любому человеку свойственно улучшать свои результаты, положение.
- Поддерживать соперничество, вовлекать учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов. Это стимулирует творческую активность, инициативу, ответственность, коллективизм
- Хвалить - похвала должна быть конкретной, точно адресованной и объективной. Особенно она необходима учащимся несмелым, неуверенным.
Формирование мотивации на отдельных этапах урока
1.Этап вызывания исходной
- актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»),
- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»),
- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях»),
- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
2.Этап подкрепления и
- вызывая интерес к нескольким способам решения задач,
- к разным способам сотрудничества с другим человеком
Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока.
3. Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.
По результатам социологических опросов выявлены причины мотивации, которые заставляют учащихся лучше учиться [38, с. 178]:
1) хорошая отметка на уроке
2) хорошо стараются
3) изучение материала учебника
4) проявить и развить свои способности
Интерес учащихся к предмету также зависит от их отношения к преподавателю.
Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого учащегося.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Положительное отношение к школе школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Низкая школьная мотивация . Эти дети посещают школу неохотно Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
Причины спада школьной мотивации: У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой.
Развитие мотивов учения. Через усвоение учащимися общественного смысла учения; Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
Способ раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему.
Способ раскрытия учебного материала. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер , и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета .
Способ раскрытия учебного материала. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.
Организация работы над предметом малыми группами. Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.
Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов , продвижение вперед.
Проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне.
Виды воздействий актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать; создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.); коррекция дефектных мотивационных установок; изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
Таким образом, опираясь на эти оптимистические выводы психологических исследований, педагогу- психологу вместе с тем надо соотносить их с реальностью и учитывать, что воспитание мотивации - это длительный процесс, связанный со становлением личности школьников в целом. Проходит порой много месяцев кропотливого труда, пока удаётся зафиксировать зримое и устойчивое изменение в мотивационных установках школьника. Психологи показали, что познавательные мотивы у школьников перестраиваются легче и быстрее, чем социальные. Например, за несколько месяцев при систематической отработке учебной деятельности, её компонентов, у школьников удаётся вызвать достаточно чёткую ориентацию не только на результаты, но и на способы работы, т. е. развить учебно-познавательные мотивы. Требуются дополнительные усилия педагога - психолога, чтобы сделать эти новые мотивы «смыслообразующими», т. е. придать им личностную значимость. Социальные мотивы требуют для своего формирования комплексной воспитательной работы, однако и для их становления в ходе учебной деятельности можно многое сделать.
Информация о работе Особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте