Особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования: изучить особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.
Объектом исследования является дети подросткового возраста.
Предметом исследования являются особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..………3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования внутренней мотивации учения подростков в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.1. Теоретические подходы к проблеме учебной мотивации в трудах зарубежных и отечественных авторов…………………………………………..7
1.2. Особенности проявления учебной мотивации в подростковом возрасте и факторы её формирования………………………………………….16
1.3. Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе………………………………………………………26
Выводы по 1 главе………………………………………………………35
Глава 2. Особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте………………………………………………………….37
2.1. Характеристика объекта и методик исследования……………….37
2.2. Результаты исследования по выбранным методикам……………41
2.3. Рекомендации педагогу – психологу по формированию внутренней мотивации учения в подростковом возрасте…………………….45
Выводы по 2 главе………………………………………………………52
Заключение………………………………………………………………53
Список литературы……………………………………………………..57

Файлы: 1 файл

мотивация 2 курс.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

На основании изучения результатов диагностики разработаны рекомендации педагогу – психологу по формированию внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.

Для формирования мотивации учебной деятельности можно использовать разнообразные методы организации и осуществления деятельности: словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, индуктивные и дедуктивные, методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя. Приведённые методы формируют как внешние так и внутренние мотивы

 

Заключение

В заключении нами были подведены итоги, обозначены перспективы дальнейшего исследования, сформулированы теоретические и практические выводы. Курсовая работа посвящена изучению особенностей формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.

Для помощи подростку в формировании учебной мотивации необходима целенаправленная работа социального педагога. Социальный педагог в общеобразовательном учреждении специализируется на  создании благоприятной среды в учебном заведении для учебной деятельности, решении личностных проблем учащихся, педагогических работников, установлении широких контактов с социальным окружением.

Цель работы, заключавшаяся в изучении особенностей формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте достигнута.

Задачи  решены следующим образом:

Согласно первой задаче проблема  изучения  мотивов и потребностей человека возникла давно, еще древние философы работали над ней, пытаясь постичь тайны человеческой психики. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.

На основе данных литературы мы рассмотрели мотивы учебной деятельности и их формирование в процессе обучения. Мы выяснили, что проблема мотивации учения занимает важное место в отечественной и зарубежной психологии и педагогике. В отечественной историографии вопросами мотивации занимались В.Н. Мясищев, В.Э. Чудновский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и другие. В зарубежной историографии можно выделить Д.К. Маккеланда, Г. Олпорта, Э. Даффи, Д. Берлайна, И. Аткинсона, К. Берч, А. Маслоу и других. Они по-разному понимали сущность мотивов и их место в структуре личности.

Согласно второй задаче формирование учебной мотивации является важной задачей общеобразовательной школы. Мы установили, что в психологии общепризнанным является отсутствие единой классификации мотивов учебной деятельности. Но множество классификаций базируется на выделении внешних и внутренних мотивов. Внешние связаны с взаимоотношением ребёнка с окружающей средой, их ещё называют социальными мотивами (сюда входят: ориентация учащегося на оценку и другие формы поощрения и наказания, престижно-лидерские моменты); внутренние - связаны с самим процессом учения, их можно назвать познавательными (непосредственная заинтересованность учащегося в реализации процесса и достижении результата учения). Поскольку учебная деятельность полимотивирована, в ней присутствуют и внутренние и внешние мотивы, но с точки зрения эффективности учебной деятельности, необходимо опираться прежде всего на внутренние мотивы. Но нельзя вообще устранять внешние мотивы из структуры деятельности. Да это и невозможно, так как пришлось бы полностью изолировать процесс обучения от всей окружающей жизни; к тому же это не нужно, так как объекты и условия, соответствующие этим мотивам, в принципе, должны играть свою полезную связующую роль между учебным процессом и окружающей действительностью. Однако необходимо, чтобы предметная структура учебной деятельности стремилась к своему естественному внутреннему, личностно развивающему виду.

В результате решения третьей задачи исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 15 г. Арзамаса. Диагностика проводилось в 9 «А» классе, в количестве 19 человек.

В ходе исследования были использованы следующие методики: опросник МУН А.А. Реана, «Изучение мотивов учебной деятельности» (А.А. Реан, В.А. Якунин), «Анкета уровня школьной мотивации старших школьников» Н.Г. Аускановой.

В результате проведенных исследований было выявлено, что для подросткового возраста характерно стремление к достижению высокого положения в обществе, выбор профессии на основе принятия и одобрения этой профессии окружающими. Мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте выражена довольно сильно. В деятельности для многих подростков важен не сам процесс, а непосредственно результат.

На основании изучения результатов диагностики разработаны рекомендации педагогу – психологу по формированию внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.

Согласно четвертой задаче для формирования мотивации учебной деятельности можно использовать разнообразные методы организации и осуществления деятельности: словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, индуктивные и дедуктивные, методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя. Приведённые методы формируют как внешние так и внутренние мотивы. Разнообразие методов определяет и большое количество методик диагностирования мотивации учения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе рассмотрены теоретические подходы к проблеме учебной мотивации в трудах зарубежных и отечественных авторов, определены особенности проявления учебной мотивации в подростковом возрасте и факторы её формирования, рассмотрены приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что дана характеристика объекта и методик исследования, апробированы результаты исследования по выбранным методикам и разработаны рекомендации педагогу – психологу по формированию внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.

Материалы исследования могут быть использованы на спецкурсах, курсах по выбору, студентами психолого-педагогических ВУЗов в качестве методических рекомендаций, а также позволит определить психолого-педагогические рекомендации для учителей, направленные на формирование мотивационной сферы.

Результаты исследования подтвердили гипотезу: согласно которой целенаправленная психолого-педагогическая работа по изучению особенностей формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте будет эффективной при условии использования специально разработанных рекомендаций, направленных на формирование внутренней мотивации учения в подростковом возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1, 2. М.: 2012. - 336 с.
  2. Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации. Н.: 2010. – 195 с.
  3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: - 2009. - 342 с.
  4. Асеев В. Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.: 2004. – 122 с.
  5. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 2011. – 237 с.
  6. Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. – М.: Наука, 2009. – 288 с.
  7. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. – М.: Просвещение, 2010. - 297 с.
  8. Бардин К. В. Как научить детей учиться. – М.: 1997. - 111 с.
  9. Бабанский Ю. К., Победоносцев Г, А. Комплексный подход к воспитанию  школьников. -  М.: 2010. - 80 с.
  10. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагенство, 2012. – 125 с.
  11. Богоявленский, Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. – М.: 2009. – 347 с.
  12. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: 2002. С.41-42.
  13. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: 2006. – 206 с.
  14. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение – 2013. – 288 с.
  15. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 2007. - 256 с.
  16. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М.: Л. – 2006. - 519 с.
  17. Газман О. С. Социальные аспекты развития. // Советская педагогика. - 2008 - №5. – С. 32-50
  18. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.: 2004. - С. 148- 168
  19. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Уч.пособие. - М.: 2007. -  480 с.
  20. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Л., 2007.  – 264 с.
  21. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет). – М.: 2008.  – 176 с.
  22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 2002.  – 304 с.
  23. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 2002. – 399 с.
  24. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения. // Избр. психол. произв. -  М.: 2003. – т. 1. – 385 с.
  25. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. – М.: 2000. - 686 с.
  26. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
  27. Маркова А. К. Формирование мотиваций учения в школьном возрасте. - М.:  2009. – 96 с.
  28. Маслоу А. Мотивация и личность. -  М.: 2011. – 128 с
  29. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: 2010. – 107 с.
  30. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 2009. -  С. 46
  31. Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. -  432 с.
  32. Немов Р. С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2012. - Т. 1. – 688 с.
  33. Немов Р. С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2012. - Т. 3. – 656 с.
  34. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М.: 2011. – 442 с.
  35. Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М.: 2007. - 303 с.
  36. Осилова И.К. Формирование учебной мотивации школьников. // Воспитание школьников. 2003. – С. 135
  37. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М.: Издательство Владос – Пресс, 2003. -  368 с.
  38.   Попов, В.А., Кондратьева, О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи. // Социол. исслед. — 2009 — №6. — С. 96–99.
  39. Проблемы школьного воспитания. Приложение к журналу «Педагогическое образование» №3 Под ред. С.В. Наумова – НГЦ, 2008.-  56с.
  40. Психологическая диагностика, проблемы и исследования. Под ред. Гуревича К. М. – М.: Педагогика – 2009. – 306 с.
  41. Психология. Словарь. Под ред.  Петровского А. В., Ярошевского М. Г. – М.: Политиздат – 2000. - 494 с.
  42. Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2010. – Т 1. - .- 312 с.
  43. Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. Изд центр ВЛАДОС, 2010. – Т 2. - 305
  44.   Путляева, Л.В. Процессы понимания и обучения. – М.: 2005. – 369 с.
  45. Райский Б.Ф.Движущие силы в формировании и развитии у учащихся потребностей в самообразовании , - Волгоград: Политиздат, 2008- 98 с.
  46. Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования , - Волгоград : Политиздат, 2008- 205 с.
  47. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. М.: 2006. - 136 с.
  48. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. -  М.: 2013, с. 185
  49. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В.А.Ядова. Л., 2002. – 264 с.
  50. Столяренко Л.Д. Основы психологии практикум для студентов вузов.- М.: 2003. – 447 с.
  51. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К.Марковой. М.: 2006. – 192 с.
  52. Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников /Под ред. В. С. Ильина. Ростов н/Д.:  2005. – 480 с.
  53. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: 2006. – Т. 1. – 405 с.
  54. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2009. – 205 с.
  55. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: - 2009. — 360 с.
  56. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: 2009. - 317 с.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина).

Имеется два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и отражены в инструкции.

Вариант I

Инструкция. Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять, наиболее значимых для Вас. Отметьте значимые мотивы знаком «X» в соответствующей строке.

СПИСОК МОТИВОВ

1. Стать высококвалифицированным  специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение  на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены  на хорошо и отлично.

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные  знания.

7. Быть постоянно готовым к  очередным занятиям.

8. Не запускать предметы учебного  цикла.

9. Не отставать от сокурсников.

10. Обеспечить успешность будущей  профессиональной деятельности.

11. Выполнять педагогические требования.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером сокурсникам.

14. Добиться одобрения родителей  и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания  за плохую учебу.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Обработка результатов. Определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Результаты заносятся в форму 1.

Форма 1

Название обследуемой выборки

Объем выборочной совокупности N =

Номер мотива по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Количество

называний мотива

                               

Частота

называний мотива

                               

Ранг мотива

                               

 

Результаты диагностики по методике изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина).

                         № мотива 

испытуем.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11.

12.

13.

14.

15.

16.

П.Вова

     

+

 

+

 

+

+

           

+

Ю.Коля

 

+

 

+

 

+

       

+

       

+

К.Петр

 

+

+

+

 

+

 

+

               

К.Никита

+

       

+

 

+

             

+

М.Игорь

+

+

 

+

     

+

 

+

           

Н.Катя

 

+

+

         

+

   

+

     

+

К. Виктор

 

+

   

+

+

 

+

   

+

         

К.Николай

 

+

 

+

 

+

         

+

     

+

Р. Вася

     

+

   

+

   

+

 

+

     

+

С.Наташа

+

+

 

+

 

+

                 

+

К.Дина

  +

+

+

+

 

+

                   

К.Ксения

+

   

+

       

+

+

         

+

С.Лена

+

         

+

   

+

+

       

+

К.Анна

+

+

 

+

+

                   

+

З.Ольга

 

+

 

+

+

   

+

     

+

       

Л.Валя

         

+

 

+

 

+

     

+

+

 

Н.Надя

               

+

+

+

     

+

+

Б.Марина

+

+

+

                 

+

   

+

Д.Юля

+

     

+

     

+

+

         

+

Процент %

1,71

2,09

0,76

2,09

0,76

1,71

0,38

1,33

0,95

1,33

0,76

0,76

0,19

0,19

0,38

2,47

Информация о работе Особенности формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте