Особенности межличностных отношений в группе дошкольников с ТНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния уровня речевого развития детей на характер межличностных отношений со сверстниками.
В ходе работы следует рассмотреть ряд задач:
Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
Выявить наличие всех статусных категорий в группах дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, и определить степень влияния речевого нарушения на распределение детей по данным категориям.
Выявить степень сплочённости детских коллективов в группах дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Определить мотивы выбора свойственные группам дошкольников с нарушениями речи и с нормальным речевым развитием.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………….5
Определение понятия «межличностные отношения»…………………….….5
Межличностные отношения и особенности их развития у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...6
Развитие межличностных отношений у детей дошкольного возраста при нарушении речи………………………………………………………………...12
Глава 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР…………………………………………..17
2.1. Организация и методика исследования………………………………………17
2.2. Интерпретация полученных данных…………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….…………………………………28

Файлы: 1 файл

Глава 1Модификация.docx

— 135.40 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики  Беларусь

 

Учреждение образования 

«Белорусский государственный  педагогический университет имени  Максима Танка»

 

 

Факультет специального образования

 

Кафедра логопедии

 

 «Допустить к защите»

Заведующий кафедрой логопедии

_________________ И.К. Русакович

«___» _________________ 2011 г.

 

 

 

Курсовая  работа

 

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР

 

 

 

Работу выполнила: 

студентка 306 группы 3 курса

дневной формы получения  образования 

Мурашкина Татьяна Владимировна  

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук

Логинова Инна Николаевна

Защищена "____"_______2011г.  

      с оценкой "___________"

 

 

 

Минск 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………….5

    1. Определение понятия «межличностные отношения»…………………….….5
    2. Межличностные отношения и особенности их развития у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...6
    3. Развитие межличностных отношений у детей дошкольного возраста при нарушении речи………………………………………………………………...12

Глава 2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР…………………………………………..17

2.1. Организация и методика  исследования………………………………………17

2.2. Интерпретация полученных  данных…………………………………………21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….…………………………………28

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….30

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Становление личности детей  происходит не изолированно от общества, а в условиях взаимодействия с окружающей средой. Влияние из вне, а именно взаимовлияние детей друг на друга, определяют их жизненные позиции, формирует взгляд на окружающий его мир, что даёт им возможность в будущем стать полноценной частью общества. Процесс включения ребёнка в систему межличностных отношений  сложный, неоднозначный, глубоко индивидуальный. Поэтому различия в занимаемых положений среди дошкольников состоит в их индивидуальных особенностях характера и мышления.

Проблема неполноценной  интеграции дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи говорит о необходимости  уделять больше внимания изучению генезиса и специфики собственно личностных проблем, неизбежно возникающих  у этих детей в процессе социализации.

Актуальность проблемы. Проблема изучения межличностных отношений дошкольников достаточно актуальна, так как знание специфики общения в группе детей с тяжёлыми нарушениями речи даёт возможность понять особенности формирования их личности и обеспечить оптимальные условия для их успешной адаптации и социализации в обществе. При помощью таких знаний становится возможным дальнейшее развитие и совершенствование процесса обучения и воспитания детей с тяжёлыми нарушениями речи, что повышает эффективность коррекции речевых дефектов и связанных с ними отклонений в психическом развитии.

Целью курсовой работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния  уровня речевого  развития детей на характер межличностных отношений со сверстниками.

В ходе работы следует рассмотреть  ряд задач:

  1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить наличие всех статусных категорий в группах дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, и определить степень влияния речевого нарушения на распределение детей по данным категориям.
  3. Выявить степень сплочённости детских коллективов в группах дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
  4. Определить мотивы выбора свойственные группам дошкольников с нарушениями речи и с нормальным речевым развитием.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений дошкольников старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Методы исследования:

  • Теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы.
  • Социометрический эксперимент. (Социометрия Дж. Морено).
  • Метод математической статистики (χ2-критерий Пирсона).

 

 

 

Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ  У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

    1. Определение понятия «межличностные отношения»

 

Говоря о соотношении  таких понятий как «отношение»  и «общение», необходимо помнить, что первое понятие является более широкой категорией, чем второе. Касательно данного вопроса Е.О. Смирнова [27] пишет, что отношение к другому в отличие от общения далеко не всегда имеет внешние проявления. Оно может существовать и проявляться без каких-либо коммуникативных актов, в то же время его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу. Отношение может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни в форме переживаний, представлений, образов и т.д. Однако в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, то есть в общении. Таким образом, автор приходит к выводу о том, что отношение нужно  рассматривать как мотивационную основу общения и взаимодействия людей.

Межличностные отношения  интенсивно изучали в детской  и педагогической психологии такие  видные деятели, как Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова [15,21,16,26] и ряд других учёных.

Межличностные отношения - субъективно  переживаемые взаимоотношения между  людьми, объективно проявляющиеся в  характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга  в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций членов группы относительно своих коллег, посредством которых люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата  в коллективе [6, с. 264]. М.И. Лисина [16], так же как и С.Ю. Головин говорит о том, что межличностные отношения основаны на двух противоположных началах – объективном и субъективном, одновременно с этим она подчёркивает, что межличностные отношения неразрывно связаны с самопознанием человека.

