Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 03:56, дипломная работа
Цель: изучить особенности личности учителей начальных классов, определяющие стиль педагогического общения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретико-методологический анализ изучения педагогического общения в психологии.
Разработка теоретико-методологической базы для эмпирического исследования.
Определение педагогического стиля общения учителей.
Исследование личностных черт и коммуникативных качеств учителей, влияющих на стиль педагогического общения.
Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы учителей с разными стилями педагогического общения.
Исследование мотивационной структуры личности учителей с разными педагогическими стилями.
Изучение некоторых особенностей личности учителя, характерных для большинства представителей педагогического коллектива.
Изучение особенностей личности учителей, характерных для авторитарного и демократического стиля общения, проведение сравнительного анализа.
Составление психологического портрета учителя с авторитарным и демократическим стилем общения.
Введение
Глава 1: Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии
1.1. Психология и структура педагогического общения
Общая характеристика специфики педагогического общения
Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения
1.2. Личность учителя в структуре педагогического общения
1.2.1. Учитель как субъект педагогической деятельности
1.2.2. Профессионально – значимые качества личности педагога
1.3. Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения
1.3.1. Общая характеристика стиля педагогического общения
1.3.2. Поведенческие различия стилей педагогического общения
Глава 2: Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.1. Программа эмпирического исследования
2.1.1. Первичные сведения
2.1.2. Описание выбранных методик
2.1.3. Статистическая обработка данных
2.1.4. Психологическая характеристика педагогического коллектива в целом
2.2. Результаты исследования особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.2.1. Анализ достоверности различия средних значений в группе учителей авторитарным и демократическим стилем педагогического общения (по Т-критерию Стьюдента
2.2.2. Результаты корреляционного и факторного анализа особенностей личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
2.2.3. Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Проблема эффективности
Наш интерес к личности учителя связан, прежде всего, с той значимой ролью, которую он играет в жизни ребенка. Изучая особенности личности педагога и стиль педагогического общения, мы стремились понять, как сделать процесс обучения более комфортным для школьника. Зная особенности личности характерные для каждого стиля педагогического общения, мы можем очертить тот круг проблем, над которым необходимо работать как самому учителю, так и школьному психологу.
Нами была предпринята попытка системного подхода к изучению проблем личности в общении, на основе которого была разработана программа эмпирического исследования психологических особенностей личности учителя с разными стилями педагогического общения. В ходе проведенного исследования были выявлены особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем. Были изучены особенности мотивационной структуры личности, эмоционально – личностная сфера, организаторские и коммуникативные качества личности, а так же набор личностных черт педагогов из каждой группы. Основная гипотеза данного исследования подтвердилась. С помощью полученных экспериментальных данных было доказано, что существуют отличия в особенностях личности учителей с разными стилями педагогического общения. Но, не смотря на выявленные отличия, в особенностях личности исследуемых педагогов были обнаружены и общие качества, характерные для каждого представителя педагогического коллектива в независимости от стиля общения.
По результатам исследования были составлены психологические портреты личности учителя с авторитарным и демократическим стилем общения. Они позволяют нам делать выводы о том, какие позитивные и негативные особенности личности стоят за каждым стилем педагогического общения.
Библиографический список
Авертисян К.А. Экспрессивное поведение учителя // Психологическая наука и образование. 2000г., № 1
Альбуханова–Славская Е.А. Личностный аспект проблемы общения в психологии. М., 1981г.
Аминов Н.А. Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы.// Вопросы психологии 1997г. № 2
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996г.
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983г.
Аратунян М.Ю. Учителя и ученики: два мира. М., 1992г.
Бахтеев В.М. Объективная психология. М., 1991г.
Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М., 1992г.
Березовин Н.А. Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. Минск, 1975г.
Битянова М.Р. Социальная психология. М., 1994г.
Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983г.
Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994г. №1
Василюк Ф.Е. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990г.
Вербова К.В. Кондратьева С.В. Психология труда и личности учителя: Учебное пособие по курсу Возрастная и педагогическая психология для студентов пед. спец. Гродно, 1991г.
Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. Новосибирск, 1997г.
Витт Н.В. Об эмоциях и их выражении // Вопросы психологии.1984г. № 3
Зеленова М.Е. Особенности самовосприятия и восприятия своих учеников учителями начальных классов с разным типом психологического взаимодействия // Психологическая наука и образование, 1999г. №1
Зимняя И.А., Малахова В.А. и др. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач. М., 1980г.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001г.
Знаков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1996г.
Золотникова А.С. Проблемы психологии общения. Р.н/Д., 1976г.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987г.
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1989г.
Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. М., 2002г.
Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося. // Вопросы психологии, 1980г. №5
Кондратьева С.В. Учитель – ученик. М.,: Педагогика 1984г.
Коротаев А.А. Тамбовцева Т.С. Исследования
индивидуального стиля
Краткий психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Я. Ярошевского. Р. н/Д., 1998г.
Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. М, 1976г.
Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. Р.н/Д., 2002г.
Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М., 2001г.
Лабунская В.А. Невербальное поведение. Р. н./ Д., 1986г.
Леонтьев А.А. Психология общения, Тарту, 1974г.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Нальчик, 1996г.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.,1986г.
Мальковская Т.Н. Учитель – ученик. М., 1977г.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993г.
Маркова А.К. Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя. // Вопросы психологии 1987г. №5
Матюхина М.В. Психология младшего школьника. М., 1976г.
Мижериков В.А. Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2002г.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.,1994г.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998г.
Межличностное восприятие в группе. М., 1981г.
Мишина Ю.Д. Педагогическая психология. НГУ, 2001г.
Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла. М., 2002г.
Мудрик А.В. Общение школьников. М., 1987г.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1986г.
Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1994г.
Нечаева А.П. Психология и школа: избранные педагогические труды. Воронеж, 1997г.
Николаева Т.М. Жест и мимика в лекции. М., 1972г.
Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалёва В.В. Столина. М., 1988г.
Общение и формирование личности младшего школьника. М., 1987г.
Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979г.
Панфёров В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения. // Психологический журнал, 1987г. №4
Педагогическая энциклопедия. / Под ред. И.А Каирова, Ф.Н Петрова, М., 1968г.
Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001г
Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986г.
Прохоров А.О. Психологические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке. // Вопросы психологии. 1990г. № 6.
Психологический словарь./ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996г.
Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982г.
Психология педагогического
Психология труда и личности учителя. / Под ред. Щербакова А.П. Л., 1977г.
Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. // Под редакцией А.А Бодалёва, В.Я. Ляудис. М., 1980г.
Психолого-педагогический словарь
для учителей и руководителей
общеобразовательных
Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащегося. М., 1990г.
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. С.-П., 2000г.
Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Р.н/Д., 1996г.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.,1990г.
Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995г.
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1998г.
Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветный тест Люшера. МЦВ-метод цветовых выборов. С.-П., 2001г.
Степанов В.Г. Психология индивидуального подхода. М., 1991г.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Р.н/Д., 2002г.
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Р.н./Д., 1999г.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1999г.
Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 1986г.
Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского, М, 1987г.
Фридман И.К. Невербальное взаимодействие учителя со школьниками. // Психология в школе, 1991г., № 4
Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. М., 1985г.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991г.
Хрестоматия по педагогической психологии. /составители А.И. Красило, А.П. Новгородцев. М., 1995г.
Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. П., 1976г.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999г.
Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969г.
Эльконин Д.Б. Психология общения младшего школьника. М., 1974г.
Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения: Учебное пособие для преподавателей и студентов. М., 1998г.
Якунин В.А. Педагогическая психология. С.-П., 1998г.
Приложение 1
Результаты Т – критерия Стьюдента
Таблица 1
Определение достоверностей различий по тесту Р.Кэттелла 16PF, между группами учителей в возрасте до 37 лет и после 37 лет.
№ |
Переменные |
До 37 лет |
После 37 лет |
Р |
1 |
MD – адекватность самооценки |
5,27+0,51 |
6,66+0,37 |
0,91 |
2 |
А - отчужденность - добросердечность |
6,45+0,59 |
6,77+0,46 |
0 |
3 |
В - конкретное мышление - абстрактное |
5,63+0,73 |
6,33+0,8 |
0 |
4 |
С – неустойчивость эмоциональная - устойчивость |
6,63+0,58 |
6,55+0,6 |
0 |
5 |
Е – подчиненность - доминантность |
4,81+0,62 |
4,88+0,75 |
0 |
6 |
F – озабоченность - беспечность |
5,45+0,65 |
4,66+0,87 |
0 |
7 |
G – безответственность - обязательность |
5,9+0,77 |
7+0,76 |
0,34 |
8 |
Н – робость - смелость |
6,09+0,62 |
3,88+0,63 |
0,95 |
9 |
I – твердость характера - мягкость |
6,27+0,43 |
6,22+0,43 |
0 |
10 |
L – доверчивость - подозрительность |
5,54+0,76 |
4,88+0,72 |
0 |
11 |
М – практичность - мечтательность |
4,63+0,58 |
6,66+0,62 |
0,94 |
12 |
N – наивность - проницательность |
3,81+0,67 |
4+0,52 |
0 |
13 |
О – безмятежность - тревожность |
7,72+0,57 |
8,11+0,63 |
0 |
14 |
Q1 - консерватизм - радикализм |
4,72+0,8 |
4,55+0,84 |
0 |
15 |
Q2 – зависимость от группы –самостоятельность |
5,27+0,76 |
6,11+0,35 |
0,27 |
16 |
Q3 – импульсивность – |
6,27+0,56 |
6,22+0,46 |
0 |
17 |
Q4 – расслабленность - напряженность |
5,45+0,51 |
6+0,53 |
0 |
18 |
F1: тревожность –адаптированность |
6,27+0,36 |
7,17+0,5 |
0,7 |
19 |
F2: интроверт – экстраверт |
5,77+0,68 |
4,32+0,79 |
0,64 |
20 |
F3: чувствительность - реактивная уравновешенность |
4,57+0,41 |
4,21+0,32 |
0 |
21 |
F4: конформность - независимость |
4,05+0,66 |
5,05+0,56 |
0,45 |
Таблица 2
Определение достоверностей различий по тесту Л.П.Калинского, между группами учителей в возрасте до 37 лет и после 37 лет.
№ |
Переменные |
До 37 лет |
После 37 лет |
Р |
1 |
Направленность |
5,54+0,71 |
7+1,07 |
0,49 |
2 |
Деловитость |
7,63+0,82 |
10+0,88 |
0,87 |
3 |
Доминирование |
3+0,62 |
3,77+0,88 |
0 |
4 |
Уверенность в себе |
4,36+0,77 |
5,55+0,67 |
0,49 |
5 |
Требовательность |
4,09+0,79 |
3,55+0,67 |
0 |
6 |
Упрямство |
4,09+0,79 |
3,66+0,55 |
0 |
7 |
Уступчивость |
5,09+1,36 |
7,22+1,4 |
0,41 |
8 |
Зависимость |
4,9+1,31 |
5,55+1,21 |
0 |
9 |
Психологический такт |
8,27+1,08 |
8,11+1,44 |
0 |
10 |
Отзывчивость |
5,72+1,29 |
9,11+0,75 |
0,91 |
Таблица 3
Определение достоверностей различий по тесту В.Э.Мильман, между группами учителей в возрасте до 37 лет и после 37 лет.
№ |
Переменные |
До 37 лет |
После 37 лет |
Р |
1 |
Жизнеобеспечение |
13,45+0,89 |
17,11+1,02 |
0,97 |
2 |
Комфорт |
13,18+0,93 |
11,44+1,32 |
0,43 |
3 |
Социальный статус |
15,27+0,99 |
11,66+1,15 |
0,94 |
4 |
Общение |
20,72+1,14 |
17,55+1,37 |
0,82 |
5 |
Общая активность |
18+1,06 |
19,11+1,38 |
0 |
6 |
Творческая активность |
19,9+1,63 |
20,66+1,83 |
0 |
7 |
Социальная полезность |
19,18+1,51 |
19,88+0,84 |
0 |
8 |
Общежитейская направленность |
62,63+2,28 |
57,77+2,63 |
0,65 |
9 |
Рабочая направленность |
57,09+3,19 |
59,66+3,47 |
0 |
Таблица 4
Определение достоверности различий между рангами выбора цветов, между группами учителей в возрасте до 37 лет и после 37 лет.
№ |
Переменные |
До 37 лет |
После 37 лет |
Р |
1 |
Синий |
4,45+0,62 |
3,77+0,49 |
0,16 |
2 |
Зеленый |
6+0,49 |
6,44+0,65 |
0 |
3 |
Красный |
4,45+0,69 |
4,77+0,59 |
0 |
4 |
Желтый |
5,36+0,56 |
7,33+0,29 |
0,98 |
5 |
Фиолетовый |
5,63+0,65 |
5,44+0,53 |
0 |
6 |
Коричневый |
3,81+0,88 |
2,77+0,46 |
0,32 |
7 |
Черный |
2,36+0,59 |
1,88+0,56 |
0 |
8 |
Серый |
3,9+0,51 |
3,55+0,58 |
0 |