Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа
Цель исследования – выявить методические особенности подготовки учащихся по профилю автослесарь на базе УПК.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику профиля «автослесарь» и дисциплины «автодело», рассмотреть эксплуатационные свойства автомобиля.
2. Изучить программные требования по преподаванию автодела по профилю «автослесарь» на базе УПК.
3. Рассмотреть формы, методы, приемы, средства подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК.
4. Разработать конспект занятия для изучения темы «Устройство и диагностика неисправностей автомобилей» на занятиях УПК с учащимися-старшеклассниками.
Введение 3
Глава 1. Особенности подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК 5
1.1. Общая характеристика профиля «автослесарь» и дисциплины «автодело». Эксплуатационные свойства автомобиля 5
1.2. Программные требования по преподаванию автодела по профилю «автослесарь» на базе УПК 9
Глава 2. Особенности методики подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК 18
2.1. Формы, методы, приемы, средства подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК 18
2.2. Изучение темы «Устройство и диагностика неисправностей автомобилей» на занятиях УПК с учащимися-старшеклассниками 23
Заключение 32
Список литературы 34
Оглавление
Тема данной курсовой работы – «Методика подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК».
Актуальность. По мере развития автомобильного транспорта усиливалась потребность в людях, способных поддерживать автомобили в исправном состоянии. Резкое увеличение количества автомобилей в 30-е годы XX века в связи с изобретением конвейера Генри Фордом обусловило спрос на специалистов по их ремонту. В 50-е годы XX века усложнение конструкции автомобиля и появление сложного диагностического оборудования приводит к специализации автослесарей: моторист, автоэлектрик, маляр, вулканизаторщик и т. д.; возникает необходимость в специалистах широкого профиля, способных координировать работу других автомехаников. В дореволюционной России автослесарей готовили в ремесленно-промышленных училищах и учебно-показательных мастерских, в советское время получить профессию автослесаря можно было в ПТУ, а автомеханика - в техникуме. На сегодняшний день это одна из наиболее востребованных рабочих профессий.
Актуальность вопросов методики подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК обусловлена тем, что методика организации содержания учебно-производственного обучения заключается в трудовой деятельности рабочего соответствующего профиля. В связи с этим, трудовая деятельность осваивается в процессе выполнения трудовых операций, следовательно, структурными элементами содержания производственного обучения являются организационные структуры самого трудового процесса, конкретные операции, приемы, действия. Важной методической проблемой можно считать переход от отдельных компонентов профессиональной деятельности к наполнению содержательной программы производственного обучения. В отличие от структуры теоретического знания, внутренняя связь между отдельными трудовыми операциями вариативна и только на практике, в частности – в условиях УПК, учащиеся могут постичь ключевые умения и навыки по профилю «автослесарь».
Объект исследования – содержание дисциплины «автодело» при подготовке учащихся по профилю автослесарь на базе УПК.
Предмет исследования - методика подготовки учащихся по профилю автослесарь на базе УПК.
Цель исследования – выявить методические особенности подготовки учащихся по профилю автослесарь на базе УПК.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику профиля «автослесарь» и дисциплины «автодело», рассмотреть эксплуатационные свойства автомобиля.
2. Изучить программные требования по преподаванию автодела по профилю «автослесарь» на базе УПК.
3. Рассмотреть формы, методы, приемы, средства подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК.
4. Разработать конспект занятия для изучения темы «Устройство и диагностика неисправностей автомобилей» на занятиях УПК с учащимися-старшеклассниками.
Автослесарь - рабочий, выполняющий ремонт и техническое обслуживание автомобильного транспорта, а также осуществляющий контроль над техническим состоянием автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов, таких как, например, динамометр, автосканер и т.д.1
К профессиональным функциям автослесаря относятся:
- разборка и сборка узлов и агрегатов автомобиля
- диагностирование автомобиля
и его узлов при помощи
- полное и своевременное техническое обслуживание автомобиля
- ремонт узлов и агрегатов автомобиля
- регулировка механизмов и деталей
Требования к образованию:
- начальное профессиональное образование с опытом работы на производстве,
- среднее специальное образование.
В работе автослесаря требуется знание техники безопасности, устройства и принципа работы автомобиля, особенностей оборудования, используемого в работе, свойств обрабатываемых материалов и используемых смазок2.
