Особенности нравственного воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить возможности фольклора в духовно – нравственном воспитании младших школьников и разработать дидактический материал к урокам литературного чтения. Цель работы обусловила следующие задачи исследования: 1.Изучить проблему духовно-нравственного воспитания в начальной школе в психолого-педагогической литературе и на практике. 2.Изучить воспитательный потенциал произведений устного народного творчества.
3.Разработать дидактический материал к урокам литературного чтения с использованием фольклора. Проблема - как эффективно использовать возможности фольклора в процессе духовно-нравственного младших школьников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретическая основа изучения духовно-нравственного воспитания………………..6
1.1Сущность духовно-нравственного воспитания …………………………………………… ..6
1.2Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………………………………12
1.3 Функции и воспитательный потенциал произведений устного народного творчества………………………………………………….……………………………………….17
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………………………...25
Глава2 Экспериментальное исследование нравственных качеств младших школьников.
2.1 Выявление уровня сформированности нравственных понятий младших школьников…26
2.2Подбор дидактического материала к урокам литературного чтения ………………………………………...…………………..…………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………33
Библиографический список……………..………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая устное народное творчество.docx

— 84.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3

Глава 1.Теоретическая  основа изучения духовно-нравственного  воспитания………………..6

1.1Сущность духовно-нравственного воспитания …………………………………………… ..6

1.2Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………………………………12

1.3 Функции и воспитательный  потенциал произведений устного народного творчества………………………………………………….……………………………………….17

Вывод по 1 главе…………………………………………………………………………………...25

Глава2 Экспериментальное исследование нравственных качеств младших школьников.

2.1 Выявление  уровня сформированности нравственных понятий младших школьников…26

2.2Подбор  дидактического материала к урокам литературного чтения ………………………………………...…………………..…………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………33

Библиографический список……………..………………………………………………………..34

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема духовно-нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа. 

   Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. 

    Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.

Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Это далеко не полный перечень причин, заставляющих нас подойти к серьезному рассмотрению вопросов духовно-нравственной консолидации российского общества, формирования единства нации. И нам бы не хотелось, чтобы наши учащиеся столкнулись с этими негативными явлениями.  

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.     

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.   

        Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности,  любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.        

Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с такими положениями как : 

  - во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности; 

  - во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного , так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;  

  - в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности , т.к. воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека,  его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Педагог К.Д. Ушинский писал: « Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»; 

  - в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей; 

  Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина , способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

    Противоречие заключается в несоответствии потребностей в духовно-нравственном воспитании младших школьников и слабом использовании педагогического потенциала фольклора в этом процессе.

Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания в начальной школе.

Предмет исследования – духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

Цель курсовой работы – изучить возможности фольклора в духовно – нравственном воспитании младших школьников и разработать дидактический материал к урокам литературного чтения.

Цель работы обусловила следующие задачи исследования:

1.Изучить проблему  духовно-нравственного воспитания  в начальной школе в психолого-педагогической  литературе и на практике.

2.Изучить воспитательный  потенциал произведений устного  народного творчества.

3.Разработать  дидактический материал к урокам  литературного чтения с использованием  фольклора.

Проблема - как эффективно использовать возможности фольклора в процессе духовно-нравственного младших школьников.

 

В курсовой работе применялись  следующие методы:

-эксперимент;

- беседа;

-анкетирование;

-анализ психолого-педагогической литературы.

Практическая  значимость исследования заключается в возможности использования данного материала на уроках литературного чтения  в начальной школе.

База-МАОУ СОШ  № 15(филиал) города Челябинска.

 

 

 

 

 

1.1.Сущность духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического  опыта. Поэтому наиболее верный и  конструктивный путь преодоления духовно-нравственного  кризиса современного российского  общества - принять в качестве опоры  тот духовный пласт, который всегда был ею и который стал бы определяющим мерилом в сознании современного общества. Внутреннюю основу нашего общества должны составить духовные нормы, традиции и ценности.  [1,с- 17]

Вопросами духовно-нравственного  воспитания занимались выдающиеся педагоги, психологи, философы П.П. Блонский, С.Н. Булгаков, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, М.М. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С.А. Козлова и другие.

Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания в современной школе необходима единая трактовка понятий «духовность», «нравственность», «культура». Эти  термины определяются средствами понятийного  аппарата философской, эстетической, педагогической, психологической, богословской и других наук .Понятием «культура» (в переводе с латинского - возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена философией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры.  [14,с -17]

Русской национальной культуре присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая нравственная направленность российской идеи; преданность своей  вере в сочетании с веротерпимостью; соборность и взаимопомощь; общность и потребность населения в  коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Культура России сыграла  исключительную роль в жизнеустройстве  общества, государства, семьи и человека, в формировании основ нашей нравственности и духовности, и особое значение в её становлении и развитии имело  и имеет православие (при всём уважении к другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического  наследия народов России). Православие  в нашей стране приняли далеко не одни только этнические русские, но и подавляющее большинство наций и народностей, населяющих Великую Русь. Поэтому в процессе воспитания необходимо учесть, что каждый соотечественник - во всяком случае, тот, кто считает себя гражданином России, даже если он атеист - всё равно остаётся культурным наследником тысячелетней православной традиции  [10,с- 17]

Духовность – это система надматериальных и надличностных ценностей и идеалов, тесно связанных с понятиями души и веры. Носителем духовной веры выступает личность. Качествами духовной личности являются вера, совестливость, жертвенность, самоотверженность. В государственном масштабе духовность превращается в идеологию – систему высших государственных ценностей.  [8,с- 47]

Нравственность – это система норм, правил и законов, направленных на практическое следование духовным идеалам в различных проявлениях повседневной жизни. Нравственность проявляется в виде нравственного чувства (долга, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, честности, твёрдости, доброты, кротости); нравственной позиции (самоотречения, принципиальности, способности к нравственному выбору, преодолению жизненных трудностей и испытаний, общественному служению)

Понятием «духовность» обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере (В.И. Даль). Если более развернуто, духовность - 1) в этическом, политологическом и теологическом смысле - устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу -- к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности; 2) основа и главная причина любой веры и религиозности.  [2,с-97]

Духовность проявляется  в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром  на основе добра, истины, красоты, строить  свою жизнь на основе гармонии с  окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. В основе нравственности лежит безусловное и внеисторическое религиозное начало.  [24,с- 80]

 

 

Духовность и нравственность - понятия существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности  к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало  становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, политической, научной, художественной, бытовой).

Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных  явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни.

Именно в недрах православной культуры формировались, оттачивались и передавались из поколения в  поколение базовые духовно-ценностные идеалы русского народа: добродетель, соборность, благочестие, бескорыстие, совестливость, трудолюбие, любовь к  земле, дому, Родине.

Информация о работе Особенности нравственного воспитания младших школьников