Особенности игровой деятельности современных дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить особенности игровой деятельности современных дошкольников. Задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «игра» и ее значение.
2.Описать игры.
3.Определить особенности игровой деятельности современных дошкольников.
Объект: игровая деятельность.
Предмет: особенности игровой деятельности.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Игра и ее значение в развитии дошкольников
1.1. Сущность игры и ее значение
1.2. Классификация игр
1.3. Особенности игровой деятельности современных дошкольников

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности дошкольников
2.1. Организация и методы исследования особенностей игровой деятельности дошкольников.
2.2. Анализ и результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (Автосохраненный).doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Результаты исследования разделены на две группы : 1- ученики , способные заменять реальные предметы выдуманными( например, телефон- кубик), т.е с соответствующим возрасту уровнем развития воображения,  2- ученики с нестандартным способом воображения из числа 1 группы.

1 группа. Из 15 воспитанников  : 5- хорошо используют предметы- заменители, активно фантазируют; 7- применяют  предметы- заменители выборочно,  в силу не знания, чем заменить, фантазируют с меньшей степенью  активности; 3- не назвали ни одного  предмета, способного заменить реальны, слабо развита фантазия.

2 группа: Это воспитанники  из числа группы 1, которые активно  фантазируют и без труда называют  замену предложенным  предметам.

Графически это выглядит так.

 

 Вывод:

Большая часть группы способна  называть окружающие предметы и явления другими словами, активно  фантазируют. 7  человек из числа  « фантазёров» смогли назвать  не все предметы, а 3 человека не назвали  ни одного предмета заменителя, слабо  и безынициативно фантазировали. В результате данного исследования можно сказать, что дошкольники  способны видеть мир другими глазами, им не составляет труда найти замену какому- либо предмету, а также они способны в следствии  применить эти предметы  в творческой обстановке, т.е показывать действие, где применим тот или иной предмет. З человека из 5 проявили нестандартный способ воображения. Они называли предметы не только внешне похожие на реальные, но и с учётом их функциональной принадлежности.

 

Игра « Мостик»

Цель игры:  выявление  уровня развития способности к коммуникации с партнёром в процессе игры, сформированности чувства ответственности, товарищества и симпатии в игре, развития воображения.

Проявление коммуникативных  способностей выражается: 1. Сильно; 2. Умеренно; 3. Слабо.

Проявление ответственности, товарищества и симпатии к другим участникам игры выражается в таких  же показателях, что и проявление коммуникативных способностей.

Результаты представлены на диаграмме.

 

 

Вывод : Коммуникативные  способности проявляются сильно в процессе игры у 5 человек, умеренно- у 5, слабо- у 3 . Чувство ответственности, товарищества, симпатии слабо выражено у  1 человека, причём на протяжении всего за этим человеком замечено проявление скованности и неактивности в деятельности, нежелание проявить инициативу и творчество, он мало общается с другими участниками игр, предпочитает  стоят в стороне и наблюдать, либо играть самостоятельно.  7 человек  умеренно проявляют  чувство товарищества, ответственности и симпатии. Они заботятся друг за другом в процессе игры, оказывают помощь и поддержку, без проблем принимают друг друга к себе в игру.  Были отмечены 7 человек, которые проявляют данные качества в большей степени в сравнении с другими членами группы. Они с инициативой оказываю помощь другим, самостоятельно предлагаю собственную помощь, следят, чтобы  всем комфортно в игре, которую они сами же организуют.

 

Социометрический  эксперимент: «У кого больше»

Цель методики: изучение социометрического статуса ребенка в системе межличностных отношений.

 

4-х статусных категории:

1 – «звезды» : 5 и более  выборов,

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 – «принятые» - 1-2 выбора,

4 – «не принятые»  - 0 выборов.

 

Вывод:  В результате проведения данного эксперимента мы выявили, что группа выбирает в игре постоянно одних и тех же 4 человека, они занесены в категорию «звёзды»,  7 человек в категорию « предпочитаемые». С этим количественным составом предпочитает играть и иметь «отношения»  большая часть группы, но при этом это не лидирующая категория. Эти воспитанники с лёгкостью организуют игру и принимают в неё всех участников группы по желанию.  4 воспитанника распределены  в категорию « принятые». Эта категория, в которой находятся дети, чаще всего конфликтующие в игре и нечестные по отношению к другим участникам коллектива. Они не вовсе не принимаемые в игру, а всего лишь принимаемые с долей  избирательности со стороны других членов группы. Ребят, которые не принимаются в игру совсем не выявлено.

 

Вывод: Большая часть  участников группы активно и с  интересом  играют, проявляют заботу о других членах коллектива, в процессе игры не скованны, коммуникативны. Поддерживается атмосфера доброжелательности.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, игра - ведущий  вид деятельности ребенка дошкольного  возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими  людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении

состоит в том, что  желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры[7,c.209].

Для ребенка игра –  способ самореализации и самовыражения. У каждого малыша свой мир игры, и, попадая в общество сверстников, он открывает для себя «миры» других детей. Это увлекательно и интересно, но и очень трудно – понять и принять мир другого, раскрыть для него свой мир.

Преимущество игры перед  любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность[3,c.197].

И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что  они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

А ведь именно это самостоятельное  регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним[6,c.306].

