Особенности игровой деятельности современных дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить особенности игровой деятельности современных дошкольников. Задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «игра» и ее значение.
2.Описать игры.
3.Определить особенности игровой деятельности современных дошкольников.
Объект: игровая деятельность.
Предмет: особенности игровой деятельности.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Игра и ее значение в развитии дошкольников
1.1. Сущность игры и ее значение
1.2. Классификация игр
1.3. Особенности игровой деятельности современных дошкольников

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности дошкольников
2.1. Организация и методы исследования особенностей игровой деятельности дошкольников.
2.2. Анализ и результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (Автосохраненный).doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО «Гомельский  государственный педагогический колледж

им. Л.С. Выготского»

 

 

                       Отделение «Дошкольное образование»

 

                

 

 

 

                                  Курсовая работа по педагогике

Тема  «Особенности игровой деятельности современных  дошкольников».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Работу выполнила:

                                          учащаяся 5-го курса ДЗ-51

                                          Давыденко Т.В.

                                          Руководитель 

                                          Г.В. Лой

Гомель, 2013

 

                                        Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. Игра и ее значение в развитии дошкольников

1.1. Сущность игры и ее значение

1.2. Классификация игр

1.3. Особенности игровой  деятельности современных дошкольников

 

ГЛАВА 2. Экспериментальное  изучение особенностей игровой деятельности дошкольников

2.1. Организация и методы  исследования особенностей игровой деятельности дошкольников.

2.2. Анализ и результаты  исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Дошкольный возраст – одно из звеньев этой системы, важный этап жизни ребенка, когда у него формируются, развиваются способности, качество личности, от которых во многом зависит успешность его дальнейшей учебы в школе, благополучие в отношения с окружающими людьми.

   Наше общество всегда придавало большое значение дошкольному воспитанию детей, а в настоящее время, в условиях проведения реформы общеобразовательной и профессиональной школы, вопросы, связанные с развитием дошкольного воспитания, становятся еще более актуальными.

   В современной  науке сюжетно-ролевая игра определяется  как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, имеющая огромное значение для развития ребенка.

   Теоретические  основы педагогики дошкольной  игры были заложены выдающимися  педагогами-марксистами Н.К. Крупской, А.С. Макаренко

и в дальнейшем развивались  отечественными учеными Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой и другими, которые вскрыли широкие воспитательные возможности игры.

   В советской  психологии А.В. Запорожцем, А.Н.  Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими была разработана концепция социально-исторической обусловленности игры, создавшая основу дальнейших исследований в области психологии и педагогики игры.

   Однако в связи  со сложностью сюжетно-ролевой  игры как объекта исследования, а также из-за сравнительно  небольшого временного периода,  в течение которого существует научная психология и педагогика игры в этой области имеется еще много нерешенных вопросов.

   Многие из этих  вопросов концентрируются вокруг  проблемы формирования у детей с целью их развития и воспитания,: каким образом можно осуществлять формирование игры у детей, каковы его пути и средства; как активизировать самостоятельную творческую игру детей; как эффективно использовать игру в качестве средства психического развития и воспитания детей. [1, с.3-4].

Тема: «Особенности игровой деятельности современных дошкольников».

Цель: определить особенности игровой деятельности современных дошкольников.

Задачи:

1.Раскрыть сущность понятия «игра» и ее значение.

2.Описать игры.

3.Определить особенности игровой деятельности современных дошкольников.

Объект: игровая деятельность.

Предмет: особенности игровой деятельности.

Гипотеза: эффективность формирования умений детей дошкольного возраста играть напрямую зависит от знаний педагога дошкольного учреждения современных дошкольников: от целенаправленного обогащения практического опыта ребенка, постепенного перевода его в игровой план и побуждения дошкольников к творческому отражению действительности во время самостоятельных игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Игра и ее роль в развитии дошкольников.

1.1. Сущность  понятия и ее значение.

    Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.

   В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование. Вторая – характерная – особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

   Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие [4, с.].

   Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказывается весьма серьёзной и трудной проблемой для научной мысли.

С.Л. Рубинштейн. [5, с.485].

   Игра— наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

   Выдающийся исследователь в области психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

   Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры. Менджерицкая Д.В., в своей книге "Воспитателю о детской игре", говорит о том, что уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность, именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами [6, с.70].

   Отечественную теорию дошкольной игры разработали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др. По мнению Л.С. Выготского внутренними механизмами создания и реализации «мнимой ситуации», а, следовательно, игры в целом, являются принятие на себя ребенком игровой роли и процесс замещения в игре одних предметов другими. Л.С. Выготский поставил много интересных глубоких проблем и вопросов относительно природы игры и ее внутренних механизмов. Он очень подробно описал процесс замещения, его внутренние закономерности, как процесса переноса значений одних предметов или действий на другие, и лишь только указал на принятие роли как внутренний механизм игры, но не раскрыл его. Это сделал впоследствии Д.Б. Эльконин.

Центральным элементом  игры, по мнению Д.Б. Эльконина, является роль, «…именно роль и органически с ней связанные действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры» [7, с. 114].

Внутренняя сущность игры, с точки зрения автора, это  воссоздание отношений людей друг к другу. Прежде всего, выделяется отношение близкого взрослого к ребенку, затем – отношения взрослых друг к другу, и в конце дошкольного периода – отношение ребенка к взрослым. Д.Б. Элькониным делается важный вывод о том, что развитие личного сознания ребенка (т.е. выделенность для сознания его отношений с другими, следовательно, и личная позиция, и стремление занять другую позицию) есть результат игры.

Таким образом, в качестве внутреннего механизма игры Д.Б. Элькониным выделяется принятие и выполнение игровой роли, которое трансформируется с возрастом, переходя от изображения действий к проигрыванию отношений и от непосредственного характера отношения к роли к сознанию игровых условностей и возможностей. К сожалению, в работах Д.Б. Эльконина не проанализированы внутренние закономерности механизма игры как целого, а выделены лишь отдельные стороны в его функционировании [1, с. 54].

А.П. Усова рассматривала игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка [8, с. 112].

Другие авторы рассматривают  игру как результат взаимодействия внешних, социальных и внутренних, субъективных характеристик:

1) игра рождается из потребности ребенка действовать не только по отношению к доступному для него предметному миру, но и по отношению к широкому миру взрослых (А.Н. Леонтьев);

2) в основе возникновения  игры лежит противоречие нереализуемых  немедленно желаний и тенденции  к немедленной реализации желаний (Л.С Выготский);

3) игру порождает высокая  напряженность потребности быть  взрослым и действовать как  взрослые (Д.Б. Эльконин).

Для понимания сущности игры, как и любого другого психологического феномена, процесса, необходим анализ внутренних психологических механизмов, объясняющих закономерности изменения, развития человека. Поэтому существующие в психологической литературе теории игры важно рассмотреть с позиции тех психологических процессов и образований, которые являются, с точки зрения различных авторов, внутренними механизмами игры. Психологический механизм игры можно определить как целостную систему регуляции игры [8, с. 24-25].

   «Игра создает условия для развития произвольного осознанного поведения, именно в игре формируются зачатки самосознания. Игра оказывает существенное влияние на развитие умственных действий, подготавливая переход к формированию новых интеллектуальных операций, она источник развития и создает зону ближайшего развития». [4, с. 74].

Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

1) развитие мотивационно-потребностной  сферы ребенка;

2) преодоление познавательного  «эгоцентризма» ребенка;

3) развитие умственных  действий;

4) развитие произвольности  действий.

Д.Б. Эльконин, рассматривая развивающую функцию игры, останавливается, прежде всего, на ее значении для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Обобщая исследования Л.И. Божович, Л.С. Славиной, и др. Д.Б. Эльконин пишет: в игре «происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений и потребность быть взрослым…» [9, с. 329].

«Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают  новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов: от мотивов, имеющих форму досознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности» [10].

В игре также формируется  первичное соподчинение мотивов. Сознательный волевой выбор возможен лишь в случае оперирования смыслами при отрыве от ситуации собственно выполнения действия. Игра, обеспечивая отрыв смысла от действия, создает условия для появления соподчинения мотивов [10]

Сюжетно-ролевая игра в силу своего особого строения содержит возможности преодоления познавательного  «эгоцентризма» (Ж. Пиаже), выраженного в абсолютизации собственной позиции невозможности ее соотнести с другими возможными познавательными позициями. Принятие ролей в игре и замещение делают необходимой координацию различных позиций ее участников с разных точек зрения партнеров на предмет и роль. В процессе игры дети учатся учитывать позиции друг друга [11, с. 156].

В игре у ребенка формируется  ориентация в социальных отношениях. Ребенок усваивает различные комбинации соподчинения социальных ролей. Особое значение придается игре как совместной деятельности, являющейся исходной точкой для развития качеств, обеспечивающих определенный уровень социализации [12].

Эксперименты, проведенные  Т.В. Антоновой, И.М. Кононовой, С.Н. Литвиновой, Т.А. Репиной, И.Б. Теплицкой и др. показали, что развитие игры поднимает детские взаимоотношения, в то же время положительные взаимоотношения детей способствуют развитию игры.

   Итак, в зарубежной и отечественной психологии сложились различные взгляды на сущность, назначение игры. Однако практически все исследователи, независимо от того, какую психологическую школу и какое течение они представляют, сходятся во мнении, что игра - это важнейшее средство развития мотивационно - потребностной сферы, средство познания, развития умственных возможностей, нравственных качеств личности. И особое важное значение игра имеет для развития ребёнка дошкольного возраста.

Информация о работе Особенности игровой деятельности современных дошкольников