Эксплуатационными свойствами автомобиля называются свойства, характеризующие выполнение им транспортных и специальных работ: перевозки пассажиров, грузов и специального оборудования. Эти свойства определяют приспособленность автомобиля к условиям эксплуатации, а также эффективность и удобство его использования.3
Основными эксплуатационными свойствами автомобиля являются тягово-скоростные и тормозные свойства, топливная экономичность, управляемость, поворачиваемость, маневренность, устойчивость, проходимость, экологичность и безопасность движения.
Чем совершеннее конструкция автомобиля и лучше его техническое состояние, тем выше показатели эксплуатационных свойств. Поэтому автомобиль, его системы и механизмы проектируются таким образом, чтобы он имел определенные эксплуатационные свойства, требуемые для заданных условий эксплуатации и обеспечивающие его наиболее эффективное использование.
Автомобиль обладает целым рядом эксплуатационных свойств (Схема 1. Приложения), которые составляют две группы, связанные и не связанные с движением автомобиля.
Тягово-скоростные и тормозные свойства, топливная экономичность, управляемость, поворачиваемость, маневренность, устойчивость, проходимость, плавность хода, экологичность и безопасность обеспечивают движение автомобилей и определяют его закономерности.
Вместимость, прочность, долговечность, приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту, погрузочно-разгрузочным работам, посадке и высадке пассажиров во многом определяют эффективность и удобство использования автомобиля.
Что же представляют собой эксплуатационные свойства автомобиля? Дадим определения этим свойствам.4
Тягово-скоростными называются свойства автомобиля, определяющие диапазоны изменения скоростей движения и максимальные ускорения разгона в различных дорожных условиях при работе в тяговом режиме.
Тяговым называется режим движения автомобиля, при котором от двигателя к ведущим колесам через трансмиссию подводятся мощность и крутящий момент, необходимые для движения.
Тормозными называются свойства автомобиля, определяющие максимальные замедления при торможении в различных дорожных условиях и обеспечивающие неподвижное удержание его относительно поверхности дороги.
Топливная экономичность — это свойство автомобиля, определяющее расходы топлива при выполнении транспортной работы.
Управляемостью называется свойство автомобиля изменять или сохранять параметры движения при воздействии водителя на рулевое управление.
Поворачиваемость представляет собой свойство автомобиля отклоняться вследствие увода колес от направления движения, заданного рулевым управлением.
Маневренностью называется свойство автомобиля поворачиваться на минимальной площади и вписываться в дорожные габариты.
Устойчивость — это свойство автомобиля сохранять направление движения и противостоять силам, стремящимся вызвать занос или опрокидывание автомобиля.
Проходимостью называется свойство автомобиля двигаться по плохим дорогам и вне дорог. Проходимость характеризует степень уменьшения средней скорости движения и производительности автомобиля в указанных условиях по сравнению с хорошими дорогами.
Плавность хода представляет собой свойство автомобиля обеспечивать защиту перевозимых пассажиров и грузов, а также систем и механизмов автомобиля от воздействия неровностей дороги.
Экологичность — это свойство автомобиля минимально загрязнять окружающую среду отработавшими газами и шумом.
Безопасностью движения называется свойство автомобиля двигаться с наименьшей вероятностью возникновения дорожно-транспортных происшествий. Это комплексное эксплуатационное свойство, связанное с управляемостью, поворачиваемостью, маневренностью, устойчивостью и тормозными свойствами. Безопасность движения — важнейшее эксплуатационное свойство, от которого зависят жизнь и здоровье людей, сохранность автомобиля, грузов и других материальных ценностей.
Вместимость представляет собой свойство автомобиля, определяющее количество грузов или пассажиров, которые могут быть перевезены одновременно.
Прочностью называется свойство автомобиля работать без поломок и неисправностей.
Долговечность — это свойство автомобиля работать без интенсивного изнашивания отдельных деталей, механизмов и систем, вызывающего прекращение эксплуатации автомобиля.
Приспособленностью к техническому обслуживанию и ремонту называется свойство автомобиля, определяющее простоту и трудоемкость этих работ, а также время простоя при их выполнении.
Приспособленность к погрузочно-разгрузочным работам представляет собой свойство автомобиля обеспечивать выполнение этих работ с наименьшими затратами времени и труда.
Приспособленностью к посадке и высадке пассажиров называется свойство автомобиля, характеризующее продолжительность остановки и удобство пассажиров при входе и выходе.
Эксплуатационные свойства автомобиля оцениваются с помощью их измерителей и показателей. Измерителем эксплуатационного свойства называется единица измерения, характеризующая это свойство с качественной стороны (например, скорость движения автомобиля).5
Показателем эксплуатационного свойства называется число, определяющее величину измерителя этого свойства, его количество (например, значение максимальной скорости автомобиля).
Измерители и показатели эксплуатационных свойств автомобиля устанавливаются ГОСТами, стандартами и другими нормативными документами. Для определения показателей эксплуатационных свойств проводят испытания автомобиля.
Эксплуатационные свойства, обеспечивающие движение автомобиля, существенно зависят от конструкции и технического состояния автомобиля, его систем и механизмов. Чем совершеннее конструкция автомобиля и лучше его техническое состояние, тем выше эксплуатационные свойства автомобиля. Поэтому автомобиль, его системы и механизмы конструируют таким образом, чтобы он имел определенные эксплуатационные свойства, требуемые для заданных условий эксплуатации и обеспечивающие его эффективное использование.
На схеме 2 Приложения показана связь эксплуатационных свойств с теми системами и механизмами автомобиля, конструкция и техническое состояние которых оказывают наибольшее влияние на эти свойства.
Учебник В.К.Вахламова «Автомобили. Эксплуатационные свойства» является вторым из серии учебников по дисциплине «Автомобили» для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» направления подготовки дипломированных специалистов транспорта и транспортного оборудования. Он неразрывно связан с первым учебником этой серии, носящим название «Автомобили. Основы конструкции», выпущенным Издательским центром «Академия» в 2004 г. и посвященным рассмотрению типов, конструкций и работы систем и механизмов автомобилей общего назначения и специализированного подвижного состава, а также возможности снижения токсичности двигателей и шума автомобилей.6
В настоящем учебнике изучаются вопросы, связанные с эксплуатационными свойствами, обеспечивающими движение автомобиля и характеризующими выполнение им транспортных и специальных работ: перевозки пассажиров, грузов и оборудования. Эти свойства определяют приспособленность автомобиля к условиям эксплуатации. В каждой главе учебника рассматривается отдельное эксплуатационное свойство, его измерители и показатели, влияние на это свойство конструктивных и эксплуатационных факторов.
В учебнике В.К.Вахламова «Автомобили: эксплуатационные свойства» (М., 2005) программа по автоделу представлена в 14-ти главах, которые также тематически дифференцированы:
1. Эксплуатационные свойства автомобиля (Общие сведения; Измерители и показатели эксплуатационных свойств автомобиля; Эксплуатационные свойства и конструкция автомобиля; Условия эксплуатации автомобиля)
2. Двигатель и его характеристики (Скоростные характеристики двигателей; Нагрузочные характеристики двигателей; Регулировочные характеристики двигателей)
3. Тягово-скоростные свойства (Показатели тягово-скоростных свойств; Силы, действующие на автомобиль при движении; Мощность и момент, подводимые к ведущим колесам автомобиля; Потери мощности в трансмиссии. КПД трансмиссии; Радиусы колес автомобиля; Скорость и ускорение автомобиля; Реакции дороги, действующие при движении на колеса автомобиля; Тяговая сила и тяговая характеристика автомобиля; Тяговая характеристика автомобиля с дополнительной коробкой передач; Сила и коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой; Силы сопротивления движению и мощности, затрачиваемые на их преодоление; Сила сопротивления качению; Коэффициент сопротивления качению; Сила сопротивления подъему; Сила сопротивления дороги; Сила сопротивления воздуха; Сила сопротивления разгону; Коэффициент учета вращающихся масс; Уравнение движения автомобиля; Силовой баланс автомобиля; Силовой баланс автомобиля при различной нагрузке; Динамические факторы автомобиля; Динамическая характеристика автомобиля; Динамический паспорт автомобиля; Динамический паспорт автопоезда; Мощностной баланс автомобиля; Степень использования мощности двигателя; Разгон автомобиля; Ускорение при разгоне; Время и путь разгона; Динамические нормальные реакции на колесах автомобиля; Динамическое преодоление подъемов; Движение накатом; Влияние различных факторов на тягово-скоростные свойства автомобиля.
Информация о работе Особенности методики подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК