Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния уровня речевого развития детей на характер межличностных отношений со сверстниками.
В ходе работы следует рассмотреть ряд задач:
Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
Выявить наличие всех статусных категорий в группах дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, и определить степень влияния речевого нарушения на распределение детей по данным категориям.
Выявить степень сплочённости детских коллективов в группах дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Определить мотивы выбора свойственные группам дошкольников с нарушениями речи и с нормальным речевым развитием.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………….5
Определение понятия «межличностные отношения»…………………….….5
Межличностные отношения и особенности их развития у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...6
Развитие межличностных отношений у детей дошкольного возраста при нарушении речи………………………………………………………………...12
Глава 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР…………………………………………..17
2.1. Организация и методика исследования………………………………………17
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….…………………………………28
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Факультет специального образования
Кафедра логопедии
«Допустить к защите»
Заведующий кафедрой логопедии
_________________ И.К. Русакович
«___» _________________ 2011 г.
Курсовая работа
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР
Работу выполнила:
студентка 306 группы 3 курса
дневной формы получения образования
Мурашкина Татьяна Владимировна
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук
Логинова Инна Николаевна
Защищена "____"_______2011г.
с оценкой "___________"
Минск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………….
Глава 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
2.1. Организация и методика исследования………………………………………17
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….…………………………………28
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Становление личности детей происходит не изолированно от общества, а в условиях взаимодействия с окружающей средой. Влияние из вне, а именно взаимовлияние детей друг на друга, определяют их жизненные позиции, формирует взгляд на окружающий его мир, что даёт им возможность в будущем стать полноценной частью общества. Процесс включения ребёнка в систему межличностных отношений сложный, неоднозначный, глубоко индивидуальный. Поэтому различия в занимаемых положений среди дошкольников состоит в их индивидуальных особенностях характера и мышления.
Проблема неполноценной интеграции дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи говорит о необходимости уделять больше внимания изучению генезиса и специфики собственно личностных проблем, неизбежно возникающих у этих детей в процессе социализации.
Актуальность проблемы. Проблема изучения межличностных отношений дошкольников достаточно актуальна, так как знание специфики общения в группе детей с тяжёлыми нарушениями речи даёт возможность понять особенности формирования их личности и обеспечить оптимальные условия для их успешной адаптации и социализации в обществе. При помощью таких знаний становится возможным дальнейшее развитие и совершенствование процесса обучения и воспитания детей с тяжёлыми нарушениями речи, что повышает эффективность коррекции речевых дефектов и связанных с ними отклонений в психическом развитии.
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния уровня речевого развития детей на характер межличностных отношений со сверстниками.
В ходе работы следует рассмотреть ряд задач:
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений дошкольников старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Методы исследования:
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Говоря о соотношении таких понятий как «отношение» и «общение», необходимо помнить, что первое понятие является более широкой категорией, чем второе. Касательно данного вопроса Е.О. Смирнова [27] пишет, что отношение к другому в отличие от общения далеко не всегда имеет внешние проявления. Оно может существовать и проявляться без каких-либо коммуникативных актов, в то же время его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу. Отношение может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни в форме переживаний, представлений, образов и т.д. Однако в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, то есть в общении. Таким образом, автор приходит к выводу о том, что отношение нужно рассматривать как мотивационную основу общения и взаимодействия людей.
Межличностные отношения интенсивно изучали в детской и педагогической психологии такие видные деятели, как Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова [15,21,16,26] и ряд других учёных.
