Особенности игровой деятельности современных дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить особенности игровой деятельности современных дошкольников. Задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «игра» и ее значение.
2.Описать игры.
3.Определить особенности игровой деятельности современных дошкольников.
Объект: игровая деятельность.
Предмет: особенности игровой деятельности.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Игра и ее значение в развитии дошкольников
1.1. Сущность игры и ее значение
1.2. Классификация игр
1.3. Особенности игровой деятельности современных дошкольников

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности дошкольников
2.1. Организация и методы исследования особенностей игровой деятельности дошкольников.
2.2. Анализ и результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (Автосохраненный).doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование особенностей игровой  деятельности дошкольников.

2.1. Организация и методы  исследования особенностей игровой  деятельности дошкольников.

С целью подтверждения  гипотезы нами был проведён ряд методик, позволяющих определить особенности игровой деятельности  дошкольников.

Исследования проводились  на базе  ГУО « Бобовический ясли- сад». В группе  15 человек, из них 7 девочек и 8 мальчиков.  В эксперименте принимали участие все 15 человек.

Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания.

Основным направлением анализа является качественная и  количественная обработка полученных данных. Мотивация испытуемых при  участие на диагностических занятиях была высокой.

Далее охарактеризуем диагностические методики.

 

 Методика "Игра  со взрослым" ( приложение 1)

Данная методика предназначена  для выявления уровня развития совместной игры дошкольника с взрослым, а  также для диагностики интереса ребёнка к игрушкам, характера  употребления игрушек и характера  самой игры (манипуляция, процессуальные действия, стремление к более или менее сложному сюжету).

Оборудование: игровой  уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки.

 

 

Проведение обследования.

Взрослый ( воспитатель) приглашает ребёнка в игровой уголок и эмоционально вовлекает в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать её в коляске, потом уложить спать. Если ребёнок не хочет играть с куклой, ему предлагается нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый( воспитатель) строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину куклу и просит ребёнка провезти её по дорожке. В случае отказа ребёнку предлагается поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их по сачкам.

Оценка действий ребёнка  проводится по следующим критериям: характер взаимодействия со взрослым, отношение к игрушкам, интерес  и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.

Оценка в баллах.

1 балл - не включается  в игру со взрослым;

2 балла - включается в игру со взрослым, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет процессуальные действия;

3 балла - включается  в игру, выполняет ряд предметно  - игровых действий с игрушками;

4 балла - включается  в игру, может организовать сюжетную  игру.

Результаты на диаграмме представлены далее.

 

 Методика  " Индивидуальная ролевая игра" ( приложение 2)

Данная методика направлена на выявления уровня развития индивидуальной самостоятельной сюжетно - ролевой  игры.

Оборудование: в игровом  уголке находятся куклы, посуда, бельё, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки.

 

Процедура проведения обследования: ребёнку предлагается поиграть в  игровом уголке, при этом отмечает интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребёнка во время игры.

Оценка действий проводится по следующим критериям: интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету).

Оценка в баллах.

1балл - ребёнок принимает  игру на самом элементарном  уровне;

2 балла - ребёнок принимает  задание, действует с игрушками,  но действия носят манипулятивный характер;

3 балла - ребёнок принимает  задание, действует с интересом с игрушками,

В результате раскрывается простой сюжет: кормить куклу, укладывать спать, качает её в коляске и т.п.;

4 балла - ребёнок принимает  задание, действует с интересом,  может развернуть игру, разговаривает  с игрушками, рассказывает, во что он будет играть; ребёнок способен удерживать специфическое поведение определённой роли.

Графические результаты представлены далее.

 

Далее была проведена  игровая методика «Недоверчивая кукла» ( прилож. 3)

Данная методика предполагает обучение детей комментированию собственных игровых действий. Целью воспитателя ( экспериментатора)  выступает необходимость проследить и выявить уровень вербального сопровождения детьми собственной игры. На сколько включён, погружён воспитанник в импровизацию.

Оборудование: игрушка - кукла.

Ход игры. Детям предлагается поиграть с куклой, произвести с ней определённые действия, но (поскольку кукла "Недоверчивая") до этого необходимо объяснить ей, что ребенок собирается делать.

Например: « Машенька, сейчас я тебя покормлю супом»  или  «Машенька, сейчас мы пойдём гулять».

Результаты диагностического исследования разделили на 3 группы по уровню развития импровизации у  дошкольников и умения комментировать собственные действия: 1 – высокий: ребёнок погружён в игру, все свои действия комментирует, переводя их на реальный план жизни ( т.е. принимает на себя предложенную роль) ; 2- средний: вербальное сопровождение собственных действий, но не погружение в роль, выполняет действия по просьбе воспитателя; 3- низкий : ребёнок играет с куклой, но скован и зажат в вербальной импровизации, выполняет действия по указанию воспитателя.

Графическое изображение  диагностического  исследования представлено далее.

 

Методика "Что на что похоже?" (приложение 4) определяет уровень сформированности  у дошкольников способности к использованию в игре предметов – заменителей, уровень развития творческого воображения.

Оборудование: маленький  мяч, материал детского строителя различной  формы (условно называемые кубиками), карандаш, счётные палочки.

Содержание  диагностической  методики : группе детей предлагается рассмотреть различные предметы (по одному) и обсудить, на что они похожи. Ребёнку, который называет ту или иную версию, предлагается "понарошку" показать действия с реальным предметом ,как с игровым (поговорить по телефону - кубику; поставить кукле градусник - карандаш; покормить куклу яблоком - мячиком" и т.п.)

 В результатах исследования  отражены количественные и качественные  характеристики уровней сформированности  у воспитанников умения заменять реальные предметы другими , а также творческого воображения.

 

 

Нами также была проведена игра « Мостик» ( приложение5 )

Цель игры: выявление уровня развития способности к коммуникации с партнёром в процессе игры, сформированности чувства ответственности, симпатии в игре, развития воображения.

Ход игры. Воспитатель  проводит на полу (или на асфальте) линию длиной около 1 метра или кладёт узкую доску (шириной 20 - 30 см) и объясняет дошкольникам: "Я - мама курица, а вы - мои цыплятки. Нам с вами надо перебраться по мостику через ручей и не упасть в воду".

Главное здесь обратить внимание детей на линию (мостик). Дети строятся друг за другом. Воспитатель берёт за руку первого ребёнка и осторожно проходит с ним по линии (по мостику). Затем игра повторяется, но в роли "мамы - курицы" уже выступает ребёнок.

Уровни сформированности чувства товарищества, коммуникативных  способностей с другими участниками  игры отражены на диаграмме далее.

Воспитателю немало важно  знать статусное положение каждого  воспитанника в коллективе сверстников. Это поможет  выявить причины скованности в игре, нежелания играть,  отсутствие мотивации.

 

В целях проведения сравнительного анализа поведения дошкольника  в процессе игры в коллективе сверстников  и причин отсутствия мотивации либо же активное её проявление нами был проведён эксперимент социометрического характер.

Диагностирование статусного  положения дошкольников. Социометрический  эксперимент: «У кого больше» (приложение 6)

Цель методики: изучение социометрического статуса ребенка в системе межличностных отношений.

 Ход исследования: Было предварительно приготовлено по три картинки на каждого ребенка группы. Детей выводят, за исключением одного,  в другое помещение. Дети по - одному входят в группу, а после эксперимента выходят в третье помещение. Затем ребенку предлагаем три картинки и объясняем: «Можешь положить их по одной любым трем детям группы. У кого окажется больше всех картинок – тот выиграет. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Фиксируются все действия, которые выполняет ребенок.

В нашем исследовании мы изучаем социометрические статусы и по этой причине социометрическую матрицу заполнять не будем. Диагностические показатели методики  социометрического статуса ребенка в системе межличностных отношений.

 Статус ребенка  определяется числом полученных  им выборов. Дети могут быть  отнесены в зависимости от  этого к одной из 4-х статусных  категорий: 1 – «звезды» : 5 и более  выборов,

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 – «принятые» - 1-2 выбора,

4 – «не принятые»  - 0 выборов.

1 и 2 статусная группы  являются благоприятными. Исходя  из этого, мы можем знать  насколько благоприятен статус  каждого ребенка в группе.

Результаты видны на диаграмме далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ и результаты исследований.

Методика « Игра со взрослым»

Цель : выявление уровня развития совместной игры дошкольника с взрослым; диагностика интереса ребёнка к игрушкам, характера употребления игрушек и характера самой игры (манипуляция, процессуальные действия, стремление к более или менее сложному сюжету).

Оценка действий ребёнка  проводится по следующим критериям: характер взаимодействия со взрослым, отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.

Оценка в баллах.

1 балл - не включается  в игру со взрослым;

2 балла - включается  в игру со взрослым, интерес  к игрушкам поверхностный, выполняет  процессуальные действия;

3 балла - включается  в игру, выполняет ряд предметно  - игровых действий с игрушками;

4 балла - включается в игру, может организовать сюжетную игру.

 

Вывод:  Результаты данной методики показывают, что  из числа  всех воспитанников активно проявляют  интерес к игре со взрослым, выполняют  манипулятивные действия с игрушками 13 чел , а именно это отразилось в баллах:  4 балла  имеют 4 человека из группы, они с удовольствием включаются в игру, могут самостоятельно организовать сюжетную игру. 3 балла имеют 6 воспитанников группы, это наибольшее число ребят, относящихся к какой-либо из групп. Эти ребята включаются в игру, выполняю ряд действий с игрушками, принимают на себя роль в игре, прослеживается косвенное взаимодействие со взрослым. 3 человека имеют 2 балла. Это число тех учеников, которые не проявляют особенного интереса к игре, игрушкам, вступают в контакт со взрослым, но только по необходимости, предпочитают молча наблюдать.  В группе выявлены также воспитанники, которые  абсолютно не заинтересованы игрой, не вступают в контакт со взрослым, игнорируют всяческие попытки вовлечь в игру. Эти ребята- 2 человека- оценены в 1 балл. Можно сказать о том, что большая часть воспитанников активно проявляют интерес к игре, взаимодействуют со взрослым, выполняют ряд  игровых действий, принимают роль в игре. Значит, игра для дошкольника имеет немаловажное значение.

 

Методика  " Индивидуальная ролевая игра"

Цель: выявления уровня развития индивидуальной самостоятельной сюжетно - ролевой игры.

Оценка действий  проводится по следующим критериям: интерес  к игрушкам, характер действий с  игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету).

Оценка в баллах.

1балл - ребёнок принимает  игру на самом элементарном  уровне;

2 балла - ребёнок принимает  задание, действует с игрушками,  но действия носят манипулятивный характер;

3 балла - ребёнок принимает  задание, действует с интересом  с игрушками,

В результате раскрывается  простой сюжет: кормить куклу, укладывать спать, качает её в коляске и т.п.;

4 балла - ребёнок принимает  задание, действует с интересом,  может развернуть игру, разговаривает с игрушками, рассказывает, во что он будет играть; ребёнок способен удерживать специфическое поведение определённой роли.

Графические результаты представлены так.

Вывод:

Большая часть группы вовлечена в игру. Ребята несут определённую роль, переносят её на реальный план, т.е. действую как в реальной жизни. Можно сказать, что здесь игра для них вовсе не игра, а определённая жизненная ситуация, где они сами выполняют « взрослую» функцию, роль. Лишь 1 человек из группы воспринимает игру  игрой, т.е он не чувстует главенства в игре, значимости перенять на себя «взрослую» функцию. Выполняет действия манипулятивного характера, не сопровождаемые вербально.

 

Игровая методика «Недоверчивая кукла»

Данная методика предполагает обучение детей комментированию собственных игровых действий. Целью воспитателя ( экспериментатора)  выступает необходимость проследить и выявить уровень вербального сопровождения детьми собственной игры. На сколько включён, погружён воспитанник в импровизацию.

Вывод:  Выделены три  уровня сформированности  умения импровизировать  в игре: высокий, средний, низкий. 7 человек  относятся к высокому уровню, т.к. : воспитанники погружены в игру, все свои действия комментирует, переводя их на реальный план жизни ( т.е. принимает на себя предложенную роль), импровизируют с охотой. 7 человек- средний уровень: вербальное сопровождение собственных действий, но не погружение в роль, выполняют действия по просьбе воспитателя. 1 человек- низкий уровень: : ребёнок играет с куклой, но скован и зажат в вербальной импровизации, выполняет действия по указанию воспитателя. Из результата исследования видно, что в основном дошкольники не просто играют с куклой, а стараются говорить с ней, импровизировать, вовсе не считая её куклой.

 

Методика "Что на что похоже?"

Назначение: определяет уровень  сформированности  у дошкольников способности к использованию в игре предметов – заменителей, уровень развития творческого воображения.

Информация о работе Особенности игровой деятельности современных дошкольников