Особенности методики подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить методические особенности подготовки учащихся по профилю автослесарь на базе УПК.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику профиля «автослесарь» и дисциплины «автодело», рассмотреть эксплуатационные свойства автомобиля.
2. Изучить программные требования по преподаванию автодела по профилю «автослесарь» на базе УПК.
3. Рассмотреть формы, методы, приемы, средства подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК.
4. Разработать конспект занятия для изучения темы «Устройство и диагностика неисправностей автомобилей» на занятиях УПК с учащимися-старшеклассниками.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК 5
1.1. Общая характеристика профиля «автослесарь» и дисциплины «автодело». Эксплуатационные свойства автомобиля 5
1.2. Программные требования по преподаванию автодела по профилю «автослесарь» на базе УПК 9
Глава 2. Особенности методики подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК 18
2.1. Формы, методы, приемы, средства подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК 18
2.2. Изучение темы «Устройство и диагностика неисправностей автомобилей» на занятиях УПК с учащимися-старшеклассниками 23
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

методика подготовки учащихся по профилю автослесарь.doc

— 2.39 Мб (Скачать файл)

Процесс производственного обучения в условиях УПК характеризуется специфическими особенностями в рамках наполнения компонентов образовательного процесса (целеполаганием, логикой, принципами, формами, методами и средствами обучения):

- в процессе производственного обучения в условиях УПК приоритетными являются формирование операционально-деятельностной составляющей (умения, навыки, способы действия и т.д.);

- производительный труд  обучающихся - одно из основных  средств производственного обучения;

- взаимосвязь теории  с практикой достигается изучением  специальных и отраслевых дисциплин;

-  образовательное  пространство - специально подготовленная  учебно-производственная база с  организованными условиями, приближенными  к реальному производству (учебные участки, мастерские и т.д.);

- дидактико-технологическое  обеспечение, позволяющее проектировать,  моделировать и осуществлять  реальный учебно-производственный процесс (оборудование, оснастка, инструмент, техническая документация технологические карты и т.д.) 10.

Для того чтобы профессиональные умения и навыки будущих специалистов по автоделу соответствовали уровню развития современного сварочного производства, в производственном обучении необходимо воспроизведение основных видов профессиональной деятельности. Это означает, что в учебных мастерских образовательных учреждений необходимо организовать учебно-производственную среду максимально приближенную к условиям реального производства. Для формирования профессиональных умений содержание производственного обучения должно отражать основные виды автослесарных работ и особенности трудового процесса в реальных производственных условиях.

В качестве обязательных компонентов в структуре и  содержании комплекса средств обучения устройству автомобиля должны использоваться:

- средства для организации  материальной или материализованной  учебно-познавательной деятельности  учащихся на теоретических занятиях (схемы-транспаранты, модели или реальные объекты, электрифицированные планшеты и т.п.);

- средства для организации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на практических занятиях (инструкционные карты по разборке и оборке, тренажер по обучению поиску и устранению неисправностей и т.п.);

- средства для актуализации  у учащихся базовых систем  понятий, активизации их учебно-познавательной деятельности и контроля уровня формируемых знаний на теоретических и практических занятиях11.

Анализ задач, на решение  которых направлены рекомендуемые  в методических пособиях технические  средства и дидактические материалы, потребовал частичного пересмотра их конструкции и содержания.

Так, например, вместо принятых сейчас отдельных плакатов с изображением сложных схем предложены серии схем-транспарантов, логически развивающих представления учащихся о конструкции изучаемого объекта. При этом на каждом отдельном транспаранте серии даются изображения деталей, образующих определенный достаточно самостоятельный блок, а вся серия создаёт системное представление у учащихся об изучаемом объекте.

Вместо существующих инструкционных карт, содержащих лишь описание последовательности оборки и разборки изучаемого объекта, предложены другие, включающие помимо названного, и вопросы для синтезирования и конкретизации знаний, указания на осмысление значимости отдельных деталей, необходимую наглядную опору для выполнения действий. 

Для обеспечения возможностей выполнения большого количества упражнений разных по объему и характеру, использования  алгоритмических предписаний, регистрации хода работы учащихся, обеспечения срочной внутренней и внешней обратной связи используется специальный тренажер, позволяющий эффективно управлять познавательной деятельностью учащихся в процессе выполнения ими практических работ.

Характерные особенности методики организации учебно-производственного обучения и учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК:

- производственное обучение направлено на формирование профессиональных умений и навыков производственного труда в сфере материального производства;

- основной формой деятельности  обучающихся служит производственный труд;

- фундаментальным принципом  процесса производственного обучения является положение о необходимости соединения обучения с производственным трудом;

- основным направлением учебно-производственной деятельности является овладение современными производственными процессами: профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также передовым производственным опытом;

- обеспечение организационного  единства и интеллектуального  развития обучающихся;

- всестороннее развитие  личности каждого обучающегося; развитие у них творческого технического мышления и технологической самостоятельности;

- ведущей тенденцией  производственного обучения является становление творческого характера труда обучающихся, представляющего собой объективное явление, возникшее на основе непрерывных изменений в содержании труда квалифицированных специалистов под влиянием развития экономики и рынка труда;

- ведущей формой производственного обучения служит самостоятельная, продуктивная учебно-производственная деятельность, формирующая кроме профессиональных, навыки самоконтроля, самообразования и др.12

Методическими особенностями самостоятельной учебно-производственной деятельности обучающихся в условиях УПК являются понимание поставленных учебно-производственных задач; умение самостоятельно планировать и контролировать работу; умение выполнять работу без посторонней помощи; умение контролировать качество изготовляемой продукции; ответственное отношение к порученному делу; самообразование; стремление повышать производительность труда.

 

2.2. Изучение темы «Устройство и диагностика неисправностей автомобилей» на занятиях УПК с учащимися-старшеклассниками

 

Проведена разработка конспекта  занятия УПК с учащимися-старшеклассниками  на тему «Устройство и диагностика  неисправностей двигателя у автомобилей».

Тип занятия: комбинированное.

Цель занятия –  формирование у учащихся системных и комплексных представлений об устройстве и диагностике автомобилей.

Задачи:

1.Обучающая: знакомство с новыми видами многоцилиндровых двигателей; формирование понятий, представлений об устройстве многоцилиндровых двигателей.

2. Развивающая: развитие  у учащихся представлений об алгоритме операций по диагностике неисправностей двигателей автомобиля.

3. Воспитывающая: воспитание  у учащихся ответственности, трудолюбия.     

 План занятия:

1.Организационный этап.

2. Изучение нового  материала.

2.1. Сообщение познавательных сведений по теме «Многоцилиндровые двигатели».

2.2. Изучение разновидностей  многоцилиндровых двигателей, их  эксплуатационных свойств.

2.3. Изучение алгоритма  проведения диагностики неисправностей  двигателей у автомобиля;

3. Практическое закрепление материала: выполнение практических заданий по теме занятия.

4. Подведение итогов занятия.

Содержание занятия.

1.Организационный этап.

Провести повторение, опросить по теме предыдущего урока, используя карточки-задания разного  уровня сложности.

Сообщение темы и цели урока, критериев оценивания работ учащихся.

2. Изучение нового  материала.

2.1. Сообщение познавательных  сведений по теме «Многоцилиндровые двигатели».

В одноцилиндровом четырехтактном двигателе коленчатый вал вращается  неравномерно, поэтому маховик должен обладать большим моментом инерции. В многоцилиндровом двигателе вращение коленчатого вала происходит равномернее, так как рабочие ходы в различных цилиндрах не совпадают друг с другом. Чем больше цилиндров имеет двигатель, тем равномернее вращается коленчатый вал. Нагрузка на детали кривошипно-шатунного механизма в многоцилиндровом двигателе изменяется более плавно, чем в одноцилиндровом.

Далее преподаватель  при изложении нового материала  преподаватель использует наглядные  пособия. Например, Рис. 1 Приложения.

Объяснение нового материала  сопровождается показом рисунка. Цилиндры двигателя могут быть расположены  следующим образом: вертикально в один ряд — однорядные (рис. 1, а) в двигателях автомобилей ВАЗ-2121 «Жигули», ГАЗ-52-04, ГАЗ-3102 «Волга», ЗИЛ-157КД и др.; под углом а к вертикали (рис. 1, б) в двигателе автомобиля «Москвич-2140»; в два ряда — V-образные (рис. 1, в) в двигателях автомобилей ГАЗ-3307, ЗИЛ-431410, МАЗ-5335, КамАЗ-5320, КАЗ-4540, «Урал-4320» и др.; горизонтально с углом 180º между рядами цилиндров — двигатели с противоположно лежащими цилиндрами (рис. 1, г), т. е. с противоположно движущимися поршнями. Эти двигатели иногда называют оппозитными. При таком расположении цилиндров уменьшается высота двигателя и его можно устанавливать под полом кузова, например в автобусах.

