Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 01:20, курсовая работа
Цель: определить особенности игровой деятельности современных дошкольников. Задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «игра» и ее значение.
2.Описать игры.
3.Определить особенности игровой деятельности современных дошкольников.
Объект: игровая деятельность.
Предмет: особенности игровой деятельности.
Введение
ГЛАВА 1. Игра и ее значение в развитии дошкольников
1.1. Сущность игры и ее значение
1.2. Классификация игр
1.3. Особенности игровой деятельности современных дошкольников
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности дошкольников
2.1. Организация и методы исследования особенностей игровой деятельности дошкольников.
2.2. Анализ и результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Результаты исследования разделены на две группы : 1- ученики , способные заменять реальные предметы выдуманными( например, телефон- кубик), т.е с соответствующим возрасту уровнем развития воображения, 2- ученики с нестандартным способом воображения из числа 1 группы.
1 группа. Из 15 воспитанников
: 5- хорошо используют предметы- заменители,
активно фантазируют; 7- применяют
предметы- заменители выборочно,
в силу не знания, чем заменить,
фантазируют с меньшей
2 группа: Это воспитанники
из числа группы 1, которые активно
фантазируют и без труда
Графически это выглядит так.
Вывод:
Большая часть группы способна называть окружающие предметы и явления другими словами, активно фантазируют. 7 человек из числа « фантазёров» смогли назвать не все предметы, а 3 человека не назвали ни одного предмета заменителя, слабо и безынициативно фантазировали. В результате данного исследования можно сказать, что дошкольники способны видеть мир другими глазами, им не составляет труда найти замену какому- либо предмету, а также они способны в следствии применить эти предметы в творческой обстановке, т.е показывать действие, где применим тот или иной предмет. З человека из 5 проявили нестандартный способ воображения. Они называли предметы не только внешне похожие на реальные, но и с учётом их функциональной принадлежности.
Игра « Мостик»
Цель игры: выявление уровня развития способности к коммуникации с партнёром в процессе игры, сформированности чувства ответственности, товарищества и симпатии в игре, развития воображения.
Проявление коммуникативных способностей выражается: 1. Сильно; 2. Умеренно; 3. Слабо.
Проявление ответственности, товарищества и симпатии к другим участникам игры выражается в таких же показателях, что и проявление коммуникативных способностей.
Результаты представлены на диаграмме.
Вывод : Коммуникативные способности проявляются сильно в процессе игры у 5 человек, умеренно- у 5, слабо- у 3 . Чувство ответственности, товарищества, симпатии слабо выражено у 1 человека, причём на протяжении всего за этим человеком замечено проявление скованности и неактивности в деятельности, нежелание проявить инициативу и творчество, он мало общается с другими участниками игр, предпочитает стоят в стороне и наблюдать, либо играть самостоятельно. 7 человек умеренно проявляют чувство товарищества, ответственности и симпатии. Они заботятся друг за другом в процессе игры, оказывают помощь и поддержку, без проблем принимают друг друга к себе в игру. Были отмечены 7 человек, которые проявляют данные качества в большей степени в сравнении с другими членами группы. Они с инициативой оказываю помощь другим, самостоятельно предлагаю собственную помощь, следят, чтобы всем комфортно в игре, которую они сами же организуют.
Социометрический эксперимент: «У кого больше»
Цель методики: изучение социометрического статуса ребенка в системе межличностных отношений.
4-х статусных категории:
1 – «звезды» : 5 и более выборов,
2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,
3 – «принятые» - 1-2 выбора,
4 – «не принятые» - 0 выборов.
Вывод: В результате
проведения данного эксперимента мы
выявили, что группа выбирает в игре
постоянно одних и тех же 4 человека,
они занесены в категорию «звёзды»,
7 человек в категорию «
Вывод: Большая часть участников группы активно и с интересом играют, проявляют заботу о других членах коллектива, в процессе игры не скованны, коммуникативны. Поддерживается атмосфера доброжелательности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении
состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры[7,c.209].
Для ребенка игра – способ самореализации и самовыражения. У каждого малыша свой мир игры, и, попадая в общество сверстников, он открывает для себя «миры» других детей. Это увлекательно и интересно, но и очень трудно – понять и принять мир другого, раскрыть для него свой мир.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность[3,c.197].
И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.
А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним[6,c.306].
