Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить возможности фольклора в духовно – нравственном воспитании младших школьников и разработать дидактический материал к урокам литературного чтения. Цель работы обусловила следующие задачи исследования: 1.Изучить проблему духовно-нравственного воспитания в начальной школе в психолого-педагогической литературе и на практике. 2.Изучить воспитательный потенциал произведений устного народного творчества.
3.Разработать дидактический материал к урокам литературного чтения с использованием фольклора. Проблема - как эффективно использовать возможности фольклора в процессе духовно-нравственного младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретическая основа изучения духовно-нравственного воспитания………………..6
1.1Сущность духовно-нравственного воспитания …………………………………………… ..6
1.2Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………………………………12
1.3 Функции и воспитательный потенциал произведений устного народного творчества………………………………………………….……………………………………….17
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………………………...25
Глава2 Экспериментальное исследование нравственных качеств младших школьников.
2.1 Выявление уровня сформированности нравственных понятий младших школьников…26
2.2Подбор дидактического материала к урокам литературного чтения ………………………………………...…………………..…………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………33
Библиографический список……………..………………………………………………………..34
Наиболее характерные особенности сказок – народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм [14, с. 73].
Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
Многие народные сказки внушают
уверенность в торжестве
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателя [25, с. 123].
Дидактизм является одной
из важнейших особенностей сказок.
Сказки всех народов мира всегда поучительны
и назидательны. Именно отмечая их
поучительный характер, их дидактизм,
и писал А.С. Пушкин в конце
своей «Сказки о золотом
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания. Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения [22, с. 72].
Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Народное творчество знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».
Во-вторых, с помощью фольклора
В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Произведения устного народного творчества – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.
В-четвертых, фольклор способствует
развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту
народной мысли, у него возникает потребность в общении с
Устное народное творчество занимает особое место в национальной культуре и выполняет следующие функции:
1. эстетическая
2. воспитательная
3. познавательная
Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.
Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».
Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром [25, с. 94].
Вывод по 1 главе
Радикальные изменения, происходящие
в жизни нашего общества, требуют
всестороннего осмысления. Многолетнее
отчуждение человека от подлинной духовной
культуры, национальных корней и традиций,
от веры привело к кризису
Многие ученые считают, что
агрессивность глубоко
Все мечты человечества о будущем без ненависти, агрессии и насилия развеялись, как дым. Даниэль Миттеран, жена ныне покойного президента Франции, на Конгрессе в защиту мира вспоминала о своей юности: «Люди мечтали о том, что будут свободно жить в мире дружелюбия и доверия, что у них будет мир с собой и другими; они мечтали, что будут здоровыми, что их жизнь будет мирной, что их чувство собственного достоинства будут уважать, что они будут жить в богатом и щедром мире, где люди будут заботиться друг о друге». В заключении она добавила: «Прошло полвека и уже совершенно ясно, что наши мечты так и остались мечтами» [45, 34].
Сейчас безнравственность возрождается и этого невозможно не заметить. Она распространяется все шире и становится все более явной.
В этих условиях
особенно актуализируется
Именно поэтому современные исследователи всерьез занялись разработкой вопросов, связанных с духовно – нравственным воспитание подрастающего поколения.
Для такого развития России, о котором говорит президент страны, необходимо решить многие проблемы. Среди них наиболее важно, как нам представляется, нравственное воспитание молодежи.В современной литературе имеется множество теорий, взглядов, мнений, освещающих этот вопрос. В нашем исследовании мы своеобразно подходим к рассмотрению формирования нравственного поведения, а именно с точки зрения влияния на его формирование малых фольклорных жанров, что и стало целью нашего исследования.
Глава 2 .§2.1 Выявление уровня сформированности нравственных понятий младших школьников
Практическая часть
Цель экспериментальной работы - выявление уровня сформированности нравственных понятий младших школьников.
Для выявления уровня сформированности нравственных понятий учащихся начальной школы методами исследования были выбраны: наблюдение, беседа, опрос и анкетирование.
В данном исследовании
мы не ставили цель выявить
конкретных учеников, склонных или
не склонных мыслить
С целью повышения уровня сформированности нравственных понятий мы предлагаем дидактический материал по работе с пословицами и поговорками.
Для выявления уровня развития духовно - нравственных качеств у младших школьников надо было выяснить категориальную структуру нравственности.
Нами были взяты за основу такие категории как: добро, зло, мудрость, справедливость, дружба, долг, вина..
Затем мы попросили младших школьников пояснить, как они понимают данные понятия. Из опрошенных было 30 детей 3 класса (11 девочек и 19 мальчиков).
Испытуемым нужно было ответить на вопрос: Как они понимают данные понятия?
Таблица № 1
Категории |
Объяснили понятие: кол-во |
% |
Не объяснили понятие: кол-во |
% |
1.Добро |
25 человек |
83,3 |
5 |
16,7 |
2.Зло |
26 человек |
86,7 |
4 |
13,3 |
3.Дружба |
20 человек |
66,7 |
10 |
33,3 |
4.Справедливость |
15 человек |
50 |
15 |
50 |
5.Долг |
2 человека |
6,7 |
28 |
93,3 |
6. Вина |
8 человек |
26,7 |
22 |
73,3 |
7.Мудрость Среднее значение |
12 человек 15,4 |
40 51,4 |
18 14,6 |
60 58,6 |
Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг дру-гу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».
В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием -«это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».
Добро в представлении отвечающих -«когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые включили «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.
Также нами было проведено
анкетирование среди учителей в
работе по духовно-нравственному
Таблица №2
№ |
Виды работы (методы и приемы) |
1 |
Этические беседы на уроках
литературного чтения и во внеурочное
время, научно-исследовательская |
2 |
Сочинения на нравственную тему, работа по формированию нравственного поведения на предмете-ОРКСЭ, научно-исследовательская деятельность учащихся, классные часы на нравственные темы. |
3 |
Работа с родителями, классные часы, этические беседы, предмет-ОРКСЭ, научно-исследовательская работа учащихся на нравственные темы и изучение устного народного творчества. |
4 |
Внеурочная работа, «Дни добрых дел», письменные размышления учеников на нравственные темы, сочинения, этические беседы. |
5 |
Научно-исследовательская работа учащихся на нравственные темы, этические беседы, диспуты(проводятся раз в месяц, дети сами выбирают тему), сочинения. |
6 |
Классные часы на тему нравственности, решение проблемных ситуаций, этические беседы, научно- исследовательская работа учащихся, предмет- ОРКСЭ. |
7 |
Этические беседы, «Дни добрых
дел», классные часы, размышления учащихся
на нравственные темы, этические беседы,
научно-исследовательская |
Информация о работе Особенности нравственного воспитания младших школьников