С одной стороны, человек  выступает как объект сравнения, использования и оценки, с другой – как самоценная целостная личность, не имеющая функциональной определённости и не сводимая к частным проявлениям. Если первый аспект задаёт границы Я и других, порождает обособленность и отдельность людей, то второй отражает общность и причастность людей друг к другу. Преобладание того или иного начала, его конкретное содержание и определяет специфику индивидуальных вариантов межличностных отношений. Таким образом, межличностные отношения можно представить как перенос себя на другого человека: каким образом субъект ощущает себя (как совокупность отдельных свойств или как целостную личность), таким же образом он будет воспринимать других и относиться к ним. [30, с.47]

 

    1. Межличностные отношения и особенности их развития у детей дошкольного возраста

 

В период дошкольного детства  происходит интенсивное формирование самосознания и межличностных отношений. Выше мы отмечали, что отношение проявляется в общении, следовательно, динамика развития общения дошкольников со сверстниками будет непосредственно влиять на развитие их межличностных отношений. Общение, по определению М.И. Лисиной [16 с. 125],  - это взаимодействие ребёнка с окружающими людьми, направленное на объединение усилий с целью выяснения отношений и достижения общей цели. Однако не стоит забывать, что общению ребёнка со сверстниками предшествует его общение со взрослыми, которое, также как и первое, играет важную роль в гармоничном становлении личности ребёнка. С помощью взрослого ребёнок усваивает опыт предшествующих поколений, усваивает нормы и правила поведения, учится взаимодействовать с окружающими его людьми. Взаимодействие с другими детьми даёт ему возможность сравнивать себя с ровесниками и тем самым познавать себя через образ равного ему существа, в то время как взрослый для маленького ребёнка – идеал, реально недостижимый. В исследованиях Е.О. Смирновой [27] указывается, что начиная с трёх лет (некоторые авторы, в том числе Г.Р. Хузеева [30], отмечают, что данная потребность возникает в четыре года) и до поступления в школу, дети испытывают  острую потребность в доброжелательном внимании ровесников. В то время как, общаясь со взрослыми, потребность в доброжелательном внимании возникает у детей в 2-6 месяца и генетически обусловлена.

В сфере общения со сверстниками создаются условия, своеобразно обеспечивающие самопознание и самооценку ребёнка. Во-первых, здесь дети могут проверить, как они усвоили опыт и наставление старших, прямо сопоставляя своё поведение с действиями других детей, в споре и обсуждениях того, что и как следует делать. Во-вторых, общение с равными партнёрами создаёт благоприятное обстоятельства для познания детьми  своих потенциальных возможностей путём свободного выявления творческого, оригинального начала в отсутствии ограничивающих правил старших. [16, с.187]

Характеризуя динамику коммуникативной  потребности дошкольников А.Г. Рузская [25], как и М.И. Лисиной, помимо потребности в доброжелательном внимании, выделяет потребность в сотрудничестве, которая обусловлена становлением сюжетно-ролевой игры, потребность в признании (уважении) себя и наивысшую точку в развитии коммуникативной потребности дошкольников - потребность во взаимопонимании и сопереживании с товарищами. Данные виды коммуникативной потребности можно обнаружить как в первой, так и во второй сфере общения дошкольников. Различие состоит в определённом своеобразии общения дошкольников со сверстниками: в общении со взрослым ребёнок усваивает исторический социальный опыт, а вступая в контакты с ровесником, он обогащает полученный опыт новыми оригинальными, творческими достижениями.

Говоря об отличительных  особенностях общения детей со сверстниками от общения со взрослыми можно выделить, согласно Л.Н. Галигузовой [4, 116-117], четыре такие особенности.

Первое отличие состоит  в особенно яркой эмоциональной  насыщенности контактов со сверстниками. Их разговоры, как правило, сопровождаются резкими интонациями, криком, кривлянием, смехом и т.д. Это отражает особую свободу, раскованность при общении детей друг с другом.

Вторая отличительная  особенность заключается в нестандартности  детских высказываний, в отсутствии жёстких норм и правил. Разговор детей характеризуется использованием самых неожиданных, непредсказуемых  слов, сочетаний слов и звуков, занимательных  фраз. Они могут имитировать звуки животных, передразнивать друг друга, могут придумывать новые слова при обозначении предметов.

Третья отличительная  особенность общения дошкольников представляет собой преобладание инициативных высказываний над ответами. В контактах  со сверстником ребёнок предпочитает говорить и высказываться сам, чем  выслушать другого. Со взрослым данная особенность состоит наоборот: дошкольникам значительно важнее слушать самому, чем высказываться.

Четвёртая отличительная  особенность общения дошкольников состоит в том, что оно значительно  богаче по своему назначению, функциям: здесь и управление действиями партнёра (показать, как можно делать, а как нельзя), и контроль его действий (вовремя сделает замечание при необходимости), и навязывание собственных образцов (заставить его сделать именно так), и совместная игра (принятие решения о том, как стоит играть), и постоянное сравнение с собой (что он может и может ли это другой).  Такое разнообразие отношений детей порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.

Автор делает вывод о том, что и взрослый и сверстник  способствует развитию разных сторон личности ребёнка. В общении со взрослым ребёнок учится говорить и делать как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении  со сверстником – выражать себя, управлять другим, творчески подходить  к решению той или иной проблемы.

Анализируя возрастную динамику развития отношения к сверстнику, М.И. Лисина [16] выделяет в данном процессе четыре этапа.

Первый этап – период, когда у ребёнка отсутствует  самостоятельная и специфическая  потребность в общении со сверстниками. Этот период приходится на первый год жизни. Контакты детей со сверстниками побуждаются стремлением к активности и новым впечатлениям.

Информация о работе Особенности межличностных отношений в группе дошкольников с ТНР