Межличностные отношения - субъективно
переживаемые взаимоотношения между
людьми, объективно проявляющиеся в
характере и способах взаимных воздействий,
оказываемых людьми друг на друга
в процессе совместной деятельности
и общения. Межличностные отношения
- это система установок, ориентаций,
ожиданий, стереотипов и других диспозиций
членов группы относительно своих коллег,
посредством которых люди воспринимают
и оценивают друг друга. Эти диспозиции
опосредуются содержанием, целями, ценностями
и организацией совместной деятельности
и выступают основой
С одной стороны, человек выступает как объект сравнения, использования и оценки, с другой – как самоценная целостная личность, не имеющая функциональной определённости и не сводимая к частным проявлениям. Если первый аспект задаёт границы Я и других, порождает обособленность и отдельность людей, то второй отражает общность и причастность людей друг к другу. Преобладание того или иного начала, его конкретное содержание и определяет специфику индивидуальных вариантов межличностных отношений. Таким образом, межличностные отношения можно представить как перенос себя на другого человека: каким образом субъект ощущает себя (как совокупность отдельных свойств или как целостную личность), таким же образом он будет воспринимать других и относиться к ним. [30, с.47]
В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование самосознания и межличностных отношений. Выше мы отмечали, что отношение проявляется в общении, следовательно, динамика развития общения дошкольников со сверстниками будет непосредственно влиять на развитие их межличностных отношений. Общение, по определению М.И. Лисиной [16 с. 125], - это взаимодействие ребёнка с окружающими людьми, направленное на объединение усилий с целью выяснения отношений и достижения общей цели. Однако не стоит забывать, что общению ребёнка со сверстниками предшествует его общение со взрослыми, которое, также как и первое, играет важную роль в гармоничном становлении личности ребёнка. С помощью взрослого ребёнок усваивает опыт предшествующих поколений, усваивает нормы и правила поведения, учится взаимодействовать с окружающими его людьми. Взаимодействие с другими детьми даёт ему возможность сравнивать себя с ровесниками и тем самым познавать себя через образ равного ему существа, в то время как взрослый для маленького ребёнка – идеал, реально недостижимый. В исследованиях Е.О. Смирновой [27] указывается, что начиная с трёх лет (некоторые авторы, в том числе Г.Р. Хузеева [30], отмечают, что данная потребность возникает в четыре года) и до поступления в школу, дети испытывают острую потребность в доброжелательном внимании ровесников. В то время как, общаясь со взрослыми, потребность в доброжелательном внимании возникает у детей в 2-6 месяца и генетически обусловлена.
В сфере общения со сверстниками создаются условия, своеобразно обеспечивающие самопознание и самооценку ребёнка. Во-первых, здесь дети могут проверить, как они усвоили опыт и наставление старших, прямо сопоставляя своё поведение с действиями других детей, в споре и обсуждениях того, что и как следует делать. Во-вторых, общение с равными партнёрами создаёт благоприятное обстоятельства для познания детьми своих потенциальных возможностей путём свободного выявления творческого, оригинального начала в отсутствии ограничивающих правил старших. [16, с.187]
Характеризуя динамику коммуникативной потребности дошкольников А.Г. Рузская [25], как и М.И. Лисиной, помимо потребности в доброжелательном внимании, выделяет потребность в сотрудничестве, которая обусловлена становлением сюжетно-ролевой игры, потребность в признании (уважении) себя и наивысшую точку в развитии коммуникативной потребности дошкольников - потребность во взаимопонимании и сопереживании с товарищами. Данные виды коммуникативной потребности можно обнаружить как в первой, так и во второй сфере общения дошкольников. Различие состоит в определённом своеобразии общения дошкольников со сверстниками: в общении со взрослым ребёнок усваивает исторический социальный опыт, а вступая в контакты с ровесником, он обогащает полученный опыт новыми оригинальными, творческими достижениями.
Говоря об отличительных особенностях общения детей со сверстниками от общения со взрослыми можно выделить, согласно Л.Н. Галигузовой [4, 116-117], четыре такие особенности.
Первое отличие состоит в особенно яркой эмоциональной насыщенности контактов со сверстниками. Их разговоры, как правило, сопровождаются резкими интонациями, криком, кривлянием, смехом и т.д. Это отражает особую свободу, раскованность при общении детей друг с другом.
Вторая отличительная
особенность заключается в
Третья отличительная
особенность общения
Четвёртая отличительная
особенность общения
Автор делает вывод о том, что и взрослый и сверстник способствует развитию разных сторон личности ребёнка. В общении со взрослым ребёнок учится говорить и делать как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником – выражать себя, управлять другим, творчески подходить к решению той или иной проблемы.
Анализируя возрастную динамику развития отношения к сверстнику, М.И. Лисина [16] выделяет в данном процессе четыре этапа.
Первый этап – период,
когда у ребёнка отсутствует
самостоятельная и
Информация о работе Особенности межличностных отношений в группе дошкольников с ТНР