Особенности нравственного воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить возможности фольклора в духовно – нравственном воспитании младших школьников и разработать дидактический материал к урокам литературного чтения. Цель работы обусловила следующие задачи исследования: 1.Изучить проблему духовно-нравственного воспитания в начальной школе в психолого-педагогической литературе и на практике. 2.Изучить воспитательный потенциал произведений устного народного творчества.
3.Разработать дидактический материал к урокам литературного чтения с использованием фольклора. Проблема - как эффективно использовать возможности фольклора в процессе духовно-нравственного младших школьников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретическая основа изучения духовно-нравственного воспитания………………..6
1.1Сущность духовно-нравственного воспитания …………………………………………… ..6
1.2Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………………………………12
1.3 Функции и воспитательный потенциал произведений устного народного творчества………………………………………………….……………………………………….17
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………………………...25
Глава2 Экспериментальное исследование нравственных качеств младших школьников.
2.1 Выявление уровня сформированности нравственных понятий младших школьников…26
2.2Подбор дидактического материала к урокам литературного чтения ………………………………………...…………………..…………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………33
Библиографический список……………..………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая устное народное творчество.docx

— 84.27 Кб (Скачать файл)

 

Мы можем сделать вывод что уровень сформированности нравственных понятий не достаточно высокий.

 

С целью повышения уровня сформированности нравственных понятий у младших школьников, мы предлагаем разработанный нами дидактический материал который можно использовать на уроках литературного чтения. Восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:

1 Восстанови пословицы:

Друг не испытанный, что...

Дурную славу нажить, как...

За старой головой, как...

Красавица без ума, что...

Красна девка в хороводе, что...

Ласковое слово, что...

Сравнения для вставки: что кошелёк без денег; как за каменной горой; что орех не сколотый; как пить попросить; что маков цвет в огороде; что весенний день

2)Додумайте сами:

Труд кормит, а что же лень?

Ученье свет, а неученье что?

Поговорка - цветочек, а что  же пословица?

Готовь летом сани, а  что же зимой?

Дружно не грузно, как  же врозь?

Реже, чем сравнение или  антитеза, используется в пословицах эпитет.

(Старого воробья на  мякине не обманешь. И мутную воду пьют в невзгоду. Жизнь дана на добрые дела. Всякое дело мастера боится. Согласного стада и волк не берёт. Длинная нитка - ленивая швея. Родимая сторона - мать, а чужая - мачеха. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того - на зелёной ветке. Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза продирает.)

 

3)Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:

За (какой?) головой, как за каменной горой.

Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.

(Какое?) слово, что весенний день.

Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.

(Какая?) книга - лучший друг.

(Слова: хорошая, полезная, умная, содержательная, интересная, занимательная, поучительная.)

(Какую?) дружбу и топором не разрубишь.

Слова: прочную, крепкую, хорошую.

(Какой?) зверь далеко бежит.

(Слова: молодой, старый, храбрый, трусливый, испуганный, шустрый, пугливый, робкий.)

4)Соотнеси начало пословицы  с ее концом:

1

Хороша ложка  к обеду

1.Приятно есть красивой  ложкой

2.Всё должно быть вовремя  и к месту

3.Без ложки не пообедаешь

2

Каков мастер , такова и работа

1. Хороший мастер берётся  за хорошую работу

2.Учитель учит, врач лечит,  каждый делает своё дело

3.Не каждый работник  мастер

3

Нет дыма без огня

1.От огня всегда дым

2.У всякого события  есть последствия

3.У всякого явления  есть своя причина

4.Если есть дым значит есть огонь


 

6)Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните

Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.
  • Девочка катается на санках с высокой горы и не боится.

Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после  ухода гостей

Хорош садовник —  хорош и крыжовник.

  • Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.
  • У способного учителя дети могут многому научиться.
  • У талантливого портного вся одежда красивая.

 

 

6)К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).

Пословицы разных народов

Русские пословицы

1. Вылетевшее слово и на четверке  лошадей не догонишь (китайск.).

1. Слово — серебро, молчанье  — золото.

2. Перо сильнее меча (английск.).

2. За одного битого двух небитых  дают.

3. Бежал от дыма, да попал в  огонь (турецк.)

3. Гусь свинье – не товарищ.

4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.).

4. Слово не воробей, вылетит —  не поймаешь.

5. Один добытый опыт лучше семи  правил мудрости (арабск.).

5. Что написано пером, не вырубишь  топором.

6. Быстро сделанная работа хорошей  не бывает (индийск.).

6. Не все то золото, что блестит.

7. Волк и баран, сабля и шутка  вместе не бывают (турецк.)

7. У кого совесть чиста, тот  спит спокойно.

8. Молчаливость лучше многословия  (китайск.).

8. Из огня – да в полымя.

9. Нет подушки мягче, чем чистая  совесть (французск.)

9. Поспешишь – людей насмешишь.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Напрасно думать, что устное народное творчество было лишь плодом народного досуга. Оно  было достоинством и умом народа. Оно устанавливало и укрепляло его нравственный облик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняло глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Фольклор в  воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет на различных возрастных этапах обогащать духовный мир детей, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор развивает  устную речь учащихся, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр народного творчества учит определенным нравственным нормам. Так, например, сказка, путем уподобления животных людям, показывает детям нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Таким образом, приобщение детей  к народной культуре начинается с  детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения  в поколение, развивая и обогащая мир учащихся. Устное народное творчество является уникальным средством для  передачи народной мудрости и воспитании детей на этапе их развития. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.Алексеев, Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения //Завуч. - 1999. - №3. - С.113-126.

2.Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль. - 2008. - С. 15-45.

3. Аникин, В.П. Устное народное творчество. Хрестоматия/В.П Аникин. - М., 2006.

4. Афанасьев, А. Н. Народные  русские сказки / А. Н. Афанасьев  – М., 2002. – 550 с.

5.Бабанский Ю.К. Избранные  педагогические труды - М.: Педагогика - 1989. -558с.

6. Беленький, Г. И. Теория  литературы в средней школе  / Г. И. Беленький –   М.:Просвещение. – 2005. – 222 с.

7. Беленький, Г. И. Теория  литературы в средней школе  / Г. И. Беленький – М.: Просвещение.  – 2005. – 222 с.

8.Бекетова, Н.В. Воспитание личного духа как проблема национальной школы //Стандарты и мониторинг в образовании. - М. - 2002. - №2. - С. 15-32.

9.Бондаревская, Е.В., Белоусова, Т.Ф., Власова, Т.И. и др. Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие. - Ростов-на- Дону: РГПУ. - 2006.- 164с.

10.Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура. - М.: Изд-во МГУ. 1994. - 145 с.

11. Волков, И. Ф. Литература  как вид художественного творчества. Книга для учителя / И. Ф.  Волков – М.: Просвещение. –  2005. – 192 с.

12 Восприятие учащимися  литературного произведения и  методика школьного анализа / под ред. А. М. Докусова. – М.: Просвещение. – 2000. – 192 с.

13.Воспитание будущего  учителя: идеи, ценности, ориентации. Учеб. пособие /Под ред. Л.В. Загрековой, В.В. Николиной, В.А. Фортунатовой. - Н. Новгород: НГПУ. - 2001. - 107с.

14.Воспитание детей в  школе: Новые подходы и новые  технологии /Под ред Е.Н. Щурковой. - М.: Новая школа. - 1998. - 208с.

15.Воспитание и социализация  личности: Материалы областных педагогических  чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский  гуманитарный центр. - 2011. - 259с.

16.Воспитательная система  школы: проблемы управления. Очерки  прагматической теории /Под ред. В. А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.А. Селивановой, Е.И. Соколовой - М.: Сентябрь. - 2007. - 112с.

17.Зеньковский, В.В. Принципы православной педагогики - М.: Хрестоматия: пед. росс. зарубежья: Учебн. пособ. для педуниверситетов, институтов и колледжей /Сост. Е.Г. Осовский, О.Е. Осовский. - 1996. - 526 с.

18.Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М. - 2003. - 75с.

19.Коч, Л. А. Креативная этика. Психология освоения подростками этических норм и понятий. - М.: Московский социальный инут; Воронеж: МОДЭК. - 2000. - 192с.

20.Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию - М.: ТЦ «Учитель». - 2001. - 287с.

21.Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. /Учебн. Пособие для студ. пед. учебн. заведений и специальности ИПК и ФПК. - М.: Юрайт. - 2009. - 324с.

22Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. —М.: Педагогика, 1985. — 368 с.)

23.Николина, В.В. Воспитание духовных ценностей личности в современных условиях. //Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия: Х Рождественские православно-философские чтения /Под ред. Л.Е. Шапошникова. - Н. Новгород: НГЦ. - 2001. - 432 с. - С. 82-87.

24.Николина ,В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект. Н.Новгород. - 2002. - 85с.

25.Сластенин,В.А, И.Ф. Исаев, А.И. Миценко, Е.Н. Шиянов: Учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений - 3-е изд. перераб. и дополн. - М.: Школа-Пресс. - 2008. - 512с.

26.Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя: Учеб. пособие /Под ред. Л.В. Загрековой. - Н. Новгород: НГПУ. - 2006. - 142с.

27.Подласый,И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: ВПАДОС. - 2000. - 573с.

28.Розанов, В.В. Религия и культура. - М.: Правда. - 2000. - 636с.

29.Сергеева ,В. П. Классный руководитель в современной школе. М.: Московское городское педагогическое общество. - 2009. - 192с.

30.Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе: Метод. пособие для классного руководителя. - М.: Педагогический поиск. - 2000. - 160с.

31.Строкова, Т. А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике //Педагогика. - 2002. - №4.- с.14

32.Сухомлинский, В.А. Как воспитатель настоящего человека /Сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика. - 1989. - 288 с.

33. Шолохов, М. А. Сокровищница народной мудрости / М. А. Шолохов  – М., 2004.

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности нравственного воспитания младших школьников