Особенности лексического строя речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 22:09, дипломная работа

Описание работы

Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР является крайне необходимыми.
Цель исследования: изучить и опытно-экспериментальном путем апробировать особенности лексического строя речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Предмет исследования: процесс формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы изучения лексического строя речи у детей с задержкой психического развития
1.1.Лексика: Сущность и содержание……………………………………………….7
1.2.Нарушение лексического строя речи у детей с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..16
1.3.Психолого-педагогические особенности учащихся с задержкой психического развития……………………………………………………………………………...11
Выводы по I главе………………………………………………………………….20
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей лексического строя речи у детей с задержкой психического развития
2.1. Организация экспериментального исследования……………………………28
2.2. Коррекционная работа по развитию лексического строя речи…………….30
2.3. Результаты эксперимента……………………….……………………………..39
Выводы по II главе………………………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………………….64
Список литературы…………………………………………………………………67
Приложения…………………………………………………………………………70

Файлы: 1 файл

государственное бюджетное образовательное учреждение Бокситовская специальная.docx

— 320.56 Кб (Скачать файл)

4) недостаточность фонетической  стороны речи  подтверждается наличием большого количества несформированных звуков (наблюдается наличие 6 видов нарушений  звукопроизношения: дефекты озвончения, смягчения, сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм и дефекты небных звуков). 

3 уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой  обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. 
При  3  уровне речевого  развития  дети  пользуются  распространенными предложениями,  отмечается  попытка  употреблять  сложно - сочиненные  и сложноподчиненные конструкции. Лексика  таких  детей включает все части речи. Несмотря на значительное  продвижение  в  формировании самостоятель-ной речи, четко выделяются основные пробелы лексикограмматического и фонетического  оформления связной речи, в т.ч.:

  1. лексические замены (плащ-пальто; халат-пижама)
  2. трудности  в  образовании  прилагательных  от  существительных  с различными значениями соотнесенности: клюный-клюквенный ( с продуктами  питания), глиняный  (с  различными материалами),сос-ный  ( с растениями );  в  употреблении  приставочных  глаголов  с наиболее тонкими оттенками действий (приехал-ехал, подписал-пи-сал и т.д.);
  • аграмматизм, проявляющийся в неправильном употреблении предлогов, согласовании прилагательных с существительными, числительных- с существительными: мама снимает  чайник плиты (с плиты) и т.д.;
  • недостатки звукопроизношения, выражающиеся в смешении, замене и искажении звуков: Детки играют песок.(Девочки играют в песок.) Девочка а улицу собираца гулять.(Девочка на улицу собирается гулять.)   
    Незначительное нарушение  компонентов языковой системы проявляются в процессе  детального  обследования  при выполнении  специально подобранных  заданий. Отмечается недостаточная дифференциация звуков ( ть-ц-сь-щ) характерное своеобразие нарушения слоговой структуры проявляется в том, что, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ. И как следствие – искажение звуконаполняемости  в разных вариантах  (потрной-портной, качиха-ткачиха и т.д.) Недостаточные  внятность, выразительность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление общей ее «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов существительных со значениями единичности предмета  ( горошка – горошина ),  субъекта - деятеля, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных (скворчик – скворушка), а также прилагательных,  характеризующих  эмоционально - волевое  и  физическое  состояние  объектов (хвастовый-хвастливый). Отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов: книжник – книголюб. Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном  употреблении предложно-падежных конструкций: родительного падежа в обозначении места ( предлоги ИЗ, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД), винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог ЧЕРЕЗ), дательного падежа для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения (К, ПО), предложного падежа для обозначения места (предлоги В, НА). Дети часто пропускают предлоги или не употребляют их вообще. Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных. Т.Б.Филичева выделила четвертый уровень недоразвития речи. К четвертому уровню относятся дети с нерезко выраженными остаточными  проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий. Степени речевого недоразвития не представляют собой застывших образований. В каждом из них находим элементы предыдущего и  последующего 
    уровней. Новые  элементы  сначала вкрапливаются, а затем вытесняют предшествующие  формы. В реальной действительности редко имеем дело с чистым выражением какого-либо определенного уровня. Чаще можно встретить переходные состояния, в которых сочетаются черты нового уровня наряду с еще неизжитым проявлением более ранних образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционные приемы,

используемые на уроках русского языка

Упражнения для развития мыслительных операций

  • Зачеркни четвертый лишний:
  • Какие слова спрятала ЕЛЬ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Выбери   и   впиши   слова   в   схемы.