    По результатам теоретического  и эмпирического исследования проблемы игровой активности  детей дошкольного возраста и их статуса в группе нами  определено следующее:

§ Вопросами игровой активности и особенностями межличностных отношений, в частности статусного положения в группах дошкольников представлено в работах следующих авторов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожеца, Я.Л. Коломинского, В.Н. Мясищева, А.П. Усовой, А.С. Спиваковской, В.С. Мухиной, Т.Н. Счастной, Н.Я. Михайленко, А.А. Рояк, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной других. Но проблема взаимосвязи игровой активности и статуса в группе относительно дошкольного возраста основательно не раскрыта.

§ Каждый ребенок занимает в игре в группе сверстников определенное положение -  статус, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т.д.

§ Низкий статус ребенка проявляется только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или между ведущими потребностями ребенка и сверстников. В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует формированию низкого статусного положения ребенка в группе  при его низкой игровой активности.

§ Эмпирическое исследование игровой активности  дошкольников показало, что игровая активность наиболее развита среди дошкольников на среднем уровне, далее следует высокий уровень и низкий[10,c.287].

 

Эффективность формирования умений детей дошкольного возраста играть напрямую зависит от знаний педагога дошкольного учреждения современных дошкольников: от целенаправленного обогащения практического опыта ребенка, постепенного перевода его в игровой план и побуждения дошкольников к творческому отражению действительности во время самостоятельных игр. Это прослеживается в процессе организации игры и её осуществлении, в котором и решаются основные задачи  и назначение игр. Следовательно, гипотеза доказана, задачи решены и цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Проблемы дошкольной  игры: Психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я.  Михайленко: Научно-исследовательский  институт дошкольного воспитания  Академии педагогич. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1987. – 192с.

2. Воспитание детей  в игре: пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е. изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1983.- 192с., ил.

3. Менджерицкая Д.В.  Воспитателю о детской игре: Пособие  для воспитателя дет. сада / Под  ред. Т.А. Марковой.- М.: Просвещение, 1982.-128с., ил.

4. Выготский Л.С. Игра  и ее роль в психологии развития  ребенка // Вопросы психологии, 1966, №6.

5. Большая книга афоризмов  / Сост. К.В. Душенко. Изд. 7-е исправленное.- М.: Изд-во Эксмо, 2002-с.1056.

6. Смирнова Е.И. Современный  дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002.-№4.

7. Петровский В.А., Кларина  Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П.  Построение развивающей среды  в дошколном учреждении // Дошкольное  образование. – М., 1993-287с.

8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 1997 - 127.

9. Эльконин Д.Б. Психология  игры. М., 1999. с.440.

10. Усова А.П. Воспитание  общественных качеств у ребенка  в игре // Психология и педагогика  игры дошкольника. М,1966. с.348.

11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Пер. с фр. М.: Л., 1982. 412с.

12. Усова А.П. Роль  игры в воспитании детей. М. 1976. 96с.

 

 

 

 

13. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для учащихся пед.  уч-щ по спец. 2002 «Дошк. воспитание»  и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Просвещение, 1986. 415с.

14. Лесгафт П.Ф. Руководство  по физическому образованию детей  дошкольного возраста. М., 1982. – 128с., ил.

15. Конспект лекций по психологии для дошкольного отд-ния. В трех частях. Ч 1 / М.А. Дыгун, А.В. Качалко, Н.Е. Савельева: под ред. М.А. Дыгуна. –Мн.: Жассон, 2005. 208с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика "Игра со взрослым" ( приложение 1)

Цель: выявления уровня развития совместной игры дошкольника с взрослым, а также для диагностики интереса ребёнка к игрушкам, характера употребления игрушек и характера самой игры (манипуляция, процессуальные действия, стремление к более или менее сложному сюжету).

Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки.

Проведение обследования.

Взрослый ( воспитатель) приглашает ребёнка в игровой  уголок и эмоционально вовлекает в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать её в коляске, потом уложить спать. Если ребёнок не хочет играть с куклой, ему предлагается нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый( воспитатель) строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину куклу и просит ребёнка провезти её по дорожке. В случае отказа ребёнку предлагается поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их по сачкам.

Оценка действий ребёнка  проводится по следующим критериям: характер взаимодействия со взрослым, отношение к игрушкам, интерес  и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.

 

 

 

 

 

 

 

Методика  " Индивидуальная ролевая игра" ( приложение 2)

Данная методика направлена на выявления уровня развития индивидуальной самостоятельной сюжетно - ролевой  игры.

Оборудование: в игровом  уголке находятся куклы, посуда, бельё, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки.

Процедура проведения обследования: ребёнку предлагается поиграть в  игровом уголке, при этом отмечает интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребёнка во время игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая методика «Недоверчивая  кукла» ( прилож. 3)

Данная методика предполагает обучение детей комментированию  собственных игровых действий. Целью  воспитателя ( экспериментатора)  выступает необходимость проследить и выявить уровень вербального сопровождения детьми собственной игры. На сколько включён, погружён воспитанник в импровизацию.

Оборудование: игрушка - кукла.

Ход игры. Детям предлагается  поиграть с куклой, произвести с  ней определённые действия, но (поскольку кукла "Недоверчивая") до этого необходимо объяснить ей, что ребенок собирается делать.

Например: « Машенька, сейчас я тебя покормлю супом»  или  «Машенька, сейчас мы пойдём гулять».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика "Что на что  похоже?" (приложение 4)

Определяет уровень  сформированности  у дошкольников способности к использованию в игре предметов – заменителей, уровень развития творческого воображения.

Оборудование: маленький  мяч, материал детского строителя различной  формы (условно называемые кубиками), карандаш, счётные палочки.

Информация о работе Особенности игровой деятельности современных дошкольников