Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа
Цель исследования – выявить методические особенности подготовки учащихся по профилю автослесарь на базе УПК.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику профиля «автослесарь» и дисциплины «автодело», рассмотреть эксплуатационные свойства автомобиля.
2. Изучить программные требования по преподаванию автодела по профилю «автослесарь» на базе УПК.
3. Рассмотреть формы, методы, приемы, средства подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК.
4. Разработать конспект занятия для изучения темы «Устройство и диагностика неисправностей автомобилей» на занятиях УПК с учащимися-старшеклассниками.
Введение 3
Глава 1. Особенности подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК 5
1.1. Общая характеристика профиля «автослесарь» и дисциплины «автодело». Эксплуатационные свойства автомобиля 5
1.2. Программные требования по преподаванию автодела по профилю «автослесарь» на базе УПК 9
Глава 2. Особенности методики подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК 18
2.1. Формы, методы, приемы, средства подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК 18
2.2. Изучение темы «Устройство и диагностика неисправностей автомобилей» на занятиях УПК с учащимися-старшеклассниками 23
Заключение 32
Список литературы 34
4. Топливная экономичность
(Измерители топливной
5. Тягово-скоростные свойства
и топливная экономичность
6. Тяговый расчет автомобиля
(Поверочный тяговый расчет; Проектировочный
тяговый расчет; Влияние передаточного
числа главной передачи на
максимальную скорость
7. Тормозные свойства
(Измерители тормозных свойств;
8. Управляемость (Поворот
автомобиля; Силы, действующие на
автомобиль при повороте; Увод
колес автомобиля; Колебания управляемых
колес; Стабилизация
9. Поворачиваемость (Виды
поворачиваемости автомобилей;
Критическая скорость
10. Маневренность (Показатели
маневренности; Влияние
11. Устойчивость (Показатели поперечной устойчивости; Поперечная устойчивость на вираже; Занос автомобиля; Продольная устойчивость автомобиля; Продольная устойчивость автопоезда; Влияние различных факторов на устойчивость автомобиля)
12. Проходимость (Габаритные
параметры проходимости; Тяговые
и опорно-сцепные параметры
13. Плавность хода (Колебания
автомобиля; Измерители плавности
хода; Колебательная система
14. Экологичность (Автомобиль
— источник отработавших газов;
В пособии А.В.Богатырева «Автомобили» (М., 2005) программа по автоделу представлена из следующих разделов и подразделов7:
Раздел I. Общие сведения об автомобилях
Глава 1. Из истории развития автомобилей
Глава 2. Назначение, классификация и общая компоновка автомобиля (Классификация транспортных средств; Общая компоновка автомобилей; Типаж автомобилей)
Раздел II. Двигатель
Глава 3. Общее устройство и работа двигателей внутреннего сгорания (Основные понятия и определения; Рабочие циклы двигателей внутреннего сгорания; Действительные процессы. Индикаторные и эффективные показатели; Многоцилиндровые двигатели; Показатели токсичности работы двигателей; Эксплуатационные требования к двигателям)
Глава 4. Кривошипно-шатунный механизм (Базовые детали двигателя. Крепление двигателя на раме; Динамика двигателя; Цилиндропоршневая группа; Шатуны, подшипники; Группа коленчатого вала; Основные неисправности)
Глава 5. Механизм газораспределения (Общие сведения; Устройство и работа механизма газораспределения; Фазы газораспределения. «Время — сечение» клапана; Регулирование теплового зазора. Основные неисправности двигателя)
Глава 6. Система питания (Общие сведения; Система подготовки воздуха. Наддув двигателей; Система выпуска отработавших газов; Система питания низкого давления топлива; Неисправности и техническое обслуживание системы питания)
Глава 7. Приборы для приготовления горючей смеси. Карбюраторы (Общие сведения; Системы приготовления смеси требуемого качества; Устройство и работа карбюраторов; Возможные неисправности и техническое обслуживание карбюраторов; Системы питания двигателей, работающих на газе)
Глава 8. Система подачи топлива дизелей (Смесеобразование в дизелях; Форсунки; Плунжерные пары. Нагнетательные клапаны; Устройство и работа насосов высокого давления; Приводы насосов высокого давления. Установка угла опережения впрыскивания; Регулирование топливных насосов высокого давления)
Глава 9. Регуляторы (Основы регулирования двигателей; Устройство и принцип действия регулятора частоты вращения. Регуляторная характеристика топливного насоса; Регулятор насоса серии 33; Настройка регулятора. Неисправности и техническое обслуживание насосов и форсунок)
Глава 10. Система питания с впрыскиванием бензина (Требования к современным системам питания; Компоновка и работа систем питания с впрыскиванием бензина; Устройство и работа датчиков системы питания; Исполнительные механизмы, приборы, регуляторы; Системы микропроцессорного управления подачей топлива)
Глава 11. Система зажигания
(Общие понятия образования
Глава 12. Смазочная система (Виды трения. Смазочные материалы; Классификация и компоновочные схемы смазочных систем; Насос, маслоочистители, радиаторы; Вентиляция картера; Контроль за работой смазочной системы. Возможные неисправности и техническое обслуживание)
Глава 13. Система охлаждения (Тепловой баланс двигателя. Назначение и классификация систем охлаждения; Устройство и работа систем охлаждения; Приборы и механизмы системы жидкостного охлаждения; Предпусковые подогреватели; Возможные неисправности и техническое обслуживание системы охлаждения)
Глава 14. Характеристики двигателей (Скоростные и нагрузочные характеристики; Многопараметровая характеристика; Характеристики холостого хода и токсичности)
Раздел III. Трансмиссия
Глава 15. Общие сведения (Назначение, классификация и компоновка трансмиссий; Ведущий момент. Тяговый баланс автомобиля)
Глава 16. Сцепление (Назначение и классификация сцеплений; Устройство и принцип действия сцеплений. Основные детали сцеплений; Сцепления различных автомобилей; Техническое обслуживание сцеплений)
Глава 17. Коробки передач (Назначение и классификация коробок передач; Принцип подбора передаточных чисел коробок передач; Устройство и принцип действия коробок передач основных типов; Коробки передач и механизмы переключения различных автомобилей; Гидромеханическая трансмиссия; Раздаточные коробки; Техническое обслуживание коробок передач)
Глава 18. Карданные передачи. Ведущие мосты (Типы карданных передач; Элементы конструкции карданных передач; Ведущие мосты; Главные передачи; Дифференциалы; Ведущие полуоси. Балки моста; Техническое обслуживание карданных передач и ведущих мостов)
Раздел IV. Ходовая часть
Глава 19. Некоторые сведения из теории автомобиля (Основные понятия; Проходимость машин; Устойчивость и управляемость автомобилей; Рамы и кузова)
Глава 20. Колеса и шины (Общие сведения; Конструкция элементов колес; Взаимодействие шины с опорной поверхностью; Возможные неисправности и техническое обслуживание)
Глава 21. Подвески (Назначение и состав подвесок. Плавность хода; Упругие и направляющие элементы подвесок; Амортизаторы; Подвески различных автомобилей; Возможные неисправности и техническое обслуживание подвесок)
Раздел V. Управление машинами
Глава 22. Рулевое управление (Общие сведения; Рулевые механизмы; Усилители руля; Рулевой привод; Углы установки колес; Управляемые неведущие оси; Возможные неисправности рулевого управления)
Глава 23. Тормозные системы
(Классификация тормозных
Раздел VI. Рабочее и вспомогательное оборудование
Глава 24. Рабочее оборудование (Сцепные устройства; Кузова; Системы отбора мощности)
Глава 25. Кабины и салоны автомобилей (Эргономические требования; Оборудование кабины и салона; Системы вентиляции, отопления и кондиционирования)
Раздел VII. Электрооборудование
Глава 26. Система электроснабжения (Генераторные установки; Регулирование напряжения; Устройство и работа генераторов; Аккумуляторные батареи; Основные неисправности и техническое обслуживание системы электроснабжения)
Глава 27. Система электрического пуска (Назначение, требования, компоновочные схемы (Стартеры; Средства облегчения пуска; Возможные неисправности и техническое обслуживание системы электрического пуска)
Глава 28. Система освещения
и сигнализации (Основные понятия;
Система освещения; Система сигнализации;
Возможные неисправности и
Глава 29. Информационно-диагностическая система (Общие сведения; Приборы контроля электроснабжения; Приборы контроля температуры, давления, уровня; Спидометры и тахометры; Бортовая система контроля. Система встроенных датчиков; Дисплейное оповещение водителя; Вспомогательное электрооборудование. Бортовая сеть; Возможные неисправности, их поиск и устранение)
Учебно-производственный комбинат (УПК) – организация, обеспечивающая старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку.
Основными задачами УПК является ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии8.
Согласно «Положению об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ» учащиеся старших классов общеобразовательных школ были обязаны проходить профессиональное обучение (в размере четырёх часов в неделю) и заниматься общественно полезным трудом (до четырёх часов в неделю). Обеспечением этого процесса и занимаются учебно-производственные комбинаты. Для этого один день в неделю старшеклассники занимаются не в школе, а проходят обучение в УПК. По окончании обучения ученики сдают квалификационные экзамены и получали свидетельство об овладении трудовой специальностью.
Исследования, проводимые А.Я. Найном в течение ряда лет, показали, что рациональной формой подготовки работающей молодежи на производстве является курсовая форма обучения, которая позволяет создать благоприятные организационные условия для систематического и последовательного, методически эффективного изучения учащимися материала; влиять на формирование их умений и навыков; сократить число инструкторов и осуществить подбор на эту работу наиболее подготовленных лиц; повысить эффективность руководства со стороны работников предприятии процессом обучения; наконец, использовать коллектив в воспитании учащихся, а также в перевоспитании иногда приходящих на производство педагогически запущенных юношей9. В условиях научно-технического прогресса все более широкое развитие получили коллективные фирмы высокопроизводительного труда. Соответственно изменение форм организации и характера производства вызывает изменение форм обучения рабочих кадров.
В дидактике профтехобразования
все более широкое
Информация о работе Особенности методики подготовки учащихся по профилю «автослесарь» на базе УПК