Особенности нравственного воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить возможности фольклора в духовно – нравственном воспитании младших школьников и разработать дидактический материал к урокам литературного чтения. Цель работы обусловила следующие задачи исследования: 1.Изучить проблему духовно-нравственного воспитания в начальной школе в психолого-педагогической литературе и на практике. 2.Изучить воспитательный потенциал произведений устного народного творчества.
3.Разработать дидактический материал к урокам литературного чтения с использованием фольклора. Проблема - как эффективно использовать возможности фольклора в процессе духовно-нравственного младших школьников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретическая основа изучения духовно-нравственного воспитания………………..6
1.1Сущность духовно-нравственного воспитания …………………………………………… ..6
1.2Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………………………………12
1.3 Функции и воспитательный потенциал произведений устного народного творчества………………………………………………….……………………………………….17
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………………………...25
Глава2 Экспериментальное исследование нравственных качеств младших школьников.
2.1 Выявление уровня сформированности нравственных понятий младших школьников…26
2.2Подбор дидактического материала к урокам литературного чтения ………………………………………...…………………..…………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………33
Библиографический список……………..………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая устное народное творчество.docx

— 84.27 Кб (Скачать файл)

Наиболее характерные  особенности сказок – народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм [14, с. 73].

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его  борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Многие народные сказки внушают  уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как  правило, во всех сказках страдания  положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

Образность – важная особенность  сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные  черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и  т.п. Эти черты раскрываются и  в событиях, и благодаря разнообразным  художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.

Образность  дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателя [25, с. 123].

Дидактизм является одной  из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны  и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А.С. Пушкин в конце  своей «Сказки о золотом петушке»:

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов  являются эффективным средством  воспитания. Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения [22, с. 72].

Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Народное творчество знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».

Во-вторых, с  помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих  культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки [25, с. 62].

В-третьих, с  помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как  к культуре собственного этноса, так  и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Произведения устного народного творчества – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.

В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического  вкуса. Ребенок чувствует красоту  народной мысли, у него возникает  потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

Устное народное творчество занимает особое место в национальной культуре и выполняет следующие функции:

1. эстетическая

2. воспитательная

3. познавательная

Эстетическая  функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.

Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».

Познавательное  значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром [25, с. 94]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по 1 главе

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, требуют  всестороннего осмысления. Многолетнее  отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры привело к кризису общественного  сознания, выразившемуся в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности в стране, росту преступности (в том числе и детской), насилия, агрессии и т. д. Создается впечатление, что агрессия и ненависть окружают нас повсюду.

Многие ученые считают, что  агрессивность глубоко укоренилась  в человеческом подсознании. Как  сказал Э. Уайт, «она по большей части, возможно, даже заложена, «встроена» в  саму сущность людей» [45, 41].

Все мечты человечества о  будущем без ненависти, агрессии и насилия развеялись, как дым. Даниэль Миттеран, жена ныне покойного  президента Франции, на Конгрессе в  защиту мира вспоминала о своей юности: «Люди мечтали о том, что будут свободно жить в мире дружелюбия и доверия, что у них будет мир с собой и другими; они мечтали, что будут здоровыми, что их жизнь будет мирной, что их чувство собственного достоинства будут уважать, что они будут жить в богатом и щедром мире, где люди будут заботиться друг о друге». В заключении она добавила: «Прошло полвека и уже совершенно ясно, что наши мечты так и остались мечтами» [45, 34].

Сейчас безнравственность  возрождается и этого невозможно не заметить. Она распространяется все шире и становится все более  явной.

 В этих условиях  особенно актуализируется анализ  проблемы нравственного воспитания.

Именно поэтому современные  исследователи всерьез занялись разработкой вопросов, связанных  с духовно – нравственным воспитание подрастающего поколения.

Для такого развития России, о котором говорит президент  страны, необходимо решить многие проблемы. Среди них наиболее важно, как  нам представляется, нравственное воспитание молодежи.В современной литературе имеется множество теорий, взглядов, мнений, освещающих этот вопрос. В нашем исследовании мы своеобразно подходим к рассмотрению формирования нравственного поведения, а именно с точки зрения влияния на его формирование малых фольклорных жанров, что и стало целью нашего исследования.

Глава 2 .§2.1 Выявление уровня сформированности нравственных понятий младших школьников 

Практическая часть исследования была проведена в МАОУ СОШ № 15(филиал), на 3-1 классе.

Цель экспериментальной  работы - выявление уровня сформированности нравственных понятий младших школьников.

Для  выявления уровня сформированности нравственных  понятий учащихся начальной школы методами исследования были выбраны: наблюдение, беседа, опрос и анкетирование.

 В данном исследовании  мы не ставили цель выявить  конкретных учеников, склонных или  не склонных мыслить нравственно,  поэтому анкетирование проводилось  анонимно.

С целью повышения уровня сформированности нравственных понятий мы предлагаем дидактический материал по работе с пословицами и поговорками.

Для выявления уровня развития духовно - нравственных качеств у  младших школьников надо было выяснить категориальную структуру нравственности.

Нами были взяты за основу такие категории как: добро, зло, мудрость, справедливость, дружба, долг, вина..

Затем мы попросили младших  школьников пояснить, как они понимают данные понятия. Из опрошенных было 30 детей 3 класса (11 девочек и 19 мальчиков).

Испытуемым нужно было ответить на вопрос: Как они понимают данные понятия?

 

 

 

 

 

 

Таблица № 1

Категории

Объяснили понятие: кол-во

%

Не объяснили понятие: кол-во

%

1.Добро

25 человек

83,3

5

16,7

2.Зло

26 человек

86,7

4

13,3

3.Дружба

20 человек

66,7

10

33,3

4.Справедливость

15 человек

50

15

50

5.Долг

2 человека

6,7

28

93,3

6. Вина

8 человек

26,7

22

73,3

7.Мудрость

Среднее значение

12 человек

15,4

40

51,4

18

14,6

60

58,6


 

Раскрывая смысл категории  «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг дру-гу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

В толковании зла можно  выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с  действием -«это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении  отвечающих -«когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые включили «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.

Также нами было проведено  анкетирование среди учителей в  работе по духовно-нравственному воспитанию. Они должны были ответить на вопрос: как они уделяют внимание духовно-нравственному воспитанию В таблице 2 представлены виды работы, методы и приемы по духовно-нравственному воспитанию

Таблица №2

Виды работы (методы и  приемы)

1

Этические беседы на уроках литературного чтения и во внеурочное время, научно-исследовательская работа детей по изучению фольклора и  нравственных понятий, письменные размышления  детей на нравственную тему.

2

Сочинения на нравственную тему, работа по формированию нравственного  поведения на предмете-ОРКСЭ, научно-исследовательская  деятельность учащихся, классные часы на нравственные темы.

3

Работа с родителями, классные часы, этические беседы, предмет-ОРКСЭ, научно-исследовательская работа учащихся на нравственные темы и изучение устного народного творчества.

4

Внеурочная работа, «Дни добрых дел», письменные размышления  учеников на нравственные темы, сочинения, этические беседы.

5

Научно-исследовательская  работа учащихся на нравственные темы, этические беседы, диспуты(проводятся раз в месяц, дети сами выбирают тему), сочинения.

6

Классные часы на тему нравственности, решение проблемных ситуаций, этические  беседы, научно- исследовательская  работа учащихся, предмет- ОРКСЭ.

7

Этические беседы, «Дни добрых дел», классные часы, размышления учащихся на нравственные темы, этические беседы, научно-исследовательская деятельность учащихся на нравственные темы и работа по изучению устного народного творчства.

Информация о работе Особенности нравственного воспитания младших школьников