Особенности методики подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить методические особенности подготовки учащихся по профилю автослесарь на базе УПК.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику профиля «автослесарь» и дисциплины «автодело», рассмотреть эксплуатационные свойства автомобиля.
2. Изучить программные требования по преподаванию автодела по профилю «автослесарь» на базе УПК.
3. Рассмотреть формы, методы, приемы, средства подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК.
4. Разработать конспект занятия для изучения темы «Устройство и диагностика неисправностей автомобилей» на занятиях УПК с учащимися-старшеклассниками.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК 5
1.1. Общая характеристика профиля «автослесарь» и дисциплины «автодело». Эксплуатационные свойства автомобиля 5
1.2. Программные требования по преподаванию автодела по профилю «автослесарь» на базе УПК 9
Глава 2. Особенности методики подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК 18
2.1. Формы, методы, приемы, средства подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК 18
2.2. Изучение темы «Устройство и диагностика неисправностей автомобилей» на занятиях УПК с учащимися-старшеклассниками 23
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

методика подготовки учащихся по профилю автослесарь.doc

— 2.39 Мб (Скачать файл)

Это означает, что если в первом цилиндре происходит рабочий  ход, то после поворота коленчатого  вала на угол 120° рабочий ход начинается в пятом цилиндре и т.д. При этом в одном цилиндре рабочий ход еще не заканчивается, а через 120° он начинается в другом, т. е. при повороте коленчатого вала на угол 60° рабочий ход в одном цилиндре перекрывается рабочим ходом в другом цилиндре, и коленчатый вал вращается равномернее. В шестицилиндровом двигателе поршни только двух цилиндров одновременно приходят в одноименные мертвые точки. Силы инерции масс, движущихся возвратно-поступательно, в этом двигателе взаимно уравновешены.

Шестицилиндровый V-образный двигатель. К таким двигателям относятся четырехтактные дизели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-КАЗ-642. Учитель вновь демонстрирует наглядные пособия при объяснении нового материала (рис. 3, а Приложения).

Угол развала между  их цилиндрами равен 90°. Первым цилиндром считается первый правый по ходу. Особенность конструкции этих двигателей в том, что коленчатый вал имеет три кривошипа, к каждому из которых присоединено по два шатуна: к первому кривошипу — шатуны первого и четвертого цилиндров; ко второму — второго и пятого цилиндров и к третьему — третьего и шестого цилиндров. Колена коленчатого вала расположены в трех плоскостях под углом 120° одно к другому.

Порядок работы цилиндров  такого двигателя 1—4—2—5—3—6. Одноименные  такты в цилиндрах происходят неравномерно через 90 и 150°. Учащиеся заполняют  таблицу 3 (См. Приложение).

Если в первом цилиндре осуществляется рабочий ход, то в четвертом он начинается через 90°, во втором — через 150, в пятом — через 90, в третьем — через 150 и в шестом — через 90°. Поэтому двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-КАЗ-642 имеют повышенную неравномерность хода, и на их коленчатом валу приходится устанавливать маховики с относительно большим моментом инерции (на 60...70% больше, чем в однорядном двигателе).

Восьмицилиндровый V-образный двигатель. Цилиндры в таких двигателях (например, автомобилей ГАЗ-3307 и КамАЗ-5320) расположены под углом 90° один к другому (рис. 3, б). Одноименные такты в цилиндрах начинаются через угол поворота коленчатого вала 720/8=90°. Следовательно, кривошипы коленчатого вала расположены крестообразно под углом 90°. К первому кривошипу присоединены шатуны первого и пятого цилиндров, ко второму — второго и шестого цилиндров, к третьему — третьего и седьмого цилиндров, к четвертому — четвертого и восьмого цилиндров. В восьмицилиндровом четырехтактном двигателе за два оборота коленчатого вала совершается восемь рабочих ходов. Перекрытие рабочих ходов в различных цилиндрах происходит в течение поворота коленчатого вала на угол 90°, что способствует его равномерному вращению. Порядок работы восьмицилиндрового двигателя 1—5—4—2—6—3—7—8. Зная порядок работы цилиндров двигателя, можно правильно распределить провода по свечам зажигания, присоединить топливопроводы к форсункам и отрегулировать клапаны.