По результатам теоретического и эмпирического исследования проблемы игровой активности детей дошкольного возраста и их статуса в группе нами определено следующее:
§ Вопросами игровой активности и особенностями межличностных отношений, в частности статусного положения в группах дошкольников представлено в работах следующих авторов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожеца, Я.Л. Коломинского, В.Н. Мясищева, А.П. Усовой, А.С. Спиваковской, В.С. Мухиной, Т.Н. Счастной, Н.Я. Михайленко, А.А. Рояк, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной других. Но проблема взаимосвязи игровой активности и статуса в группе относительно дошкольного возраста основательно не раскрыта.
§ Каждый ребенок занимает в игре в группе сверстников определенное положение - статус, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т.д.
§ Низкий статус ребенка проявляется только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или между ведущими потребностями ребенка и сверстников. В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует формированию низкого статусного положения ребенка в группе при его низкой игровой активности.
§ Эмпирическое исследование игровой активности дошкольников показало, что игровая активность наиболее развита среди дошкольников на среднем уровне, далее следует высокий уровень и низкий[10,c.287].
Эффективность формирования умений детей дошкольного возраста играть напрямую зависит от знаний педагога дошкольного учреждения современных дошкольников: от целенаправленного обогащения практического опыта ребенка, постепенного перевода его в игровой план и побуждения дошкольников к творческому отражению действительности во время самостоятельных игр. Это прослеживается в процессе организации игры и её осуществлении, в котором и решаются основные задачи и назначение игр. Следовательно, гипотеза доказана, задачи решены и цель достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Проблемы дошкольной
игры: Психолого-педагогический
2. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е. изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1983.- 192с., ил.
3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой.- М.: Просвещение, 1982.-128с., ил.
4. Выготский Л.С. Игра
и ее роль в психологии
5. Большая книга афоризмов / Сост. К.В. Душенко. Изд. 7-е исправленное.- М.: Изд-во Эксмо, 2002-с.1056.
6. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002.-№4.
7. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошколном учреждении // Дошкольное образование. – М., 1993-287с.
8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 1997 - 127.
9. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999. с.440.
10. Усова А.П. Воспитание
общественных качеств у
11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Пер. с фр. М.: Л., 1982. 412с.
12. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М. 1976. 96с.
13. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 2002 «Дошк. воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Просвещение, 1986. 415с.
14. Лесгафт П.Ф. Руководство
по физическому образованию
15. Конспект лекций по психологии для дошкольного отд-ния. В трех частях. Ч 1 / М.А. Дыгун, А.В. Качалко, Н.Е. Савельева: под ред. М.А. Дыгуна. –Мн.: Жассон, 2005. 208с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика "Игра со взрослым" ( приложение 1)
Цель: выявления уровня развития совместной игры дошкольника с взрослым, а также для диагностики интереса ребёнка к игрушкам, характера употребления игрушек и характера самой игры (манипуляция, процессуальные действия, стремление к более или менее сложному сюжету).
Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки.
Проведение обследования.
Взрослый ( воспитатель) приглашает ребёнка в игровой уголок и эмоционально вовлекает в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать её в коляске, потом уложить спать. Если ребёнок не хочет играть с куклой, ему предлагается нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый( воспитатель) строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину куклу и просит ребёнка провезти её по дорожке. В случае отказа ребёнку предлагается поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их по сачкам.
Оценка действий ребёнка проводится по следующим критериям: характер взаимодействия со взрослым, отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.
Методика " Индивидуальная ролевая игра" ( приложение 2)
Данная методика направлена на выявления уровня развития индивидуальной самостоятельной сюжетно - ролевой игры.
Оборудование: в игровом уголке находятся куклы, посуда, бельё, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки.
Процедура проведения обследования: ребёнку предлагается поиграть в игровом уголке, при этом отмечает интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребёнка во время игры.
Игровая методика «Недоверчивая кукла» ( прилож. 3)
Данная методика предполагает обучение детей комментированию собственных игровых действий. Целью воспитателя ( экспериментатора) выступает необходимость проследить и выявить уровень вербального сопровождения детьми собственной игры. На сколько включён, погружён воспитанник в импровизацию.
Оборудование: игрушка - кукла.
Ход игры. Детям предлагается поиграть с куклой, произвести с ней определённые действия, но (поскольку кукла "Недоверчивая") до этого необходимо объяснить ей, что ребенок собирается делать.
Например: « Машенька, сейчас я тебя покормлю супом» или «Машенька, сейчас мы пойдём гулять».
Методика "Что на что похоже?" (приложение 4)
Определяет уровень сформированности у дошкольников способности к использованию в игре предметов – заменителей, уровень развития творческого воображения.
Оборудование: маленький мяч, материал детского строителя различной формы (условно называемые кубиками), карандаш, счётные палочки.
Информация о работе Особенности игровой деятельности современных дошкольников