Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 01:20, курсовая работа
Цель: определить особенности игровой деятельности современных дошкольников. Задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «игра» и ее значение.
2.Описать игры.
3.Определить особенности игровой деятельности современных дошкольников.
Объект: игровая деятельность.
Предмет: особенности игровой деятельности.
Введение
ГЛАВА 1. Игра и ее значение в развитии дошкольников
1.1. Сущность игры и ее значение
1.2. Классификация игр
1.3. Особенности игровой деятельности современных дошкольников
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности дошкольников
2.1. Организация и методы исследования особенностей игровой деятельности дошкольников.
2.2. Анализ и результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей игровой деятельности дошкольников.
2.1. Организация и методы
исследования особенностей
С целью подтверждения гипотезы нами был проведён ряд методик, позволяющих определить особенности игровой деятельности дошкольников.
Исследования проводились на базе ГУО « Бобовический ясли- сад». В группе 15 человек, из них 7 девочек и 8 мальчиков. В эксперименте принимали участие все 15 человек.
Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания.
Основным направлением анализа является качественная и количественная обработка полученных данных. Мотивация испытуемых при участие на диагностических занятиях была высокой.
Далее охарактеризуем диагностические методики.
Методика "Игра со взрослым" ( приложение 1)
Данная методика предназначена для выявления уровня развития совместной игры дошкольника с взрослым, а также для диагностики интереса ребёнка к игрушкам, характера употребления игрушек и характера самой игры (манипуляция, процессуальные действия, стремление к более или менее сложному сюжету).
Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки.
Проведение обследования.
Взрослый ( воспитатель) приглашает ребёнка в игровой уголок и эмоционально вовлекает в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать её в коляске, потом уложить спать. Если ребёнок не хочет играть с куклой, ему предлагается нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый( воспитатель) строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину куклу и просит ребёнка провезти её по дорожке. В случае отказа ребёнку предлагается поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их по сачкам.
Оценка действий ребёнка проводится по следующим критериям: характер взаимодействия со взрослым, отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.
Оценка в баллах.
1 балл - не включается в игру со взрослым;
2 балла - включается в игру со взрослым, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет процессуальные действия;
3 балла - включается в игру, выполняет ряд предметно - игровых действий с игрушками;
4 балла - включается в игру, может организовать сюжетную игру.
Результаты на диаграмме представлены далее.
Методика " Индивидуальная ролевая игра" ( приложение 2)
Данная методика направлена на выявления уровня развития индивидуальной самостоятельной сюжетно - ролевой игры.
Оборудование: в игровом уголке находятся куклы, посуда, бельё, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки.
Процедура проведения обследования: ребёнку предлагается поиграть в игровом уголке, при этом отмечает интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребёнка во время игры.
Оценка действий проводится по следующим критериям: интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету).
Оценка в баллах.
1балл - ребёнок принимает игру на самом элементарном уровне;
2 балла - ребёнок принимает
задание, действует с
3 балла - ребёнок принимает задание, действует с интересом с игрушками,
В результате раскрывается простой сюжет: кормить куклу, укладывать спать, качает её в коляске и т.п.;
4 балла - ребёнок принимает
задание, действует с
Графические результаты представлены далее.
Далее была проведена игровая методика «Недоверчивая кукла» ( прилож. 3)
Данная методика предполагает обучение детей комментированию собственных игровых действий. Целью воспитателя ( экспериментатора) выступает необходимость проследить и выявить уровень вербального сопровождения детьми собственной игры. На сколько включён, погружён воспитанник в импровизацию.
Оборудование: игрушка - кукла.
Ход игры. Детям предлагается поиграть с куклой, произвести с ней определённые действия, но (поскольку кукла "Недоверчивая") до этого необходимо объяснить ей, что ребенок собирается делать.
Например: « Машенька, сейчас я тебя покормлю супом» или «Машенька, сейчас мы пойдём гулять».
Результаты диагностического исследования разделили на 3 группы по уровню развития импровизации у дошкольников и умения комментировать собственные действия: 1 – высокий: ребёнок погружён в игру, все свои действия комментирует, переводя их на реальный план жизни ( т.е. принимает на себя предложенную роль) ; 2- средний: вербальное сопровождение собственных действий, но не погружение в роль, выполняет действия по просьбе воспитателя; 3- низкий : ребёнок играет с куклой, но скован и зажат в вербальной импровизации, выполняет действия по указанию воспитателя.
Графическое изображение диагностического исследования представлено далее.
Методика "Что на что похоже?" (приложение 4) определяет уровень сформированности у дошкольников способности к использованию в игре предметов – заменителей, уровень развития творческого воображения.
Оборудование: маленький мяч, материал детского строителя различной формы (условно называемые кубиками), карандаш, счётные палочки.
Содержание диагностической методики : группе детей предлагается рассмотреть различные предметы (по одному) и обсудить, на что они похожи. Ребёнку, который называет ту или иную версию, предлагается "понарошку" показать действия с реальным предметом ,как с игровым (поговорить по телефону - кубику; поставить кукле градусник - карандаш; покормить куклу яблоком - мячиком" и т.п.)
В результатах исследования
отражены количественные и
Нами также была проведена игра « Мостик» ( приложение5 )
Цель игры: выявление уровня развития способности к коммуникации с партнёром в процессе игры, сформированности чувства ответственности, симпатии в игре, развития воображения.
Ход игры. Воспитатель проводит на полу (или на асфальте) линию длиной около 1 метра или кладёт узкую доску (шириной 20 - 30 см) и объясняет дошкольникам: "Я - мама курица, а вы - мои цыплятки. Нам с вами надо перебраться по мостику через ручей и не упасть в воду".
Главное здесь обратить внимание детей на линию (мостик). Дети строятся друг за другом. Воспитатель берёт за руку первого ребёнка и осторожно проходит с ним по линии (по мостику). Затем игра повторяется, но в роли "мамы - курицы" уже выступает ребёнок.
Уровни сформированности чувства товарищества, коммуникативных способностей с другими участниками игры отражены на диаграмме далее.
Воспитателю немало важно
знать статусное положение
В целях проведения сравнительного анализа поведения дошкольника в процессе игры в коллективе сверстников и причин отсутствия мотивации либо же активное её проявление нами был проведён эксперимент социометрического характер.
Диагностирование статусного положения дошкольников. Социометрический эксперимент: «У кого больше» (приложение 6)
Цель методики: изучение социометрического статуса ребенка в системе межличностных отношений.
Ход исследования: Было предварительно приготовлено по три картинки на каждого ребенка группы. Детей выводят, за исключением одного, в другое помещение. Дети по - одному входят в группу, а после эксперимента выходят в третье помещение. Затем ребенку предлагаем три картинки и объясняем: «Можешь положить их по одной любым трем детям группы. У кого окажется больше всех картинок – тот выиграет. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Фиксируются все действия, которые выполняет ребенок.
В нашем исследовании мы изучаем социометрические статусы и по этой причине социометрическую матрицу заполнять не будем. Диагностические показатели методики социометрического статуса ребенка в системе межличностных отношений.
Статус ребенка
определяется числом
2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,
3 – «принятые» - 1-2 выбора,
4 – «не принятые» - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе.
Результаты видны на диаграмме далее.
2.2. Анализ и результаты исследований.
Методика « Игра со взрослым»
Цель : выявление уровня развития совместной игры дошкольника с взрослым; диагностика интереса ребёнка к игрушкам, характера употребления игрушек и характера самой игры (манипуляция, процессуальные действия, стремление к более или менее сложному сюжету).
Оценка действий ребёнка проводится по следующим критериям: характер взаимодействия со взрослым, отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.
Оценка в баллах.
1 балл - не включается в игру со взрослым;
2 балла - включается
в игру со взрослым, интерес
к игрушкам поверхностный,
3 балла - включается в игру, выполняет ряд предметно - игровых действий с игрушками;
4 балла - включается в игру, может организовать сюжетную игру.
Вывод: Результаты данной
методики показывают, что из числа
всех воспитанников активно
Методика " Индивидуальная ролевая игра"
Цель: выявления уровня развития индивидуальной самостоятельной сюжетно - ролевой игры.
Оценка действий проводится по следующим критериям: интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету).
Оценка в баллах.
1балл - ребёнок принимает игру на самом элементарном уровне;
2 балла - ребёнок принимает
задание, действует с
3 балла - ребёнок принимает
задание, действует с
В результате раскрывается простой сюжет: кормить куклу, укладывать спать, качает её в коляске и т.п.;
4 балла - ребёнок принимает
задание, действует с
Графические результаты представлены так.
Вывод:
Большая часть группы вовлечена в игру. Ребята несут определённую роль, переносят её на реальный план, т.е. действую как в реальной жизни. Можно сказать, что здесь игра для них вовсе не игра, а определённая жизненная ситуация, где они сами выполняют « взрослую» функцию, роль. Лишь 1 человек из группы воспринимает игру игрой, т.е он не чувстует главенства в игре, значимости перенять на себя «взрослую» функцию. Выполняет действия манипулятивного характера, не сопровождаемые вербально.
Игровая методика «Недоверчивая кукла»
Данная методика предполагает обучение детей комментированию собственных игровых действий. Целью воспитателя ( экспериментатора) выступает необходимость проследить и выявить уровень вербального сопровождения детьми собственной игры. На сколько включён, погружён воспитанник в импровизацию.
Вывод: Выделены три уровня сформированности умения импровизировать в игре: высокий, средний, низкий. 7 человек относятся к высокому уровню, т.к. : воспитанники погружены в игру, все свои действия комментирует, переводя их на реальный план жизни ( т.е. принимает на себя предложенную роль), импровизируют с охотой. 7 человек- средний уровень: вербальное сопровождение собственных действий, но не погружение в роль, выполняют действия по просьбе воспитателя. 1 человек- низкий уровень: : ребёнок играет с куклой, но скован и зажат в вербальной импровизации, выполняет действия по указанию воспитателя. Из результата исследования видно, что в основном дошкольники не просто играют с куклой, а стараются говорить с ней, импровизировать, вовсе не считая её куклой.
Методика "Что на что похоже?"
Назначение: определяет уровень сформированности у дошкольников способности к использованию в игре предметов – заменителей, уровень развития творческого воображения.
Информация о работе Особенности игровой деятельности современных дошкольников