2.3. Изучение алгоритма  проведения диагностики неисправностей  двигателей у автомобиля;

Алгоритм №1 проверки двигателя:

1) Проверка разряжения  во всасывающем коллекторе. По  степени разряжения можно судить  о компрессии и о процессе  сгорания топлива в цилиндре;

2) Проверка состояния  и уровней технических жидкостей  (моторное масло, охлаждающая  жидкость, жидкость гидроусилителя руля, жидкость автоматической коробки передач, тормозная жидкость). Состояние тормозной и охлаждающей жидкостей проверяется приборами;

3) Проверка состояния  корпуса дроссельной заслонки  на предмет загрязнения; 

4) Проверка воздушного фильтра;

5) Проверка состояния  клапана вентиляции картерных  газов; 

6) Проверка ремня привода  газораспределительного механизма  (для двигателей с ременным  приводом газораспределительного  механизма). Ремень проверяется по  всей длине. На некоторых моделях  Honda диагностика ремня газораспределительного механизма выполняется отдельно от общей диагностики;

7) Проверка цепи привода  газораспределительного механизма  (для двигателей с цепным приводом  газораспределительного механизма). С помощью стетоскопа прослушиваются посторонние шумы в работе газораспределительного механизма;

8) Осмотр двигателя  на предмет подтеков масла  и охлаждающей жидкости;

9) Проверка состояния  и натяжения ремней привода  вспомогательных агрегатов; 

10) Проверка состояния  насоса охлаждающей жидкости на предмет подтека с контрольного отверстия;

11) Проверка состояния  радиатора на предмет загрязнения  с внешней стороны; 

12) Проверка состояния  глушителя. Проверяются подушки  крепления глушителя к кузову  и герметичность глушителя; 

13) Проверка состояния опор двигателя. Проверяются опоры крепления двигателя к кузову под нагрузкой;

14) Проверка состояния  подшипников навесного оборудования. С помощью стетоскопа прослушиваются  посторонние шумы в подшипниках  генератора, насоса гидроусилителя  руля, насоса охлаждающей жидкости. Количество проверяемых подшипников зависит от модели автомобиля;

15) Проверка состояния  датчика давления масла на  предмет подтеков;

16) Проверка состояния  защиты двигателя. 

Алгоритм №2 проверки двигателя с помощью компьютера:

1) Проверка количества  оборотов холостого хода;

2) Проверяются электронные  коды неисправности по всем  системам;

3) Проверка работы  датчика кислорода. От работоспособности  датчиков кислорода зависит расход  топлива; 

4) Проверяется время  открытия топливных форсунок на полностью прогретом двигателе;

5) Проверяется долговременная  коррекция топливно-воздушной смеси; 

6) Проверяется сигнал  датчика расхода воздуха (при  включенном зажигании);

7) Проверяется сигнал  датчика расхода воздуха (на  холостом ходу на полностью прогретом двигателе);

8) Проверка состояния  топливной системы, исходя из  выше перечисленных параметров  компьютера;

9) Проверка давления  топливного насоса высокого давления. На моделях с двигателем с  непосредственным впрыском (D4, GDI).

3. Практическое закрепление материала: выполнение практических заданий по теме занятия.

Учащимся предлагаются для выполнения следующие практические задания на базе УПК:

1. Из представленных  образцов двигателей определить, какие относятся к четырех-, шести- и восьмицилиндровым.

2. Провести проверку  двигателя и выявить его неисправности  по алгоритму № 1.

3. Провести проверку  двигателя и выявить его неисправности  с помощью компьютера по алгоритму  № 2.

4. Подведение итогов  занятия.

На завершающем этапе  подводятся итоги занятия, краткие выводы по изученной теме. Вставляются отметки по итогам активности учащихся на занятии, а также по итогам выполнения практических заданий.

 

 

 

Заключение

 

В первой главе раскрыты особенности  подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК.

Автослесарь – это рабочий, выполняющий ремонт и техническое обслуживание автомобильного транспорта, а также осуществляющий контроль над техническим состоянием автомобилей с помощью диагностического оборудования. В работе автослесаря требуется знание устройства и принципа работы автомобиля, особенностей оборудования, используемого в работе и др. Основными эксплуатационными свойствами автомобиля являются тягово-скоростные и тормозные свойства, топливная экономичность, управляемость, поворачиваемость, маневренность, устойчивость, проходимость, экологичность и безопасность движения. Эксплуатационные свойства автомобиля оцениваются с помощью их измерителей и показателей. Измерителем эксплуатационного свойства называется единица измерения, характеризующая это свойство с качественной стороны (например, скорость движения автомобиля).

Во второй главе рассмотрены  особенности методики подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК. Учебно-производственный комбинат (УПК) – организация, обеспечивающая старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку. Основными задачами УПК является ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии. Для того чтобы профессиональные умения и навыки будущих специалистов по автоделу соответствовали уровню развития современного сварочного производства, в производственном обучении необходимо воспроизведение основных видов профессиональной деятельности. Это означает, что в учебных мастерских образовательных учреждений необходимо организовать учебно-производственную среду максимально приближенную к условиям реального производства.

В качестве обязательных компонентов в структуре и  содержании комплекса средств обучения устройству автомобиля должны использоваться:  средства для организации материальной или материализованной учебно-познавательной деятельности учащихся на теоретических занятиях (схемы-транспаранты, модели или реальные объекты, электрифицированные планшеты и т.п.); средства для организации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на практических занятиях (инструкционные карты по разборке и оборке, тренажер по обучению поиску и устранению неисправностей и т.п.); средства для актуализации у учащихся базовых систем понятий, активизации их учебно-познавательной деятельности и контроля уровня формируемых знаний на теоретических и практических занятиях. Ведущей формой производственного обучения служит самостоятельная, продуктивная учебно-производственная деятельность, формирующая кроме профессиональных, навыки самоконтроля, самообразования.

Для изучения темы «Устройство  и диагностика неисправностей автомобилей» на занятиях УПК с учащимися-старшеклассниками проведена разработка конспекта занятия «Устройство и диагностика неисправностей двигателя у автомобилей». В условиях УПК проводится практическое закрепление материала: выполнение практических заданий по теме занятия. 

 

 

Список литературы

  1. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. – М., 1989. 
  2. Богатырев А.В. Автомобили /А.В.Богатырев, Ю.К.Есеновский-Лашков, М.Л.Насоновский, В.А.Чернышев; Под ред. А В.Богатырева. — М.: КолосС, 2005.
  3. Вахламов В.К. Автомобили ВАЗ-2105, -2121, -2108, -2109. Конструкция. Эксплуатационные свойства. Устранение неисправностей. Техническое обслуживание. — М.: Машиностроение, 1996.
  4. Вахламов В.К. Автомобили: эксплуатационные свойства. Учебник для студентов. – М., 2005.
  5. Вахламов В.К. Подвижной состав автомобильного транспорта. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  6. Вахламов В.К. Техника автомобильного транспорта: Подвижной состав и эксплуатационные свойства. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  7. Вахламов В.К., Литвинов А.С., Шлиппе И.С. Упражнения по теории автомобили. — М.: МАДИ, 1977.
  8. Вахламов В.К., Порватов И.Н. Техника транспорта. Эксплуатационные свойства подвижного состава. Ч. 1. — М.: МАДИ (ГТУ), 2002.
  9. Вахламов В.К., Порватов И.Н. Техника транспорта. Эксплуатационные свойства подвижного состава. Ч. 2. — М.: МАДИ (ГТУ), 2004.
  10. Вахламов В.К., Шатров М.Г., Юрчевский А.А. Автомобили: Теория и конструкция автомобиля и двигателя. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  11. Гришкевич А.И. Автомобили: Теория. — Минск: Вышэйш. шк., 1986.
  12. Зимелев Г.В. Теория автомобиля. — М.: Машгиз, 1959.
  13. Иларионов В.А. Эксплуатационные свойства автомобиля. — М.: Машиностроение, 1966.
  14. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств. — М.: Машиностроение. 1989.
  15. Найн Н.Я. Проблемы развития профессионального  образования. – Челябинск, 1998.
  16. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003.
  17. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. / Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова. Изд. 3-е., стереотип. - М.: Академия, 2008.
  18. Ротенберг Р.В. Подвеска автомобиля. Колебания и плавность хода. — М.: Машиностроение, 1972.
  19. Фалькевич Б.С. Теория автомобиля. — М.: Машгиз, 1963.
  20. Чудаков Е.А. Теория автомобиля. — М.: Машгиз, 1950.
  21. Чумаченко Ю.Т.  Автослесарь. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.
  22. Щетина В.А., Лукинский В.С., Вахламов В.К. Подвижной состав автомобильного транспорта. — М.: Транспорт, 1989.
  23. Яковлев Н.А., Диваков Н.В. Теория автомобиля. — М.: Высш. шк., 1962.

 

Приложение

 

 

 

Схема 1. Эксплуатационные свойства автомобиля

 

 

 

 

Схема 2. Связь эксплуатационных свойств с системами и механизмами  автомобиля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Схемы расположения цилиндров двигателя:

а — однорядного; б — однорядного с наклоном к вертикали; в — V-образного; г — с противоположно лежащими цилиндрами;  1—цилиндр; 2—головка блока; 3— блок цилиндров; 4 — поддон

 

 

 

Рис. 2. Схемы кривошипно-шатунных механизмов четырехтактных рядных двигателей:

а — четырехцилиндрового; б — шестицилиндрового; 1…6— цилиндры

 

 

 

Рис. 3. Схемы кривошипно-шатунных механизмов четырехтактных V-образных двигателей:

а— шестицилиндрового, б— восьмицилиндрового; 1...8— цилиндры

 

Таблица 1.

Чередование тактов рядного  четырехцилиндрового двигателя

Обороты коленчатого  вала

Угол поворота коленчатого  вала, град

Цилиндры

1

2

3

4

Первый

0...180

Рабочий ход

Выпуск

Сжатие

Впуск

180.. .360

Выпуск

Впуск

Рабочий ход

Сжатие

Второй

360...540

Впуск

Сжатие

Выпуск

Рабочий ход

540... 720

Сжатие

Рабочий ход

Впуск

Выпуск


 

Таблица 2.

Чередование тактов родного  шестицилиндрового двигателя

Обороты

вала

Угол поворота

вала, град

Цилиндры

1

2

3

4

5

6  

Первый

 

0...60

Рабочий ход

Выпуск

Впуск

Рабочий ход

Сжатие

Впуск

60... 120

 

Сжатие

 

 

Выпуск

 

120.. .180

 

Впуск

 

Рабочий ход

180...240

 

Выпуск

 

Сжатие

240... 300

Рабочий ход

 

Впуск

 

300...360

Сжатие

 

Выпуск

 

Второй

 

 

 

 

 

360.. .420

 

Впуск

 

Рабочий ход

420.. .480

 

Выпуск

 

 

Сжатие

 

480... 540

Рабочий ход

 

Впуск

 

540...600

 

Сжатие

 

 

Выпуск

 

600... 660

Впуск

Рабочий

ход

660.. .720

Выпуск

Сжатие

Информация о работе Особенности методики подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК