Особенности нравственного воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить возможности фольклора в духовно – нравственном воспитании младших школьников и разработать дидактический материал к урокам литературного чтения. Цель работы обусловила следующие задачи исследования: 1.Изучить проблему духовно-нравственного воспитания в начальной школе в психолого-педагогической литературе и на практике. 2.Изучить воспитательный потенциал произведений устного народного творчества.
3.Разработать дидактический материал к урокам литературного чтения с использованием фольклора. Проблема - как эффективно использовать возможности фольклора в процессе духовно-нравственного младших школьников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретическая основа изучения духовно-нравственного воспитания………………..6
1.1Сущность духовно-нравственного воспитания …………………………………………… ..6
1.2Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………………………………12
1.3 Функции и воспитательный потенциал произведений устного народного творчества………………………………………………….……………………………………….17
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………………………...25
Глава2 Экспериментальное исследование нравственных качеств младших школьников.
2.1 Выявление уровня сформированности нравственных понятий младших школьников…26
2.2Подбор дидактического материала к урокам литературного чтения ………………………………………...…………………..…………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………33
Библиографический список……………..………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая устное народное творчество.docx

— 84.27 Кб (Скачать файл)

Важнейшими нравственными  заповедями являлись трудолюбие и равенство  между людьми, а также требования любить, воспитывать, учить ремеслу  и рукоделию: матери - дочерей, отцу - сыновей. Воспитание детей заключалось не только в передаче им трудовых знаний и навыков, но и в освоении понятий и ценностей человеческой жизни, своеобразного кодекса «жития русского человека», в котором ведущими являются любовь к земле, родному дому, уважительное отношение к родителям и старым людям, забота о маленьких, слабых и больных, милосердие, соборность, доброта, справедливость, честь, достоинство

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно  влияя на все стороны и формы  взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние  и общее физическое и психическое  развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда  идет поиск духовного возрождения  России, особенно актуально, так как  общество и государство остро  нуждаются в социально-педагогических моделях, обеспечивающих духовно-нравственные основы жизнедеятельности человека, государства, общества.

В этой связи методологической основой духовно-нравственного воспитания становятся нормы и традиции православия  и народной культуры, представленные в различных аспектах:

- нравственно-этическом  (в контексте нравственного православного  учения о человеке, цели его  жизни и смысле отношений с  другими людьми, Богом, миром),

- культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры),

- этнокультурном (на основе национальных традиций русского народа).

И поэтому духовно-нравственное воспитание предполагает систематическую  и целенаправленную деятельность органов  государственной власти области  и общественных организаций по формированию духовных ценностей, нравственности и  культуры в контексте национальных традиций края.

Сущность духовно-нравственного  воспитания в современной школе  позволяет сформулировать его главную  цель и определить основные задачи. Цель определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо  Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения; психологической готовности к любым  испытаниям, трудностям во имя интересов  каждого человека и всего народа нашей великой Родины.

Идея возрождения национальных (в первую очередь - православных) духовных традиций и ценностей оформляется  в цель жизнедеятельности российского  общества, всех слоёв населения, воплощается  в процессе воспитания и просвещения  подрастающего поколения, молодёжи и студентов. В этом смысле цель духовно-нравственного  воспитания - развитие в обществе высокой  духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном  процессе в интересах Родины. Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя.  [24,с-34-50]

Достижение указанной  цели осуществляется через решение  стратегических и тактических задач.

Стратегические задачи:

- служение своему Отечеству  и народу;

- возрождение и формирование  у населения православных ценностей;

- формирование бережного  отношения к культурному наследию  народов России; природе страны; людям и природному окружению  своей местности; истории и  традициям белгородского края;

усвоение лучших моральных  и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей  истории;

усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций русского народа и своего этноса;

- сохранение и приумножение  нравственных, культурных и научных  ценностей общества; распространение  знаний среди населения, повышение  его образовательного и культурного  уровня;

- гармоничное духовное  развитие каждой личности, привитие  ей основополагающих принципов  нравственности: доброты, честности,  желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим;

- утверждение в сознании  общества положительного образа  многодетной семьи и необходимости  защиты священного дара жизни;

- формирование национального  самосознания, ответственного отношения  к русскому языку как государственному  и как средству межнационального  общения, уважения к своему  родному языку.

Тактические задачи:

- активизация совместной  просветительской деятельности  всех заинтересованных структур, обмен опытом, информацией и осуществление  совместных проектов;

-усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни региональных средств массовой информации, активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия;

-достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и подростков;

-сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование духовно-нравственных качеств личности;

-воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений.

- изучение географии и  истории своей страны, своей местности;  формирование реалистического представления  о природных и исторических  истоках национального своеобразия  народов России;

-утверждение национальных чувств и национального достоинства каждого человека в повседневной жизни и деятельности; формирование уважительного отношения друг к другу и преодоление кичливости, эгоизма и чванства.  [23,с-17-24]

 

 

 

1.2.Особенности младшего школьника в духовно-нравственном воспитании

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности  для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному  относятся к различным средствам  воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в  воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее  место в формировании всесторонне  развитой личности. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших  школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В  условиях игровых отношений ребенок  добровольно упражняется, осваивает  нормативное поведение. В играх,  более чем где- либо, требуется  от ребенка умение соблюдать  правила. Нарушение их дети  с особой остротой подмечают  и бескомпромиссно выражают свое  осуждение нарушителю. Если ребенок  не подчинится мнению большинства,  то ему придется выслушать  много неприятных слов, а может,  и выйти из игры. Так ребенок  учится считаться с другими,  получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра  требует от ее участников умения  действовать по правилам. «Каков  ребенок в игре, таков во многом  он будет в работе, когда вырастет»  - говорил А.С.Макаренко.

2) Невозможность долго  заниматься монотонной деятельностью.  Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут  удерживать свое внимание на  одном каком-либо предмете более  7-10 минут. Дальше дети начинают  отвлекаться, переключать свое  внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена  видов деятельности во время  занятий.

3) Недостаточная четкость  нравственных представлений в  связи с небольшим опытом. Учитывая  возраст детей, нормы нравственного  поведения можно разбить на 3 уровня:

4) Может существовать  противоречие между знанием, как  нужно, и практическим применением  (это касается этикета, правил  хорошего тона, общения). Так, обсуждая  предстоящую поездку в музей,  напоминаем, как вести себя в  транспорте. Вдруг дети говорят:

-А я видел, как Сережа  в автобусе сидел, а его бабушка  стояла возле него.

- Сережа в парах ходить  не умеет: то толкается, то  на ноги наступает, то отстает.

- Сегодня он чуть не  сбил с ног учительницу из  другого класса...

- Это правда? - удивляется учитель.

-Да, но я так больше  не буду! — искренне заверяет  мальчик.

Не всегда знание моральных  норм и правил поведения соответствует  реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических  норм и личных желаний ребенка. » [22,с- 17-19]

5) Неравномерность применения  вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице). Обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности.» В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали: »

Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь  ли ты зла, неудобства людям? Делай все  так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

 Ты пользуешься благами,  созданными другими людьми. Люди  делают тебе счастье детства.  Плати им за это добром.

· Все блага и радости  жизни создаются трудом. Без труда  нельзя честно жить.

 Будь добрым и чутким  к людям. Помогай слабым и  беззащитным. Помогай товарищу  в беде. Не причиняй людям зла.  Уважай и почитай мать и  отца – они дали тебе жизнь,  они воспитывают тебя, они хотят,  чтобы ты стал честным гражданином,  человеком с добрым сердцем и чистой душой.

Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится  жить за счет других людей, причиняет  зло другим людям, обкрадывает общество. » [18,с- 27-32]

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.» Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности. Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

Необходим переход ко второй стороне вопроса, выдвигаемого в  гипотезе о структуре учебной  деятельности - к вопросу о значимости единства всех трех компонентов учебной  деятельности (мотивационного, содержательного, операционного) для становления  учащихся начальных классов как  субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства можно  рассматривать в двух аспектах. Первое – это возможность развития каждого  из них на основе двух других. Так, формирование мотивационной сферы учащегося  невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и сознание своих  возможностей и возникновение отношения (чувств), соответствующих «сигналов» возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом приемов, - способов удовлетворения этих потребностей. Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной  деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся  и его знаниями, и его уровнем  овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

Второй аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов, представляет собой следующее: на сегодняшний день процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное. В определенной своей части это положение верно, но при целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой – то степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной деятельности возможности для умственного и нравственного развития учащихся. Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет) Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.

Информация о работе Особенности нравственного воспитания младших школьников