Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 03:56, дипломная работа
Цель: изучить особенности личности учителей начальных классов, определяющие стиль педагогического общения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретико-методологический анализ изучения педагогического общения в психологии.
Разработка теоретико-методологической базы для эмпирического исследования.
Определение педагогического стиля общения учителей.
Исследование личностных черт и коммуникативных качеств учителей, влияющих на стиль педагогического общения.
Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы учителей с разными стилями педагогического общения.
Исследование мотивационной структуры личности учителей с разными педагогическими стилями.
Изучение некоторых особенностей личности учителя, характерных для большинства представителей педагогического коллектива.
Изучение особенностей личности учителей, характерных для авторитарного и демократического стиля общения, проведение сравнительного анализа.
Составление психологического портрета учителя с авторитарным и демократическим стилем общения.
Введение
Глава 1: Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии
1.1. Психология и структура педагогического общения
Общая характеристика специфики педагогического общения
Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения
1.2. Личность учителя в структуре педагогического общения
1.2.1. Учитель как субъект педагогической деятельности
1.2.2. Профессионально – значимые качества личности педагога
1.3. Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения
1.3.1. Общая характеристика стиля педагогического общения
1.3.2. Поведенческие различия стилей педагогического общения
Глава 2: Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.1. Программа эмпирического исследования
2.1.1. Первичные сведения
2.1.2. Описание выбранных методик
2.1.3. Статистическая обработка данных
2.1.4. Психологическая характеристика педагогического коллектива в целом
2.2. Результаты исследования особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.2.1. Анализ достоверности различия средних значений в группе учителей авторитарным и демократическим стилем педагогического общения (по Т-критерию Стьюдента
2.2.2. Результаты корреляционного и факторного анализа особенностей личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
2.2.3. Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Первый фактор объясняет 20,8% дисперсии. С наибольшим вкладом в него вошли следующие переменные: реактивная уравновешенность (а = 0,8), независимость (а = -0,79), экстраверсия (а = 0,79), расслабленность (а = -0,77), беспечность (а = 0,75), неотзывчивость (а = -0,74), адаптированность (а = -0,74), зависимость от группы (а = -0,74), черный цвет (а = -0,71), доминирующий (а = 0,7), коричневый цвет (а = 0,68), смелость (а = 0,66), неуступчивость (а = -0,65), тревожность (а = 0,61), мотивация «социальный статус» (а = 0,59), мотивация «активность» (0,57), безмятежность (а = -0,57), твердость характера (а = -0,56), рабочая направленность (а = 0,51).
Перед нами портрет независимой, доминирующей, экстравертированной личности, которая имеет твердый характер. Но при этом для нее характерна беспечность, расслабленность. Настораживает присутствие в портрете учителя такой личностной черты как неотзывчивость. Это свойство связано с неуступчивостью, независимостью и тревожностью. Фактор можно назвать «отстраненный лидер».
Второй фактор объясняет 16,35% дисперсии. С наибольшим вкладом в него вошли следующие шкалы: проницательность (а = 0,79), направленность (а = 0,78), желтый цвет (а = -0,77), мотивация «социальная полезность» (а = 0,76), отклонение от нормы (а = 0,75), мотивация «общение» (а = 0,64), психологический такт (а = 0,59), независимость (а = 0,58), уступчивость (а = 0,57), демократический стиль (а = 0,56), нестабильность выбора (а = 0,54), независимость (а = 0,53), неработоспособность (а = -0,53), тревожность (а = 0,51), рабочая направленность (а = 0,51).
Как уже говорилось выше, во второй фактор входят свойства, которые личность проявляет в каких – либо критических ситуациях, когда привычный способ действий становится неэффективным. В этом факторе собрались свойства более мягкие. Мы видим человека, направленного на достижение целей коллектива, с мотивацией «социальная полезность», «общение». Это портрет более отзывчивого и тактичного человека, мы можем наблюдать даже некоторую демократичность. Но в портрете присутствуют свойства, говорящие о снижении активности и работоспособности, неблагополучии в эмоциональной сфере. Фактор можно назвать «стремление быть принятым».
В третий фактор вошли следующие переменные: мотивация «комфорт» (а = 0,9), требовательность (а = 0,81), упрямство (а = 0,75), импульсивность (а = -0,7), подозрительность (а = 0,69), мечтательность (а = 0,6), доминантность (а = 0,59), независимость (а = 0,54), тревожность (а = 0,55), абстрактное мышление (а = 0,53), общежитейская направленность (а = 0,53).
Перед нами портрет учителя, который стремится обеспечить себе комфорт, избавиться от тревоги. Для этого он пытается подавить партнера в общении, проявляет жесткость, упрямство, подозрительность. Фактор можно назвать «комфорт за счет подавления другого».
В четвертый фактор вошли следующие переменные: уверенность (а = 0,76), доминирование (а = 0,75), деловитость (а = 0,72), радикализм (а = 0,66), авторитарный стиль (а = 0,63), красный цвет (0,62), серый цвет (а = -0,59), обязательность (а = 0,55), не отклоняющийся от аутогенной нормы (а = -0,54), синий цвет (а = -0,51), рабочая направленность (а = 0,5).
На наш взгляд в четвертом факторе собрались свойства, типичные для педагога с авторитарным стилем общения. В нем присутствует шкала «авторитарный стиль». Она связана с уверенностью, доминированием, радикализмом, активностью. И все эти свойства проявляются в профессиональной сфере. Фактор можно назвать «авторитаризм».
В пятый фактор вошли следующие шкалы: синий цвет (а = 0,8), фиолетовый цвет (а = -0,58).
Пятый фактор можно назвать «спокойствие».
В шестой фактор вошли следующие переменные: эмоциональная неустойчивость (а = -0,67), нестабильность выбора (а = 0,62), фиолетовый цвет (а = 0,5812), серый цвет (а = -0,55).
В шестом факторе собрались шкалы из теста Люшера. Этот фактор можно назвать «эмоциональная неустойчивость».
Сопоставляя свойства представленные в каждом факторе, мы можем сделать следующие выводы:
- У педагогов с авторитарным
стилем общения менее развиты
позитивные коммуникативные
- Следствием недостаточного
- Анализируя второй фактор, мы
можем наблюдать стремление
- Так же в портрете
- Учитель с авторитарным стилем
общения может проявлять
- В шестом факторе собрались свойства, выражающие эмоциональную неустойчивость авторитарного педагога, его неуравновешенность.
2.2.3. Психологические особенности
личности учителей с
Психологические особенности личности учителя с демократическим педагогическим стилем
Наиболее выраженное качество в личности учителя с демократическим стилем общения – это уверенность в себе. Такой педагог уважает себя и своих учеников. Он убежден в собственных силах, надеется на себя. Стремится к созданию хорошего мнения о себе у окружающих в силу повышенного чувства собственного достоинства.
Доминирование учителя с демократическим стилем руководства не носит жесткого характера, оно имеет взаимосвязь с такими свойствами, как доверчивость и отзывчивость. Такие педагоги позитивно воспринимают своих учеников, считают их добрыми и хорошими. Они открыты и доступны для школьников, общаются с ними откровенно. Самооценка педагогов с демократическим стилем общения реалистична. В коллективе они веселы, уживчивы и доброжелательны. Проявляют искреннюю заботу о детях. Возникающие отрицательные эмоции у таких людей быстро угасают. Доминирование в сочетании с отзывчивостью проявляется скорее не во властности, а в опеке над детьми. Учитель чувствителен к поведению детей, умеет сопереживать. Он легко отзывается на чужие нужды, готов помочь. Учителям вообще присущи такие качества, как самоотдача и бескорыстие, но для группы учителей с демократическим стилем в особенности. Это совестливые, великодушные люди. Про альтруистическую направленность личности демократичных педагогов говорит также их мотивация «социальная полезность». Жизненное кредо людей с такой мотивацией: «делать добро, чего бы это ни стоило». Такие учителя любят свою работу, не смотря на ту большую ответственность, которую общество возлагает на них. Учителя стремятся передать свой опыт и знания детям, поддержать их. Они активны и стремятся к профессиональному росту. Для людей с такой мотивацией важно чувствовать собственную полезность, уважение, признание и благодарность других.
Важно сказать еще и о таком качестве учителей с демократическим стилем, как требовательность. Учитель контролирует школьников, руководит ими, там, где необходимо, проявляет настойчивость. У него развита сила воли, он решителен, а порой бывает категоричен.
Для педагога с демократическим стилем характерна эмоциональная устойчивость. Люди с таким качеством эмоционально зрелые, смело смотрящие в лицо фактам, спокойные, уверенные в себе, постоянные в своих планах и привязанностях. Для них характерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи такие учителя смотрят реалистично, хорошо осознают требования действительности. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстраиваются из-за пустяков. Способны следовать нормам и правилам поведения. Эмоциональная устойчивость очень важна для педагога начальных классов. Для детей важно ровное позитивное отношение к ним со стороны значимого взрослого.
Еще одной важной характеристикой личности демократичного учителя является его деловитость. Педагог стремится к повышению деловых и организаторских качеств. Он уверен в себе, ответственен за свои решения. Учитель контролирует не только учеников, но и себя самого.
Учителя с демократическим стилем общения стремятся к повышению своего общего интеллекта и кругозора, к мобилизации совместных усилий людей на достижение общих целей коллектива. Они имеют много потребностей и интересов. Это люди, способные работать в коллективе и для коллектива.
Для демократичных учителей характерна
мотивация «творческая
Следует сказать, что учителя из данной группы обладают такой характеристикой, как чувствительность. Это свидетельствует об их эмоциональности, мягкости, спокойствии и вежливости. Прежде чем что-то сделать, они обязательно все обдумают.
Для демократичных учителей характерна такая личностная черта, как безмятежность. Это веселые, жизнерадостные, довольные жизнью, уверенные в своих успехах и возможностях педагоги. Они живо откликаются на все происходящие события, находят интерес в повседневной жизни.
Среди учителей с демократическим стилем общения часто встречается мотивация «общение». Для человека с такой мотивацией общение – одна из главных ценностей. Он дорожит дружескими отношениями, хорошей семьей.
Свое свободное время такой учитель старается проводить в обществе близких и друзей.
Итак, обобщая все вышесказанное,
хотелось бы подчеркнуть, что психологический
портрет учителя с
Во второй фактор вошли такие свойства личности учителя, которые проявляются в критических ситуациях, а в повседневном общении они встречаются довольно редко.
Демократичные учителя набрали довольно высокий балл по шкале адекватность самооценки. Это говорит о том, что они корректировали свои ответы на вопросы теста, пытались преподнести себя в более выгодном свете. Этот факт еще раз подтверждает то, что учителя с демократическим стилем чувствительны к мнению окружающих, стараются создать у них хорошее впечатление о себе.
Демократичные учителя – экстраверты. Они социально контактны, открыты, не заторможены, успешно устанавливают и поддерживают межличностные отношения. Такие люди живут общением, стремятся быть в центре событий.
Еще одним значимым свойством демократичных учителей является их обязательность. Для них характерны такие черты, как чувство ответственности и долга, стойкость моральных принципов. Они точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок. Имеют хороший самоконтроль, стремление к утверждению общечеловеческих ценностей.
Учителя из описываемой группы могут демонстрировать такое качество, как неуступчивость. Это свойство вполне объяснимо их социальной смелостью и экстравертированностью. Мы знаем, что демократичные учителя уверенны в себе и своих действиях и поэтому неуступчивы. Им тяжело уступить, если они знают, как нужно поступить. Практически всегда они имеют собственное мнение.
Демократичные учителя характеризуются таким качеством, как смелость. Это свидетельствует о стрессовой устойчивости, слабой восприимчивости к угрозе, смелости, решительности. Однако эти люди невнимательны к деталям, игнорируют сигналы опасности, тратят много времени на разговоры. Трудности в общении не испытывают. Склонны активно общаться. Не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами. Быстро забывают о неудачах.
Учителя с демократическим стилем общения имеют высокий самоконтроль.
Это свидетельствует об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такой учитель действует планомерно и упорядоченно, не разбрасывается. Высокий самоконтроль основан на четко осознанных целях и мотивах поведения. Начатое дело доводит до конца. Хорошо осознает социальные требования и старается их выполнять. Заботится о своей репутации. Это надежный руководитель.
Итак, проанализировав качества, попавшие во второй фактор, мы можем видеть портрет демократичного учителя несколько отличающегося от первого портрета. Эти характеристики не являются ведущими, они могут проявляться в стрессовой ситуации, а в повседневном общении мы можем их не увидеть. Перед нами смелый, решительный человек, контролирующий себя, общительный. Мы видим, что демократичный учитель может быть и жестким в общении, когда это необходимо.
Психологические особенности личности учителя с авторитарным педагогическим стилем
Для учителей с авторитарным стилем педагогического общения характерна реактивная уравновешенность. Она говорит о стабильности, жизнерадостности, решительности, предприимчивости, склонности не замечать тонкости жизни. У такого учителя могут возникать трудности из-за слишком поспешных действий без достаточных размышлений. Эта черта личности тесно связана с твердостью характера авторитарного учителя, с его доминированием.