Особенности лексического строя речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 22:09, дипломная работа

Описание работы

Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР является крайне необходимыми.
Цель исследования: изучить и опытно-экспериментальном путем апробировать особенности лексического строя речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Предмет исследования: процесс формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы изучения лексического строя речи у детей с задержкой психического развития
1.1.Лексика: Сущность и содержание……………………………………………….7
1.2.Нарушение лексического строя речи у детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..16
1.3.Психолого-педагогические особенности учащихся с задержкой психического развития……………………………………………………………………………...11
Выводы по I главе………………………………………………………………….20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей лексического строя речи у детей с задержкой психического развития
2.1. Организация экспериментального исследования……………………………28
2.2. Коррекционная работа по развитию лексического строя речи…………….30
2.3. Результаты эксперимента……………………….……………………………..39
Выводы по II главе………………………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………………….64
Список литературы…………………………………………………………………67
Приложения…………………………………………………………………………70

Файлы: 1 файл

государственное бюджетное образовательное учреждение Бокситовская специальная.docx

— 320.56 Кб (Скачать файл)

государственное бюджетное  образовательное учреждение Бокситовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VII вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нурмухаметова Сажида Салимхановна

 

Особенности лексического строя речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Руководитель: Шайдуллина Гузель Фаяновна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3 
Глава 1.Теоретические основы изучения лексического строя речи у детей с задержкой психического развития

1.1.Лексика: Сущность и содержание……………………………………………….7

1.2.Нарушение лексического строя речи у детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..16 
1.3.Психолого-педагогические особенности учащихся с задержкой психического развития……………………………………………………………………………...11 
Выводы по I главе………………………………………………………………….20

Глава 2.Опытно-экспериментальная  работа по изучению особенностей лексического строя речи у детей с задержкой  психического развития

2.1. Организация экспериментального исследования……………………………28

2.2.  Коррекционная работа по развитию лексического строя речи…………….30

2.3. Результаты эксперимента……………………….……………………………..39

Выводы по II главе………………………………………………………………….41 
Заключение………………………………………………………………………….64 
Список литературы…………………………………………………………………67 
Приложения…………………………………………………………………………70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Задержка  психического развития - это

       Проблема нарушения лексического  строя речи и их коррекции  у младших школьников является  одной из актуальных проблем,  что обусловлено значительной  распространенностью этой формы  психического дизонтогенеза и связано с потребностями теории и практики коррекционного обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития.

      Многочисленные  исследователи, занимающиеся изучением  детей с задержкой психического  развития, отмечают сложность и  разнообразие картины дефекта,  затронутость различных сторон психической деятельности (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и другие).

       У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций отмечают: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонетического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделить фонемы родного языка), выраженное отставанием в формировании словарного запаса и лексического строя речи.

       Совокупность перечисленных нарушений  служит серьезным препятствием  в овладении программой детского  сада, а в дальнейшем и программой  общеобразовательной школы. Поэтому  своевременное выявление, изучение  и коррекция речевых нарушений  у детей с ЗПР является крайне  необходимыми.

Цель  исследования: изучить и опытно-экспериментальном путем апробировать особенности лексического строя речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР). 
Предмет исследования: процесс формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития.

Гипотеза  исследования: развитие лексического строя речи будет эффективным если:

 

 

Методы: наблюдение, эксперимент, беседа

Исследование проводилось  на базе ГБОУ Бокситовская СКОШИ VII вида, младшая группа.   

 Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений. Названия глав отражают их содержание. 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ О ЛЕКСИКЕ, ЛЕКСИКОЛОГИИ, СЕМАСИОЛОГИИ И ЭТИМОЛОГИИ

 Лексика (от греч. Lexicos - словарный) — это совокупность всех слов языка, его словарный состав.

Раздел языкознания, изучающий  словарный состав языка, называется лексикологией (от греч. Lexicos - словарный и logos— учение). У терминов «лексика» и «лексикология» корень общий, но выражают они совершенно разные понятия, которые нельзя путать.

Лексика — это слова; лексикология — наука о словах.

Лексикология многоаспектна, то есть она изучает слово с самых различных сторон:

1.   Значение слова;

2.   Отношения между  словами;

3.   Происхождение слова;

4.   Сфера употребления  слова;

5.   Экспрессивность  и стилистическая окраска слова.  Изучение лексики во всех этих  аспектах обнаруживает, что огромное  количество слов русского языка  — это не хаотическое скопление,  а совершенно определенная система, так как все слова так или иначе соотносятся и связываются Друг с Другом. Следовательно, в целом лексикология изучает словарную, то есть лексическую систему языка.

Одним из основных разделов лексикологии является семасиология (от греч. Semasia — значение и logos — учение), или семантика (от греч. Sema - знак), которая изучает все вопросы, связанные со значением слова, а также изменения значения слова.

Семасиология — наука  более молодая и более узкая, так как она изучает только один аспект слова — его значение.

Именно семасиология изучает  особенности возникновения значения в слове, изменения в значениях слов, количество этих значений и отношения между ними.

Специальным разделом лексикологии является этимология (от греч. Etitnon — истинное значение слова) — наука, изучающая происхождение слова.

Слово как основная единица языка.

Что же такое слово?

Слово — основная лексическая единица языка, которая  является звуком или комплексом звуков, обладающим значением и

употребляющихся  в  речи  как самостоятельное  целое   (по  Н.   М.

Шанскому).

Материальной основой  слова является звуковая оболочка. Она никакого явления действительности не отражает.

Например: котахрезис — мы читаем это слово, но никакого явления действительности представить не можем.

Следовательно, звуковая оболочка лишь называет предмет или явление.

За звуковой оболочкой, то есть за звуковым комплексом, произвольно  закрепляется то или иное значение, содержание, смысл. За словом человек закрепилось одно значение, за словом улица — другое, за словом дерево — третье и так далее.

Например, слово дерево восходит к звукоподражанию «др-р-р-р-тр-р-р» = треск падающего дерева

drevo —> древо, древесный

древо, дерево, деревня <— dervo Т >1

derevo —* дерево, драть, деру

Следовательно, слово, то есть комплекс звуков, обозначает не сам предмет, а наше представление, понятие о нем.

В целом лексическое значение выражает взаимосвязь между комплексом звуков и явлением действительности. Значение закрепляется в нашем мышлении, и делается это совершенно произвольно. Вот почему одни и те же предметы в разных языках обозначаются по-разному, например:

рус. дерево [д'э'р'ьвъ], англ, tree [tri:]

Значение  слова, содержание слова — это его внутренняя сторона, а звуковая оболочка — это его внешняя сторона.

Внешняя сторона — это форма слова. Слово — это единство внутренней стороны, или формы и содержания

Сочетание звуков не будет  считаться словом, если оно не наполнено  определенным содержанием.

Совокупность внешних  и внутренних сторон слова придает  слову целый ряд признаков, которые  отличают его как основную лексическую  единицу от любой другой языковой единицы.

Назовем 5 наиболее существенных признаков слова:

1.   Фонетическая оформленность. Слово представляет собой всегда определенное звучание, состоящее как минимум из одной фонемы.

2.   Недвууларность. Это свойство позволяет четко различать смежные явления лексики и фразеологии. Слово в отличие от фразеологического оборота всегда выступает или как безударное, или как имеющее одно основное ударение. Если перед нами единица, имеющая два основных ударения, то это не слово, а более сложное образование: фразеологический оборот или свободное сочетание слов.

3.   Семантическая валентность. В языке нет ни одного слова, не имеющего значения. Всякое слово — это не только определенное звучание, но и какое-либо значение. Именно этим слово и отличается от звука, способного различать звуковую оболочку слов и морфем, но не обладающего значением.

4.   Лексико-грамматическая   отнесенность.   Каждое   слово   обязательно принадлежит к какой-либо знаменательной или служебной части речи.

5.   Непроницаемость. Это неизменяемость, постоянство структуры слова. Свойство непроницаемости характерно абсолютно для всех слов: внутрь слов вставлять слова (и тем более — сочетания слов) в русском языке нельзя.

Например, слово город имеет постоянную фонетическую оболочку, состоящую из 5 звуков, одно ударение, обладает определенным значением, относится к именам существительным, не допускает никаких вариаций внутри исторически сложившейся звуковой оболочки.

Лексическое и  грамматическое значения слова.

 Лексическим значением, то есть внутренним смыслом, обладают не все слова, а только те, которые могут выражать понятия. Такие слова называются полнозначными или самостоятельными. С грамматической точки зрения к ним относятся: существительные, прилагательные, числительные, глаголы, наречия, местоимения.

Служебные же слова, модальные слова и междометия понятий не обозначают, и они не связаны с предметами реальной действительности.

У этих слов особые значения: они выражают найти отношения  и чувства к чему-либо: безусловно, oulypal к счастью и т. д.

В основе лексического значения, которым обладают только пол-нрзначные слова, лежит понятие, но равенства между лексическим значением и понятием нет.

Понятие — это  копия предмета реальной действительности в нашем мышлении. Понятие в  слове всегда одно, а значений может  быть несколько.

Например, у понятия зеленый могут быть следующие значения:

•    Зеленый карандаш (цветовая характеристика);

•    Зеленый плод (степень вызревания, сравнить: спелый плод);

•    Зеленое лицо (характеристика нездоровья, степени усталости);

•    Зеленый возраст (степень социальной зрелости).

Только в том случае, если слово является термином, понятие совпадает со значением. Например: суффикс, корень, фонема и т.д.

Главная разница между  понятием и значением в том, что  понятие— это копия, точное обозначение, а в значение всегда входит эмоционально-экспрессивная окраска (модальность). Например: слово солнышко — здесь есть уменьшительно- ласкательный оттенок; слово бабка — носит пренебрежительный оттенок.

В понятии этих оттенков быть не может (сравнить: употребление слов морфемочка, фонемочка неграмотно).

В любом слове существует еще и грамматическое значение. Грамматические значения дополняют лексические значения и отражают принадлежность слова к определенной грамматической категории. Грамматическими категориями являются значения рода, числа, падежа, склонения, залога, вида и т.д.

Грамматические значения помогают классифицировать лексику  русского языка. Например, между словами самолет, школа, ходьба нет ничего общего с точки зрения лексического значения, то есть содержания, но грамматические значения у них одинаковы и позволяют отнести их к существительным в форме единственного числа, именительного падежа.

Ни одно слово в русском  языке не остается без грамматического  значения.

Лексические  значения во  всех  языках  образуются  совершенно

одинаково (предмет —> понятие —> звуковая оболочка —> название). Грамматические же значения образуются по-разному в разных языках. Вот почему в русском языке 6 падежей, в немецком языке — 4 падежа, а во французском и английском языках их вообще не существует.

Носителем лексического значения является основа слова. Например: высокий, высота.

Грамматическое же значение выражается с помощью окончаний, суффиксов, приставок, ударений, вспомогательных  слов.

Например, в слове сторона окончание -а показывает, что это существительное женского рода, единственного числа, именительного падежа, 1 склонения.

При изменении лексического значения изменяется и грамматическое значение слова. Это особенно заметно  при переходе одних частей речи в  другие (верхом, кругом, столовая — эти слова имеют сейчас другие грамматические значения, чем прежде).

Информация о работе Особенности лексического строя речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития