Особенности лексического строя речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 22:09, дипломная работа

Описание работы

Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР является крайне необходимыми.
Цель исследования: изучить и опытно-экспериментальном путем апробировать особенности лексического строя речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Предмет исследования: процесс формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы изучения лексического строя речи у детей с задержкой психического развития
1.1.Лексика: Сущность и содержание……………………………………………….7
1.2.Нарушение лексического строя речи у детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..16
1.3.Психолого-педагогические особенности учащихся с задержкой психического развития……………………………………………………………………………...11
Выводы по I главе………………………………………………………………….20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей лексического строя речи у детей с задержкой психического развития
2.1. Организация экспериментального исследования……………………………28
2.2. Коррекционная работа по развитию лексического строя речи…………….30
2.3. Результаты эксперимента……………………….……………………………..39
Выводы по II главе………………………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………………….64
Список литературы…………………………………………………………………67
Приложения…………………………………………………………………………70

Файлы: 1 файл

государственное бюджетное образовательное учреждение Бокситовская специальная.docx

— 320.56 Кб (Скачать файл)

Таблица-ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

А

О

У

И

Ы

Э

Е

Ё

Ю

Я


Образец. 8ж, л4с1, к2р2в1 , в2лк (ёж, лиса, корова, волк)

п2м4д2р, 2гЗр7ц, 0бл2к2, м2рк2вь

    т7л7в4з2р, т2рш7р, шк1ф, х2л2д4льн4к 

    Аналогичным образом могут быть зашифрованы предложения и небольшие тексты. Ребенку предлагается текст, в котором гласные буквы заменяются цифрами (или значками) в соответствии с таблицей-ключом. Необходимо прочитать текст, записать его в восстановленном виде и пересказать близко к тексту.

После того, как  ребенок (дети) освоили это упражнение, предлагается небольшой текст (3-5 предложений), гласные буквы в котором необходимо заменить соответствующими цифрами. Затем прочитать текст, не заглядывая в таблицу-ключ, и попытаться пересказать его близко к тексту.

Диагностика сформированности лексического строя речи (словаря) у детей младшего школьного возраста

Нами проводилось исследование сформированности лексики у детей младшего школьного возраста. В исследовании принимали участие 12 детей с ЗПР посещающих младшую группу для детей с нарушениями речи, и 12 детей с нормальным речевым развитием этого же возраста в качестве контрольной группы (КГ). Констатирующий эксперимент проводился на базе центра развития детей муниципального детского сада № 165,  города Оренбурга. В состав основной группы (ОГ) дети 6 лет, в личных делах которых (по итогам обследования в условиях психолого - медико-педагогической консультации) имелось заключение о наличии общего недоразвития речи, третий уровень речевого недоразвития (по классификации Р. Е. Левиной).

Для исследования была разработана  диагностическая методика на базе методики психолого-логопедического обследования речи, Волковой Г.А. [1,2], которая наиболее информативно показывает уровень сформированности лексики.  Упражнений для теста мы взяли в количестве 11 шт. они направлены на исследование пассивного словаря (3 теста), активного словаря (8 тестов). Упражнения по ходу теста имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей.

Методика выявления  уровня сформированости лексики у детей дошкольного возраста.

1 блок

Цель: Исследование пассивного словаря

Задание № 1. Понимание обобщающих слов с деталями

Инструкция для  ребенка: для детей 6 лет: детали мебели, транспорта, животных, посуды.

Оценка: всего предъявляют 6 проб, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 2. Понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы).

Инструкция для  ребенка: Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей и называет: «У кошки котенок» (ребенок показывает и т. д.). «У лошади жеребенок», «У собаки щенок», «У коровы теленок», «У белки бельчонок», «У тигра тигренок», «У медведя медвежонок», "У ежа ежонок", "У овечки ягненок", "У козы козленок".

Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 3 Понимание слов с противоположным значением

(для подготовительной  группы).

Инструкция для  ребенка: Процедура та же: логопед называет, ребенок показывает на картинках:

входит — выходит                                    открывает — закрывает

подходит — отходит                                 стоит — идет

длинный — короткий                                широкий — узкий

влетает — вылетает                                        большой — маленький 

                                       высокий — низкий

Оценка: 18 картинок, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

2 блок

Цель: Исследование активного словаря

Задание.№ 4. Состояния глагольного (предикативного) словаря. Назвать действие по предъявленному предмету.

Инструкция для  ребенка: Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» ... (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.

Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 5. Инструкция для ребенка: Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка — ..., кузнечик — ..., змея — ..., лошадка — ..., собака — ..., корова — ..., самолет —... . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.

Оценка: 8 проб, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 6 . Подобрать антонимы к следующим словам:

входит — ...                             закрывает — ...

встает — ...                              поднимается — ...

ползет — ...                             бежит — ...

улетает — ...                            ложится — ...

плачет — ...                                 кладет - …..

Инструкция для  ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 7. Состояние номинативного словаря.

 Инструкция для ребенка: Назвать предметные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны);  животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковь, огурец);  фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас). 

Оценка: 6 проб по 5 предметов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 8. Состояние номинативного словаря.

Инструкция для  ребенка: Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, которым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться дети?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?».

Оценка: всего предъявляют 9 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 9. Состояние номинативного словаря.

Инструкция для  ребенка: Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима.

Оценка: всего предъявляют 8 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 10 Состояние атрибутивного словаря

Инструкция для  ребенка: Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина.

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

Задание № 11. Состояние атрибутивного словаря

  Подобрать антонимы к следующим словам: холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, сухой, черный, кислый, высокий.

Инструкция для  ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.

Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная замена.    

 

Для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система балльных оценок.

Общим для всех проб является трехуровневый характер оценки  — это 0, 1, 2 балла: 

2 балла - правильное выполнение,

1 балл - затрудняется, поиск,  с помощью логопеда, находит, 

0 баллов - отказ или далекая  словесная замена.    

                                  Лексический строй речи

      Исследование  проводилось на базе МДОУ №33 комбинированного вида «Наше  будущее», Одинцовского района поселка  Новоивановское. В нем приняли участие 18 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

    Целью констатирующего  этапа исследования являлось  изучение особенностей лексического  строя речи у детей шестого  года жизни.

    В данном исследовании были поставлены следующие задачи:

1.  Выявить особенности  понимания и употребления слов  различных частей речи (в том  числе многозначных слов);

2.  изучить умения детей  самостоятельно подбирать антонимы  и синонимы к словам;

3.  определить уровень  овладения детьми лексическим  строем речи и выделить дифференцированные  группы детей на основе полученных  результатов.

   По результатам  констатирующего   эксперимента  были условно выделены 2 группы  детей в зависимости от уровня  успешности  выполнения заданий. 

     Так, к высокому уровню было отнесено 4 обследуемых. Они правильно понимали и самостоятельно употребляли слова различных частей речи, объясняли значения многозначных  слов, подбирали антонимы и синонимы к словам и словосочетаниям.

   К среднему уровню было отнесено 13 обследуемых детей. Эти дошкольники постоянно прибегали к помощи взрослого, только при стимулирующей помощи могли ответить правильно. Дети затруднялись с заданием на подбор синонимов. В частности они подбирали слова синонимы, относящиеся к другим частям речи. 9 детей при выполнении задания на исправление неправильно употребляемых слов по смыслу указывали на ошибки, но не могли предложить правильный вариант. Трудным для детей было задание на подбор глаголов к прилагательным – 9 детей смогли подобрать только два слова, а 6 детей назвали только одно слово.

      К низкому уровню успешности выполнения заданий был отнесен 1 обследуемый. Пассивный и активный словарь беден. Даже правильно называя предлагаемые предметы, ребенок не мог назвать все их части. Ребенку было сложно подобрать к данным существительным подходящие по смыслу глаголы и прилагательные. Только после наводящих вопросов взрослого он подобрал по одному глаголу к существительным. Самостоятельно дошкольник не мог подобрать достаточное количество прилагательных, указывающих на признак предмета, делал много ошибок. Подбор антонимов, синонимов и многозначных слов вызывал трудности у ребенка, самостоятельно справиться с заданием он не смог. У ребенка плохо сформирован процесс обобщения. Не проявлял активности при выполнении заданий.

Особенности МЫШЛЕНИЯ и РЕЧИ

Отставание в развитии мыслительной деятельности отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, когда возникают трудности в  формировании сферы образов-представлений, то есть если наглядно-действенное  мышление ребенка с ЗПР приближено к норме, наглядно-образное ей уже  не соответствует. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности  в пространственном оперировании образами, т.к. образы-представления недостаточно подвижны. Например, при складывании  сложных геометрических фигур и  узоров эти дети не могут осуществить  полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое. Однако относительно простые узоры выполняют  правильно (в отличие от УО), так  как установление подобия и тождества  между простыми формами не представляется трудным для детей с ЗПР. Успешность решения таких задач зависит  не только от числа элементов в  образце, но и от их взаимного расположения. Некоторые затруднения вызывают задания, в которых отсутствует  наглядный образец. Очевидно, не только опора на представление, но и само мысленное воссоздание образа заданного  объекта составляют трудность для  этих детей. Об этом же свидетельствуют  исследования Т.В.Егоровой, показавшие, что успешность выполнения заданий  по образцу зависит от того, соответствует  ли образец складываемому изображению  по размеру, обозначены ли на нем части, из которых он составляется. У 25% этих детей процесс решения наглядно-практических задач протекает как бессистемное и неупорядоченное манипулирование  отдельными элементами складываемого  объекта.

Информация о работе Особенности лексического строя речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития