Особенности личности учителей начальных классов, определяющие стиль педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 03:56, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить особенности личности учителей начальных классов, определяющие стиль педагогического общения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретико-методологический анализ изучения педагогического общения в психологии.
Разработка теоретико-методологической базы для эмпирического исследования.
Определение педагогического стиля общения учителей.
Исследование личностных черт и коммуникативных качеств учителей, влияющих на стиль педагогического общения.
Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы учителей с разными стилями педагогического общения.
Исследование мотивационной структуры личности учителей с разными педагогическими стилями.
Изучение некоторых особенностей личности учителя, характерных для большинства представителей педагогического коллектива.
Изучение особенностей личности учителей, характерных для авторитарного и демократического стиля общения, проведение сравнительного анализа.
Составление психологического портрета учителя с авторитарным и демократическим стилем общения.

Содержание работы

Введение
Глава 1: Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии
1.1. Психология и структура педагогического общения
Общая характеристика специфики педагогического общения
Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения
1.2. Личность учителя в структуре педагогического общения
1.2.1. Учитель как субъект педагогической деятельности
1.2.2. Профессионально – значимые качества личности педагога
1.3. Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения
1.3.1. Общая характеристика стиля педагогического общения
1.3.2. Поведенческие различия стилей педагогического общения
Глава 2: Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.1. Программа эмпирического исследования
2.1.1. Первичные сведения
2.1.2. Описание выбранных методик
2.1.3. Статистическая обработка данных
2.1.4. Психологическая характеристика педагогического коллектива в целом
2.2. Результаты исследования особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.2.1. Анализ достоверности различия средних значений в группе учителей авторитарным и демократическим стилем педагогического общения (по Т-критерию Стьюдента
2.2.2. Результаты корреляционного и факторного анализа особенностей личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
2.2.3. Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 700.00 Кб (Скачать файл)

Независимость еще одна личностная особенность авторитарного педагога. Этот человек не колеблющийся, самостоятельный, уверенный в своих силах и возможностях. Любит, чтобы другие подчинялись его воле. Такой учитель смел и беспечен.

Учитель с авторитарным стилем – экстраверт. Он социально контактен, незаторможен, успешно устанавливает и поддерживает межличностные отношения. Такой человек активно общается, но в общении привык доминировать, действовать решительно, иногда грубо.

Для авторитарного педагога характерна расслабленность. Такие люди безразличны  к своим удачам и неудачам, невозмутимы, к переменам и достижениям  не стремятся. Возможно, это связано с тем, что такие учителя адаптировались в своем рабочем коллективе, нашли свое место, привыкли к людям и отношениям.

По результатам обследования, можно  говорить о том, что для авторитарных педагогов характерна беспечность  как личностная черта. Такие учителя – бодрые, беспечные люди, легко воспринимающие жизнь. Они верят в удачу. Авторитарные учителя мало заботятся о будущем. Разговорчивы, склонны к поверхностной активности. В малых группах часто выбиваются в лидеры. Этот факт напрямую связан с высоким уровнем доминантности авторитарного учителя.

Авторитарные педагоги неотзывчивы. Часто они бывают безразличны  к чужим нуждам, нечувствительны  к поведению других, не умеют сопереживать. Стремятся к личной выгоде в общении. Часто не замечают, что ученики  нуждаются в их опеке и заботе.

Для личности педагога с авторитарным стилем общения характерна такая  черта как адаптированность. Жизнь  в целом удовлетворяет человека. Однако низкие значения по данному  фактору означают недостаток мотивации. Учитель не стремится к большому делу, не ставит перед собой задачу достижения трудных целей.

В личности авторитарного учителя  представлена и такая чета как  смелость. Это говорит о стрессовой устойчивости личности, невосприимчивости  к угрозе, смелости, решительности. Однако эти люди невнимательны к деталям, игнорируют сигналы опасности, тратят много времени на разговоры. Трудности в общении не испытывают, быстро забывают о неудачах.

Авторитарные педагоги неуступчивы, с ними трудно договориться, они  редко уступают без спора. Они часто сопротивляются мнению, влиянию, установкам другого человека. Не позволяют кому-либо продвинуться в чем-либо прежде себя. Компромисс –это не их путь.

Авторитарные учителя имеют  мотивацию «социальный статус». Это люди, для которых особо  ценным в жизни является авторитет и уважение окружающих. Такие учителя пребывают в поиске полезных связей, нужных знакомств. Возможно, находясь рядом с известными, заслуженными людьми авторитарные педагоги чувствуют собственную значимость и уверенность, а тревога вытесняется. Социальный статус важен для людей зависимых от группы, для которых не безразлично мнение окружающих.

Авторитарные педагоги безмятежны. Они довольны жизнью, уверены в  своих успехах и своих возможностях. Они находят интерес в повседневной жизни.

Для учителей с авторитарным стилем характерна твердость характера. Это мужественные, эмоционально стабильные люди, практичные, реалистичные. Больше они верят рассудку, чем чувству. В отношении к окружающим возможна жесткость, стремление направлять группу по «правильному» реалистическому пути.

Итак, проанализировав первый фактор, мы можем сделать вывод, что перед  нами портрет достаточно сильной  личности, уравновешенной, доминирующей, смелой, экстравертированной, но в то же время, зависимой от группы, с  высоким уровнем тревожности. Следует отметить, что в портрет авторитарного учителя не вошли позитивные организационные и коммуникативные качества личности. Эта личность не ориентирована на эффективное общение.

Во втором факторе обычно собираются свойства личности, которые редко проявляются в повседневном общении. В стрессовых ситуациях эти черты могут проявляться достаточно ярко. Эти свойства все же присущи личности, но они как бы скрыты за личностными особенностями из первого фактора.

Для авторитарных педагогов в большей мере присуща такая черта личности, как проницательность. Они характеризуются искусственностью, утонченностью, расчетливостью, принципиальностью. Не поддаются эмоциональным порывам. Такие учителя ко всему подходят разумно. Хитро и умело строят свое поведение, склонны к интригам. В общении вежливы, следят за речью и манерами.

У авторитарных педагогов наблюдается  направленность на достижение общих  целей коллектива. Они характеризуются  содержательностью и многообразием  потребностей и интересов при  сосредоточении вокруг общественных, коллективистских целей деятельности.

Учителя с авторитарным стилем могут  иметь мотивацию «социальная  полезность». Люди с этой мотивацией любят общественную работу и спокойно относятся к ответственности. Им важно чувствовать собственную полезность, уважение, признание и благодарность других людей. Такие учителя стремятся передать свой опыт и знания окружающим. Люди с такой мотивацией активны и стремятся к профессионализму. Мотивация «социальная полезность» связана с практичностью и проницательностью авторитарных педагогов.

Так же учителя имеют мотивацию  «общение». Для человека с такой  мотивацией главное в жизни – это общение. Он дорожит дружескими отношениями, хорошей семьей. Для него ценность представляют интересные встречи, беседы. Все свое свободное время этот человек стремится провести в окружении друзей и близких. Важно, чтобы в рабочем коллективе можно было комфортно общаться на темы не связанные с работой. Мотивация «общение» связана с направленностью педагогов на коллектив и с мотивацией «социальная полезность». Учителю важно быть принятым в коллективе и по достоинству оцененным.

Напрасно многие считают авторитарных педагогов не тактичными, в критических  ситуациях они могут проявить к людям психологический такт, чуткость. Эта личностная черта связана с направленностью на достижение целей коллектива. Видимо, когда это необходимо, авторитарный учитель во взаимоотношениях с людьми может проявлять чувство меры и такта. Быстро может установить влияние и контакт с другими людьми. Умеет оценить обстановку и приноровиться к ней.

Уступчивость так же может быть присуща авторитарному учителю  в стрессовой ситуации. Он может  быть сговорчивым, уступать без спора. Может добровольно отказаться в  пользу другого, слабо сопротивляться его мнению, влиянию, установкам. Учитель может разрешать проблемные вопросы при помощи компромисса. Может без усилий над собой подчиняться чужой воле.

Авторитарный педагог может  проявлять в своей деятельности элементы демократического стиля. Быть более мягким и чутким, предоставлять большую свободу ученикам.

Учителям из нашей группы может  быть присуща такая особенность, как зависимость. Такие люди послушны, неуверенны в себе. Колеблющиеся, несамостоятельные, сомневающиеся в своих силах  и возможностях. Предпочитают подчиненность другим, чужой воле при отсутствии самостоятельности, свободы.

Итак, подводя итоги по второму  фактору, мы видим несколько иной портрет, чем в первом факторе. Перед  нами личность, направленная на окружающих людей. Здесь авторитарный педагог  теряет свою жесткость, смелость и уверенность в себе. Он зависим, уступчив, тактичен. Вероятно, вышеперечисленные особенности могут проявляться лишь иногда, когда ситуация кардинально меняется.

Выводы

 

Подводя итог данной главы, необходимо сказать, что в результате нашего исследования, были выявлены и изучены психологические особенности личности учителей с разными стилями педагогического общения. Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Существуют различия между  особенностями личности учителей с авторитарным и демократическим стилем общения, а именно:

а) Коммуникативная компетентность среди учителей с демократическим  стилем находится на более высоком  уровне. Им в большей мере присущи  такие качества личности, как деловитость, уверенность в себе, требовательность, психологический такт. Эти позитивные организаторские и коммуникативные качества занимают особое место в психологическом портрете учителя с демократическим стилем педагогического общения. Они характеризуют учителя как эффективного коммуникатора.