При двухрядном V-образном расположении цилиндров двигатель имеет большую жесткость конструкции, меньшие размеры и массу, чем однорядный той же мощности. Жесткий коленчатый вал (вследствие уменьшения его длины) допускает работу без гасителя крутильных колебаний и позволяет форсировать по степени сжатия. К недостаткам V-образных двигателей можно отнести их значительную ширину и более сложную конструкцию.

2.2. Изучение разновидностей  многоцилиндровых двигателей, их эксплуатационных свойств.

На отечественных автомобилях  устанавливают четырех-, шести- и восьмицилиндровые двигатели. Многоцилиндровые двигатели обычно делают V-образными с углом β между цилиндрами 60, 75 и 90º (чаще).

Четырехцилиндровый двигатель. Равномерность работы многоцилиндрового двигателя обеспечивается в том случае, если чередование одноименных тактов в его цилиндрах происходит за цикл через равные углы поворота коленчатого вала, т. е. за поворот вала на угол 720°.

Для определения угла, через который в цилиндрах будут повторяться одноименные такты (допустим, такты расширения), необходимо 720º разделить на число цилиндров. В четырехцилиндровом двигателе такт расширения совершается через 720/4 = 180º поворота коленчатого вала. За каждые два оборота коленчатого вала в четырехтактном четырехцилиндровом двигателе происходит четыре такта расширения, четыре такта выпуска и т. д., т. е. рабочий цикл повторяется 4 раза.

Далее при объяснении нового материала педагог вновь  обращается к наглядным пособиям (Рис. 2 Приложения).

 Поскольку чередование  одноименных тактов происходит  через 180º поворота коленчатого  вала, то и шатунные шейки вала  должны быть расположены под углом 180° одна к другой, т. е. лежать в одной плоскости. Шатунные шейки первого и четвертого цилиндров направлены в одну сторону относительно оси коленчатого вала, а шатунные шейки второго и третьего цилиндров — в противоположные (рис. 2, а).

Такая форма коленчатого  вала обеспечивает равномерное чередование рабочих ходов в цилиндрах двигателя. Последовательность чередования (за два оборота) одноименных тактов в различных цилиндрах двигателя называют порядком работы цилиндров двигателя. Порядок работы четырехцилиндровых четырехтактных двигателей может быть 1—3—4—2 или 1—2—4—3. Далее для закрепления материала учащиеся совместно с педагогом заполняют таблицу (см. Таблица 1 Приложения).

При выборе порядка работы двигателя конструкторы стремятся  как можно равномернее распределить нагрузку на шатунные и коренные шейки коленчатого вала. Максимальные нагрузки на шейки коленчатого вала возникают в те моменты, когда в цилиндрах совершаются такты расширения (рабочие ходы).

При порядке работы 1—2—4—3 в течение рабочего хода в первом цилиндре за первый поворот коленчатого вала на угол 0...180º во втором цилиндре будет происходить сжатие, а в третьем — выпуск. Двигатели автомобилей «Москвич-2140», семейства ВАЗ «Жигули» и другие имеют порядок работы 1—3—4—2, а двигатели автомобилей УАЗ, ГАЗ-3102 «Волга», ГАЗ-2410 «Волга»- 1-2-4-3.

Рассмотрим последовательность чередования тактов в цилиндрах по таблице 3.1. Так, в первом цилиндре за первую половину оборота коленчатого вала (0...180º) происходит рабочий ход. За вторую его половину (180...360º) рабочий ход будет осуществляться в третьем цилиндре, за первую половину второго оборота (360...540°) — в четвертом цилиндре, а за вторую половину второго оборота (540...720°) — во втором цилиндре.

Шестицилиндровый рядный двигатель. Одноименные такты у однорядного шестицилиндрового двигателя совершаются через 120° поворота коленчатого вала, так как 720/6= 120°.

Колена коленчатого  вала расположены попарно в трех плоскостях под углом 120°. Допустим, что первое и шестое колена направлены вверх, тогда второе и пятое колена — влево вниз, а третье и четвертое — вправо вниз, если смотреть на коленчатый вал с переднего торца (рис. 2, б).

Шестицилиндровый двигатель (например, автомобилей ЗИЛ-157КД и  ГАЗ-52-04) имеет порядок работы 1—5—3—6—2—4.  Далее для закрепления материала  учащиеся совместно с педагогом заполняют таблицу (Таблица 2 Приложения).

Информация о работе Особенности методики подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК