Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 01:20, курсовая работа
Цель: определить особенности игровой деятельности современных дошкольников. Задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «игра» и ее значение.
2.Описать игры.
3.Определить особенности игровой деятельности современных дошкольников.
Объект: игровая деятельность.
Предмет: особенности игровой деятельности.
Введение
ГЛАВА 1. Игра и ее значение в развитии дошкольников
1.1. Сущность игры и ее значение
1.2. Классификация игр
1.3. Особенности игровой деятельности современных дошкольников
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности дошкольников
2.1. Организация и методы исследования особенностей игровой деятельности дошкольников.
2.2. Анализ и результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, можно сделать вывод, что игры занимают в жизни дошкольников особое важное место. Многие исследователи (Л.С. Выготский Д.В. Эльконин, А.П. Усова и др.) доказали, что игры имеют в педагогике очень важное значение для развития ребенка. В них наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, физического и нравственного).
1.2. Классификация игр.
Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.
Основу классификации
игр, которая принята в
П.Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.
В советской
педагогике вопрос о
В современной педагогической
литературе и в практике игры,
которые создаются самими
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов; строительные).
При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы — подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.
Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека... Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики».
В современных детских садах народные игры («Палочка-выручалочка», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Фанты», «Краски» и др.) относятся к числу наиболее любимых детьми. Они не только увлекательны, но и требуют внимания, сообразительности, умственного и физического усилия.
Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх — без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета. [3, с.14-15].
Большая потребность в активности у детей дошкольного возраста получает свою реализацию в многочисленных видах деятельности, в которых они включены. Одним из наиболее существенных видов деятельности, во многом предопределяющим психическое развитие в этом возрасте, является игра.
Существует несколько
видов игр, характерных для
детей дошкольного возраста. К
ним относятся сюжетно-ролевые,
Сюжетно-ролевая
игра – ведущий вид
В сюжетно-ролевой игре ребенок моделирует повседневную жизнь, которую ведут взрослые. Структура сюжетно-ролевый игры включает сюжет и содержание, роль, игровые действия, игровой материал и правила.
Руководствуясь
ролью, ребенок учиться
Кроме сюжетно-ролевых игр, дошкольники активно играют во всевозможные подвижные игры. Структура подвижных игр включает в себя игровые действия, правила, материал, а также нередко роль и сюжет. Прямое назначение двигательных игр – формирование двигательных качеств ребенка, способствует психическому развитию ребенка.
Существует группа
игр, организующих взрослыми
Таким образом, отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил.
Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач.
1.3. Особенности
игровой деятельности
Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.
Это особенность
очень убедительно
Выдающийся режиссер и актер К.С. Станиславский в книге «Работа актера над собой» характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку сказать себе «как будто бы», и вымысел уже живет в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, что они могут верить, и то, чего надо не замечать.
Воспроизведение реальных действий в игре не является точным копированием, зеркальным их отображением. Дети не связаны всеми конкретными условиями реальной обстановки, временем, строгой последовательностью действий. Играя, они верят в то, что, оставаясь в комнате, плывут среди бушующего моря, переживают чувство страха и радость его преодоления. Как отважные космонавты, летят на Луну и возвращаются обратно. События развиваются, как в сказке, «не по дням, а по часам».
Еще одна особенность игровой деятельности – ее самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, ее создателями. Они, как уже говорилось, отражают в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним.
Особенностью
детской игры является также
сочетание и взаимосвязь
Дети не играют
молча. Даже когда ребенок
Большая потребность в активности у детей дошкольного возраста получает свою реализацию в многочисленных видах деятельности, в которых они включены. Одним из наиболее существенных видов деятельности, во многом предопределяющим психическое развитие в этом возрасте, является игра.
Существует несколько видов игр, характерных для детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.
Сюжет игры — это ряд событий, объединенных жизненно
мотивированными связями. В сюжете раскрывается
содержание игры - характер тех действий
и отношений, которыми связаны участники
событий.
К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей (старших, а иногда и сверстников), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер и т. д. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения — равноправия, подчинения или управления — вступает с другими играющий, принявший на себя ту или иную роль.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
Как товарищи по игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). Но между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет лошадь), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие. [16, c.54].
Информация о работе Особенности игровой деятельности современных дошкольников