Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 22:09, дипломная работа
Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР является крайне необходимыми.
Цель исследования: изучить и опытно-экспериментальном путем апробировать особенности лексического строя речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Предмет исследования: процесс формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы изучения лексического строя речи у детей с задержкой психического развития
1.1.Лексика: Сущность и содержание……………………………………………….7
1.2.Нарушение лексического строя речи у детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..16
1.3.Психолого-педагогические особенности учащихся с задержкой психического развития……………………………………………………………………………...11
Выводы по I главе………………………………………………………………….20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей лексического строя речи у детей с задержкой психического развития
2.1. Организация экспериментального исследования……………………………28
2.2. Коррекционная работа по развитию лексического строя речи…………….30
2.3. Результаты эксперимента……………………….……………………………..39
Выводы по II главе………………………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………………….64
Список литературы…………………………………………………………………67
Приложения…………………………………………………………………………70
Таблица-ключ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
А |
О |
У |
И |
Ы |
Э |
Е |
Ё |
Ю |
Я |
Образец. 8ж, л4с1, к2р2в1 , в2лк (ёж, лиса, корова, волк)
п2м4д2р, 2гЗр7ц, 0бл2к2, м2рк2вь
т7л7в4з2р, т2рш7р, шк1ф,
Аналогичным образом могут быть зашифрованы предложения и небольшие тексты. Ребенку предлагается текст, в котором гласные буквы заменяются цифрами (или значками) в соответствии с таблицей-ключом. Необходимо прочитать текст, записать его в восстановленном виде и пересказать близко к тексту.
После того, как ребенок (дети) освоили это упражнение, предлагается небольшой текст (3-5 предложений), гласные буквы в котором необходимо заменить соответствующими цифрами. Затем прочитать текст, не заглядывая в таблицу-ключ, и попытаться пересказать его близко к тексту.
Диагностика сформированности лексического строя речи (словаря) у детей младшего школьного возраста
Нами проводилось исследование сформированности лексики у детей младшего школьного возраста. В исследовании принимали участие 12 детей с ЗПР посещающих младшую группу для детей с нарушениями речи, и 12 детей с нормальным речевым развитием этого же возраста в качестве контрольной группы (КГ). Констатирующий эксперимент проводился на базе центра развития детей муниципального детского сада № 165, города Оренбурга. В состав основной группы (ОГ) дети 6 лет, в личных делах которых (по итогам обследования в условиях психолого - медико-педагогической консультации) имелось заключение о наличии общего недоразвития речи, третий уровень речевого недоразвития (по классификации Р. Е. Левиной).
Для исследования была разработана
диагностическая методика на базе методики
психолого-логопедического
Методика выявления уровня сформированости лексики у детей дошкольного возраста.
1 блок
Цель: Исследование пассивного словаря
Задание № 1. Понимание обобщающих слов с деталями
Инструкция для ребенка: для детей 6 лет: детали мебели, транспорта, животных, посуды.
Оценка: всего предъявляют 6 проб, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание № 2. Понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы).
Инструкция для ребенка: Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет: «У кошки котенок» (ребенок показывает и т. д.). «У лошади жеребенок», «У собаки щенок», «У коровы теленок», «У белки бельчонок», «У тигра тигренок», «У медведя медвежонок», "У ежа ежонок", "У овечки ягненок", "У козы козленок".
Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание № 3 Понимание слов с противоположным значением
(для подготовительной группы).
Инструкция для ребенка: Процедура та же: логопед называет, ребенок показывает на картинках:
входит — выходит
подходит — отходит
длинный — короткий
влетает — вылетает
Оценка: 18 картинок, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
2 блок
Цель: Исследование активного словаря
Задание.№ 4. Состояния глагольного (предикативного) словаря. Назвать действие по предъявленному предмету.
Инструкция для ребенка: Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» ... (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.
Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание № 5. Инструкция для ребенка: Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка — ..., кузнечик — ..., змея — ..., лошадка — ..., собака — ..., корова — ..., самолет —... . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.
Оценка: 8 проб, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание № 6 . Подобрать антонимы к следующим словам:
входит — ...
встает — ...
ползет — ...
улетает — ... ложится — ...
плачет — ...
Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.
Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание № 7. Состояние номинативного словаря.
Инструкция для ребенка: Назвать предметные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны); животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь, огурец); фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас).
Оценка: 6 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание № 8. Состояние номинативного словаря.
Инструкция для ребенка: Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, которым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться дети?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?».
Оценка: всего предъявляют 9 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание № 9. Состояние номинативного словаря.
Инструкция для ребенка: Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима.
Оценка: всего предъявляют 8 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание № 10 Состояние атрибутивного словаря
Инструкция для ребенка: Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина.
Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание № 11. Состояние атрибутивного словаря
Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, сухой, черный, кислый, высокий.
Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.
Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система балльных оценок.
Общим для всех проб является трехуровневый характер оценки — это 0, 1, 2 балла:
2 балла - правильное выполнение,
1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит,
0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Исследование проводилось на базе МДОУ №33 комбинированного вида «Наше будущее», Одинцовского района поселка Новоивановское. В нем приняли участие 18 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Целью констатирующего
этапа исследования являлось
изучение особенностей
В данном исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности понимания и употребления слов различных частей речи (в том числе многозначных слов);
2. изучить умения детей
самостоятельно подбирать
3. определить уровень
овладения детьми лексическим
строем речи и выделить
По результатам констатирующего эксперимента были условно выделены 2 группы детей в зависимости от уровня успешности выполнения заданий.
Так, к высокому уровню было отнесено 4 обследуемых. Они правильно понимали и самостоятельно употребляли слова различных частей речи, объясняли значения многозначных слов, подбирали антонимы и синонимы к словам и словосочетаниям.
К среднему уровню было отнесено 13 обследуемых детей. Эти дошкольники постоянно прибегали к помощи взрослого, только при стимулирующей помощи могли ответить правильно. Дети затруднялись с заданием на подбор синонимов. В частности они подбирали слова синонимы, относящиеся к другим частям речи. 9 детей при выполнении задания на исправление неправильно употребляемых слов по смыслу указывали на ошибки, но не могли предложить правильный вариант. Трудным для детей было задание на подбор глаголов к прилагательным – 9 детей смогли подобрать только два слова, а 6 детей назвали только одно слово.
К низкому уровню успешности выполнения заданий был отнесен 1 обследуемый. Пассивный и активный словарь беден. Даже правильно называя предлагаемые предметы, ребенок не мог назвать все их части. Ребенку было сложно подобрать к данным существительным подходящие по смыслу глаголы и прилагательные. Только после наводящих вопросов взрослого он подобрал по одному глаголу к существительным. Самостоятельно дошкольник не мог подобрать достаточное количество прилагательных, указывающих на признак предмета, делал много ошибок. Подбор антонимов, синонимов и многозначных слов вызывал трудности у ребенка, самостоятельно справиться с заданием он не смог. У ребенка плохо сформирован процесс обобщения. Не проявлял активности при выполнении заданий.
Особенности МЫШЛЕНИЯ и РЕЧИ
Отставание в развитии
мыслительной деятельности отмечается
уже на уровне наглядных форм мышления,
когда возникают трудности в
формировании сферы образов-представлений,
то есть если наглядно-действенное
мышление ребенка с ЗПР приближено
к норме, наглядно-образное ей уже
не соответствует. Исследователи подчеркивают
сложность создания целого из частей
и выделения частей из целого, трудности
в пространственном оперировании образами,
т.к. образы-представления