Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить возможности фольклора в духовно – нравственном воспитании младших школьников и разработать дидактический материал к урокам литературного чтения. Цель работы обусловила следующие задачи исследования: 1.Изучить проблему духовно-нравственного воспитания в начальной школе в психолого-педагогической литературе и на практике. 2.Изучить воспитательный потенциал произведений устного народного творчества.
3.Разработать дидактический материал к урокам литературного чтения с использованием фольклора. Проблема - как эффективно использовать возможности фольклора в процессе духовно-нравственного младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретическая основа изучения духовно-нравственного воспитания………………..6
1.1Сущность духовно-нравственного воспитания …………………………………………… ..6
1.2Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………………………………12
1.3 Функции и воспитательный потенциал произведений устного народного творчества………………………………………………….……………………………………….17
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………………………...25
Глава2 Экспериментальное исследование нравственных качеств младших школьников.
2.1 Выявление уровня сформированности нравственных понятий младших школьников…26
2.2Подбор дидактического материала к урокам литературного чтения ………………………………………...…………………..…………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………33
Библиографический список……………..………………………………………………………..34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретическая основа изучения духовно-нравственного воспитания………………..6
1.1Сущность духовно-нравственного воспитания …………………………………………… ..6
1.2Особенности
духовно-нравственного воспитания младших
школьников……………………………………………………
1.3 Функции и воспитательный
потенциал произведений устного народного
творчества………………………………………………….
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………
Глава2 Экспериментальное исследование нравственных качеств младших школьников.
2.1 Выявление уровня сформированности нравственных понятий младших школьников…26
2.2Подбор дидактического
материала к урокам литературного чтения
………………………………………...…………………..………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Библиографический
список……………..……………………………………………
Введение
Проблема духовно-нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа.
Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.
Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Это далеко не полный перечень причин, заставляющих нас подойти к серьезному рассмотрению вопросов духовно-нравственной консолидации российского общества, формирования единства нации. И нам бы не хотелось, чтобы наши учащиеся столкнулись с этими негативными явлениями.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с такими положениями как :
- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного , так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;
- в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности , т.к. воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Педагог К.Д. Ушинский писал: « Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»;
- в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей;
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина , способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Противоречие заключается в несоответствии потребностей в духовно-нравственном воспитании младших школьников и слабом использовании педагогического потенциала фольклора в этом процессе.
Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания в начальной школе.
Предмет исследования – духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель курсовой работы – изучить возможности фольклора в духовно – нравственном воспитании младших школьников и разработать дидактический материал к урокам литературного чтения.
Цель работы обусловила следующие задачи исследования:
1.Изучить проблему
духовно-нравственного
2.Изучить воспитательный
потенциал произведений
3.Разработать
дидактический материал к
Проблема - как эффективно использовать возможности фольклора в процессе духовно-нравственного младших школьников.
В курсовой работе применялись следующие методы:
-эксперимент;
- беседа;
-анкетирование;
-анализ психолого-педагогической литературы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данного материала на уроках литературного чтения в начальной школе.
База-МАОУ СОШ № 15(филиал) города Челябинска.
1.1.Сущность духовно-нравственного воспитания.
Духовно-нравственное формирование,
становление и развитие личности
происходит путём освоения ею культурно-исторического
опыта. Поэтому наиболее верный и
конструктивный путь преодоления духовно-
Вопросами духовно-нравственного воспитания занимались выдающиеся педагоги, психологи, философы П.П. Блонский, С.Н. Булгаков, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, М.М. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С.А. Козлова и другие.
Для раскрытия содержания
духовно-нравственного
Русской национальной культуре присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая нравственная направленность российской идеи; преданность своей вере в сочетании с веротерпимостью; соборность и взаимопомощь; общность и потребность населения в коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
Культура России сыграла исключительную роль в жизнеустройстве общества, государства, семьи и человека, в формировании основ нашей нравственности и духовности, и особое значение в её становлении и развитии имело и имеет православие (при всём уважении к другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России). Православие в нашей стране приняли далеко не одни только этнические русские, но и подавляющее большинство наций и народностей, населяющих Великую Русь. Поэтому в процессе воспитания необходимо учесть, что каждый соотечественник - во всяком случае, тот, кто считает себя гражданином России, даже если он атеист - всё равно остаётся культурным наследником тысячелетней православной традиции [10,с- 17]
Духовность – это система надматериальных и надличностных ценностей и идеалов, тесно связанных с понятиями души и веры. Носителем духовной веры выступает личность. Качествами духовной личности являются вера, совестливость, жертвенность, самоотверженность. В государственном масштабе духовность превращается в идеологию – систему высших государственных ценностей. [8,с- 47]
Нравственность – это система норм, правил и законов, направленных на практическое следование духовным идеалам в различных проявлениях повседневной жизни. Нравственность проявляется в виде нравственного чувства (долга, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, честности, твёрдости, доброты, кротости); нравственной позиции (самоотречения, принципиальности, способности к нравственному выбору, преодолению жизненных трудностей и испытаний, общественному служению)
Понятием «духовность» обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере (В.И. Даль). Если более развернуто, духовность - 1) в этическом, политологическом и теологическом смысле - устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу -- к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности; 2) основа и главная причина любой веры и религиозности. [2,с-97]
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. В основе нравственности лежит безусловное и внеисторическое религиозное начало. [24,с- 80]
Духовность и нравственность - понятия существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Духовно-нравственное воспитание
содействует формированию у человека
нравственных чувств (совести, долга, веры,
ответственности, гражданственности,
патриотизма); нравственного облика
(терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
нравственной позиции (способности
к различению добра и зла, проявлению
самоотверженной любви, готовности
к преодолению жизненных
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, политической, научной, художественной, бытовой).
Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни.
Именно в недрах православной
культуры формировались, оттачивались
и передавались из поколения в
поколение базовые духовно-
Информация о работе Особенности нравственного воспитания младших школьников