Авторитарный педагог занимает более отстраненную позицию в  общении. Об этом свидетельствуют такие  личностные особенности, как независимость, неотзывчивость, неуступчивость. Качества, свидетельствующие о коммуникативной  компетентности, мало представлены в личности учителя с авторитарным стилем общения.

б) В мотивационной структуре  учителей с авторитарным и демократическим  стилем общения также были обнаружены некоторые отличия.

Следует заметить, что в мотивационной  структуре личности педагога с демократическим стилем общения наиболее выраженными оказались мотивация «общая активность», «творческая активность» и «социальная полезность». Из этих компонентов мотивационной структуры и складывается рабочая направленность личности.

В мотивационной структуре личности учителя с авторитарным стилем общения в большей мере представлена мотивация «социальный статус» и «общая активность». Вероятно, это может быть связано с тем, что учитель стремится за счет достижений в профессиональной сфере занять определенный социальный статус.

В группе учителей с демократическим  стилем общения мотивация «общая активность» более выражена, чем  в группе учителей с авторитарным стилем. Это говорит об активности и деятельности учителей с демократическим  стилем общения.

в) Учителей с авторитарным и демократическим  стилем общения можно охарактеризовать разным набором черт личности. Так  педагоги с демократическим стилем общения обладают такими свойствами, как эмоциональная устойчивость, доверчивость, чувствительность, обязательность, высокий самоконтроль. Авторитарным педагогам свойственна реактивная уравновешенность, смелость, твердость характера, самоуверенность, подозрительность.

г) Различия между группами учителей с авторитарным и демократическим  стилем были выявлены и в эмоционально – личностной сфере педагогов.

При всей видимой активности и деятельности педагогов с демократическим  стилем общения можно наблюдать  признаки неблагополучия в эмоциональной  сфере. Эти учителя испытывают потребность  в покое и самоутверждении. Профессиональная деятельность учителя требует большой самоотдачи и работоспособности. Не исключено, что собранность, требовательность к себе и окружающим, деловитость, рабочая направленность личности учителя с демократичным стилем отражается на его эмоциональной сфере. Поэтому мы можем наблюдать напряжение и усталость педагогов. Все это вызывает у учителя стремление к покою, комфорту и благополучию. Для авторитарных педагогов характерна такая личностная особенность, как тревожность. Для того чтобы подавить тревогу педагог стремится подавить партнера в общении, проявляет жесткость, упрямство, подозрительность.

2. Существуют некоторые особенности  личности, характерные для большинства  представителей педагогического  коллектива, в независимости от  стиля его общения:

а) Для всей выборки, в независимости  от стиля педагогического общения, характерно такое качество, как доминирование. По нашему мнению, это может быть связано со спецификой деятельности педагога в начальной школе. Для  того чтобы помочь ребенку освоиться в школе, помочь понять те требования, которые ему предъявляют, учитель берет инициативу в свои руки, занимает место доминирующего лидера.

б) Еще одной общей характеристикой  для всей группы является стремление к независимости. На наш взгляд, это  может быть связано с постоянным контролем за деятельностью учителя со стороны администрации школы и вышестоящих органов. Педагогам не хватает самостоятельности и свободы в выборе действий.

в) Работа учителя тесно связана  с большим грузом ответственности  за жизнь и здоровье учеников, особенно в начальной школе. На наш взгляд, эта проблема характерна для большинства учителей в наши дни. И данная группа учителей не является исключением. Для всех учителей из исследуемого педагогического коллектива характерно такое личностное качество, как чувство вины.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что  у учителей одного педагогического  коллектива могут быть некоторые  личностные особенности, которые характерны для большинства представителей этой группы. Эти особенности могут  быть не связаны со стилем педагогического общения. Но существуют и различия между особенностями личности характерные для учителей с авторитарным и демократическим педагогическим стилем общения. Эти различия могут наблюдаться в эмоционально – личностной и в потребностно – мотивационной сфере личности учителя. Так же отличия можно проследить в коммуникативных и организационных качествах педагога, и в наборе личностных черт.

Таким образом, полученные в ходе исследования данные подтвердили наши гипотезы и  реализовали первоначально поставленные цель и задачи дипломной работы.

Заключение

 

Теоретико-методологический анализ представлений  о педагогическом общении в психологии позволил осознать, что педагогическое общение играет важную роль в образовательном  процессе. Педагогическое общение способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, обмену ролями, сопереживанию, самоутверждению. Информационная функция обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, формирует обстановку поиска и размышлений. Велика роль педагога в таком общении: он организует его и управляет им.

Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности и общения  важная роль принадлежит свойствам личности учителя. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности. Особенности личности учителя находят свое выражение в стиле педагогического общения.

Стиль представляет собой индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Оптимальный стиль  общения создает в классе атмосферу  эмоционального благополучия, которая  во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Педагогическое общение осуществляется в рамках определенного стиля.

Информация о работе Особенности личности учителей начальных классов, определяющие стиль педагогического общения