Лось,   тьма,   осень,   лошадь,   ельник, кровать,   письмо


 

 

  • Подчеркни   слово,   которое   осталось   без   схемы.   Начерти  схему  и   впиши   в  неё  это  слово

  • Собери «осеннее» слово:
  •  

     

     

    • Составь  четыре слова.

    Выбирай   буквы: Ш,    Г,    3,    б,    С.

     


    • Расшифруй первые согласные в словах

     

    Упражнения для развития вербального  интеллекта учащихся 1—3 классов

    1. Исключение лишнего

    1 класс: 
    а, о, к, 7; 
    я, ы, э, у; 
    са,   си,  су,  со;

    лента,   мяч,    бежать,     дом.

    1. класс: 
      сентябрь,  май,  август, зима; 
      утенок,  цыпленок,  гусенок,  курица; 
      крыльцо,  письмо,  вьюга,  дверь.
    2. класс:

    лесник, лесовоз, лесочек, лестница;

    продавец, певец, кузнец, каменщик;

    сугроб, мороз, снег, зима.

    2. Части и целое.

    а) Перья, клюв, хвост, крылья, когти. — Кто это?

    Листья, ветки, корень, сучья, крона. — Что это?

    б) «Где мы могли бы оказаться?»

    Инструменты, пюпитр, ноты, музыканты, дирижер.

    3. Аналогии.

    Жираф    журавль    животное?

    Белка    черепаха    быстро?

    4. Обобщения. 
    Шкаф, диван... 
    Дерево, цветок... 
    Метла, лопата...

           На каждом занятии имитируются  проблемные ситуации, которые дети должны решать — сопоставляя, сравнивая звуки, слова, предметы, находя их общие и отличительные свойства.

    При прохождении  темы «Антонимы, синонимы» дети выполняют  следующие задания:

    а) Выберите слова-антонимы (парами):

    ссориться, забыть, потерять, найти, конный;

    сухой, быстро, мириться, мокрый, медленно, вспомнить;

    малый, великий, голодный, сытый, пеший.

    б) Исправьте предложения:

    Когда идет дождь, на улицах сухо и чисто.

    Все любили купаться в озере, потому что вода в нем была мутная и грязная.

    в) Пес Дружок принес огромную дубину в зубах. Он отыскал ее на дорожке в лесу.

    Слова: нашел, притащил, тропинка, палка, большая.

    5. Узнайте предмет по описанию. 
    Лохматый, косолапый, бурый — ... 
    Хищный, сильный, полосатый — ... 
    Яркое, теплое, лучистое— ...

    Новая, интересная, библиотечная — ...

    6. Кто это?

    Сторожит, грызет, лает — ...

    Летает, жужжит, жалит — ...

    Ржет, бегает, скачет — ...

    7. Выберите из трех слов два слова-«неприятели» (антонимы). 
    Друг, печаль, враг, высокий, большой, низкий, говорить, идти, молчать, ночь, сутки, день.

    8. Подберите к словам слова-«приятели» (синонимы). 
    здание боец

    торопиться лошадь

    смелый раньше

    прежде дом

    конь спешить

    солдат храбрый

    9. Придумайте и запишите как можно больше слов, отвечающих на вопросы: что делает? и что делают? по теме: «Осень. Зима. Весна. Лето».

    Солнце (что делает?) ...

          Трава (облака, листья, дождь, птицы,  ветер, деревья и т.д.) ...

     

    Приемы развития восприятия, навыков  звукобуквенного анализа и синтеза

    • Собери слово:


     

     


     


     

     

     

     

     

    • «Что  бы   это   могло  значить?» Подумай   и   запиши   слова.




     

     

     

    • Угадай,  что  здесь  написано.  Допиши  буквы.

     




     

    Какие  буквы   надо  было  дописать?                             гласные         согласные

     

    Приемы развития зрительно-моторной координации

    • «Следопыт».  Угадай,   кто  оставил  свои  следы   на этой  дорожке.   Ответы  запиши.

     

     

                      

     

     

     

     

     

    Подчеркни   в  словах  «опасные»   буквы.

     


    • Найди   начало   и   конец  слов.   Запиши   их

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    • Прочитай  письмо,  которое  написал  паук  мухе.   В  середине  паутинки  укажи   цифрой   количество   предложений. Подчеркни слоги с шипящими.

     

    Приемы развития внимания и памяти

    • Читай через букву. Начинай с буквы Э.

     

    • Среди букв спрятались 4 слова с «опасными» согласными на конце. Найди эти слова и запиши.

    НАЗУБВЫКРУГЕСМОРОЗАЛОБЕДОМЫ

    • Раскрась одним цветом одинаково пришитые пуговицы:

     

    • Какие   слова   спрятались  среди   букв? Найди   пять   слов   из   словаря   и   запиши   их.

     

    я

    с

    Т

    р

    Е

    Б

    м

    М

    м

    М

    м

    М

    И

    м

    м

    Б

    М

    м

    м

    Л

    м

    ч

    Е

    Л

    0

    в

    Е

    к

    м

    Р

    м

    м

    м

    Т

    м

    р

    Е

    Ш

    А

    т

    Ь

    м

    м

    Г

    м

    м

    м

    м

    м


     

    • Запомни картинки и слова к ним:          Вспомни слова к картинкам 

    Использование метода кодировки

    в обучении детей с ЗПР русскому языку

    (Коноваленко С. В.,[10])

    Устные и письменные упражнения с элементами кодирования развивают слуховую и зрительную память и внимание, звуковой анализ и синтез, способствуют предупреждению и коррекции нарушений письма, чтения, счета.

    Предложенные  Коноваленко С. В. упражнения оказывают комплексное воздействие как на ребенка старшего дошкольного возраста (готовят его к полноценному овладению устной и письменной речью и в конечном итоге - к успешному обучению в школе), так и на учащихся младшего и среднего звена (способствуют коррекции нарушений письма, чтения, счета).

      1. Шифровка слов:

    Возможные кодовые обозначения: А - хлопок в ладоши перед собой, О - хлопок обеими руками по коленкам, У - удар кулаком о кулак, И - хлопок в ладоши над головой, Ы - хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга, Э - хлопок в ладоши за спиной. Недопустимо использование гласного звука О в безударном положении в упражнении на основании закона о редукции гласных в русском языке в слабой позиции. На начальном этапе не желательно использовать для кодирования слова с йотированными гласными и аффрикатами. Задания могут быть усложнены установкой на запоминание группы слов, выделение лишнего слова с объяснением своего решения и т.п.

    Гласные взрослый кодирует определенным движением, согласные отчетливо произносит. Ребенок (дети) отгадывают, запоминают разгаданные слова, выделяют лишнее слово в каждой группе

    Примерный лексический материал :

    ВОЛК, ЛОСЬ, КОШКА, РЫСЬ;

    ГРУША, АЙВА, ПЕРСИК, КАПУСТА;

    ТАПКИ, ТУФЛИ, ШНУРКИ, КЕДЫ;

    ГИТАРА, БАРАБАН, КУВШИН, СКРИПКА и т.п.

    2. Шифровка  предложений:

    Аналогично могут  кодироваться небольшие специально составленные предложения. Требования к предложениям такие же, как и к подбору слов для кодирования. Наличие безударных гласных, оглушение согласных требует обязательного пояснения написания и обязательного подбора проверочных слов.

    Примерный лексический материал:

    В САДУ У ДОМА РАСТУТ АЙВА, КРЫЖОВНИК, МАЛИНА.

    3. Для развития зрительного внимания, мышления и памяти С. В. Коноваленко предлагает упражнения на исключение лишнего, усложненное кодированием с использованием таблицы-ключа, в которой каждой цифре соответствует гласная буква, и заданием на запоминание. Необходимо расшифровать, выделить лишнее слово в каждой группе, объяснить свое решение. Через час вспомнить лишние слова, записать их в расшифрованном виде. Подобрать слова-признаки к каждому выделенному слову. При помощи данной таблицы-ключа зашифровываются только гласные буквы (согласные буквы, твердый и мягкий знаки не шифруются).

    Информация о работе Особенности лексического строя речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития